Vadim Deruzhinsky » Чт май 15, 2008 11:28 pm
Для справки.
Несколько лет тому назад герб "Погоня" был включен в Государственный список нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь, и сегодня он находится под охраной государства. А в настоящее время, как сообщило БелаПАН 1 апреля 2008 года, Министерство культуры рассматривает обращение общественности о придании бело-красно-белому флагу статуса нематериальной историко-культурной ценности. Агентство уточняет: «Бело-красно-белый флаг с 1991 по 1994 годы был одним из символов белорусской государственности, а бело-красно-белые ленточки являются элементами символики зарегистрированного общественного объединения "Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны" и Белорусского экзархата Русской православной церкви». Собственно говоря, этот флаг по своему происхождению – древний православный флаг, означающий «кровь Христа в чистой душе человека».
Доктор исторических наук, профессор А. Грицкевич писал в комментариях к репринтному изданию книги В.У. Ластовского «Короткая история Беларуси» (с издания 1910 года в Вильно – репринтное издание: Минск, «Унiверсiтэцкае», 1993):
«Одеяние обоих иерархов [православного киевского митрополита Иосифа Солтана (умер в 1522 г.) и полоцкого православного архиепископа Мелетия Смотрицкого (1572-1630)] выполнено бело-красно-белыми полосами. Эти цвета на церковном одеянии православных и униатских митрополитов, архиепископов и епископов означают их миссию, заключающуюся в символике крови Иисуса Христа на чистой душе человека. Бело-красно-белые полосы носят и теперь иерархи православной церкви. Эти цвета есть и на портретах церковных иерархов в художественном музее в Вильнюсе. Они совпадают с историческими цветами белорусской национальной одежды, а также с цветами боевых стягов белорусско-литовского войска в XVI-XVIII веках, и Белорусского гусарского полка в русской армии в конце XVIII – начале XIX веков, и с государственным белорусским флагом».
Совершенно поменялось и отношение к лозунгу «Жыве Беларусь!», который отныне не считается «оппозиционным», а является общенациональным.
26 апреля 2008 года главная государственная газета «Советская Белоруссия» опубликовала статью Виктора Корбута под названием «Жыве Беларусь!», в которой полностью «реабилитируется» этот лозунг.
Поводом для статьи стали слова, которые сказала певица Анжелика Агурбаш в День Независимости на праздничном концерте: «Счастья вам, здоровья, добра и вечно хорошего настроения! Жыве Беларусь! Вечно свободная и вечно красивая!»
Поскольку многие посчитали, что певица произнесла «оппозиционный лозунг» (с чем она абсолютно не согласна), автор статьи в «Советской Белоруссии» объясняет:
«За Беларусь!», «Жыве Беларусь!» или «Квiтней, Беларусь!» — в сущности, одно и то же разными словами. Неужели желать процветания своей стране, утверждать, что она живет (не умирает, не гибнет — боже упаси!), — нечто из ряда вон выходящее или, еще не хватало, исключительное право неких партий? Что же получается, нормальному человеку, не зацикленному на политике, и сказать пару хороших слов о собственной стране нельзя?
Любовь к Родине, национальное сознание или, если хотите, «свядомасць» в наши дни — нормальное состояние каждого белоруса. Без скачков напряжения в организме, как температура 36,6. Без отката к нигилизму и без националистического угара.
Конечно, в начале 90-х все было иначе. «Смена вех», связанная с распадом СССР, не могла пройти без следа в жизни тысяч, миллионов людей. Чтобы независимая Беларусь состоялась, потребовалась долгая кропотливая работа. Ее результаты стали заметны не так давно. Мы это видим по тому, что с нашей страной считаются и на Западе и на Востоке, а белорусское гражданство стало желанным для многих иностранцев.
Да, в начале 90-х, когда стояли заводы, не выплачивались зарплаты и жизнь превратилась в сущую жестянку, хватало любителей покричать без разбору то «Ганьба!», то «Долой!», а для пущей убедительности приправить «ораторику» емким и звучным «Жыве Беларусь!».
Время то ушло, и на площадях давно не слышно трибунов, а вместо них поют мастера других искусств. Спроси же у нынешнего студента или школьника, какие эмоции вызывает у него слоган «Жыве Беларусь!», — уверен, не найдется того, кто бы даже заподозрил в сиих словах что-либо странное. «Живет себе и живет спокойно, а что же еще делать?» — самый логичный ответ на вопрос, который сам по себе удивителен.
Хочется меж тем напомнить, что ставшая сегодня «спорной» фраза — не совсем случайная. У нее есть и дата рождения, и автор. Этот сочинитель не кто иной, как Янка Купала. Осенью 1906 года он нанялся помощником винокура на «бровар» помещика Любанского в деревне Яхимовщина, недалеко от Молодечно. Здесь на досуге, как говорят знатоки творчества песняра, начал сочинять свои первые «вершы». Тут написал хрестоматийное, переведенное на более чем сто языков мира стихотворение «А хто там iдзе?». Не позднее 1907 года появилось и интересующее нас сочинение — «Гэта крык, што жыве Беларусь».
О чем писал поэт? Как ни огорчительно для любителей «жареных» фактов, не о политике. Впрочем, пусть слова скажут сами за себя:
А вот як не любiць гэта поле, i бор,
I зялёны садок, i крыклiвую гусь!..
А што часам тут страшна заенча вiхор, —
Гэта енк, гэта крык, што жыве Беларусь!
В общем, стихи отнюдь не на злобу дня, хотя сложены во времена первой русской революции. Города волнуются, а поэт спокойно живет и работает в деревне, пишет свою поэзию жизни.
Что случилось с купаловскими строками затем — другая песня.
После Октябрьской революции появились иные, более актуальные моменту, что ли, интерпретации классики. «Няхай жыве вольная Беларусь!» — под таким девизом возникла БНР. Сторонники БССР, а затем партизаны и подпольщики в годы Великой Отечественной войны провозглашали: «Няхай жыве савецкая Беларусь!»
Купала здесь уже был ни при чем. На поэзию наслоилась проза жизни. Сможет ли поэзия вернуть себе былую чистоту — вопрос ко времени. А пока, что ни говори, живет Беларусь и будет жить. И это главное.
И – кстати! Сделав из эмоционального призыва Анжелики чуть ли не политическую сенсацию, наши «наблюдатели» как-то упустили один факт: последние 10 лет государственная «Народная газета» на самом видном месте публикует слоган «Жыве Беларусь!» И что? Ничего!»
Конец цитаты. Не менее показательно, что на сайте «СБ» помещено открытое обсуждение этой статьи, где высказаны разного рода критические мнения. Среди них:
«Прашу прабачэння, але "Жыве Беларусь!" на рускую мову заўсёды перакладалася як "Да здравствует Беларусь!" Так што аўтар не зусім дакладна зразумеў сэнс фразы. Гэта ніякім чынам не "Живет Беларусь".
Или такое мнение: «Напомню и вам и автору этой душещипательной статьи и о том, как в марте 2006 г. минская милиция писала в протоколах задержания стандартное "кричал антигосударственные лозунги "Жыве Беларусь!" и др.».
И даже такое мнение: «На видео в интернете отчетливо слышно, как Агурбаш говорит "живЁТ Беларусь".
Радует открытость и смелость «СБ», а что касается всяких критических замечаний вроде приведенных выше и многих других (с которыми желающие могут познакомиться на сайте этой газеты в обсуждении статьи), то все они несущественны на фоне самого главного факта: отныне лозунг «Жыве Беларусь!» является общенациональным и государственным.
Аналогичным путем в конце марта еженедельная передача «Контуры» на канале «ОНТ» «реабилитировала» Белорусскую Народную Республику. Впервые государственные СМИ РБ назвали БНР «прообразом Белорусской Государственности», а не «германской марионеткой», как было принято ее называть еще с советских времен. Впервые правительство БНР было оценено как «белорусские патриоты» и «деятели белорусской истории», а не негативно.
Налицо явная тенденция нового курса страны – на возврат к своим национальным истокам, лежащим вне рамок СССР. Ибо раз мы в состав России никогда не войдем, то у нас нет другого пути, кроме создания прочного суверенного государства со своим национальным лицом.
Еще два ожидаемых шага в этом направлении – это введение национального названия парламента и введение национального названия валюты, что после распада СССР сделали все экс-республики, кроме Беларуси. Парламент РБ должен вернуть свое название Рада, а валютой РБ должен быть не «белорусский РУБЕЛЬ» (именно «рубель», а не рубль – так он сегодня называется), так как никаких «рубелей» никогда у нас не чеканилось. До 1795 года (в период нашей государственности и независимости от России) наши монетные дворы чеканили вовсе не «рубели» и не польские злотые, а именно БЕЛОРУССКИЕ талеры, солиды (сольды), шелеги (шиллинги) и гроши. Монетная система независимой Беларуси, как рассматривало еще правительство Кебича в начале 90-х с опорой на мнение АН РБ, должна состоять из белорусского талера и белорусского гроша. Напомню, что последний белорусский талер был отчеканен Гродненским монетным двором в 1794 году – и выпуск наших талеров был запрещен российскими оккупационными войсками Суворова.
Все это и многое другое – крайне нужные шаги по укреплению нашей государственности, обоснование которой лежит вовсе не в эпохе Ленина, а в ее традициях суверенности с древнейших времен. И чем прочнее мы найдем эти наши исторические корни – тем прочнее будет наша государственность.