БЕЛАРУСЫ – СЛАВЯНЕ ИЛИ БАЛТЫ?
Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования»
В интернете распространяется курс лекций историка Александра Кравцевича об истории беларусов, в том числе материалы под названием «Беларусы – балты или славяне?». Вызывает сожаление, что этот автор своими поверхностными концепциями создаёт у большой массы беларусов совершенно неверные представления об истории.
Вот видео:
https://www.youtube.com/watch?v=zelg5pWbxfI
Кратко концепция Кравцевича выглядит так. На территории Беларуси в прошлом жили какие-то чуждые нам балты, но вот после Великого переселения народов невесть где появились наши предки славяне. Они с юга пришли на территорию Беларуси, и примерно с VI века началась наша история: «Славяне и балты встретились, вступили в контакт и начали совместно жить и работать».
И ведь тысячи беларусов обмануты этой глупостью!
Послушать Александра Кравцевича, так у нас в последние 70 лет произошло второе, невиданное по масштабам Великое переселение народов! В 1950-е в БССР по-русски говорили только русифицированные евреи, а почти все беларусы говорили на мове. А сейчас на мове в быту говорят единицы. Согласно Кравцевичу, наше беларуское население вымерло или уехало, а вместо него приехали русские – 9 миллионов. Правительство, все депутаты и все военнослужащие не говорят на мове. Получается, что все они приехали к нам из России?
Концепции историка ошибочны тем, что он ставит знак равенства между языком и этносом, а причиной смены языка считает якобы приход другого народа, другой культуры. На самом же деле в большинстве случаев ни было никаких значимых миграций. И никакие славяне к нам с юга не приходили. Ложь о «пришедших с юга славянах» выдумали в ЦК КПСС с двумя целями. 1) Обосновать, откуда в финском Залесье взялись славяне. Москва считала вредным факт, что финно-угры просто перешли на славянский язык: для концепции «триединого народа» обязательно требовались какие-то фантастические «пришлые славяне» (которые вышли с котомками из Киева, прошли через Беларусь и пришли в Суздаль). 2) Эти «пришлые славяне» требовались и для того, чтобы представить беларусов «младшим братом» русских: дескать, беларусы были частью древнерусской народности, имели одну кровь с русскими, а потому сейчас беларусы не имеют права на государственность, обязаны подчиняться Москве. Всё это не имеет никакого отношения к науке, это грязная имперская политика.
СРАВНИВАТЬ СИНЕЕ С КРУГЛЫМ
Начнём с того, что сам вопрос Кравцевича «Беларусы – балты или славяне?» абсолютно ненаучный. Под термином «балты» в науке подразумевается главным образом балтская раса, антропологический тип: целый набор качеств, из которых главное – широколицый долихокранный тип черепа. Как пишет в своей книге «Беларусы в генетическом пространстве (Антропология этноса)» выдающийся беларуский генетик и антрополог, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии Беларуси (1998) Алексей Микулич, этот тип черепа неизменен у беларусов 3500 лет, 140 поколений. Этот череп присущ западным балтам, и, кроме беларусов, он у мазуров – жителей Северной Польши, которые тоже западные балты. Самая близкая родня беларусов – по генам и антропологии – мазуры.
Так что никакие «славяне» ни к нам, ни в Мазову не приходили. Мазуры Мазовы были славянизированы примерно в 1500-1550 годах, и тогда же были славянизированы наши предки – западные балты литвины. И мы, и мазуры (северные поляки) – это славянизированные западные балты.
Что же касается термина «славяне», то он сугубо лингвистический и не имеет никакого антропологического содержания. Науке неизвестно ни одно «славянское» антропологическое качество, не существует ни одного «чистого антропологически славянского населения». Нет никаких «славянских генов», «славянской крови». Все славянские народы – это только славяноязычные народы со своими конкретными субстратами, причём некоторые (болгары, русские) по субстратам (тюркским, финно-угорским) не являются даже индоевропейцами. Вот почему сравнивать славян и балтов – это как сравнивать синее с круглым: это понятия разных смысловых категорий.
Однако вопрос Кравцевича «Беларусы – балты или славяне?» нелеп ещё и по той причине, что уж кого-кого, но вот балтов противопоставлять славянам просто нелепо! Ведь славянский язык-койне (язык межнационального общения) и родился из западнобалтского языка. А самый близкий славянскому из всех других языков, известных учёным, это ятвяжский язык. Противопоставлять балтов и славян – это как противопоставлять мать и её ребёнка.
Примерно на 50% славянский язык-койне имеет от западнобалтского языка, остальные 50% – от языков готов, сарматов и иллирийцев. Эти три языка некогда отделились от западнобалтского и 2000 лет назад не очень отличались, а также весьма походили на латынь. От сарматов сохранился только осетинский язык Алании. Вот вопрос историку Кравцевичу: куда исчезли эти 4 языка, вместо которых появился славянский суржик, и куда исчезли говорившие на них миллионы людей? И откуда, с какой такой Луны прилетели на их земли славяне? Сарматы и восточные готы действительно мигрировали по Восточной Европе, но вот западные балты и иллирийцы не были мигрантами.
То, что Кравцевич называет «миграцией славян с юга», было миграцией сарматов с готской княжеской и военной элитой, что положило начало русинам (украинцам) Киева и Львова, а также ляхам Кракова. Во время Варяжской Руси на пути из варяг в греки было большое присутствие скандинавов, которые основали Полоцк и создали там свою королевскую власть (король Рогволод и его дочь Рогнеда). Но историк обманывает беларусов, называя их «славянами» и «нашими предками». Норвежцы и шведы не были славянами, хотя и правили тут нами. Около 25-30% могил на пути из варяг в греки принадлежат скандинавам, но это не могилы нашего народа. У похороненных предков беларусов 3500 лет в захоронениях долихокранный широколицый тип черепа, а могилы скандинавов в Беларуси появляются лишь с началом Варяжской Руси и бесследно исчезают с создания ВКЛ.
МАНИПУЛЯЦИИ
Уж не знаем, как историк Александр Кравцевич связан с Республикой Летува, но он, по сути, «отрабатывает её заказ», который заключается в том, чтобы подарить историческое наследие Литвы и ВКЛ жмудам. А ведь балты были совершенно разные.
Говоря о «балтах», Кравцевич подразумевает вовсе не западных балтов, которыми были предки беларусов, мазуров и лужичан, а восточных балтов – то есть летувисов и латышей. Историк ловко «забыл» сказать главное: что нынешние летувисы Республики Летува – это латыши, которые в VIII-X веках вышли с территории Латвии и поселились в чащобах Жмуди. Их язык – это по сути латышский язык, никакой не «литовский», который на самом деле был западнобалтским. Как было сказано, учёные считают самым близким к славянскому языку – западнобалтский ятвяжский язык (сведения о других западнобалтских языках фрагментарны или вообще не сохранились: это языки пруссов, мазуров Мазовы, кривичей Кривы, дреговичей Дреговы и пр., а радимичи были переселившимся на восток нынешней Беларуси ятвягами). А вот восточнобалтские языки потому и не славянизировались, что из-за своей архаики очень отличались от западнобалтских наречий.
Западные балты – основное население на огромной территории Европы: от бывшей Северной части ФРГ и всей ГДР – и до Смоленщины. Вопреки фантазиям Кравцевича, никакие «славяне» на земли, являющиеся ныне германскими, никогда не приходили. Например, автохтоны Полабья западные балты при немецкой экспансии вначале переходили со своего языка на славянский суржик и так становились на короткое время «славянами», а следом через 100-120 лет эти уже якобы «славянские» поселения становились сёлами с «немецким населением». Это показывает, что «славянский проект» является только переходной стадией для онемечивания захваченной германцами территории.
Так огромные территории Северной части ФРГ и всей бывшей ГДР – некогда населённые западными балтами – вначале прошли славянизацию, а следом были онемечены (Берлин – славяно-балтское название, Дрезден – это Дрезно, Лейпциг – Липецк, и т.д.). Ляхи Кракова в союзе с немцами точно так проводили славянизацию мазуров Мазовы и Поморья лютичей (откуда, видимо, и название Лютва-Литва). Немцы планировали, что все славянизированные автохтоны станут потом немцами, в том числе ляхи (в городах Польши тогда говорили только по-немецки). Так что любовь историка Кравцевича к славяноязычию на самом деле в Средние века отражала концепцию немецкого «похода на Восток».
Теперь взглянем на Пруссию, откуда и пошли истоки нашей государственности ВКЛ. Название «Порусье» от того, что западнее его лежала захваченная немцами Полабская Русь (откуда, кстати, был родом Рюрик – сын датского конунга и ободритской княжны рутенов) и Поморье лютичей. Вся восточная часть Пруссии (а также территория Латвии и Жмуди) – это слабо контролируемые территории диких тогда племён восточных балтов. Там жили дикари, которые хоть некогда и вышли от западных балтов, но поселились в землянках в чащах лесов, не контактировали с западными балтами и потому поставили себя вне цивилизации, а вместо этого слились с племенами таких же диких пришедших с востока финнов – ливов (уралоидов-мигрантов с территории РФ), с которыми антропологически и культурно смешались. У латышей и жмудов огромнейшая генетическая составная финно-угров.
Эти дикие племена восточных балтов (которых Кравцевич ошибочно выставляет «эталонными балтами») в эпоху создания ВКЛ воевали каменными топорами и носили звериные шкуры, жили в норах в чащах лесов, не знали лошадей, а гончарному кругу их научили мы в ВКЛ. Жмуды (которые себя называют «литовцами») последними в Европе обрели письменность и христианство. Не удивляет, что Миндовг запросто отдал эти провинции Пруссии немцам – чтобы прекратить войну. Миндовг не считал живших там дикарей своим народом.
Совсем иное дело – Западная Пруссия (Порусье). Её западная провинция – Помезания (Помезанье), на границе с Мазовой. В немецких документах и картах её второе название – Русь, главные города имеют в названиях корень «Русь». Населяют провинцию рутены (латинское слово, по-славянски русины) из Полабской Руси, ими правит князь Святополк, он же воевода – командующий войсками – короля Пруссии. Резиденция королей Пруссии – Рингольда и потом его сына Миндовга – Погезания (Погезанье), где жили западные балты. Когда в ходе польско-немецкой экспансии Пруссия была повержена путём захвата её западных областей, Миндовг ушёл вовсе не в Восточную Пруссию или в леса Жмуди, а в Новогрудок, где и создал ВКЛ, объявив этот город своей новой столицей.
Ещё в 1220-1221 годах, как говорят документы, в Новогрудок ушли от немецко-польской экспансии из Поморья-Лютвы князья-лютичи («литовские князья») Булевичи и Рускевичи, которые ещё тогда заключили некие договоры с князьями и Руси (ныне Западной Украины), и Пруссии (с её королём Рингольдом, отцом Миндовга). Так появилось место для последующего ухода Миндовга, куда он и ушёл, согласно Великой хронике Польской, после поражения. Он подписал мир с немцами, по которому ради прекращения войны отдал им все земли восточных диких балтов Пруссии – на их онемечивание. В последующие 100-200 лет эти восточные провинции Пруссии и были немцами полностью онемечены. За исключением Жмуди, которую мы вместе с поляками спасли от онемечения в 1410 году – в Грюнвальдской битве, предлогом для которой послужило восстание жмудов (ныне называющих себя «литовцами») против немецкого ига.
Как видим, наша история была совсем иной, чем писали идеологи ЦК КПСС и националисты Летувы. ВКЛ было создано вовсе не жмудами, и даже не предками беларусов, а так называемыми «балто-славянами» (славянизированными в той или иной мере западными балтами) из Пруссии, Поморья, Полабской Руси – которые мигрировали к нам из Европы. Это не дикари-жмуды, а рыцарская элита той эпохи. А в Новогрудке тогда появилась единственная в Восточной Европе алхимическая лаборатория, как пишут современные археологи РБ. Так что всё-таки была в Беларусь некая миграция – но не тогда и не с юга. И не славян, а западных балтов. Эта миграция в Новогрудок шла из Пруссии и создала ВКЛ, и у нас сын прусского короля Миндовг короновал себя на короля ВКЛ.
Как пишет Великая хроника Польская, переехавший в Новогрудок Миндовг собрал своих порусских рыцарей и местных литвинов числом в 30.000 и, выйдя с территории РБ, устроил чудовищное разорение центральной Польши, полностью опустошив в том числе польский город Плоцк. Удивляет, как такое мизерное исторически образование, как Жмудь, всё это огромное в истории присваивает себе, а некоторые беларуские историки эти басни прямо или косвенно внедряют в наши умы. Явно нас пытаются лишить нашей настоящей истории.