staravoit:
Вас трудно понять. То радостная жизнь на фольварке в Польше, то инженер в Ростове.
Если он был инженером в Ростове, то о жизни на фольварке он мог рассказывать Вам только сказки. Мотоцикл простому труженику крестьянину был ни к чему. Некогда ездить и не куда.
Вы к тому же и читать не умеете. Про мотоцикл вам писал не я, а Denisevich Aleksandr, это из его семьи факт. А у моих родственников никогда не было ни одного мотоцикла. Вы внимательнее читайте имя автора поста, на который собираетесь отвечать.
staravoit:
Да дело не в богатстве даже. Дело в том, что если человек желает жить в другой стране, то он не патриот своей.
А мои бедные предки никогда не мечтали о Польше, в отличие от Ваших.
Ну, во-первых, Польша – это вовсе не «чужая страна», а часть нашей страны Речь Посполитая. Это не Германия и не Московия, а часть нашего ОТЕЧЕСТВА, мы вместе с этой частью нашей Родины разгромили тевтонов в Грюнвальдской битве 1410 года. Когда Москва была Ордой и собирала дань с Мордовской Руси для Золотой Орды.
Во-вторых, СССР – такое же союзное государство, каковым была и Польша до 1939 года. Причём в Польше еврейский язык и иудаизм никто не запрещал, а в БССР запретили. Да, Западная Беларусь была вассалом Варшавы. Но в ещё большей мере т.н. «БССР» была марионеткой Кремля.
В-третьих, практически никто в Западной Беларуси не хотел попасть в состав СССР. В первую очередь из-за того, что в СССР правил кровавый режим экстремизма, который массово уничтожал сотни тысяч неугодных жителей. А также из-за того, что СССР включал всяких «чучмеков», которые к беларусам никого отношения не имеют. В Западной Беларуси ни у кого язык не поворачивался называть эту ордынскую азиатчину «своей страной».
Предположим, для националиста беларуса Польша – уже не своя страна. Но тут в 1939-м навязали вместо братского славянского народа с общей многовековой историей в одном государстве – татар, мордву, чеченцев, чувашей, дагестанцев, армян, грузин, таджиков, бурятов, туркмен и прочих узбеков. Вот ответьте: какое отношение узбеки имеют к беларусам? С какой стати мы должны жить с ними в одной стране?
Но вы, staravoit, называете узбеков имеющими такую же, как у вас, ментальность «патриотов СССР», и считаете Узбекистан своим Отечеством. Извините, но ваши суждения просто абсурдны.
***
staravoit:
Она конечно гарант от нашей полной русификации. Но она же и источник нашей полной полонизации.
И это говорит человек, который положительно относится к русификации и неуважительно говорит о мове. Это двойные стандарты. Русификация у вас – вещь хорошая, а полонизация – чудовищное преступление. То и другое уничтожает беларуский язык. Почему одним можно убивать наш язык – и вы это поддерживаете, а другим нельзя?
staravoit:
Хутор, это хутор. Фольварак это панская усадьба.
Перестаньте позориться и почитайте Википедию. Фольварк был сельским буржуазным производством. А для сбора урожая фольварк не нужен.
staravoit:
У нас эти места до сих пор сохранились и называются хольверками. Обычно там аллея каких-то деревьев, копаное озерцо.
Вы меня шокируете суждениями. Вообще, может быть, в этом копаном пруду и заключался смысл фольварка в том, что разводили в рамках буржуазных отношений лосось, которую везли потом на городские рынки Польши и других стран. Это бизнес в чистом виде.
staravoit:
На картах 19 века фольварки расположены рядом с деревнями. Названы фольварки по фамилиям владельцев. Деревни близлежащие названы обычно от них же. Так что фольварки - продукты еще до буржуазной деревни.
Фольварки появились в ВКЛ очень давно, причём именно для производства особых видов продукции. Например, ещё во времена до создания Речи Посполитой у нас были распространены фольварки по производству мёда и воска (для религиозных нужд), и также были (с условно 1450-1500-х, это другая тема) в большом количестве фольварки с производством «горелки», в которых перегоняли брагу в водку. Владельцами фольварков были часто монастыри, религиозные объединения и прочие субъекты Гражданского общества ВКЛ той эпохи.
***
staravoit:
Язык запретить нельзя. И он ни при каких обстоятельствах не исчез бы во время жизни поколения, которое на нем разговаривало. А я не слышал никогда еврейской речи в Орше.
Даже учитывая их уничтожения фашистами, евреи в Орше и сегодня есть. Но разговаривают они на русском.
Я никогда не слышал указов о запрещении языков. Из Конституции идиш исчез скорее всего потому, что им никто не пользовался.
Привожу отрывок из нашей статьи «Идиш и мова в БССР», который полностью опровергает ваши безосновательные суждения:
***
«КОНЕЦ ИДИША В БССР: ЕВРЕИ СТАЛИ РУССКИМИ
Мечты еврейского руководства БССР о создании тут Еврейской республики разрушил в 1938 году Сталин, который объявил войну «еврейским оппортунистам в партии» (то есть «старым ленинцам»). Под удар попало всё еврейское, в том числе идиш. По указанию из Москвы в БССР создавались специальные комиссии по русификации евреев, причём руководили ими сами евреи – ответственные работники судов и прокуратуры. Идиш стал запрещённым языком, на котором нельзя было говорить даже дома в семьях. В итоге всего за несколько месяцев около половины евреев БССР стали вдруг «русскими»: «Действительно, если в 1926 г. идиш называли родным языком 72% советских евреев, то к 1939 г. – только 41%». (Lipset H. A Note on Yiddish as Language of Soviet Jews in the Census of 1939 // The Jewish Journal of Sociology. V. 12, № 1. June 1970. Р. 56.)
Началось всё так:
«В 1937-1938 гг. органы НКВД «вскрыли и ликвидировали» в Белоруссии бундовско-сионистскую организацию, которую «возглавлял» редактор газеты «Октябрь», «агент» польской и литовской разведок Ошерович. Следствие «установило» в Минске существование нелегального комитета Бунда в СССР, куда входили Вайнштейн, Киппер, Либерберг, Литваков, Шпрах, Фрумкина и другие». (Правда истории: память и боль / Сост. Жилинский Н. М. Минск, 1991. С. 83, 86.)
Ещё весной 1937 г. витебская еврейская газета «Дер Эмес» опубликовала отчёт из Бобруйска о преобразовании в городе без всяких объяснений властей еврейских детских садов в русские. (Der Emes. 21 мая 1937 г.) Это сообщение можно считать показательным, учитывая, что по переписи 1939 г. в Бобруйске проживало 26.703 еврея (почти половина горожан), а в обыденном сознании Бобруйск закрепился как еврейская столица Беларуси. Подобное происходило и в Минске, где еврейское население составляло 70.998 человек, в Гомеле – 40.880 человек, в Витебске – 37.095 человек, в Могилёве – 19.715 человек и других местах. А вскоре Бюро ЦК КП(б)Б приняло постановление о ликвидации еврейских детских садов и особых еврейских групп. (НАРБ. Ф. 4, оп. 3, д. 576, л. 39.) Ну а летом 1938 г. Народный Комиссариат просвещения принял к исполнению решение ЦК Компартии республики от 3 июля 1938 г. о ликвидации всех еврейских школ. (НАРБ. Д. 407, л. 299-а; д. 575, л. 287.)
К началу января 1940 г., по данным Наркомпроса, в восточной части республики уже не осталось ни одного еврейского учебного заведения. (Чырвоная змена. 18 верасня 1938.)
В 1938 г. польский язык и идиш были лишены статуса государственных. В Конституции 1937 г. в ст. 25 ещё говорится о возможности использования всех четырёх языков законодательной властью (но судопроизводство должно было вестись на беларуском языке, с возможностью предоставления переводчика и правом выступать в суде на родном языке, см. ст. 86), при обучении в школе – ст. 96, о присутствии их на гербе. Однако в конце июля 1938 г. это «отклонение» было устранено. Идиш, как и польский язык, был удалён из герба республики и, соответственно, из всех общественных учреждений.
Смиловицкий пишет:
«Почти все проявления еврейской культурной жизни были объявлены националистическими. Русификация учебных заведений подавалась как образец пролетарского интернационализма. Гонениям подвергли деятелей еврейской культуры и искусства, учёных, экономистов, военных, включая и работников еврейской секции при ЦК Компартии Белоруссии. В обстановке психоза и шпиономании ломались судьбы тысяч людей.
…В отчёте Наркомпроса БССР «О троцкистско-зиновьевских контрреволюционных вылазках среди учителей и учащихся в 1935/1936 гг.» приводились сведения о том, что ученица седьмого класса Каркалецкой школы Дриссенского района Павлова расшифровала аббревиатуру МТС (машинно-тракторная станция), как «могила товарища Сталина»; Исаака Мироновича исключили из Витебского педагогического института за то, что он защищал «контрреволюционных подонков», утверждая, что Лев Троцкий и Григорий Зиновьев были лучшими друзьями Ленина. Студента третьего курса БГУ Арона Кацнельсона исключили из университета за то, что он разносил «поклёпнические» сплетни о причинах смерти жены Сталина Надежды Аллилуевой, а студентку первого курса Эстер Кацман – за то, что она защищала своего «мужа-троцкиста».
Студента третьего курса химического факультета С.М. Шеймана расстреляли как контрреволюционера. Пострадали директора еврейских неполных школ: Григория Мезита, работавшего в Кармовичах Лиозненского района Витебской области, освободили от занимаемой должности за то, что он осмелился выступить против изъятия из библиотеки запрещённой литературы и ставил «троцкистские» патефонные пластинки в учительской; Александра Быковского из Махновки Оршанского района сняли за восхваление Троцкого как идеолога пролетарской революции. Репрессиям подверглись руководители ряда педагогических техникумов и отделов наробраза, в том числе директор Полоцкого техникума Менделевич, Слуцкого – Эскин, Могилёвского – Печатников, заведующие районными и городскими отделами наробраза Нодельман (Пуховичи), Лемец (Сенно), Савика (Ветрено) и другие. (НАРБ. Д. 9, лл. 1-13, 15.)
В июле 1938 г. в докладе заведующего отделом народного образования Минска говорилось, что в 8 еврейских школах города из 148 преподавателей 35 человек были связаны с Польшей, Литвой, Германией и Англией, 38 человек – с Палестиной. Бундовцами и сионистами были названы 5 учителей, у 26 учителей родители в прошлом имели отношение к торговле, а у 6 – были раввинами. (НАРБ. Оп. 21, д. 1378, л. 12.)
Главное управление литературы и издательств (Главлит) БССР подготовило в 1937 г. огромный (110 страниц) список еврейской литературы, подлежащей изъятию из библиотек общественного пользования, учебных заведений и книготорговой сети. В нём фигурировало 1595 названий книг и журналов, выпущенных в РСФСР, 399 – в БССР, 253 – в УССР, а также 37 произведений на идише и 11 на польском языке. Изымались все без исключения книги таких авторов, как Л. Авербах, А. Айхенвальд, К. Берман-Юрин, Я. Бронштейн, И. Вардин, А. Волобринский, Я. Дребнис, Х. Дунец, Г. Зайдель, Г. Зиновьев, Л. Зискинд, Л. Каменев, Н. Ленцнер, М. Лурье, Р. Пикель, И. Рейнгольд, К. Радек, Г. Сокольников (Бриллиант), С. Розенблюм, Л. Троцкий, Б. Фельдман, Фриц Давид (Круглянский), Ц. Фридлянд, Е. Цейтлин, Р. Эйдельман, И. Харик, И. Якир – всего 266 авторов-евреев. (Смиловицкий Л. Книга в годы сталинских репрессий // Кнiга, бiблiятэчная справа i бiблiяграфiя Беларусi. Центральная навуковая бiблiятэка АН Беларусi: Мiнск, 1993. С. 128-133.)
Смиловицкий пишет:
«Вслед за школой наступил черёд других учреждений культуры. Упразднялись еврейские творческие союзы, закрывались газеты и журналы на идише. Во второй половине 1937 г. были закрыты «Дер юнгер арбетер» и «Дер юнгер ленинец», прекратился выпуск бюллетеня еврейского сектора Академии наук БССР «На фронте науки» и Лингвистического сборника, а в январе 1938 г. был закрыт еврейский отдел Государственной библиотеки им. Ленина. …По ложным обвинениям были осуждены Яков Бронштейн, Моисей Кульбак, Рувим Выдра, Изи Харик, Самуил Агурский, Хаскель Дунец, Юрий Дардак и другие. Репрессии затронули сотрудников еврейского отдела Института белорусской культуры и еврейского сектора Академии наук Белоруссии, преподававших в разных учебных заведениях: Арона Волобринского, Шолома Гольдберга, Льва Гольмштока, Льва Домосека, Иехеля Равребе, Макса Эрика, Гилеля Александрова, Якова Рубина, Хану Либман, Владимира Гессена и многих других. Большинство из них были расстреляны или погибли в сталинских лагерях. Исподволь в сознание населения внедряли убеждение, что почти каждый творческий работник-еврей в душе сионист».
ЕВРЕИ-ФАШИСТЫ В БССР
Первый секретарь ЦК Компартии республики Пантелеймон Пономаренко этот этноцид объяснил тем, что «при строительстве социализма в отдельно взятой стране не важно, каким языком пользоваться. Более того, унифицированный язык, роль которого отводилась русскому, был намного удобнее». (Архив КГБ Республики Беларусь. Д. 9959, т. 2, л. 7.) Одновременно Пономаренко выступал против беларуской мовы и назвал Союз писателей БССР «Союзом фашистских писателей», которые противятся русификации – что по его представлениям «и есть фашизм».
Пономаренко ввёл принцип, что если еврей сопротивляется русификации – то этот еврей является фашистом. В выступлениях представителей власти БССР, которые сами являлись евреями, повторялась мысль – особенно в речах и статьях руководящих работников прокуратуры – о том, что языки идиш и в особенности иврит являются «фашистскими языками».
По сведениям Юделя Марка, в 1940 г. группа родителей учащихся из Минска была арестована и отправлена на длительные сроки в концлагеря ГУЛАГа лишь за подачу петиции о сохранении в Минске единственной еврейской школы. (Марк Ю. Еврейская школа в СССР // Книга о русском еврействе, 1917-1967 гг. / Под ред. Фрумкина Я.Г. и др. Нью-Йорк, 1968. С. 240.) В приговорах евреям тогда обычно значилось «сионист-фашист». В том числе в отношении членов Бунда (учредителя РСДРП, в домик съезда которого и сегодня водят лопухов-пионеров нынешние пропагандисты) практически всегда были стандартные обвинения: «сионистский фашист». То есть получается, что партия Бунд, из которой состоял на треть первый съезд РСДРП, была, оказывается, фашистской партией.
Напомню, что, когда СССР оккупировал Западную Беларусь, то устроил там Холокост – успел к началу ВОВ уничтожить там не только всех членов еврейских партий и общественных объединений, но также всех членов Бунда (объявленных «фашистами») и даже всех коммунистов – членов Коммунистической партии Западной Белоруссии. По сводкам НКВД БССР до 22 июня 1941 года каждый день расстреливали по несколько десятков «еврейских фашистов» Западной Беларуси с отправкой в концлагеря их семей.
Это именно Холокост, так как власти БССР массово поубивали не только членов еврейских партий и КПЗБ, но также расстреляли всех иудейских священников и всех учителей еврейских школ Западной Беларуси, а все синагоги и еврейские школы закрыли. Фактически, это то, что в Польше тогда делали нацисты Гитлера.
Сейчас демагоги-идеологи придумали праздновать 17 сентября 1939 года как «освобождение от польского ига». Какое замечательное «освобождение»: пришли оккупанты СССР и закрыли все еврейские школы, запретили вообще еврейский язык. С таким извращённым подходом к термину «освобождение» и Гитлер – это «великий освободитель еврейского народа». И как интересно получилось: Гитлер и Сталин вначале в 1939 году нападают вместе на Польшу, потом Сталин в Западной Беларуси запрещает язык евреев, их веру и еврейские школы, расстреливает или отправляет на смерть в концлагеря всех политических и национальных представителей еврейского народа на оккупированной территории. Ну только потом, когда уже всё еврейское «зачищено», приходит в 1941 году друг Сталина Гитлер, чтобы уже «окончательно решить вопрос».
В составе Польши в Западной Беларуси проживало около полумиллиона евреев. С приходом оккупантов Сталина была уничтожена лучшая часть этого сообщества – все национальные фигуры: расстреляны несколько десятков тысяч, сосланы в концлагеря их семьи – всего более 60.000 евреев Западной Беларуси. Это к 22 июня 1941 года. Тогда приходит закончить начатое Сталиным – уже Гитлер. И уничтожает 99,99% евреев Западной Беларуси.
ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ИДИША
Леонид Смиловицкий подводит итог: «Окончательно школа на идише прекратила своё существование в Белоруссии с началом немецкой агрессии летом 1941 г. Она не возродилась и после окончания войны, потому что восстановление культурно-национальной жизни нерусских народов СССР не входило в планы режима».
Однако из кого состоял этот режим в БССР? Из русифицированных евреев. Они не очень горевали о том, что Западной Беларуси погибли все евреи (в Восточной уцелело около 65% или больше по разным оценкам), так как в Западной Беларуси в их представлениях были «плохие евреи». Их еврейские представители номенклатуры БССР клеймили как «фашистов-сионистов» за иудаизм, сохранение еврейскости и категорический отказ от русификации. Дело в том, что евреев Западной Беларуси с 1920 по 1939 год никто в Польше не заставлял ассимилироваться (как это делал царизм и потом Сталин с 1938 года), и поэтому в условиях полной национальной свободы еврейское население Западной Беларуси обрело огромный импульс для своей еврейской идентичности – причём совместно с евреями Западной Украины и самой Польши. Это по сути были два «золотых» десятилетия евреев Восточной Европы.
А вот евреи Восточной Беларуси предали свой народ, своих предков, свой язык, свою веру. Они стали себя считать «русскими». И стали главными русификаторами беларусов, стали совать палки во всё национальное беларуское. Им, видите ли, не нравятся слуцкие пояса и драники. Мол, это не принято в среде русифицированных евреев БССР.
Вот почему они с эпохи Перестройки Горбачёва активно подавляют всё национальное беларуское, пытаясь стереть у Беларуси национальное лицо беларусов. В том числе, мол, раз они – древний великий народ – отказались от своего великого языка литваков, перейдя на русский, то оскорбительно каким-то туземным литвинам-беларусам (деревенщине) сохранять свою мову. Как было показано выше, эти представления об отношениях идиша и мовы массово существовали в БССР ещё в 1930-е годы. Они сохраняются и поныне.
Кстати – про «деревенщину». Евреев из Западной Европы выгнали за то, что они там стали заселять города, что постепенно меняло весь уклад жизни государств. Там это не понравилось, и евреи стали переселяться в Восточную Европу. Немка Екатерина II была прекрасно осведомлена об этом свойстве «кочующего народа», потому при первом разделе Речи Посполитой сделала черту оседлости по границе между ВКЛ-Беларусью и Российской империей.
Более того: царизм нашёл в местных общинах литваков своего союзника в подавлении польско-беларуских восстаний. Мещане и шляхта после подавления восстания 1863 года выселялись царизмом из городов Беларуси (их вешали или массово ссылали в Сибирь), а их дома и собственность раздавались еврейским общинам. Вот так беларусы из «горожан» превратились в «деревенщину».
Исследователи пишут, что евреи Восточной Беларуси, особенно горожане, к концу 1930-х стали сами массово переходить на русский язык – для карьерного и партийного роста в СССР. И потому мне вдвойне непонятно – зачем Сталин решил запретить еврейский язык в Беларуси?»
***
Читайте полный текст статьи в нашей газете.