Начнем с вопроса когда? Это, несомненно, 16 век,ход исторических событий говорит об этом.
Кто? Главный "игрок" - Контантинопольский патриарх и его цитадель - Святая гора,вернее полуостров, Афон,20 православных монастырей,наполненных мудрецами.
Еще в начале 15 века дряхлеющая,доживающая свой век православная империя обратила свой взор на мощное государство с подавлящим православным населением и с действующей уже 100 лет Литовской митрополией. Но Витовт быстро понял кем его хочет сделать это застрявшее в догмах и времени сообщество(даже сейчас на землю Афона не может ступить нога не только женщины,но и животного женского пола,за исключением кур и кошек). У Витовта были другие планы в отношении Запада. В 1415 г. Витовт собрал в Новогородке совет православных епископов и лично рукоположил болгарского монаха Григория Цамблака в митрополиты Киевские. Патриарх Евфимий ответил проклятием Цамблака. В этом же году Витовт снарядил великое руское посольство (более 300 человек) на Всекатолический собор в Констанце.Переговоры с Римом об унии провалились не без участия Константинопольского патриарха. В 1439г состоялась Флорентийская уния,но Ватикан,естественно, и не собирался помогать сдерживать турков и греки отыграли обратно. После падения Византии,хотя за патриархом и Афоном остались их привелегии,они стали приглядываться к набирающей мощь Москве,несмотря на то,что церковь московская не была собственно греческой,а веками пребывала в несторианской ереси. Брак Софьи Палеолог с Иваном 3 поспособствовал тому ,что с конца XV века московские князья и цари начали оказывать щедрую помощь руской обители "Руссик" и иным на Афоне. В 1556г. случилось страшное- султан Селим 2 отобрал у Афона все их имения - оливковые,виноградные,цитрусовые,садовые плантатации.Встал вопрос вообще о выживании и греки вернулись к тому,с чем уже подступались ранее к Витовту - к идее создания новой православной империи.
В 1562г Константинопольский патриарх Иосаф2, утверждая царское венчание Грозного как законного преемника и наследника византийских императоров, в особой, подписанной всеми членами Константинопольского Собора грамоте извещал царя, что он повелел во всех церквах молиться о здравии государя, и называет его царем и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана, надеждою и упованием всех родов христианских, которых он избавит от варварской тяготы и горькой работы, как имеющий пространное достояние и сильный благоприятный скипетр. "Не только в одной Константинопольской Церкви, - писал патриарх, - но по всем церквам митрополичьим будем молить Бога о имени твоем, да будешь и ты между царями как равноапостольный и приснославный Константин".
Концепция новой империи,несомненно, разрабатывалась афонскими мудрецами,непосредственными исполнители - Киево-Печерская Лавра,а впоследствии Киево-Могилянская духовная академия.Прародительница новой империи - святая Киевская Русь,Киев- мать городов русских,основа- единый русский народ ;плавное перетекание сакрального центра в Москву,святой русский царь - единственная надежда и упование всех православных Вселенной,законный собиратель разделенного врагами русского народа и не только….
Феодосий Сафонович,Лазарь Баранович,Инокентий Гизель- вот истинные создатели истории Российской. "Синопсис" архимандрита Киево-Печерского Гизеля в 17 веке был единственным учебником истории в Москве.Татищев,Карамзин,Ключевской,Соловьев - все учились по нему.
Возмем Галицко-Волынскую летопись.В летописи прямая аналогия Руси с Израилем.Русь такая же святая земля,а Данила Романович " Сей же Данило бяшет вторый по Соломоне".Все оппоненты - Каины( Жирослав).
Нас интересует в первую очередь Литва.И тут совсем плохо. Создатель государства Миндовг- похотливый насильник.Причем дважды." Въ лето 6723 [1215]. Божиимъ повелениемь прислаша князи Литовьскии к великой княгини Романове и Данилови и Василкови, мир дающе. Быху же имена литовьскихъ князей се: старейшей Живинъбудъ, Давъятъ, Довъспрункъ, брат его Мидогь, братъ Довъяловъ Виликаилъ. А жемотьскыи князи: ерьдивилъ, Выкынтъ, а Рушьковичевъ — Кинтибуть, Вонибут, Бутовить, Вижеикъ, и сынъ его Вишлий, Китений, Пликосова, а се Булевичи — Вишимут его же уби Миндого тъ, и жену его поялъ, и братью его побилъ, едивила, Спрудеика."
По молодости Миндовг убил Вишимута с братьями и поял его жену. В старости Миндовг повторил "подвиг"- поял жену Довмонта.
Есть основания полагать,что это не исторические факты,а художественный свист на тему библейских сюжетов.
2 книга Царств,гл.13. Старший сын Давида,наследник трона Амнон воспылал стратью к Фамари,сестре своего единокровного брата Авессалома. Хитростью,притворившись больным,заманил Фамарь к себе во дворец(Миндовг заманил под предлогом поминок),и силой обесчестил Фамарь( Миндовг поял жену Довмонта против ее воли). Авессалом задумал отомстить, хитростью заманил к себе(Довмонт тоже схитрил,якобы ушел в поход,но потом вернулся) Амнона и убил.Потом Авессалом сбежал к царю Гессурскому(Довмонт подался во Псков).Народ перебил всех пособников Авессалома(4 книга Царств гл.21), а 4 молодых конюха Миндовга порешили пособника Довмонта Треняту.
Интересно проследить судьбу Довмонта по разным летописям.Она чудесна. Довмонт крестился и получил "силу Господню" и стал одним махом побивахом полчища врагов земли русской.Вот некоторые из его чудесных подвигов:.Довмонт с "одна девяноста" воинами разбил 700 поганых литовцев Герденя,безбожным немцам-латинянам досталось еще пуще - Довмонт всего с 60 воинами разметал 800 супостатов.
Теперь о жене Довмонта.Известно лишь та ,которая была во Пскове - это якобы племянница Невского,а может и не племянница,Мария,больше известная как Преподобная Марфа Псковская. Разбиваем имя Преподобной на слога- Мар-фа,переставляем слога местами и БА!- получаем уже знакомую нам библейскую Фамарь. Совпадение поистине чудесное.
Канонизирован Довмонт был, конечно же, в 16 веке. Время канонизации и подвиги его жены - где-то в анналах РПЦ,но можно не сомневаться - это все тот же 16 в.,когда и сочинялись эти чудесные истории.
Досталось в летописях и Витовту,пренебрегшему советам афонских мудрецов. Его превратили в женщину,облачив в женскую одежду при побеге из Кревского замка,что означает по церковным понятиям дьявольское изменение сущности(Второзаконие,гл22).
Как не вспомнить тут главу Временного правительства беднягу Керенского,который всю свою долгую жизнь отмывался от лживой байки,запущенной монархистами и подхваченной большевиками,о том,что он сбежал из Зимнего дворца в женской одежде.Так и не отмылся.
Вернемся,однако,к Москве.Надежа и защита всех правильных христиан царь московский без собственного патриарха ,як гаварят в Украине -"нэ тэ". На запросы Контантинополь загадочно молчал.Вдруг в 1588г Вселенский Константипольский патриарх Иеремей
нежданно-негаданно лично прибыл в Москву. Что произошло дальше,описал в своем хронографе спутник Иеремеи монамвасийский
митрополит Иерофей :
"Русские, когда узнали что Иеремия не согласен рукоположить другого на патриаршество, а сам хочет здесь остаться, говорили ему: "Так как, владыка, ты хочешь здесь остаться, и мы согласны на это, но так как древний престол русский во Владимире, то ты и потрудись туда переехать и там жить", - а то было место, худшее Кукоса".
Беспросветная глушь Иеремея не устраивала,он заартачился. С ним долго не мудрствовали,он был наглухо изолирован от мира
крепкими запорами и надежной стражей(ныне это - домашний арест). Московские явно недолюбливали греков,был уже один такой
шибко грамотный,Максим Грек,вдумавший поучать местных,кончил тем,что провел большую часть жизни в монастырской тюрьме с
клеймом турецкого шпиона и моримый "дымом,холодом и голодом".
Иеремей отсидел меньше года,а ведь мог и до скончания века,но одумался,сделал все как надо и отбыл с богатыми дарами.
Реванш Контантинополь взял в следующем столетии.Птенцы Киево-Могилянской академии не только вытеснили московских малограмотных коллег с ключевых мест,но и просочились в царские палаты - всем известный воспитатель царский детей Симеон Полоцкий киево-могилянец и по образованию и по духу.Результат: Никон,12 статей Софьи,массовые пытки и казни,массовые самосожжения и массовый исход населения(Ветка Гомельской обл. многое может поведать).Конечный итог: империя с воплем и стоном причалила к гавани традиционной греческой ортодоксии,а ересь несторианская укрылась в глухом подполье.
Вторым "игроком" был Ватикан со своим боевым отрядом - Орденом Иезуитов.
Иезуиты,быстро разобравшись с протестантами в Польше,прибыли в Вильню в 1569г.Здесь ситуация была кардинально другая -80%
Паны-Рады- протестанты и православные. Иезуиты во главе со Станиславом Варшевицким открыли школу,принимали всех - богатых и бедных,протестантов и православных.Учили блестяще,открыто не переманивали в каталичество.кротко и смиренно переносили хулу и обиды.Устраивали публичные диспуты,не гнушались и подставными.В своем костеле проводили невиданно пышные богосложения с органом и великолепным хором певчих - на это диво валили стар и млад. В 1571г. была страшная моровая эпидемия,из города уехали все кто мог.Варшевицкий со своими остался - лечил,помогал,ухаживал за бедными.Несколько иезуитов погибли,но остальные продолжали свой подвиг,чем заслужили признание и уважение местного населения.
Петр Скарга,первый ректор Виленской академии,ученый,великолепный оратор и полемист,собирал громадную аудиторию.Одним из главных его постулатов было : греки специально придумали для славян церковнославянский язык богослужения чтобы держать в невежестве и подчинении,ведь только на греческом и еще более на латинском языке можно постичь науки и тайны богословия.
Легенды о Палемоне - это отголосок пропаганды латыни и всего латинского.Первым вбросил мысль о происхождении литвинов от римлян еще поляк Длугош.Но вскольз и без деталей. Развил мысль поляк Стрыйковский,первый историограф ВКЛ.Появились 500 знатных римлян,Дубисса,Жамойть.
Остановить процесс становления единого,2-3 конфессионного народа на базе официального,старобелоруского языка;максимально размыть индендитет и постепенно с помощью "мягкой силы" через образование и культуру превратить в поляков,а значить и в стойких католиков - вот тактика и стратегия в Литве иезуитов в частности и католической церкви в целом.
Третий "игрок" - старые,добрые колонизаторы и ассимиляторы немцы(особенно пруссаки).Не имея уже физической возможности расширять свое влияние оружием,взорвали Европу протестанским учением. В 1544г. Был открыт Королевицкий университет,который занимался пропагандой протестантизма среди окружающих народов. В 1547г. вышел "Катехизис" с первой жамойтской азбукой.По сути был создан новый письменный язык на основе латыни и диалектов разношерстных племен так называемых восточных балтов.Мажвидас,конечно же "свадебный генерал" - создать новый язык не под силу человеку второго года обучения,а напечатать книгу и сейчас непросто,что уж говорить о тех временах . Эта азбука послужила основой нынешней литовской калбы.Вокруг нового письменного языка и началось формирование и консилидация народа,который сейчас называется литовским. Принцип "Разделяй и влавствуй " - в действии.
Вот он какой,ключевой и роковой для ВКЛ 16 век!
Сейчас 21. Берлин не только рулит экономикой,но и проталкивает мультикультурность,однополые браки,секс.воспитание детей и пр.пр. Варшава вновь беременна державой "от можа до можа". Москва как всегда одержима "русским миром". Под боком и Киев,способный послужить детонатором любых,самых непредсказуемых сценариев.
Уж не стучится ли в дверь белорусов новая редакция 16-го?