Смотрю, творческий стиль Задоронва тут не сильно уважают, молодцы. Я и сам его не люблю, потому как его этимология – поверхностна и неверна, так как служила не целям выявить истину, а сделать себе пиар. Ну, а как вы к сказкам относитесь, любите? Я так просто обожаю, потому как сказки, мифы, былины, саги – это то, что прошло проверку временем на прочность. Дошедшие до наших времен сказки – это шедевры древнего творчества, которым
сотни, тысячи лет. Разумеется, глупости и нелепицы, где нет большой вековой мудрости и жизненной подоплеки, до наших дней не дожили.
Баба ЯгаВ лесной глуши, среди болот жила-была одинокая старуха. Жила она в избушке на курьих ножках. Звали ее Баба Яга. Имела она костяную ногу и летала в ступе с метлой. Простые люди ее побаивались, потому в ее лес старались не захаживать. Не было у Яги родственников, но зато были друзья и помощники.
Одним из таких друзей являлся
Змей Горыныч. Личность Горыныча была мутная – летающий, о трех головах, неизвестно где живет, не то злой, не то добрый (в беларуских сказках Цмог частенько помогал людям). Те, кто читал мой первый пост, наверное, уже догадались, о ком я веду речь. В допотопные времена существовали могущественные цивилизации, которые располагались в разных частях света, плавали по морям-океанам, а так же летали на самолетах. Символом торговых представителей этой цивилизации был Змей (почему по-славянски Горыныч – как-нибудь в другой раз). У майя этого змея звали Кетцалькоатль, у китайцев был дракон. Три головы – три составные части: голова змея – Кетцалькоатль, голова Крокодила – китайский дракон, голова птицы – собственно Горыныч. Разные головы - это своеобразные знаки отличия прошлого (торговая марка). А вот змей – общий символ торговли (об этом было ранее). У германо-скандинавов также есть легенды про змея. Википедия:
«Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змей Мидгарда» или «Мирового Змея». »Обратите внимание, «бросил в океан» – заставили плавать на кораблях в целях торговли между цивилизациями. Торговля дело прибыльное, потому змей «вырос», «вцепился в собственный хвост» – конкуренция между разными головами (цивилизациями). Не знаю, почему Мидгард переводится как Мировой Змей (но не удивлен, потому как таких ляпов в истории - полно). Лично для меня перевод
Мид-гард - середина земель. То есть этот змей постоянно находился где то по середине между материками – плаванье (полет). Тот факт, что эти цивилизации были допотопными, являлся причиной того, что сведения о змее были мутными. По этой же причине, змей назывался не помощником бабы Яги, а
приятелем.
А вот помощниками бабы Яги были
гуси-лебеди. Сегодня считается «глупостью», что до славян на наших землях могли быть города. Однако летописных фактов появления многих городов, особенно заканчивающихся на «-ск» (ранее я писал об этом) попросту нет. Просто вдруг в летописях появляется Полоцк, Менск… Практически ниоткуда, никем не строимые. Я же убежден, что еще до появления славян по нашим речкам плавали англоговорящие варяги
гуды (было ранее), символом которых был…goose (гусь). А также с ними были варяги
лабы (в Воложинским и Ошмянском р-не сохранились такие названия населенных пунктов), символом которых, как вы уже догадались был…лебедь. Не знаю, имеют ли современные лабасы (летувисы) к этим варягам какое-нибудь отношение, на мой взгляд - да. Так вот эти варяги гуды-лабы строили города, плавали по нашим речкам между племенами речных балтов: крыва, дрыгва, радзима и снимали с них дань, а также снабжали их теми товарами, которых в землях балтов не было. Когда придут славяне на наши земли, они быстро «ославянят» наших балтов – научат их выращивать зерно, держать скотину и пр. сельские премудрости. В знак ославянивания, наши балты получат отчество «-ич». Так крыва станет кривичами…
Вторыми помощниками Бабы Яги (об этом знают только заядлые любители сказок) выступают
три всадника – Белый, Красный и Черный. Догадались про кого я говорю? Совершенно верно -
Русь Белая, Русь Красная, Русь Черная. Это тот самый момент, когда «славяне прогоняют варягов за море и приглашают других варягов - русов». Иными словами, место варягов гудов-лабов занимают варяги русы. В память об этих событиях на Полесье сохранилось четыре удивительных озера – Белое, Черное и Чырвонае. А между ними расположилось озеро Споровское (именно спорами называли предков славян - венетов). Намек на равные права для всех Русей на владение землями славян.
На мой взгляд, персонаж бабы Яги появился еще во времена гудов-лабов, потому как нет предела алчности. В один прекрасный день варягам пришла в голову мысль: «а чем речные балты хуже лесных? Почему бы не снимать дань с ятвы, дайновы…?». Но одно дело собрать дань с речных жителей – сошел с корабля, взял дань и поплыл дальше. А поселения лесных жителей могли лежать далеко от крупных рек, куда могли войти корабли варягов – 30-50 км. Пройти такое расстояние по лесам и болотам, да еще во всем обмундировании – дело нелегкое. Оружие и защитная одежда нужны были по той причине, что отдать добровольно дань невооруженным людям, думаю даже мирные ятвяги не стали бы – тихо зарезали и выбросили в лесу : «мол ничего не знаем, дикие звери сожрали…»
Вот тогда в лесной чаще или среди болот – где то на расстоянии 2/3 между речным городом и лесным поселением начиналась стройка. Стройку затевали недалеко от лесной тропинки, ведь лесные жители хоть и вели уединенный образ жизни, но им тоже требовались достижения цивилизации – ножик прикупить, одежку справить... Потому тропинка была всегда. Сперва варяги спиливали две, а чаще три сосны (технологичнее) на высоте 3-4 м. У сосны кора очень напоминает чешуйки лапок птиц, а вершины корней у старых деревьев часто вылазят из земли – ни дать ни взять «куриные ножки». На ножках ставили основание, а на нем строили
избушку. Не дом, не избу, а именно избушку – маленькую, максимум 3х3 м. Во-первых, в целях устойчивости, во-вторых она должна была вмещать максимум трех человек – баба Яга и 1-2 варяга. А варяги то сами ребята не мелкие – косая сажень в плечах, потому дверь должна была быть широкой. По этим причинам если с одной стороны избушки расположить дверь, то окошко уже не поместится. Его делали с другой стороны избушки.
Окошко всегда ориентировали на тропинку, потому как куриные ножки выполняли не только функцию защиты бабы Яги от диких зверей, но и ориентиром для ночных посетителей. В окошке всегда горела свечка – своеобразная неоновая подсветка ночного мотеля древности. А дверь, в таком случае получалась направленной на лес (болото). Думаю, гонора у варягов было хоть отбавляй, да и с юмором у них было все в порядке. Поэтому они любили шутить: «
избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
А вот теперь про бабу Ягу. Слово варяг по моим предположениям пошло от английского WareEngine – двигатель товара (купец). Вар и в русском языке - товар, а вот Engine слово непонятное и трудно произносимое для славян, так появились
Яги. В представлении славян - злые торговцы. В любом обществе (и среди варягов тоже) всегда находится женщина преклонных лет, скверного характера, страшненькая, калека (костяная нога) и по этой причине без детей, без мужа. Для таких вот женщин у варягов находилась грустная, но ответственная должность – смотритель мотеля (избушки). Просто картина перед глазами – приходят под вечер к Яге два варяга. Усталые, голодные, потные. А она к ним: «ну как там у нас, на родине?». «Э
, нет бабуся, ты сперва нас накорми, напои, баньку истопи, а с разговорами - потом». Варяги снабжали свою соплеменницу всем необходимым – едой, солью, спичками (
), потому то гуси-лебеди, а затем всадники были ее помощниками.
Поутру варяги снова отправлялись в путь. За светлое время суток им следовало прийти к лесным жителям, собрать с них дань и успеть вернуться до темна в избушку бабы Яги. Потому то путь от реки - 2/3, путь от лесных жителей - 1/3 всего пути. Прибыв к лесным балтам и собрав с них дань в виде ценного товара – меда, беличьих шкурок, ну и еще чего-нибудь (что в те времена было легко унести), варяги отправлялись в обратную дорогу, снова через бабу Ягу. Прибыв назад в город, они там пока ждали корабль (лесных деревень было много, потому и баба Яга была не одна) рассказывали свои приключения местным жителям, обязательно приукрашивая свои байки: «мол на болоте живет злая баба, она умеет летать на ступе, ест людей – вы к ней не ходите». Зачем, чтобы подопечные знали все подробности вашего бизнеса? Но ведь и речным жителям иногда приходилось ходить в лес. А вдруг непогода, травма или еще какое несчастье? Потому только самый смелый, самый смышленый рисковал заглянуть к этой старушке. Да и сама старушка по причине скверного характера могла и вышвырнуть непрошеного гостя. А как отказать в гостеприимности смелому красавцу, с которым и поговорить приятно? Какая старушка откажется от такого поворота событий?
Вот собственно и вся сказка. Несколько отличается от задорновщины? Если - да, я вас попрошу в следующий раз сравнивайте меня не с Задорновым, скажем… с Андерсеном. Так мне будет приятнее. Спасибо…