Шоломич » Чт окт 20, 2016 3:34 pm
АЛЕКСАНДРОВКА— ныне не существующая деревня на территории Новодворского сельского Совета.
Возникла в начале XX века, когда Александр Шоломицкий приобрел землю у помещиков Скирмунттов, а свое название, очевидно, получила от имени упомянутого шляхтича. В 20 — 30- е годы в его собственности находилось 139 га (17 га пахоты, 26 га лугов, 43 га леса, 26 га неугодий, 27 га другой земли). Кроме Шоломицких, до 1939 года разным количеством земли владели Григорий, Павел, Николай, Ксения и Надежда Корженевичи; Мария Пригодич; Александр, Андрей и Эльяш Гречко.
БОРИЧЕВИЧИ (БАРЫЧАВIЧЫ) — деревня, центр сельсовета.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 117 хозяйств,317 жителей.
Первое упоминание относится к 1494 году, когда поселение находилось в собственности Миколая Сыропята. С 1524 года принадлежало Мартину Яновичу Ширме (Ширмичу), войску пинскому, что подтверждалось королевой Боной и в 1558 году королем Сигизмундом II.
С середины XVI века начал селиться шляхетский род Боричевских. В 1665, 1667 годах произошли конфликты по вопросу разграничений владений. Имел место захват земель Шимр (1665 г.).
В конце XIX столетия 40 домохозяев-мещан имели 114,5 десятины земли.
Сохранились историко-культурные ценности:
— могила мальчика Михаила Лемешевского, расстрелянного в июле 1944 года при попытке избежать угона в Германию. Обелиск установлен в 1960 году.
По состоянию на 1 января 1998 года Боричевичский сельсовет включает деревни: Бижеревичи (1940-1950 rr.— центр сельсовета), Боричевичи, Вуйвичи, Гривковичи, Лозичи, Месятичи, Тырвовичи, Шоломичи. Всего 524 хозяйства, 1115 жителей.
ВЫСОКОЕ (BblCОKAE), встречается Гришиц-Высокое — деревня в Городищенском сельсовете.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 197 хозяйств, 538 жителей.
В XVI столетии здесь находились земли пинского Варваринского монастыря и несколько имений, например, Андреевичей и Почаповских. Королева Бона жалует в Высоком часть своих владений Богдану и Базылю, сыновьям Андрея, Корженевичам Высоцким герба «Одровонж». Этот надел потомки первых хозяев сумели сохранить вплоть до 1870 года, когда их земля подверглась неполной конфискации царскими властями.
С XVII века деревня становится собственностью городского монастыря базилианок, а в 1759 году принадлежит полоцкому каштеляну Адаму Бжостовскому.
Высокое было заселено шляхтой Корженевичей, Гореглядов, Лозицких, Шоломицких, а также Двораниновичей (предком считался войт Левко Дворанинович, известный в истории поселения с 1554 года). В начале ХХ столетия вымерли шляхетские роды Зарембов и Рабко. Как напоминание о бытовавшей фамилии недалеко от деревни есть урочище Рабковщизна.
В конце XIX столетия 25 местных домохозяев имели 211 десятин земли.
За полотном железной дороги по направлению к деревне Купятичи находился небольшой храм. На деревенском кладбище в начале ХХ века возведена каплица, перестроенная в 50-60-е годы.
К историко-культурным ценностям относится мемориальная доска советским воинам, установленная в честь высадки десанта в июле 1944 года.
ВЫЛАЗЫ (ВЫЛАЗЫ) — деревня в Парахонском сельсовете.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 52 хозяйства, 83 жителя.
Поселение известно в Пинском княжестве с века. Позже, будучи собственностью польского короля Сигизмунда I по записи князя Федора, переходит во владение королевы Боны. Вылазы, неоднократно упоминаемые в «Писцовой книге Пинского и Клецкого княжеств», относящейся к середине XVI столетия, были постепенно заселены известными шляхетскими семьями Гореглядов, Колбов, Литвиновичей, Полховских, Шоломицких, Волковичей, Явошей. Наибольшее распространение получили Горегляды. Первым из этого рода здесь обосновался Владимир Горегляд-Сошенецкий (Сошненский), т.е. происхождением из соседнего Сошно, основавший в Вылазах новую ветвь фамилии. Его сыном был Никон, а внуком Ян, который уже звался Гореглядом- Вылазским.
В имении существовало шесть дворищ-хозяйств. Пять из них находились в собственности Никона Горегляда, а Телешовским дворищем князь Федор наделил пинскую церковь святого Афанасия. Однако ее служителям не удалось наладить здесь хозяйственную деятельность, и в 1556 году священник Ян Максимович продал дворище Силе и Григорию, сыновьям Семена Головни- Малыщицкого при свидетелях Яруте Козляковском и Игнатии-„ Рабко (шляхетский род Рабко угас в начале ХХ века). Владения Гореглядов простирались преимущественно на се- вер от деревни, включая имение Малое-Сошечно (ныне д. Староселье), а на востоке и южном направлении граничили с землями князей Жижемских (деревни Дубновичи, Парахонск, Островичи). В 1556 году королева Бона поди твердила Мартину Яновичу Горегляду старые привилегии и добавила за рыцарскую службу новые наделы. Через три года он начал судебную тяжбу с Жижемскими, а затем с их наследниками князьями Радзивиллами, имея к ним претензии в раз- межевании земель. В XVIII столетии по тому же вопросу Горегляды выясняют отношения с князьями Друцкими-Любецкими.
В 1572 году землю в Вылазах купил Григорий Шоломицкий. С 1601 года Телешовское дворище стало владением Олифира Литвиновича из Месятич, а спустя более ста лет (1705 г.) Малыщицкие приобрели здесь собственность у Юрия Явоша.
В начале XX века насчитывалось около 90 хозяйств, из них только три двора были не шляхетские. Горегляды имели 48 хозяйств, Литвиновские— 7, Шоломицкие — 6, Полховские — 5, Сачковские — 3; по два хозяйства вели Лебедевские, Лозицкие, Новицкие, Протасавицкие; по одному — Боричевские, Бут-Гусаимы, В9л=- ковичи, Каллауры, Колбы, Юнкевичи, Явоши.
Горегляды из-за многочисленности рода со временем стали применять различные приставки-прозвища к своей фамилии: Адамовичи, Даськовы, Ляховы и другие. Так, Горегляды-«Чайковы», по преданию, произошли от общего предка, который носил на бритой голове чуб, вероятно, чем-то напоминающий оперения крыла птицы. Этого человека прозвали «Чайка». Некоторые Литвиновичи использовали приставку «Панкратовы», а Шоломицкие — «Полховы». Другие семьи приставок не имели.
Вылазская церковь Рождества Богородицы была построена в 1787 году как греко-католическая. В 1795 году при священнике Матвее Каминском из униатства в православие перешло 304 мужчины и 270 женщин (вместе с приписным храмом в Островичах).
В лесу недалеко от дороги на Староселье можно встретить ныне заброшенный родник «колодец Боны», некогда считавшийся целебным. Ближе к Вылазам находится группа курганов, так называемые «Шведские копцы».
Сохранились историко-культурные ценности:
— церковь Рождества Богородицы (1787 г.);
— братская могила советских воинов;
— курганный могильник, предположительно относящийся к погребениям милтоградской культуры (7-3 вв. до н.э.) железного века.
КАМЕНЬ (КАМЕНЬ) — деревня в Загородском сельсовете.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 410 хозяйств, 1060 жителей.
С XVII века селение находилось в собственности рода Стеткевичей, а затем вплоть до конца XIX столетия принадлежало князьям Друцким-Любецким. В 80-х годах прошлого века здесь располагалось 60 дворов (582 жителя), три ветряные мельницы, действовала церковь.
На рубеже столетий 670 десятинами земли, которые составляли фольварк Камень, владела Эмилия Ягодзская. Некоторые территории относились к собственности семей мелкой шляхты, например, Онуфрия Грушевского (137 десятин), Ивана Козляковского (24,7 десятины), Андрея Шоломицкого (46 десятин) и других. В 20-30-е годы XX века фольварк был поделен между представителями рода Грушевских: Флорианом и Мальцером (180 га), Еленой (188 га), Моисеем (151 га), Павлом (220 га), Тимотеушем (166 га), Томашем (179 га).
Из церковно-культовых древностей в Камене известна Св.-Георгиевская каплица. При ней в 1795 году из греко-католицизма в православие перешло 146 мужчин и 129 женщин. До сих пор сохранились выстроенная в середине прошлого века на кладбище Николаевская церковь, а также капличка более позднего происхождения в центре деревни. Они, как могилы жертв фашизма, памятная доска Александру Блоку, приезжавшему в Камень во время первой мировой войны, являются историко-культурными ценностями. В окрестностях Каменя находятся несколько памятников археологии, относящиеся к эпохам мезолита (8-5-е тыс. до н.э.), неолита, бронзового века (5-2-е тыс. до н.э.) и вплоть до времен раннеславянских поселений 6-8 столетия.
КОЗЛЯКОВИЧИ (КАЗЛЯКОВIЧЫ) — бывшая деревня на территории Молотковичского сельсовета, включена в черту города Пинска.
В эпоху средневековья земли в Козляковичах принадлежали нескольким пинским монастырям, а в прошлом веке, до 60-х годов, были собственностью помещиков Родзевичей. К исходу XIX столетия здесь проживало 48 человек. В начале ХХ века наиболее крупными землевладельцами считались Алексей Данюнштерн (151 десятина), а также Генрик Домановский (15,3), Федор (4,2), Федор Иг- натьев (3,7), Семен (7,5) Козляковские, Петр Островский (10), Стефановичи, Сачковские и Шоломицкие. Поселение является родовым гнездом шляхетского рода Козляковских герба «Плита».
ЛЕМЕШЕВИЧИ (ЛЕМЯШЭВ1ЧЫ) - деревня, центр сельсовета.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 165 хозяйств, 478 жителей.
Поселение с давних пор принадлежало известным шляхетским семьям, преимущественно Лемешевским.
Из жалованной грамоты королевы Боны С.Орде, датированной 1528 годом, следует, что в селе Лемешевичи Орды имели дворище еще в бытность пинского князя Федора Ярославовича (до 1521 г.). Властительница Полесья не сочла нужным менять собственника. Она же подписала привилегию (1546 г.) на земли в волости Пинской — селах Морозовичи и Лемешевичи земянину — Савве Лемешу. Этот родовой шляхтич герба «Любич» должен был «службы боярскую служыти». Его наследником в 1581 году стал сын Ян.
В 1681 году шляхтой возводится церковь. Документ, подтверждающий решение совместно начать ее строительство, сохранялся у сельчан вплоть до первой половины XX века. Известно, что его подписали Павел Тенюк, Теодор, Ян и Андрей Лемешевские, Андрей Колб, Валериан и Бенедикт Шоломицкие. Церковь, вероятно, неоднократно обновляясь, простояла более 200 лет. Затем появляется (1885 г.) новая культовая постройка — храм Рождества Богородицы.
В XIX веке Лемешевичи — центр волости Пинского уезда, состоящей из 9 сельских староста (62 поселения, 1900 человек мужского пола). В начале XX столетия село заселяли, в основном, представители шляхты Лемешевских и Боричевских, из числа которых 23 хозяина-мещанина имели 85 десятин земли. Местный фольварк принадлежал Плотницким.
В 20-30-х годах XX века Лемешевичи являлись центром гмины (26 деревень, хутора, всего 12000 жите¬лей) Пинского повета. Действовали костел Божьей Матери — Королевы Короны Польши, освященный 13 октября 1935 года (имел 113 прихожан, сгорел в годы Великой Отечественнй войны), начальная школа. С 1929 года работала мельница братьев Крежи.
Перед войной в Лемешевичах проживал 341 че¬ловек, числилось 87 дворов. В июле 1944 года фашис¬тами уничтожено 9 дворов, убито 13 сельчан.
К историко-культурным ценностям относятся:
— церковь Рождества Богородицы (XIX в.);
— скульптура Христа Спасителя, установленная перед храмом в 1943 году местными жителями в на¬дежде получить небесное заступничество:
— Братская могила воинов и партизан;
— памятник археологии — стоянка 5-3 тыс. до н.э., поселение 6-4 тыс. до н.э. и курганный могильник 7-3 вв. до н.э., относящиеся к эпохам неолита, бронзового и железных веков.
Лемешевичский сельсовет образовался в 1940 году. Позднее из его состава деревня Кривичи была переподчинена Городищенскому сельсовету. Ныне административная территория объединяет деревни Болгары, Курадово, Теребень, Тупчицы, Христоболовичи, Чернове I, Чернове II. Всего — 347 хозяйств, 746 жителей.
ЛОЗИЧИ (ЛОД31ЧЫ)—деревня в Боричевичском сельсовете.
По состоянию на 1 января 1998 года насчитывалось 25 хозяйств, 33 жителя.
Селение—давняя вотчина шляхетского рода Лозицких герба «Ястребец». Жители Лозич поддержали восстание 1863 года, после подавления которого с них была взыскана контрибуция,
В начале XX века 26 хо¬зяйств имели 176 десятин земли.
(а в 1717-м в соседних Лозичах жил прославленный воин Самюэль Шоломицкий.)
МОЛОДЕЛЬЧИЦЫ (МАЛАДЗЕЛЬЧЫЦЫ) -деревня в Парохонском сельсовете.
По состоянию на 1 ян¬варя 1996 года насчитывалось 103 хозяйства, 208 жителей.
Первое упоминание о поселении относится к 1524 году при подтверждении королевой Боной привилегии Протасовичам на дворище Андрусовское. В 1546 году часть его приобрел Василий Липецкий. Со временем Молопельчицы перешли в. королевскую собственность. В 1775 году вместе С другими владениями деревня отдается Адаму Скирмунтту. Спустя столетие — это государственная деревня. Здесь проживали шляхетские семьи Бут-Гусаимов, Вронских. Шоломицких и других. В начале XX века двенадцать хозяев мещанского сословия и двое дворян распоряжались 72 десятинами земли. Существовала каплица.
Накануне Великой Отечественной войны числилось 117 хозяйств, 498 жителей. В ноябре 1943 года оккупанты уничтожили 102 двора, убили 12 человек.
ШОЛОМИЧИ (ШАЛОМ1ЧЫ) — деревня в Боричевичском сель¬совете.
На 1 января 1998 года числи¬лось 32 хозяйства, 67 человек.
Родовое гнездо шляхетской фамилии Шоломицких герба «Гиппоцентариус». Например, в 1572 году дворище здесь имел Григорий Шоломицкий, а в 1717-м в соседних Лозичах жил прославленный воин Самюэль Шоломицкий.
Шоломичи заселялись шляхет¬скими семьями Богатко, Колбов, Бут-Гусаимов, Лозицких и других.
В честь 70-летия национально-освободительного движения в Шоломичах установили памятник (не сохранился) сельчанам-участникам восстания Антону Шоломицкому, Базилю и Шимону Каллаурам.
В начале 20-го века 11 крестьян и 16 мещан владели 32 десятинами земли.
ЮЗЕФИНЫ (ЮЗАФ1НЫ) — деревня в Лыщенском сельсовете.
По состоянию на 1 января 1998 года числилось 16 хозяйств, проживало 27 человек.
Поселение возникло в 19-м веке как имение, относящееся к собственности помещиков Скирмунттов из Бокинич. В начале 20-го столетия здесь хозяйствует Станислав Скирмунтт (419 десятин земли). Впоследствии Юзефины были проданы Шоломицким, потомки которых до сих пор проживают в деревне. Так, в межвоенный пе¬риод Яну Шоломицкому принадлежало 215,2 га пашни, 100 га лугов, 398,4 га леса.
Небольшой усадебный дом простоял до 80-х годов. Сохранилось место, где располагалось родовое кладбище.