«НА РУСИ»

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

«НА РУСИ»

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Ср фев 03, 2016 2:00 am

Предлагаю обсудить статью, которую я подготовил для публикации в нашей газете. Замечания, уточнения – буду всем признателен.

Колонтитул ЗАБЛУЖДЕНИЯ

«НА РУСИ»

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», проект статьи для №5 (358), 2016


То и дело на ТВ и в прессе говорят «Так повелось на Руси…», «На Руси квасили капусту так…» и так далее. Что это вообще такое – «на Руси»? Это где конкретно?


Вот, скажем, услышанная мною фраза на российском женском телеканале: «У нас на Руси женщин держали в теремах». Это у кого «у нас на Руси»? Терема-гаремы появились на Московии как заимствование из Орды. Московитки носили на восточный манер чадру, мужья их держали на втором этаже дома, куда приставляли лестницу. Женщинам Московии запрещалось заходить в церковь, они, как и восточные женщины, молились у стен церквей. Всё это отменил только Петр Первый, который, кстати, был последним из московских правителей, кто родился в Теремном (Гаремном) дворце Кремля.

Но какое отношение к этому имеет «Русь»? Никаких теремов-гаремов не знали нигде на землях бывшей Киевской Руси, кроме одной Московии. В Курске, Твери, Брянске, Новгороде, Пскове – никаких теремов не было, там никто женщин по ордынским обычаям не неволил.

Неким загадочным образом у россиян понятие «Русь» переносится на всю бывшую Орду, а термин «на Руси» означает буквально «на территории России». В новостях на РТР показали сюжет, где корреспондент вещает на фоне въезда в Астрахань: «На въезде в славный древнерусский город Астрахань установлен шестиметровый православный крест». Ну и ну! Астрахань – это вообще-то столица Астраханского царства Орды. Но Орду сегодня велено забыть в российской историографии, хотя именно из Орды и происходит российская государственность.

Вообще-то говоря, есть, по крайней мере, один конкретный критерий по поводу того, что считать «на Руси». Входила эта земля в состав Киевской Руси – значит «на Руси». Не входила – значит не «на Руси». Но тут получается удивительная картина: если мы на карте Российской Федерации обозначим земли, некогда захваченные Киевской Русью (и как бы потому имеющие право на термин «на Руси»), то обнаружится, что владения Киевской Руси занимают мизерную площадь от площади всей России, оканчиваются самой Московской областью. Восточнее её никакой «Руси» не было. Поэтому всё, что восточнее Московской области, – это никакая не «Русь». А потому никакая не «Россия», что и есть «Русь» на греческом и латинском языках.

«ДРУГАЯ РУСЬ»

Русские России – это уникальный феномен: себя называют «русскими», а что такое «Русь» – никто не знает. Кстати, в славянских языках все национальности – существительные, а тут прилагательное, хотя должно быть «русин», но русины – это вовсе не русские, а украинцы.

На фоне этого парадокса сегодня российские авторы делают «потрясающие открытия»: мол, оказывается, «Русь» не только Московия и Орда, но ещё и была какая-то «Русь» на землях Киевской Руси. Невероятное открытие!

Один такой автор недавно опубликовал статью «Русское королевство. История «другой» Руси». Он потрясает россиян шокирующим открытием: оказывается, кроме Московии была ещё одна Русь – Галицко-Волынская! Папа Римский даровал её правителю Борису титул русского короля и дал название страны «Королевство Русь». Кроме того, автор шокирует русскую общественность такими открытиями:

«Однако, мало кому (кроме историков, конечно) известно, что до объединения с Польшей, у Литвы было название куда длиннее – Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское. А состояло государство, по большому счету, из земель западной Руси. При этом государственным языком был именно русский.

Кстати, на нем писал известный просветитель Франциск Скорина, которого особенно чтут в Белоруссии. Ведь он родом из Полоцка. А самый главный труд жизни Скорины называется «Библия русская». Правда, ни католическая, ни православная церкви ее так и не признали, поскольку тогда существовал запрет на самостоятельный перевод священных книг. В Падуанском университете, где Скорина сдавал экзамены, о нем сохранилась запись: «Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин». Упоминал о нем и униатский архимандрит Антоний Селява: «Перед унией был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-русски». Поэтому многие европейцы под «русскими» или «русинами» понимали не жителей Московского княжества, а именно выходцев из Русского воеводства, то есть жителей бывшего Галицко-Волынского княжества».

Печально, что это знают «только историки», как пишет российский автор. У нас в Беларуси всё это знает каждый школьник. И ещё печальнее, что автор пытается спекулировать на понятиях «русский» и «русский язык», позиционируя их с нынешними значениями – новыми российскими. На самом деле к России и её русским это никакого отношения не имело. Русин – это в ВКЛ только и конкретно этнический УКРАИНЕЦ! Да и фамилия у Скорины явно украинская – не на «-ович», как у всех литвинов-беларусов. Он был, скорее всего, сыном какого-то принявшего католическую веру русина-украинца, а затем увлекся протестантизмом – в рамках тогда популярной у нас в ВКЛ-Беларуси реформации.

Что касается «русского языка», то это тогда был язык русинов – по лексике полностью совпадающий ныне с украинским языком. То есть «русским языком» тогда назывался украинский язык.

Мелетий Смотрицкий, наш просветитель, работавший в Вильно и Киеве, автор изданной в 1619 году «Граматiки словенскiя правильное синтагма», как и в Грамматике Л. Зизания, четко отличал болгарский церковный язык от языка русинов: «Словенски переводимъ: Удержи языкъ свой от зла и устнъ своъ же не глати лсти. Руски истолковуемъ: Гамуй языкъ свой от злого и уста твои нехай не мовятъ здрады».

Ясно абсолютно (как и далее по его книге), что русским языком автор считает украинский язык (тогда русинский язык русинов). А вовсе не язык Московии-России. «Нехай», «мовять», «здрады» – это чисто беларуско-украинские слова, которые Мелетий Смотрицкий называет «переводом на русский язык».

А про язык московитов он писал, что те не говорят по-русски, а говорят на словенском языке (болгарском, церковнославянском – ему учили местных финнов болгарские попы в Московии). Но их язык сегодня называют «русским», отсюда и путаница. Причём, вообще каша какая-то – ибо и болгар сюда приходится приплетать как якобы «источник русского языка», что превращает всё в цирк.

Русины – ныне народ в 5 миллионов на западе Украины, они сохранили своё название, так как население угодило при разделе Речи Посполитой не в Российскую империю (где всех русинов переименовали в «малороссов» или «украинцев»), а в Австро-Венгрию. Напомню, что в ВКЛ все украинцы и именовались «русинами» (статуты ВКЛ и прочие документы). Никаких «украинцев» или «малороссов» в ВКЛ не существовало. Как и «белорусов», каковые в статутах ВКЛ фигурируют только как народ ЛИТВИНОВ.

В статутах ВКЛ (16 в., запрещены царизмом в 1840, действовали в царской России только на территории Беларуси) присутствовал – в нынешнем понимании – апартеид: правящими народами названы литвины (ныне беларусы) и русины (ныне украинцы). Прочие народы были ущемлены в правах: московиты (ныне русские), жмудины (ныне литовцы), цыгане, татары, евреи.

Так вот насчет русинов. Именно там возникло антипольское движение Степана Бандеры и вообще бандеровцы. Он убил польского министра, за что поляки его посадили в концлагерь Берёза-Картузская. Парадокс в том, что Бандера и бандеровцы в Польше взывали к национальному сознанию русинов – а сегодня для России они жупел русофобии. Уже тут получается, что Русь-то разная. А русин – это вовсе не русский. А какой-то бандеровец…

РУСЕЙ НЕМЕРЯНО

Так что же такое вообще «Русь»?

Недоразумение заключается в том, что вот как раз Беларусь никакой «Русью» никогда не являлась. Мы историческая Литва. Известный беларуский историк Алексей Дермант писал в очерке «Кривичи»:

«В IX-X веках воинские формации племенных князей пополняются скандинавскими (варяжскими) пришельцами. С проникновением последних в Восточную Европу в качестве наемников, торговцев и захватчиков связывается появление германского термина «русь» (древнесеверн. rою(е)R «гребец; гребля; весло; плавание на весельных судах» – финн. ruotsi – древнерус. русь) и на кривичской территории. Сначала в социальном плане «русь» – это только дружина князя, его «рыцарство» и администрация, а «Русская земля», «Русь» – подвластная этому владетелю и его окружению территория, государство.

При этом к собственно «Русской земле», или «Руси» в узком смысле слова (которая существовала в Среднем Поднепровье), Полоцк и Смоленск не принадлежали. До последней трети IX века полоцкие кривичи не зависели ни от Киева, ни от Новгорода, и только в 70-е годы IX века киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Полоцк и, возможно, включили его в орбиту своего влияния. Но, в любом случае, при князе Олеге Полоцк уже не подчинялся Киеву».

Слово «Русь» – немецкое, изначально означало немцев. Поэтому вызывают недоумение российские патриоты, которые водят хороводы вокруг этого чужеземного слова. По сути «Русь» – то же самое, что и татарская Орда: означает власть иностранных завоевателей над нашими местными жителями.

Кстати говоря, ещё задолго до того, как на территории СНГ появились «русские», множество Русей существовало на территории Германии. Это Полабская Русь (столица Старгород, ныне Ольденбург), остров ругов-русинов Русин (Рюген), «Русская марка» в районе Саксонии, Русь-Помезания князя Святополка в Пруссии (Рейсен-Рисен в немецких хрониках) и другие. Знаменитый футбольный клуб «Боруссия» означает территорию с названием «Порусье». Аналогично Пруссия – это Порусье. Некоторые российские авторы, пытаясь избавиться от существования других Русей, кроме Московской, пытались выводить название «пруссы» с литовского языка как «жители болот» и пр. Но это просто несерьёзно, так как в данном регионе погранично находились Помезания, Погезания, Поморье и т.д., где Порусье как раз вполне логично и уместно.

Доктор исторических наук, профессор А.Г. Кузьмин в сборнике «Откуда есть пошла Русская земля» (1986) приводит много упоминаний в западных летописях о русах Руси – которые не имеют никакого отношения к России, Украине и Беларуси. Вот лишь некоторые.

476 год. Одоакр во главе войска, состоявшего из русов-ругов, скирров, турилингов, низверг последнего императора Западной Римской империи. Летописи называют его русским князем, герулом с острова Русен (Рюген), славянским князем. Потомки его будут править в Штирии, а в XII веке также в Австрийском герцогстве. От Одоакра вели род и некоторые богемские фамилии.

Ок. 821 года. Географ Баварский пишет, что русы проживают в междуречье Эльбы и Салы. Народы русов именуются: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы. Отсюда спустя полвека прибудут в шведскую колонию Ладогу призванные на княжение русы-колонисты Рюрика, то есть ободриты из Велиграда (ныне Мекленбург). Эти славяне себя называли русами и Русью, свой язык русским – они построили Новгород как «продолжение» их Старгорода, славянизировали и русифицировали аборигенов Новгородчины – саамов и чудь, которые стали после этого называться «словенами». По субстрату и форме черепа ободриты были кельтами, академик Седов нашёл идентичными их захоронения под Новгородом и под Мекленбургом, больше такие кельтские черепа нигде на территории бывшего СССР не встречались (в том числе в поздние эпохи), так что ободриты вовсе не стали частью «древнерусской народности» и «предками русских». Как выяснила в 2000-е годы постоянная Новгородская экспедиция академика Янова, их язык, сохранившийся в берестяных грамотах Новгорода, принадлежал лехитской языковой группе – то есть это был язык западных славян, а не восточных. В Киеве тогда говорили на совершенно другом языке, а Залесье (будущая Московия) тогда вообще было финским – туда ещё не ступал сапог славянина. Как не было тогда славяноязычным и население Литвы-Беларуси – наши предки тогда были ещё балтоязычными.

VIII-IX века. Папы римские Лев III (795-816), Бенедикт III (855-858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам» росов-русов Полабья, так как общины русов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.

Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии, и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.). Часть исторической Руси отошла в состав Тюрингии, но правили ей еще русские (славянские) князья Велемир и Венцеслав. Далее в исторических хрониках эта Русь, угодившая в состав немецкого государства, будет не раз упоминаться…

946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем русов». Аналогичное название «русское море» повторено в документе 1150 года. Под «русами» подразумеваются, что понятно, вовсе не жители территории современной России, а русины Полабья, варяги.

965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель. В нем называет русов, которые живут западнее владений польского князя Мешко и с запада пытаются захватить и подчинить себе Порусье (Пруссию).

Кстати, вот любопытная деталь. В СССР всячески раздували выдуманную «Киевскую Русь» как «колыбель трёх братских народов», но в научных комментариях к переводу Прусской хроники Петра Дюсбургского учёные МГУ меленьким шрифтом упоминают такой вопиющий факт: до XIII века на Западе вообще никто не знал о существовании какой-то «Киевской Руси». В хрониках и документах земли этого якобы «древнерусского государства» именуются только и не иначе как «Греческая колония», «земли греков». Оно и понятно: для немцев тогда существовала своя собственная Русь – у них в Германии, и никто её не собирался путать с каким-то непонятным «Киевским государством». Тем более что и «государством» таковое не было…

Куда ни копни – одни новоделы: термин «Киевская Русь» впервые изобрели российские историки в 1790-е годы – ранее ни в одном историческом источнике такого термина не было. Они же тогда придумали и каких-то «татаро-монголов», хотя слово «монголы» вообще не было известно в Московии и ВКЛ, его нет ни в одной летописи, его не было вообще в языке. Татары были – монголов не было. Ещё позже ученые «изобрели» балтов как историческую реалию, и только в 1970-е обнаружили, что балты были восточные (летувисы, латыши, племена Восточной Пруссии) и западные (предки беларусов и мазуров, пруссы, лютичи, лужичане).

967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского (то есть русинов Полабья) и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок. 1140). Обращаю внимание – это задолго до крещения Киевской Руси, когда в Киеве еще не было христианских священников.

969 год. Магдебургские анналы сообщают, что жители-славяне острова Рюген называют себя русцами. (Напоминаю, что тогда остров Русин-Русен-Рюген еще не был захвачен немцами и датчанами.)

Ок. 990-992 годов. В документе «Дагоме юдекс» упомянуто место Руссе, пограничное с Порусьем (Пруссией), а также указано, что восточная граница Руси южнее Порусья (Пруссии) простирается до Кракова.

997 год. В списках Жития Адальберта, погибшего в Порусье (Пруссии), убийцами названы русины (рутены), а вместо Порусья (Пруссии) называется Руссия, так как Порусье тогда было под властью Полабской Руси.

Ок. 1002 года. Комментатор Адама Бременского (ок. 1075) говорит о подчинении Болеславом Храбрым в союзе с Оттоном III (ум. 1002) всей Славонии (Западного Поморья балтийских славян, Полабья), Руссии и Поруссии (Пруссии).

1062 год. Скончался маркграф саксонской северной марки (земель балтийских славян) Бернхард II. Согласно Саксонской всемирной хронике (XIII в.), жена его происходила «из Руссии».

1062 год. Анналист Саксон сообщает о браке графини Кунигунды Орламюнде и «короля русов». Орламюнд – город в Тюрингии на реке Сале (в землях лужицких сербов), непосредственно примыкающий к известному здесь позднее до 1920 года княжеству или графству Русь (Рейс).

Ок. 1075 года. Адам Бременский и его комментатор неоднократно упоминают Русь. Дается описание города Волина у устья Одера, где живут «варвары», которые отвергают вовсе не все христианство, а именно католичество. То есть, описываются русины Полабья, исповедующие арианство. Киев тоже упоминается, но его называют «греческим городом», «городом в Греции». Комментатор указывает, что из всех славян одни только русины с острова Реуне (Русин-Рюген) имеют королей.

1086 год. Мельхиор Гольдаст со ссылкой на Хагеция сообщает, что Генрих IV возвел в королевское достоинство Вратислава II Богемского и подчинил ему трех маркграфов: силезского, лужицкого и русского.

1097 год. В «Истории Антиохи и Иерусалима» (XIII в.) указывается, что во время первого крестового похода в сражении под Никеей особенно отличились рыцари из Норвегии, Польши и Руссии. Как и выходцы из других стран, русы держались обособленно. Ими был основан в Сирии город, называвшийся в источниках Руссой, Россой, Ругией, Руйей, Рурсией (ныне Руйат в Сирии). В названии города как бы повторяются основные варианты, в которых имя Русь известно источникам. Как и в других случаях, речь идёт о Руси, которая находилась западнее Польши.

1112 год. Штаденские анналы (XIII в.) сообщают, что дочь штаденского Леопольда Ода была выдана за русского короля, славянина. После его смерти она была вынуждена бежать из Руси (очевидно, это Тюрингская Русь). Зарыв сокровища в землю, она вместе с сыном Вартиславом вернулась в Саксонию. Затем, однако, Вартислав был призван обратно на княжение «в Русь».

До 1131 года. В «Генеалогии королевы Ингеборг» (вторая половина XII в.) супруга короля ободритов и герцога Шлезвига Канута II (ум. 1131) Ингеборга именуется дочерью «могущественнейшего короля русов» Изяслава. По «Истории датских королей» (XIII в.) – это дочь Мстислава Владимировича (Гаральда), сестра Мальфриды. Резиденция королевского дома находилась в ободритском Любеке. Сын Канута II и Ингеборги Вальдемар (Владимир) впоследствии будет датским королем (1157-1182).

1135 год. Анналист Саксон сообщает о прибытии к императору Лотарю королей «венгров, русов, датчан и франков». В том же году Лотарь, по сообщению Оттона Фрейзингенского (ум. 1158), получил с Болеслава III дань за 12 лет и передал польскому князю право на овладение «поморян и ругов-русов». Фактически Поморье и Русия-Ругия еще не признавали власти ни польского князя, ни германского императора.

1141 год. Французский хронист Альберик (ум. 1252) упоминает «короля Руси» по имени Мусух, мужа польской княжны Риксы и отца Софьи, будущей королевы Дании.

1147 год. В крестовом походе против поруссов (пруссов) с польским войском участвовали, по сообщению Магдебургских анналов, рутены.

1152 год. Кнут – будущий соправитель Свена (1147-1157), по сообщению Риенских анналов (XIII в.), бежал в Саксонию, а оттуда – в Руссию. В 1153 году он бежал из Руссии в соседнюю Фризию, где построил крепость Мильдеборг. Фризия, напомню, рядом с Данией.

1157 год. На Польшу с севера напали рутены, о чем пишет хронист Рагевин (ум. 1177).

XII век. Во французском романе «Ипомедон» в перечне земель и стран названы как пограничные Руссия и Алемания (Германия). В романе «Октавиан» (между 1229-1244) последовательно названы Алемания, Руссия, Венгрия.

Ок. 1221 года. Петр Дюсбургский (начало XIV в.) говорит о прибытии русинов в землю скаловитов в устье Немана за девять лет до прихода тевтонских рыцарей. Новая создаваемая мигрантами страна помещается автором между Мемелем (Неманом) и Мазовией западных балтов. Это, видимо, одно из первых свидетельств о массовой миграции полабских русинов (очевидно, именно лютичей) на территорию современной Беларуси – в Новогрудок. Там в этот период появляется Литва-Лютва, которой правят литовские князья Булевичи и Рускевичи (зафиксированы в договоре с Галицко-волынским королевством от 1219 года) – задолго до Миндовга, будущего короля Погезании и будущего создателя ВКЛ как прусской колонии (тогда Погезанией и всей Пруссией правил его отец король Рингольд).

1245 год. Папа Иннокентий IV обратился с воззванием к духовенству Богемии, Швеции, Норвегии, а также «провинций Польши, Ливонии, Славии, Руссии и Поруссии», требуя прекратить преследование ордена францисканцев.

1254 год. Датская Зеландская хроника (XIII в.) упоминает Герарда, первого епископа Руссии из ордена цистерцианцев.

60-е годы XIII века. Рожер Бэкон (ум. ок. 1292) в «Великом сочинении» называет Левковию (Литву), вокруг которой «с обеих сторон» Балтийского моря «расположена великая Руссия».

1304 год. В письме к рюгенским князьям папа Бенедикт IX обращается к ним как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских».

1373 год. Город Любек помещается «в Руссии». Это же в документе 1385 года.

1402 год. Как сообщают немецкие летописи, на острове Русин-Рюген умерла последняя женщина, говорившая по-славянски (по-русски). Фамилия ее была – Голицына. Так родина Руси перестала быть русской…

ПАРАДОКСЫ

Один чешский классик написал: в России хотят русских сделать славянами, чтобы потом всех славян сделать русскими. Более века назад Вацлав Ластовский в «Короткой истории Беларуси» (Вильня, 1910) удивлялся: царские власти ставили задачу «русифицировать» население Беларуси и Украины. КОГО «РУСИФИЦИРОВАТЬ»? Исконную Русь? И кто русификаторы? Славянизированные татары и мордва Московии?

Ясно совершенно, что под термином «русификация» царизм подразумевал московизацию, ордынизацию – ассимиляцию населения под восточные порядки и обычаи Орды-Московии. Уже тут видно, насколько размыто само понятие «Русь». Сегодня россияне отдалились ментально и от Киевской Руси (даже в Википедии недавно изменили название темы «Киевская Русь» на «Киевское государство»), не считают «Русью» Украину и Беларусь. Вот забавный эпизод: я не раз отдыхал летом в санатории «Белая Русь» в Сочи, рядом санаторий МВД РФ «Русь», одна на два санатория автобусная остановка. Как-то на ней разговорился с российским полковником на отдыхе: вот ваш санаторий называется «Русь», а мы, санаторий «Белая Русь», – это тоже «Русь»? «Нет, – говорит россиянин. – Какая же вы Русь? Вы никакая не Русь, вы Белоруссия. А Русь – это только мы одни».

И уж совсем забыто, что же понималось под значением «Русь» в исконной Руси, каковая ныне в Германии. Я понимаю, что певцам «русской патриотической мысли» это крайне не понравится, но перечитайте снова приведенную выше цитату из очерка Алексея Дерманта: Русь – это немецкое, это немцы. Это по факту территория наших туземцев, которая платила дань немцам. Русские – изначально собиратели дани немцы, потом – сами их данники, рабы немецкие.

Промышлявшие по нашим рекам немецкие гребцы-русы изобрели для общения с туземцами койне – так называемый «славянский язык», который наполовину из языка готов, наполовину – смесь балтского, иллирийского и сарматского языков. Вот как появились славяне – как проект германской ассимиляции автохтонов: балтов, иллирийцев, сарматов. Всё, что в Германии имело название «Русь» и было славянским, – очень быстро было растворено в германской ассимиляции.

Например, на территории бывшей ГДР никаких немцев не было, там жили западные балты. Но пришли туда «русы-готы», по рекам гребцы, – и обратили балтов в славян и Русь (всякие Руси там появились, «Русские марки» и т.д.). Проходит два века – и Берлин, Дрезно, Гнезно – якобы уже славянские, не балтские – превращаются в германские. В хрониках, к примеру: население деревни под Дрезденом в 1200-х говорит по-славянски, а через два поколения – только на немецком языке.

Вся эта тема «русь» и «славяне» – германизация наших автохтонов. Промежуточный этап, чтобы нас ассимилировать в немцев. Что и показала печальная история Полабской Руси.

Подведу итог. То, что немцы захватывали, они называли «Русью». Вопрос в том, насколько мы вообще себя нацией ощущаем, чтобы дозреть до понимания, что это чуждое нам немецкое слово, означающее немецкое владычество над нами. По сути «на Руси» означает – это там, где потоптался немецкий сапог. А славяне – народы, не до конца ассимилированные немцами в германцев.

АБСТРАКЦИЯ

Увы, сочетание «на Руси» сегодня стало просто каким-то языковым мусором, эти слова повторяют все, кому не лень, совершенно не понимая, что они говорят. Например, ведущая беларуской передачи «Дело вкуса» на канале НТВ-Беларусь блещет открытиями: «К нам на Русь, в Белоруссию, картофель привёз наш царь Пётр I». И беларусы это слушают, рты раскрыв и уши развесив. Вспомним: «в России хотят русских сделать славянами, чтобы потом всех славян сделать русскими». Вот и подменяется история всех других славян историей одной России.

Но Пётр никогда не правил Беларусью, как и Беларуси не было – было ВКЛ, а мы назывались не «Русью» (что была Украина), а Литвой и литвинами. Картофель у нас выращивали задолго до Петра, который в Санкт-Петербург (а вовсе не «на Русь») привёз вовсе не картофель, а мешок сгнившего в пути топинамбура. Картофель там стали власти насаждать лишь в 1840-е годы, когда он уже два века являлся основным продуктом наших предков.

Эта же ведущая: «У нас на Руси – у беларусов – свекла известна со времён Ивана Калиты». Но Иван Калита – это мелкий князёк московского улуса Орды в 1328-1340 годы, вассал ордынских царей. Нами не правил и вообще к ВКЛ не имел никакого отношения, как и к нашему народу, наши предки о нём вообще не слыхали. Она же: «На Руси исстари любили зайчатину». На самом деле зайчатина – национальное блюдо финно-угров, табу для всех других славян, в том числе для беларуской кухни. Она же: «Традиционные блюда на Руси – наши пельмени и наши голубцы». На самом деле пельмени – финно-угорское блюдо, голубцы – из татарской кухни. При чём тут Русь? И тем более беларуская кухня?

Один известный российский композитор на другой кулинарной передаче НТВ вообще поразил познаниями: «Это рагу из баклажанов и помидор было любимым народным блюдом на Руси ещё 1000 лет назад». Как забавно: Америку ещё не открыли, а помидоры уже любимый продукт в Киевской Руси. (Подчёркиваю: в Украине, так как Московской Руси и Москвы ещё не было, поэтому неясно, что такое «у нас на Руси» в смысле слов «у нас».) Оба продукта появились в Центральной России только в конце XIX в. (баклажаны из Азии). Так что же композитор имеет в виду, говоря «на Руси»? Америку и Пакистан?

Вице-спикер Госдумы РФ: «В США 300 лет государственности, а у нас на Руси – 1500 лет». Снова хочется спросить: «у нас на Руси» – это где за 600 лет до рождения Москвы? Судя по приведённой выше хронологии Руси, подразумевается Русь на территории нынешней Германии, ибо это за века до появления и Киевской Руси.

Эти примеры словоблудия можно продолжать бесконечно. Когда у людей ноль в знаниях своей истории, они говорят спасительное и абстрактно-размытое «на Руси». Дескать, все понимают, о чём речь. Да, все понимают. Но как нечто именно абстрактно-размытое и неконкретное. Некий образ в массовом сознании: очень часто используется в суждениях, но лишён содержания…
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение muraw » Ср фев 03, 2016 8:07 am

Как всегда очень много букф. Я бы разбил на 2 статьи. Вторая, начиная с"Парадоксы". Парадоксы и Абстракции разжевал по-подробнее. А так норм! Для тех кто в теме ниче нового, для прочих как-бэ сенсация. Само то для газеты с таким названием.
muraw
 
Сообщения: 371
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 1:17 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение skorynapiterski » Ср фев 03, 2016 3:43 pm

Ничего нового. Даже ошибки прежние. Это я про Русь=Украина. А про руские княжества, Полоцк и рускую церковь молчок. Между тем в ОО РПЦМП термин Русь - краеугольный.
Объявление жемайтов - инородцами, как евреи, цыгане. Это профанация. Извините. Но в связи с давнишней убежденностью - простительна. :lol:
skorynapiterski
 
Сообщения: 3449
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: «НА РУСИ»

Сообщение Иван Скиндер » Ср фев 03, 2016 11:37 pm

Все это замечательно и хорошо.
В принципе – Вы делаете нужное дело.

Заставляя разевать рты – неосведомленным.
Позволяя укрепляться в вере – посвященным.

Как публицистика, как историческое эссе – нормально.
Для исторической научной статьи – не подходит.

Нет, к примеру -- конкретных ссылок в «Русей немеряно».
Поэтому в споре на эту статью – особо не сошлешься.

Бо сразу же будешь послан к Фоменко.
А если откроешь ещё раз рот -- будешь послан и подавно, и ещё подальше.

И упоминание трудов А.Г.Кузьмина – тут не поможет.
Народ до ужаса стал кровожадным и не уверует – пока не вложит перста свои в каждый источник.

Быть может есть смысл потрудиться один раз – взять да пронумеровать арабскими цифрами -- предметно-конкретно, каждую ссыль –
И за кажным разом, при необходимости -- выкладывать в низу, в разделе – Примечание.


"Бонд. Джеймс Бонд".
Аватара пользователя
Иван Скиндер
 
Сообщения: 5600
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2013 1:39 pm
Откуда: Мiнск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт фев 04, 2016 2:35 am

Как вижу, особых замечаний нет. Выделил бы:

Skorynapiterski:
Объявление жемайтов - инородцами, как евреи, цыгане. Это профанация. Извините. Но в связи с давнишней убежденностью - простительна.

Мне не нравятся не жемайты, а их потуги украсть у нас нашу историю ВКЛ. Что касается Статутов ВКЛ, то там жемайты действительно ущемлены в правах по сравнению с литвинами и русинами.

Но статья же не об этом.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт фев 04, 2016 2:43 am

Иван Скиндер:
Нет, к примеру -- конкретных ссылок в «Русей немеряно».
И упоминание трудов А.Г.Кузьмина – тут не поможет.


Не понял. Я его переписал. Он что – неуч?

И как это «нет ссылок»? Везде ссылка на автора и источник.

Ах, я не привожу ссылку на сайты. Ну так в 1986 году, когда публиковалось исследование Кузьмина, и никакого интернета не было.

Объясните это идиотам, которые от советских учёных требуют ссылки на веб-страницы.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт фев 04, 2016 2:53 am

Muraw:
Как всегда очень много букф.


Я могу гласные или согласные в словах упускать, если вы попросите – чтобы не было много букф. И газету с формата А3 16 полос уменьшить до одной страницы.

Но у нас читатель вообще-то не тот, у кого мучения вызывает читать что-то.

Над этой статьёй я работал в 4 захода 10 дней. Старался быть лаконичным и ясным в изложении мыслей. Ну, много букф - не читайте букварь, там вообще буквами всё напихано.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение muraw » Чт фев 04, 2016 11:59 am

Т.е. вы хотите сказать, что газетную площадь надо чем то заполнять? Так я и предлагаю сделать из одной статьи две. Кроме того Парадоксы и Абстракция напоминают конспект лекций не очень старательного студента и на 16 полосах лекцию можно было бы опубликовать всю. Притом после немеряных русей желудок ( ой мозг) просит притормозить дабы переварить пищу (инфу) .
muraw
 
Сообщения: 371
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2010 1:17 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение ARWI » Чт фев 04, 2016 5:50 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а): Аналогично Пруссия – это Порусье. Некоторые российские авторы, пытаясь избавиться от существования других Русей, кроме Московской, пытались выводить название «пруссы» с литовского языка как «жители болот» и пр. Но это просто несерьёзно, так как в данном регионе погранично находились Помезания, Погезания, Поморье и т.д., где Порусье как раз вполне логично и уместно.



Прусс Грунау не согласен. общее название Прусия он выводит от имени Брутена-первого криве.
не вижу оснований приграничное название Порусия распространять на весь регион.
не были прусы ,,русами,. их язык- койне из
германских,кельтских,славянских,балтийских слов
Последний раз редактировалось ARWI Чт фев 04, 2016 6:44 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение ARWI » Чт фев 04, 2016 5:53 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):
Ок. 821 года. Географ Баварский пишет, что русы проживают в междуречье Эльбы и Салы. Народы русов именуются: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы. Отсюда спустя полвека прибудут в шведскую колонию Ладогу призванные на княжение русы-колонисты Рюрика, то есть ободриты из Велиграда (ныне Мекленбург). Эти славяне себя называли русами и Русью, свой язык русским – они построили Новгород как «продолжение» их Старгорода, славянизировали и русифицировали аборигенов Новгородчины – саамов и чудь, которые стали после этого называться «словенами».


считаю тут уместным здесь упомянить что это была Белая Русь,которую собственно московиты уничтожили
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение ARWI » Чт фев 04, 2016 6:04 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):
Ок. 1221 года. Петр Дюсбургский (начало XIV в.) говорит о прибытии русинов в землю скаловитов в устье Немана за девять лет до прихода тевтонских рыцарей. Новая создаваемая мигрантами страна помещается автором между Мемелем (Неманом) и Мазовией западных балтов. Это, видимо, одно из первых свидетельств о массовой миграции полабских русинов (очевидно, именно лютичей) на территорию современной Беларуси – в Новогрудок. Там в этот период появляется Литва-Лютва, которой правят литовские князья Булевичи и Рускевичи (зафиксированы в договоре с Галицко-волынским королевством от 1219 года) – задолго до Миндовга, будущего короля Погезании и будущего создателя ВКЛ как прусской колонии (тогда Погезанией и всей Пруссией правил его отец король Рингольд).



Вы тоже повторяете мантру лют-лит? по языку и обычаям беларусам ближе нынешние кашубы,бывшие поморяне.
и Булевичи и Рускевичи - поморские князья. по языку -словарь полабов по лексике между чешским ,польским и немецким.
и гораздо дальше от беларуского .чем кашубский. Вы можете видеть перевод полабской лексики на русский в теме литвины-потомки лютичей. более того, литовцы известны раньше этого 1221 года и это не лютичи,
которые якобы заселили резко всю землю от Смоленска до Гродно.
в конце концов ,есть версия Грунау- Литва -от имени Литтпо, правителя 6 века земель на Буге и Немане, что обьясняет название земель и отсутствие конкретного племени литва
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение ARWI » Чт фев 04, 2016 6:17 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):
Промышлявшие по нашим рекам немецкие гребцы-русы изобрели для общения с туземцами койне – так называемый «славянский язык», который наполовину из языка готов, наполовину – смесь балтского, иллирийского и сарматского языков. Вот как появились славяне – как проект германской ассимиляции автохтонов: балтов, иллирийцев, сарматов. Всё, что в Германии имело название «Русь» и было славянским, – очень быстро было растворено в германской ассимиляции.

Например, на территории бывшей ГДР никаких немцев не было, там жили западные балты. Но пришли туда «русы-готы», по рекам гребцы, – и обратили балтов в славян и Русь (всякие Руси там появились, «Русские марки» и т.д.). Проходит два века – и Берлин, Дрезно, Гнезно – якобы уже славянские, не балтские – превращаются в германские. В хрониках, к примеру: население деревни под Дрезденом в 1200-х говорит по-славянски, а через два поколения – только на немецком языке.



строчка готского-
iþ saei nu gatairiþ aina anabusne þizo minnistono jah laisjai swa mans, minnista haitada in þiudangardjai himine; iþ saei taujiþ jah laisjai swa, sah mikils haitada in þiudangardjai himine.

прусский
Nūsun rikīs Jezus Kristus , ān stan naktin , kadan prawilā din , imēts stan geitin ,dīnkawats ba līmats ba dāits swāimans
maldaisimans ba bilāts :imaiti , ēdeiti, sta ast majs kērmens,kas pēr wans dats wīrst ; stawīdan sagēiti māisei minītun.

Вадим, НЕ ПОЛУЧИТСЯ славянского из ,,половины готского,, и ,,половины балтийского ,,
славянские языки должны иметь другие источники, более южные
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: «НА РУСИ»

Сообщение psv-777 » Чт фев 04, 2016 6:24 pm

Там в этот период появляется Литва-Лютва, которой правят литовские князья Булевичи и Рускевичи (зафиксированы в договоре с Галицко-волынским королевством от 1219 года) – задолго до Миндовга

Где и КЕМ зафиксировано? :shock: Миндовг упомянут в том же договоре с Галицким княжеством.
Въ лето 6723 . Божіимъ повеленіемъ, прислаша князи Литовьскіи къ великой киягини Ро-
манови, и Данилови и Василкови, миръ дающе. Бяху же имена Литовьскихъ князей : се ста-
рейшеи, Живинъбудъ , Давъятъ , Довъспрункъ^, братъ его Мидогъ*, братъ Довъяловъ Ви-
ликаилъ ; а Жемотьскыи кпязіі : Ерьдивилъ, Выкынтъ; а Рушьковичевъ : Кинтибутъ,
Бонибутъ, Бутовитъ, Вижъикъ и сьнъ его Вишлій, Китеній, Пликосова; а се Булевичи : Ви-
шимутъ , его же уби Миндовгъ и жену его поялъ и братью его побилъ, Едивила,

Причем Миндовг назван среди старших литовских князей.А какие то Булевичи и Рушковичи вообще мелкота-идут после Жемайтских князей.Их имена конкретно-Кинтибут там,Вишимут(облом для любителей славянщины...хотя-они любят поскаладывать из разных имен типа славянские :roll: ).Этого Вишимута вообще Миндовг убил,а жену себе забрал.
Сто раз уже писал-кроме ОДНОЙ ошибки польского хрониста-ВООБЩЕ нет никаких данных о Миндовге как пруссе.ВСЕ источники КОНКРЕТНО говорят-князь литовский.
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение psv-777 » Чт фев 04, 2016 6:26 pm

Вы тоже повторяете мантру лют-лит? по языку и обычаям беларусам ближе нынешние кашубы,бывшие поморяне.
и Булевичи и Рускевичи - поморские князья.

Вы эту сказку Кинтибуту,Бутовту и Бутовиту расскажите :lol:
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: «НА РУСИ»

Сообщение psv-777 » Чт фев 04, 2016 6:33 pm

есть версия Грунау- Литва -от имени Литтпо, правителя 6 века земель на Буге и Немане, что обьясняет название земель и отсутствие конкретного племени литва

ARWI

Ересь какую то пишите.
1162 г.

Томъ же лете приходи
Рогъволодъ па Володаря съ Полотьчаны къ Городцю, Володарь же не да ему полку въ дне ж ,
но ночь выступи на нь изъ города съ Литьвою, и много зла створися въ ту ночь, оньхъ из-
биша , а другыя руками изоимаша множьство, паче изъбьеныхъ; Рогъволодъ же вьбьже въ
Случьскъ , и ту бывъ три дни иде въ Дрютескъ, а Полотиску не смь ити : занеже множьство
погибе Полочанъ; Полотчане же посадиша въ Полотьски Василковича.

Это видимо в Городке с Володарем не люди Литва ,а кусок земли сидел :lol: :lol: :lol:
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33