Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение Иван Скиндер » Сб апр 23, 2016 8:11 pm

skorynapiterski писал(а):
Иван Скиндер писал(а):

Где литовцы=беларусы главенствовали во всех областях жизнедеятельности того общества—
Оставляя жмудинам -- предкам современных летувисов – участь народа прислуживающего (прислухаючего)[/b]


"Бонд. Джеймс Бонд".

Джеймс Бонд повторяется. Попка- дурак? :lol:
Иван, не выставляйте беларусов москалями. Хотя бы ради святого. Литвы, ВКЛ 8)


Приходится констатировать:
Идиотоми -- единожды сказанное – не воспринимается.

Ими не вразумляется и повторное утверждение…
Впрочем, и многократное повествование – не под силу их моСХу.

Но.
«Карфаген – должен быть разрушен». (с)

Поэтому:
«Я чихнул и начал свой привет.

С Новым годом, тётя Хая,
Вам привет от Мордэхая…». (с)

"А выплеснуть бы в харю -- этому жыду --
Что в коньяк мешает разную бурду...". (с)



"Бонд. Джеймс Бонд".
Аватара пользователя
Иван Скиндер
 
Сообщения: 5600
Зарегистрирован: Вт янв 29, 2013 1:39 pm
Откуда: Мiнск

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:15 am

II катехизис


Pirmois. Tou ni tur kittans Deiwans turryetwei.
Первый. Ты не имей другого Бога иметь.
Anters .Tou ni tur sten emnem twāise Deiwas nianbændan westwey.
Второй. Ты не имей этого имени твоего Бога бесполезно крутить.
Tīrtis. Tou tur stan lānkinan deinan swyntintwey.
Третий.Ты имей это празднование ежедневно освящаться .
Ketwirts. Toū tur twayien thāwan bhæ mūtien smūnintwey.
Чевертый. Ты имей твоих отца и мать почитать.
Pyienkst. Tou ni tur gallintwey.
Пятый. Ты не имей убивать.
Vsts. Toū ni tur salobisquan limtwey.
Шестой.Ты не имей брак ломать .
Septmas. Tou ni tur ranktwey.
Седьмой. Ты не имей красть.
Asmus. Toū ni tur reddi weydikausnan waytiāton preyken twayien tauwyschen.
Восьмой . Ты не имей ложно свидетельства говорить против твоих ближних.
Newyntz.Девятый
Toū ni tur pallapsītwey twāysis
Ты не должен вожделеть твоих
tauwyschies būtten.
ближних дома.
Deisimts.
Десятый
Toū ni tur pallapsītwey twāysis
Ты не имей вожделеть твоих
tawyschies gennan,wāykan,mērgwan,
ближних жены,мальчиков,девушек
\pecku\adder ka tanæssen hest.
скота ,или кого был.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:15 am

Stas Drūws
Es drowy en Deywan, Thāwan wissemokinkas, kas est tykynnons dængun bhe semmien.
Я верю в Бога ,Отца всемогущего , который был обещан небесам и земле.
Bhæ en Jēsum Cristum swaien aynen Sounun nousun reykyen . Kas pagauts æst hæsestan swyntan naseylien .
И в Иисусе Христе его одного сына нашего господина , который начал быть aссистент святого духа
Gemmons æsestan jungprawan Marīan . Styienuns po Pōntio Pylata ,skresītzt aulauns bhe enquoptzt.
рождения ассистента непорочности Марии. Этого по Понтию Пилату , распятого умерший и погребенный.
Semmay lyzons prey pykullien. An tīrtien deynan etskyuns hæse gallans.
Землёй залез в пекло. Третий день поднялся асом смерти.
Vnseiy gubons nādengon . Synens prey tickaray deywas wissen mukis thāwas .Stwendau wīrst
Вверх пришел в небеса ,садящийся справа Бога всемогущего Отца, здесь будет
pergūbons leygenton stæns geywans bhe aulaūnsins .
придет судить живых и умерших.
Es drowy en swyntan nāseylien . Aynan swyntan krichstianisqan kīrken ,
Я верю в Святой Дух , единственную святость христианской церкви , одно
Perrōnisquan swynaun . Etwērpsennian griquan. Etskysnan mēnses ,
общую святость, прощение грехов, воскресение плоти
Bhea prābutisquan geywien .Amen
и вечную жизнь. Амен.
Последний раз редактировалось ARWI Вс апр 24, 2016 12:21 am, всего редактировалось 1 раз.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:15 am

Stan Thawe nouson Отче наш.
THawe nouson kas thou æasse æn dengun .
Наш тата які ёсць ў небёсах
Swintits wīrsi twāys emmens.
Свянціцца будзе твае імя
Parēysei noumans tway ia ryeky.
Прыдзе нам тваё панавенне.
Twāys quāits audāsysin na semmiey kāy en dengan.
Твая воля адбудзецца на землі як ў небёсах.
Nousan deyninan geytiey dāys noūmans schian deynan.
Наш дзённы хлеб дай нам сёння.
Bhæ etwērpreis noūmans noūsun ānschautins ,
Ды прабач нам нашыя запазыкі
kāy mes etwērpymay nousun anschautinekamans.
Як мы прабачаем нашым запазычаным.
Bhæ ni wedeys mans en perbāndasnan.
Ды ня ведаюць нас у спакусах.
Slāit szrannkeīs mans æsse wargan. Emmen.
Раз,яднай збавеннем нас аса зла . Амен.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:16 am

Assæ stan Crixtīsnan.
Азы хрышчэння
Noūsun rykyes Jsus Chricstus bylā swayiens maldaysins: Jeiti
Наш Спадар Хрыстос кажа сваім малодшым : ідзіце да
En wissan swytan , mukineuti wyssens poganens , bhæ Crixtīdi diens en
Ўсяго света, вучыце ўсіх паганцаў , ды хрысціце іх
Emnem Thāvas , bhæ sounons , bhæ swyntas nāseylis: Kas druwē bhæ
Імем Таты, ды Сына , ды святога Духа: каторы верыць ды

Crixteīts wīrst , stes wīrst deywūts , Kas ni druwē, stes wīrst preclantyts.
Хрышчоны, той будзе бласлаўлёны , каторы але ня верыць, той будзе пракляты.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:16 am

Assa Sacramentan Bytis ydi
Тайная вячэра
Noūsun reykīs Jezus Cricstus , ān stan naktin , kaden prowelā
Наш спадар Ісус Хрыстос, у тую ноч, калі здрадзілі
din , ymmēits sten geytien , dīnkautzt bhe lymuczt bhe dāyts swāymans
цябе , меў той хлеб , дзякаваў ды ламаў
maldaysimans bhe bylāczs : ymayti stwen , ydieyti, stæ æst mays kērmens,
малодшым ды казаў : майце тут ,ешце гэты май цела
kas pēr wans daeczt wīrst ; Steweyden segēyti pre māyien menisnan.
каторае для вас дам ; такое дзеянне маё памятайце.
Stæsma poleygo ymmēyts deygig sten kēlkan po stan bitans ydi,
Гэта падобнае майце такі кубак апасля гэтай вячэры
dinkauczt bhe dāits swāymans maldyisimans bhæ bilāts : ymmay,
дзякуйце ды давайце сваім малодшым ды кажыце : майце
ti stwen bhe pūjeyti wyssāy is stesmu, sis kēlkis æst stæ newenen testamenten,
тут ды пейце ўсё з гэтага , гэты кубак есць той новы завет
en mayiey kræwiey , ka pēr wans pralitan
Ў маёй крыві, якая для вас паліта
, werpsennian griquan . Stewīdan segēyti, ku desnammi joes
прабачэнне грахоў : гэтае дзеянне , якім часта вы

pūietti prey māyian minīsnan. пітвом мяне памінайце.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вс апр 24, 2016 12:18 am

второй прусский Катехизис интересен появлением слова salobisquan-шлюб, и
иным написанием некоторых созвучий. и буквой æ
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Вт май 24, 2016 10:47 am

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДО 1939 ГОДА

около 1200 г. Прусское население составляло 200.000 человек, таким образом плотность была 4-5 человека на один квадратный километр. Страна Пруссия насчитывала 40.000 квадратных километров.

Период 1230-1283 гг. 53-х летняя война против Тевтонского ордена привела к потере 30 % населения (- убыло) - 60.000. В 1320 г. Тевтонский орден привлёк в Пруссию 130.000 переселенцев . 140.000 прусов плюс 130.000 немцев,итого- 270.000 населения. в 1351 г. эпидемия унесла 20.000 жертв. Болезнь была побеждена благодаря уходу населения в леса ,всего погибло 8.000 прусов и 12.000 немцев.

Около 1400 г. а пруссии жило 132.000 прусов и 118.000 немцев, итого 250.000 населения. В 1410 г. битва под Танненбергом унесла 6.000 жизней. В 1583 г. произошло возвращение ранее ушедших пруссов и литовцев обратно в Пруссию, примерно 10.000 за два года .В 1685 г.состоялось прибытие гугенотов -плюс 5.000 немцев.

В 1708-1710 гг. страшная эпидемия чумы унесла 177.268 жителей .В период до 1720 г. произошел бурный прирост населения от 55 до 45 процентов . В Прусии живет 170.000 прусов и 148.268 немцев.итого- 318.268 человек. В 1721-1732 гг. -иммиграция 20.000 немецких семей плюс примерно 60.000 человек. В 1731-1732 гг. приехало еще 15.000 человек из Зальцбурга .

В период до 1775 г. снова произошел бурный прирост населения от 45 до 55 процентов ,из них 165.000 прусов и до 200.000 немцев. общая цифра населения -к 1800 году -381.000 прусов и 459.000 немцев. вместе-840.000 человек.


В 1840-1891 гг. произошел отток населения в индустриальные районы Германии -уехало 315.000 прусов и 385.000 немцев. к 1910 г.снова бурный прирост населения-живет 882.000 прусов и 1.078.000 немцев.вместе-1.960.000 человек в Пруссии.


Около 1910 г. в Пруссии жило 948.000 прусов и 1.152.000 немцев. итого-2.100.000 человек.
к 1939 г. численность населения составила 1.110.000 прусов и 1.349.000 немцев-вместе 2.459.000 человек.


ПРУСА - группа, Германия, Берлин.
Перепечатано из: "Толькемита-тексте",
Диебург, 2002, № 62
Tolkemita-Texte-62, Dieburg, 2002
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение psv-777 » Ср май 25, 2016 7:45 pm

Интересно по каким данным они в начале 20 века определяли кто прусс(коренной) :?:
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Ср май 25, 2016 9:27 pm

psv-777 писал(а):Интересно по каким данным они в начале 20 века определяли кто прусс(коренной) :?:


они же считают-
В Германии из 800 000 людей с прускими фамилиями, есть 100 000 человек , которые считают себя потомками прусов.

видно различают фамилии в списках и пруский диалект немецкого в речи и на письме,(каверканне немецкого).
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение Media » Пн май 30, 2016 7:33 am

psv-777 писал(а):Интересно по каким данным они в начале 20 века определяли кто прусс(коренной) :?:

По языку.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10229
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пн май 30, 2016 7:15 pm

доктор Андрей Беловешкин из Минска

http://www.beloveshkin.com/2016/02/prus.html

Как я стал балтом: исследование Y-хромосомной гаплогруппы.
Результат тестирования моей прямой мужской линии показал, что я отношусь к N-Z16975 (FGC13372, LGM2) гаплогруппе. Сама гаплогруппа имеет достаточно большой возраст – около двух тысяч лет, поэтому говорить о ее соотношении с определенной племенной структурой можно достаточно условно, можно лишь с уверенностью говорить, что она относится к так называемым центральным балтам, другие исследователи относят ее к восточным пруссам, а еще некоторые - к собственно литве. Конечно, гаплогруппа N-Z16975 (FGC13372, LGM2) не однородна и среди ее выделяется ряд подгрупп, однако число протестированных по подгруппом слишком мало, чтобы сделать какие-либо выводы.


Еще по теме:
Вологодские викинги на Шексне: генетическая история моего прадеда.
Митохондриальная ДНК (D5a3a) и семейная истори
Не казаки, не шляхта, а панцирные бояре в восточной Беларуси.

Оссовские герба Прус 1.

Моим ближайшим совпаденцем по Y-хромосоме является Хольгер Оссовский, потомок Мартина Оссовского с Мальборка, который родился там в 1720 году, онемеченный поляк герба Прус 1. Фамилия Оссовский достаточно многочисленна в Польше, но поморские Оссовские герба Прус 1 имеют достаточно изученную историю. Приблизительное время жизни нашего общего предка 1450-1550 (с вероятностью 97%). В 1350 году впервые упоминается Миколай с Осова, как свидетель в комтурском привилее на млын в Черске, а в 1374 году Ганц (Генсил) с Осова получает привилей на владение Осовом от тевтонской администрации на право хелминское. Генсил с Осова упоминается еще в нескольких документах, но, к сожалению, с 1383 по 1570 отсутствуют документы о этой территории, только в 1570 в инвентаре появляются уже известные нам шляхтицы-владельцы Оссова. Оссовские герба Прус 1. Поэтому, вероятно, что Миколай и его сын Генсил – это мои прямые предки по мужской линии. Еще отмечу, что на этой территории упоминается ряд прусских нобилей, в частности Василевичи – нобили из прусского племени бартов, которые затем принимали участие в восстаниях пруссов. Также близким совпаденцем является Паньковский, предок которого был православным из Гродненского воеводства, но его известная генеалогия коротка.


Гаплогруппа N-Z16975 (FGC13372, LGM2) и геральдика.

Существует три разновидности герба Прус, каждая из которых содержит элемент пятиконечного креста (полуторный крест), этот герб также известен как шлюбица, тыржина, ваги, вискава. Название этого герба и начало его объясняют прибытием в Польшу в конце трёх прусских князей, искавших спасения от меченосцев. Анализ фамилий по базам данных показал, что семеро N-Z16975 из десяти, кто имеет документально подтвержденное старинное шляхетское происхождение, принадлежат к гербу Прус. Генеалогия прямо указывает, что герб Прус принадлежит семьям, мигрировавшим с территории бывшей Пруссии. Это Орловский, Оссовский, Кружиковский, Урбон, которые принадлежат к гербу Прус, Домейко – Прус 2, Рутковский, Жуковский – герб Прус 3.




Фамилии носителей N-Z16975 (FGC13372, LGM2).

Носители и их фамилии делятся на несколько групп:

1. Немцы из Пруссии: происхождение из Польши или современной Калининградской области, немецкии фамилии. Думаю, что потомками этой группы являются один британец и один итальянец. Вероятно, происходят из онемечченых пруссов, составляют значимый процент.

2. Поляки (их немного, известный нам Оссовский только).

3. Литовцы с балтскими и летувисскими фамилиями (Домейко, Бугеда, Нарбут) и Пойвилюс, Тамкус, Вейлютис и др.

4. Литовцы с летувизированными фамилиями (вроде Лукошевичюсов и Янушкевичусов).

5. Беларусы (Жуковский, Паньковский, Грушевский и др.). И ваш покорный слуга. Я уже писал, что моя фамилия достаточно позднего происхождения и изначально звучала как «Булавешка» - маленькая булава.

6. Украинцы (бывшая территория Польского королевства)

7. Россияне (преимущественно близкие к ВКЛ территории)


Фамилии: Ясинский, Янушкевич, Лукошевич, Рутковский, Троцкий, Невердовский, Орловский, Буринский, Норкус, Крупенский, Грушецкий, Песецкий, Рейнс, Эхлерт, Тамкус, Шимчевич, Урбон, Домейко, Новак, Кушнерейт, Нарбут, Немке, Вейлютис, Клюмбус, Тумейленис, Аглинский, Мачула, Янсон, Бугеда, Крупенский, , Фарам, Паньковский, Крупенский, Коркин, Ярошиус, Селиванов, Евлащенко, Беловешкин, Жуковский, Блудивайтис.



География носителей N-Z16975 (FGC13372, LGM2).

Географическое распределение гаплогруппы достаточно сложное, единого центра не выделяется. Безусловно, абсолютное большинство носителей укладывается на территорию ВКЛ, но кластеры носителей не совпадают ни с одним восточнобалтским племенем. Но сопоставление политической карты позволяет многое понять. Более половины носителей гаплогруппы оказываются сконцентрированы на границе ВКЛ с Тевтонским орденом и Ливонским орденом.

Характерно, что в центре исторической Литвы практически нет носителей искомой гаплогруппы. Сравнительный анализ гаплотипов показывает, что кластеры состоят из неродственных гаплотипов, а родственные раплотипы, напротив, очень сильно разбросаны территориально, причем очень часто встречается время расхождения 800-700 лет назад, что хронологически совпадает с переселением пруссов и говорит нам о том, что переселение происходило вероятно быстро.

Также выделяется еще один кластер в Беларуси в границах современного Гродненского и Вороновского районов. Здесь уже на помощь нам приходит история. Так, Ипатьевская летопись 1276 г. сообщает: "Придоша Проуси к Троуденевы и(з) своей земли неволею перед Немцы. Он же прия е к себе и посади часть и(х) в Городне и часть их во Вслониме." Кроме переселения бартов и других пруссов при князе Тройдене, отдельная миграционная волна западно-балтского населения на т-ию ВКЛ происходила во второй пол. XIV в. Так, в орденском документе конца XIV в. в "Сообщении о литовских путях" (Die Littauischen Wegeberichte") при описании дороги из Перелома на Эйшишки упоминается Скалево (Skalewo), и разъязняется, что там живут скаловы (люди из прусской земли Скаловии), взытые в плен при Рагните.

Особая прослойка населения.

Пруссы, которые переселялись на территорию ВКЛ были прекрасными воинами и их селили там, где было много свободной земли, которую нужно было защищать – на границах ВКЛ с наиболее ее опасными соседями: Тевтонским и Ливонским орденами. Литовские князъя селили мигрантов из прусских земель в разные места своих владений. При этом в некоторых местностьях сложились целые группы поселений близкого по языку и культуре западно-балтского населения, которое в письменных источниках выступает под разными этнонимами (пруссы, скаловы, борти и т. д.). С нач. XVII и вплоть до середины XIX в. деревни с бортянским (и скаловенским) населением в окрестностях Радуни образовывали самостоятельную административно-хозяйственную единицу - БОРТЯНСКОЕ староство, в состав которово входили четыре войтовства: Пелясское (д. Пеляса, Помедь, Подитва,
Повалака, Пилюнцы, Лелюшки), Скольвенское (д. Выганцы, Смильгини, Дубинцы, Скирейки, Ворли, Палашки, Курки, Карговды), Городенское (д. Складанцы, Вайкунцы, Поройсте) и отдалённой от Радуни Понеманское (д. Складанцы, Вайкунцы, Толочке, Пинарони, Минонтовичи). Большинство деревень некогда существовавшего Бортянского староства находились в современном Вороновском районе Гродненской области. Названии страроства указывает на связь его с прусской землёй - Бартой, а одного из войтовств (Скольвенское) - с прусской Скаловией, а одно из названий деревень - Помедь - также можно считать отэтнонимическим, которое довольно точно соотвествует названию другой прусской земли - Помезании (прусском Pamede).

Основным объязательством бортянского населения в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) было строительство и ремонт мостов, что давало им и определённые социальные привилегии (в частности, освобождении от тяга)
Уже в XVI в. борти составляли в ВКЛ особую социальную категорию "господарских подданных", которая к тому же, очевидно, выделялась и по этническому признаку. Так, статья о бортях "Уставы на волоки" 1557 года определяет повинность бортей следующим образом: «Иж первей бортеве разность в роботах от инщых подданных наших мели и тепер их зоставуем, абы водле шацунку кгрунтов за вси повинности, цынши, овсы и сена пенязми с волок до скарба нашого платити, яко и осадники; а коли им на войну ити кажем, мають мети тот рок вольный ото всих платов; а мосты им повынные заробляти и теж за росказаньем и листом нашым мосты им неповинные мостити мають, а за то им фолькгу в цыншох нашых делати кажем подле воли нашое».





Барты?

Как я уже говорил, соотнесение носителей гаплогруппы N-Z16975 (FGC13372, LGM2) с определенным племенем может быть лишь условным по ряду причин: слишком старая гаплогруппа, значительные переселения и путаница в названиях племен. Так, некоторые хронисты даже не делали различий между литовцами и пруссами, в Хронике Польше Миндовг назван даже «прусским королем». А во времена ВКЛ бортями или бартами называли многих прусов. Тем не менее, я приведу ряд аргументов, почему носители N-Z16975 (FGC13372, LGM2) относятся вероятно к бартам, точнее к одному из родов прусского племени бартов.

1. Бортянское староство. Документально зафиксировано, что именно сюда переселились барты после поражения в прусском восстании, которое возглавляли короли бартов. Сейчас здесь находится кластер носителей N-Z16975 (FGC13372, LGM2).

2. Присутствие гаплогруппы в польском поморье. Известно, что барты переселялись туда еще в 1230 годах. Переселения других племен не зафиксировано.


3. Заселение по границам ВКЛ. Барты – это лучшие воины из всех прусских племен. Как известно, барты вместе с вармийцами и натангами были завоёваны тевтонскими рыцарями в 1238-1240 гг. Но уже в 1242 г., спустя всего лишь два года после завоевания, барты подняли восстание и смогли оказывать сопротивление до 1252 г. Во время Большого Прусского восстания (1260-1274), который начался после серьёзного поражения Ордена в битве при Дурбе, барты избрали своим лидером Дивона. Мятежники смогли захватить несколько замков, включая Бартошице в 1264 г. При поддержке других прусских племён Дивон атаковал Хелмно, Мальборк и Дзежгонь. Однако пруссы не могли победить в войне на истощение Тевтонский Орден, который мог доставлять ресурсы из западной Европы. В 1273 Дивон осадил ещё один замок, но был смертельно ранен. Спустя год восстание было подавлено. Многие барты сбежали в Гродно и другие литовские земли.

4. Носителей гаплогруппы N-Z16975 (FGC13372, LGM2) практически нет на территории бывшей Бартии. И это вполне логично, так как подавляя восстания пруссов, крестносцы убивали мужское население. Более того, известно, что после Великого прусского восстания немцы выслали практически всех бартов из Пруссии, часть бартов переселились в Пагудию (?), часть в литовские земли. Территории не только Бартии, но и многих других племен попросту обезлюдели. Так, к концу 13 века земли Судавии оказались вымершими, ее народ исчез из истории как общность, и эта территория стала частью дикры – безлюдной лесной пущи, отделявшей Пруссию, Мазовию и северную Волынь от Литвы. Дикра существовала и ранее, но теперь правители всех участвовавших в конфликте сторон строили на ее окраинах деревянные крепости – базы для своих набегов на противника – и уничтожали все оставшиеся поселения в лесах и вокруг чужих крепостей. Великая Пуща стала почти непреодолимым препятствием на границе.


Пруссы – профессиональные воины.

Пруссы и барты часто осаживались на засеках, на границах ВКЛ и они были отличными воинами. Во многих популярных источниках пруссы предстают толпой плохо вооружённых дикарей, которые не могли противостоять пусть не многочисленным, но закованным в латы рыцарям. Но у пруссов дружина сложилась раньше, чем у всех соседних племен, практически одновременно с викингами. Прогрессивный характер прусской культуры в социальном отношении акцентируется появлением у пруссов воинской дружинной организации ещё в середине V в. н.э., что было для того времени подлинным социальным прорывом. К моменту столкновений с Тевтонским орденом они достаточно хорошо вооружены. Откуда у них такое вооружение?

Ведь пруссы уже более двухсот лет вели войну с Польшей, которая неоднократно пыталась покорить и христианизировать пруссов. Всё это позволяло пруссам знакомиться с последними достижениями «военной промышленности» Европы. Пруссы не только дают отпор польским вторжениям, но и расширяют свои владения к востоку и югу, осваивая прежде запретные территории лесной пустоши. Войны поляков с пруссами казалось завершились в 1166 году разгромом польского войска. Теперь уже поляки страдали от прусских набегов. Расширяются земли Натангия, Вармия, Погезания, образуются земли Помезания, Бартия и Надравия. К концу XII века под их влияние попадают восточные соседи-родственники - скальвы и ламаты.


Также польские князья регулярно нанимали прусских воинов для участия в междоусобных войнах в Польше. Поэтому прусские воины, а, в особенности, дружинники прусских вождей по своему вооружению могли вполне соответствовать европейским воинам. У них, так же как и у рыцарей из оборонительного вооружения очень часто имелись кольчуга, шлем, щит, в том числе и прусский щит (кстати, очень своеобразный, который остался у них на вооружении и после завоевания орденом Пруссии. Надо полагать, что при создании ополчения не все пруссы были так же хорошо экипированы, как дружинники вождей, тем не менее, надо учитывать, что все они поголовно являлись воинами, а значит, имели неплохое по тому времени вооружение.

Впоследствии при осаде орденских крепостей они, быстро перенявшие у Тевтонского ордена осадные орудия, применяли катапульты, подвижные осадные башни и тараны, о чём неоднократно упоминает в своих хрониках Петер из Дуйсбурга: «Вскоре после пруссы с тремя войсками и тремя камнемётами и прочими военными устройствами осадили замок епископа вармийского Хейльсберг». Да, пруссы проиграли войну с Тевтонским орденом, но орден имел за спиной всю Европу, а прусским племенам было трудно договорится о кооперации. Но будем помнить, что именно прусские восстания дали возможность окрепнуть ВКЛ и выиграть время, значительно замедлив продвижение крестоносцев на восток. Поэтому западные и центральные балты дали возможность выжить и сохранится балтам восточным и центральным.
Автор: Andrei Beloveshkin на 6:07
Ярлыки: генетика, семья
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение WilWit » Пн май 30, 2016 8:52 pm

Информация интересная, но не факт. Привязать гаплогруппу к племени - очень трудно. И, вот, например, известный прусский род Эрмисов - R1a. А что именно барты, а не галинды там или погезане, так и совсем пока не реально. Так кто прусы: R1a или N1c??? Или и те, и другие??? А то сразу - барты:)
Аватара пользователя
WilWit
 
Сообщения: 3555
Зарегистрирован: Пт авг 29, 2014 7:46 pm
Откуда: в. Галiнова, Вiлейшчына

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение ARWI » Пн май 30, 2016 11:19 pm

WilWit писал(а):Информация интересная, но не факт. Привязать гаплогруппу к племени - очень трудно. И, вот, например, известный прусский род Эрмисов - R1a. А что именно барты, а не галинды там или погезане, так и совсем пока не реально. Так кто прусы: R1a или N1c??? Или и те, и другие??? А то сразу - барты:)


в другой теме интересно-попробовал с корнем Барт-
http://toponim.by/be/?q1=%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82
а вообще, исторически у пруссов вся таблица Менделеева может найтись
ссылка на инфу по гаплогруппам судувов и пруссов была на http://www.suduva.com/links.htm
но ужасно путаный сайт, второй раз ничего не найдешь
Но вообще,Пошка нашел у земляков основной- R1a z280
ARWI
 
Сообщения: 5013
Зарегистрирован: Чт июн 11, 2015 8:00 pm

Re: Белорусско-прусский словарь, восстановление прусского

Сообщение psv-777 » Вт июл 05, 2016 6:09 pm

Привычный поток добычи с моря иссяк, культурный стереотип требовал изменений – прежде всего перехода к земледелию. С выдвижением на первый план земельных отношений начинает складываться протогосударственная структура и сравнительно быстро растет численность пруссов. Группы родственных семей живут хутором, управляются старейшиной и владеют наследуемыми угодьями (лакус - по-прусски “поле”). Группа хуторов образует полку (пОлка – по-прусски “волость”) с округлым городищем в центре, где проводилось народное собрание, и осуществлялись жертвоприношения. Волостью управляла “госпОда” - выборный орган, состоящий преимущественно из жрецов. Городище обычно состояло из двух частей – для постоянного пребывания выборных властей и для укрытия окрестных жителей в случае опасности.
Лишенное дружин прусское оседлое население не смогло оказать сопротивления вторжению польского короля Болеслава III зимой 1110-11 гг.

СуПолка(беларуское).Полка-волость у пруссов.Знать там-Господа.У нас-Гаспадар-хозяин.Не знаю откуда автор взял эти слова.Может действительно из надежного источника.Но и из славянского эти слова выводятся так же.
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4