МОСКАЛЬ КАК ФЕНОМЕН ИМПЕРИИ ОРДЫ

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

МОСКАЛЬ КАК ФЕНОМЕН ИМПЕРИИ ОРДЫ

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт фев 26, 2015 11:03 pm

Сама тема москалей в представлениях беларуского народа была категорически запрещена в СССР, так как разоблачала басни российских шовинистов о «братской дружбе» и якобы «вековой тяге» беларусов к «великому русскому народу», состоящему из славянизированных финно-угров, татар и бурятов. На деле – затюканных рабов империи.

Но времена меняются, и стало возможным говорить правду. Хочу тут привести отрывки из одной публикации на эту тему. Автор – кандидат исторических наук Владимир Лобач, статья опубликована в журнале «Родина», 2002, №7. Её вариант можно найти тут:

http://aljans.by/2009/04/obraz-russkoho ... -kulturye/

Итак:

**

Образ русского в белорусской традиционной культуре

Наиболее распространённым в белорусской народной среде обозначением русского стало наименование «москаль» — политоним, образовавшийся ещё во времена Московского княжества и приобретший в XIX веке качества устойчивого экзоэтнонима. В белорусско-русском словаре И. И. Носовича (1870) даётся несколько значений этого слова: 1) русский солдат; 2) русский мастер (плотник); 3) русский купец, торговец; 4) русский как представитель русского этноса вообще. К этим значениям необходимо добавить ещё одно — в отличие от украинцев белорусы именуют «москалём» русских старообрядцев, причём эта традиция сохраняется в народной среде до сих пор.

Несмотря на включение Беларуси в состав Российской империи, количество русских (без приверженцев старообрядничества) в белорусских губерниях к 1861 году было мизерным — около 10 тысяч человек (0,3 процента всего населения). Однако к концу XIX столетия в результате целенаправленной политики «обрусения края», проводившейся после восстания 1863-1864 годов количество русских возросло в 23,5 раза и составило уже 235 тысяч, или 3,6 процента всего населения Беларуси. Русские составляли 54 процента духовенства, 46 процентов чиновников, 19 процентов дворян и 10 процентов купечества . Число русских крестьян в Беларуси было крайне незначительным.

[Должен тут уточнить, что из 235 тысяч москалей около 170 тысяч составляли этнические беларусы, которые стали называть себя «русскими», то есть это предатели своего народа и своего Отечества. – Прим. VD]

Значительным было и количество русских староверов. К 1914 году их насчитывалось около 100 тысяч, причём 82 968 проживало в Витебской губернии.

Реальные отличия в языке, обычаях и ментальности были настолько выразительны, что «москаль» в глазах белорусского крестьянина соотносился скорее с инфернальной, враждебной сферой миропорядка. Так, в сказке «Небо и ад» он сам отказывается от загробной жизни в раю и выбирает ад, поскольку там есть водка и табак: «І астаўса маскаль у пекле, не хочэ ў небо, бо там вельмі ўсё светое…» . В мифо-поэтической традиции белорусов «москаль» устойчиво соотносится с чёртом (нечистой силой)…

Очень часто, как считали белорусы Витебщины, черта в виде «чёрного москаля» можно было встретить и на рынке в местечке.

Как и другим чужакам, «москалям» приписывались чародейские, вредоносные способности. Ещё в 1579 году во время осады Полоцка войсками Стефана Батория затяжные дожди считали результатом колдовства со стороны русского гарнизона. Из всех христианских народов только «москали» фигурируют в белорусских заговорах от «ляку» (испуга) и «урокаў» (сглаза) как причина этих болезней: «Памажыце, Госпадзі, мне, рабе Божай Ганьне, Маланьцы ўрок выгаварыць… цыганскі, маскоўскі».

Память о кровавых, разрушительных войнах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой с Московским государством (на конец XV-XVII приходится 9 длительных военных конфликтов общей протяжённостью в 67 лет) безусловно оказывала влияние на формирование образа «москаля» в глазах белоруса. Наиболее контрастные характеристики встречаются именно на белорусско-русском пограничье, ибо приграничные районы чаще и более всего страдали от военных действий. Так, например, в результате войны 1654-1667 годов приграничные поветы: Полоцкий, Витебский, Мстиславльский потеряли соответственно 74,8, 62,1, 71,4 процента населения, в то время как «внутренний» Слонимский повет «только» 18,9 процента.

Иногда «москаль» в фольклоре белорусов порубежья может выступать как существо более опасное, чем мифологический чёрт. С. В. Максимов записал такие поговорки: «Ад чорта адхрысцісься, а ад Маскаля не адмолісься; Ад Масквы полы ўрэж, да ўцякай»; «- Тату, тату! Лезе чорце ў хату! — Дарма! Абы не маскаль».

Не случайно, что в народных говорах слово «москаль» кроме значений, приведённых выше, означало ещё и «непослушный, вороватый парень, а также пустой колос ржи или пшеницы». Слепая готовность «москаля» исполнять приказы начальства нашла своё отражение и в сказочном эпосе. Так, в сказке «Асилак» (мифический богатырь) они по указанию помещиков убивают народного героя: «Набрали гэто маскалёў и напали на Асiлка. А ведамо, — маскаль. Ему як прыкажуць, та ён и роднага бацьку зарэжэ». «Маскалём» даже запугивают болезнь в заговоре: «…Зосін залатнік (опущение матки. — Авт.), стань на месцы, не адзывайся. Калі ўздымешся, нашлю казакоў, маскалёў — пасякуць, парубаюць».

И даже когда русский солдат хочет выразиться «по-местному», ничего хорошего из этого не получается: «Раз, как москали стояли в селе, так один захотел перцу да яиц и говорит старой женщине: — Гэй, баба, папру да яец! А та: — А штоб из тебя, — говорит, — дух выперло! Куды ж ты меня старую папрэш да яец!».

Существенными были отличия и в религиозной сфере. Особенно это касалось католиков и бывших униатов. Так, даже в 1855 году (церковная уния были ликвидирована в 1839-м) крестьяне, бывшие униаты, на предложение читать «Господи помилуй» ответили: «Мы не москале, каб спяваць `Госпадзі памілуй'».

Многие православные белорусы практически не понимали богослужений на церковнославянском языке. Когда полоцкий епископ во время проповеди в одном из сельских храмов епархии (1876) произнёс: «Сердце чисто созижди во мне, Боже», то услышал звучный ответ со стороны местного крестьянина: «Водка лучше всего очищает сердце!». К тому же в силу историко-культурных традиций белорусы в значительно меньшей степени были подвержены монархическим настроениям. Так, в Полоцкой епархии, как сообщал её официальный печатный орган, верующие в большинстве случаев выходили из храма, когда начиналось хвалебное песнопение о царе и царствующем доме.

Иронически относились белорусы и к религиозным традициям старообрядцев. Этнограф А. Сержпутовский упомянул о таком случае. Наблюдая церковную службу у раскольников, белорусские крестьяне удивлялись тому, что те слепо повторяют суетливые движения своего священника, на котором от кадила загорелась ряса:

«Ну вот перебирал, перебирал ногами поп, в конце концов не выдержал, видимо, ему так хорошо припекло, вот он покатился по полу да давай дрыгать ногами. Глянули люди и все вдруг бах на помост и давай дрыгать ногами». После такой службы на вопрос местных жителей староверы ответили: «Сегодня день святого Дрыгуна, вот мы и делали святое подрыгивание».

Вороватость «москалей»-старообрядцев нашла отражение и в поговорке: «Не за тое москаля бьют, что украл, а за то, что плохо спрятал». Пришлые люди из российских губерний могли выступать и носителями разнообразных пороков и дурных привычек (пьянство, разврат, сквернословие), что вызывало негативное к ним отношение. В частности, в 1840-х годах Р. Подберезский отмечал, что на территории белорусского Подвинья «осташи зимой, а булыни (перекупщики скота из пограничных российских уездов. — Авт.), втираясь в деревни, распространяют дурные привычки в семьи. Потому их люд и возненавидел».

Таким образом, на протяжении многих столетий, в том числе и в конце XIX — начале XX века пришельцы с востока, «москали», рассматривались белорусами пограничья как одни из наиболее опасных чужаков.

Оспорить этот вывод с помощью научных аргументов практически невозможно — этнографы XIX столетия были люди законопослушные и преданные монархии, но при этом скрупулёзно и добросовестно фиксировали проявления народного сознания. И если в реальной жизни «вековые чаянья простого народа» не просматривались, то не имеет смысла искусственно поддерживать до крайности мифологизированный образ «великой дружбы» в прошлом.

**

Сделаю несколько добавлений.

Само слово «москаль» происходит от народа мокша мордовской языковой семьи, который обитал вокруг Московской области (от него же река Москва и название города). Самоназвание мокша – Moksel, оно в славянском языке закономерно перешло в «москель», «москаль». Средневековые авторы также называли «русских» названиями «моски» и «мосхи», что варианты «москали» от народа мокша.

В целом москали – это обобщённое название всех финно-угорских автохтонов Залесья (именуемого «золотым кольцом» России или «святой Русью» - то есть это финно-угорское кольцо и «святая Русь», потому что финская).

Негативный образ москаля, сложившийся с древности у литвинов-беларусов, ни в чём не изменился. Как и раньше, москалю присущи: воровство, ложь, лицемерие, обожествление власти, ксенофобия, ненависть ко всему свободному, неприятие законов, тяга к насилию и произволу, социопатия. Эти негативные черты москаля особо проявились в 2014 году – когда Россия развязала гибридную войну против Украины, а власти Москвы стали культивировать в государственной пропаганде все те негативные стороны москальского характера, о которых сказано выше.

И вот самый интересный вопрос: в чём же причина этих черт москаля? Ответ, на мой взгляд, вот в чём.

У москаля никогда не было своего национального государства. Точнее, тысячу лет назад существовали Великая Мордва, Великая Эрзя и Великая Пермь. Но их поработили киевские князья со своими дружинами, обложив данью и превратив жителей в рабов. Причём к собственному населению, единокровному, русские поработители Залесья так не относились, а местных финно-угров за людей не считали. Далее настал период ордынского рабства, который продолжается по сей день. В 1550-е Иван Грозный захватил власть в Орде, превратив Орду в «Россию». Но ничего не изменилось – Москва как собирала раньше дань для татар (оставляя «за труды» себе половину дани), так и продолжила эту практику – и продолжает сегодня.

В ВКЛ-Беларуси (где шляхта составляла 10-12% населения) каждый крестьянин мог стать шляхтичем. А в Московии (где дворян был всего 1%) это было в принципе невозможно. Московией-Россией правили только татары и иностранцы, а власть и помещики относились к москалям как к инородному элементу, быдлу. Изначально в деревнях все говорили на финских языках, а в городах знать общалась на «русском» языке (точнее – на диалекте, образованном от церковнославянского болгарского языка). Когда автохтоны финны стали более-менее славянизированы, знать стала общаться на французском языке – чтобы и впредь подчёркивать, что она этнически иная, чем крепостные рабы.

У москалей, таким образом, никогда не было ни своего этнического государства, ни своей этнической аристократии, ни малейших муниципальных самоуправлений (в ВКЛ-Беларуси 400 лет все города жили с Магдебургским правом – до российской оккупации). Пребывали москали в империи Орде, каковой и по сей день является «Россия». Вместо этнического сознания навязывалось имперское (с обожествлением власти и с ненавистью к любой свободе), вместо этнической культуры – имперская, вместо этнической истории – история знати иностранцев, которые правили Ордой-Россией.

В результате этого насилия (которое продолжается!) и родился особый тип личности москаля – это фактически типаж зэка, жителя огромного концлагеря. Напомню, что 90% москалей являлись крепостными крестьянами, фактически рабами. Это отложило огромный отпечаток на «русских», которые на 90% является потомками крепостных крестьян. Полагаю, что абсолютно все негативные черты москаля можно объяснить тысячелетним национальным угнетением со стороны имперских властей. Вначале это были русские (украинские) поработители – киевские русины, потом цари Золотой Орды, потом цари Орды-России, потом коммунистические «начальники», теперь – олигархи-гэбисты фашистской хунты Путина, захватившего власть в стране и не давшего ей пойти впервые в истории по демократическому пути развития.

Москаль – это человек, который является потомком рабов и сохраняет рабскую психологию. А все названные выше негативные черты – это именно последствия рабского состояния. Вот основные показатели нынешнего рабства, в котором обитают россияне:

- отсутствие своего национального государства, пребывание в безликой «империи», где, как в концлагере, собраны в кучу самые разные народы и племена;

- т.н. полицейское государство: отсутствие правового государства и Гражданского Общества, муниципального самоуправления, независимого суда, прав и свобод Гражданина и участия Гражданина в жизни страны, полный произвол властей;

- обожествление любой власти;

- западнофобия – потому что там люди свободны и уважаемы, а не рабы;

- перевод гражданской активности из сферы участия в жизни страны – в сферу «имперскости», мнимых или реальных захватов чужих земель, ненависти ко всему, что вне империи или вне контроля империи, удовлетворение от «величия», которое видится в шовинизме и экспансионизме, в насилии над другими странами и народами.

Если исключить последний пункт, то остальные чётко отражают то устройство страны, которое ввёл Лукашенко в Беларуси. Это никакая не «диктатура» и не «вертикаль власти», и не «советские порядки», а чисто москальский уклад империи. Ощущая это интуитивно, Лукашенко, во-первых, подсознательно отрицал всё беларуское национальное (ВКЛ, БНР и прочее, включая мову) и тянулся к России, а во-вторых, стал себя вести как царь, таская с собой мальчика, которого наряжал в офицерскую форму.

В этом ракурсе москальство (не путать с московством) выступает как форма государственного устройства, суть которой в феодализме восточного типа (сатрапия). Причём это являлось и формой устройства СССР, а т.н. «совок» («советский человек») – это и есть МОСКАЛЬ. Отсюда понятна нынешняя популярность СССР у москалей: ведь они интуитивно ощущают это родство.

Таким образом, МОСКАЛЬ – ЭТО НЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, не этнос, не народ. Это угнетённый субъект сатрапии московского типа, фактически зэк огромного концлагеря, являющегося суррогатом государства. В этом понимании и жители Северной Кореи являются москалями.

В общем плане москаль – это человек с рабской психологией, отставший на века от социальной эволюции Человечества. Баран для стада власть имущих. Это стадо привыкло жить по-скотски, потому само ищет себе «царей» типа Лукашенко и Путина, радуется дерьму, в котором влачит убогое существование, радуется насилию над собой – и ненавидит соседей, которые живут свободной, счастливой и богатой жизнью, которые уважают себя. У москаля вместо уважения своей личности как суррогат функционирует «уважение своей империи».

В принципе, конфликт в Украине носит именно такой цивилизационный характер: с одной стороны уважающие себя граждане – с другой «ватники», ментально москали, отставшие от буржуазной эволюции социума и цепляющиеся за социальные отношения феодализма сатрапии московского типа.

Ещё вопрос: как превратить москаля в свободного человека, обладающего национальностью и ощущающего себя Гражданином?


Тут следует понимать, что беларусы (литвины до 1840-х) и поляки с западными украинцами до российской оккупации всегда были свободными народами. Мы не знали крепостного права, жили при Магдебургии и шляхетской демократии (республике), в ВКЛ мы жили по первой в мире конституции – Статутам ВКЛ (отменённым российскими оккупантами, москалями), затем приняли уже настоящую первую в Европе Конституцию (вторую в мире после США) 3 мая 1791 г. До российской оккупации мы не знали понятий «сатрапия» и «вертикаль власти», страной правили беларуские магнаты, которые порой были богаче нашего короля и имели своё большее частное войско.

А у нашего восточного соседа ничего подобного никогда не было. Поэтому москалям сейчас придётся с чистого листа начинать пройденный нами за почти 1000 лет путь социальной эволюции. Причём первый опыт, начатый первым за их историю всенародно избранным правителем Ельциным, оказался сейчас самими же москалями отвергнут. Они снова скатились к своему имперскому феодализму, к социальным устоям эпохи Ивана Грозного.

С 2000-го года хунта олигархов-гэбешников Путина в целях своего обогащения (путём невиданной коррупции) и всевластия старается всячески законсервировать феодальные отношения в стране и сохранить психологию москаля как раба властей. По заданию Путина специалистами был разработан комплексный план противодействия демократизации России. Было зачищено политическое поле страны, подкуплены и подчинены ведущие партии, что сделало парламент карманным, население лишили права избирать себе мэров и губернаторов (а президент страны стал пожизненным). Запрещена гражданская активность, культивируется на всех уровнях москальство – включая сферу РПЦ, культивируется империя (для чего понадобились аннексия Крыма и война с Украиной), невиданных масштабов достигла западнофобия – и всё это только для того, чтобы не допустить «цветной революции», которая демонизируется как уже полное и абсолютное зло.

Хотя на деле «цветная революция» - это просто переход от феодальных социальных отношений к буржуазным.

В России уже была как раз не цветная красная революция (что котрреволюция), а буржуазная революция февраля 1917 г. Её инициаторами были Петроград, Москва и европейские колонии Российской империи. Где она и победила – в отличие от России, там оболваненные евреями (приехавшими из Германии и США) москали свергли Российскую Демократическую Республику. Но при этом буржуазная революция победила в Финляндии, Польше, странах Балтии, БНР, УНР, буржуазных республиках Кавказа.

При Ельцине была вторая попытка буржуазной революции. Но снова российская демократия осталась без буржуазных социумов западных соседей по СССР – и вообще превратилась в фарс. Вместо реальных буржуазных преобразований по созданию свободного рынка и свободного общества – власть захватили воры. Почему? Да потому что за 5 минут москаля не сделать столь же свободным, как латыша, чеха или поляка. У тех на это ушли века социальной эволюции. Ну а Путин решил, что коль горбатого москаля могила не исправит, то давай на москальстве и строить страну: хотите жить в феодализме – так живите в нём. Ибо попытки демократизации в среде москалей ведут только к криминальному беспределу типа 90-х.

Лукашенко тоже принял кучу мер по запрету на любую социальную активность населения. В том числе одиозный закон, который называет преступлением «бездействие» (после молчаливых акций протестующих с хлопаньем в ладоши).

Возникает вопрос: насколько вообще обладают хоть толикой ума Лукашенко и Путин, которые пытаются путём запретов и иными ухищрениями остановить буржуазную эволюцию общества? Подчёркиваю – ЭВОЛЮЦИЮ, а не революцию. Ибо революция сама автоматически наступит, если насильственно сдерживать эволюцию.

Ведь власти России и Беларуси не принимают никаких мер против развития социальных буржуазных отношений. Наоборот – пытаются развивать малый и средний бизнес, средний класс – что и есть ФУНДАМЕНТ для «оранжевых революций».

Что касается перспектив, то Беларусь в принципе не может «омоскалиться» и тем более войти в состав России, так как у нас уже полный предел «омоскаливания», но народ москалями так и не стал. Как не стал в 19 ст., когда царизм прилагал к этому просто титанические усилия, занимался этноцидом нашего народа. Искусственно сдерживать и дальше эволюцию общества Беларуси Лукашенко уже не в состоянии, тем более что его москальская «луканомика» завела страну в полный экономический тупик.

А вот с Россией сложнее. Там переход общества к буржуазным социальным отношениям будет гораздо дольше, да к тому же будет сопровождаться – как результат – развалом Российской Федерации, рождением вместо москаля нового народа или народов, а также появлением русского этнического государства – впервые в истории этой империи.

Российская империя 1913 года была на порядки более демократическим государством, чем нынешняя РФ (и РБ), которые фактически ПОЛУФАШИСТСКИЕ ГОСУДАРСТВА. Там были разрешены стачки рабочих, были свободные профсоюзы, были свободные и абсолютно честные выборы в Госдуму, независимый парламент и независимые общественные организации и пр., а жандармов было в сотни раз меньше на душу населения, чем ныне в РФ и РБ. То есть сегодня в РФ и РБ закручены практически все гайки против социальной активности населения. Закручивать уже дальше нечего – кроме как начать сталинские массовые репрессии и открыть концлагеря. Причём ГУЛАГ и был создан для уничтожения всего, что родилось в ходе буржуазной эволюции социума в царской России. Оно всё там и было тогда уничтожено.

Концлагеря сегодня уже никто не поймёт, поэтому Путин выбрал другой вариант по консервации москалей как рабов империи: война со свободным не имперским миром. Поначалу это вроде как работало в 2014, даже вызвало у москалей прилив энтузиазма «Крымнаш» (хотя зачем Крым этим рабам – они сами не знают). Но это опасный путь, который вполне может дать обратный результат – и в итоге москали перестанут наконец быть москалями – в значении рабов империи, как исчезнет и сама империя, созданная когда-то Чингисханом.

И последнее. Что касается концепции «русского мира», то она фактически выражает мечту превратить все народы планеты в москалей.

Однако уже в 19 в. царизм чётко понял, что не в состоянии это сделать с народами, у которых социальная буржуазная эволюция опережала великороссов. Не удалось превратить в москалей даже беларусов (при чудовищном этноциде), не говоря о народах Польши, Финляндии, стран Балтии. Уже один этот факт чётко очерчивает границы этого «русского мира» москаля: это территории, где исторически заторможена социальная буржуазная эволюция: конкретно – территории бывшей Золотой Орды. Там население на века отстало в социальном прогрессе от западных соседей.

Я не вижу ничего как бы «плохого» в том, что Путин решил собирать под себя эти территории отстающих в социальной эволюции москалей того и иного пошиба. Но и смысла в этом никакого нет. Ну, собрались дикари в кучу – и что дальше? Ещё к себе возьмите дикие племена Африки. Устройте себе самоизоляцию от всего мира, запретите интернет, а потом вообще запретите читать и писать – чтобы остановить буржуазную эволюцию общества. Вообще прогресс запретите – мол, он несёт «оранжевые революции», вреден для империи Орды-России.

Однако эпоха империй давно кончилась, панове. И имперцы-москали со стороны выглядят словно папуасы Африки со своими имперскими колорадскими ленточками на шее, как со связками бананов или зубов павиана.

Помню где-то в 2007 передачу на московском канале ТВЦ, там москали обсуждали – когда же наконец Беларусь войдёт в состав России. Ведущая по телемосту с Минском москалька бодро и с надеждой спросила у беларуской писательницы:

«Вот мы вместе в Великой Отечественной войне воевали и победили, так когда же вы войдёте наконец в состав нашей России?»

Та аж рот открыла от такой «логики» москалей. Говорит: «А при чём тут война? Как одно с другим связано?»

В том и дело, что у москаля мозги набекрень. За год или два этот тихий ужас в башке москаля не исправить – нужна смена поколений, а то и несколько.

Вот таковы мои соображения по этой теме, панове. Опубликовать я их не могу из-за политической ситуации и нападения России на Украину. Поэтому высказал тут на Форуме. Предлагаю обсудить вот что в данной тематике:

Может ли горбатого исправить могила?
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: МОСКАЛЬ КАК ФЕНОМЕН ИМПЕРИИ ОРДЫ

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Пт фев 27, 2015 1:53 am

Вдогонку. Российский официоз: «русские происходят с беларусами и украинцами из древнерусской народности 1000 лет назад».

Ладно, предположим. А где вы 800 лет провели? В Орде татарской, каковую называете сегодня «Россией». Тут с микроскопом не найти больше ничего от того, что 1000 лет назад было. Да и было ли вообще...
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск


Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19