ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение psv-777 » Чт мар 12, 2015 11:11 am

Серж:
Я понимаю, когда врут жмудины. Но когда свои....
Ну покажите, кого называли литовцами поляки.
Длугош даёт границы Литвы, в том числе и с Самогитией, которую литвины опустошают. Стрыйковский даёт границы Литвы. Бельский даёт границы и пишет, что "язык жмудинов никто не понимает, кроме сами себя". Лелевель (поляк или литвин?) чётко пишет, что литвины - лютичи. Т. Воланский, родом с Жмуди, пишет, что литовский язык - славянский. Крашевский....
Польские историки Балинский и Липинский:

Вы хоть сами видите,что нет НИ ОДНОГО современного историка у вас.Тока если какой Задорнов отыщется.Люди раньше по географии думали,что земля на трех китах стоит.Тока счас такую чушь лишь умалишенные исповедуют.
Все эти границы Литвы они дают на свое время.Счас вон Россия да Курил и только полный незнайка напишет,что это так было всегда ,а не с Московского княжества началось.
psv-777
 
Сообщения: 8324
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение psv-777 » Чт мар 12, 2015 11:26 am

Шоломич-хватит спамить.Сказать нечего-облажались с Шафариком?У него ж беларусы вовсе не московиты оказались.А то вы по своей полной неосведомленности написали ,что это у Шафарика московиты,а потом жители Смоленщины.
Хотя-кому я пишу :!:
psv-777
 
Сообщения: 8324
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение psv-777 » Чт мар 12, 2015 11:43 am

Шоломич полностью В СВОЕМ репертуаре.Когда КОНКРЕТНО разговор шел о нахождении Вельтинов (по Шафарику)на ПОГРАНИЧЬЕ Поляков, Литвинов и Беларусов- написал что беларусы у него-это Смоленщина.Теперь несет всякую чушь забалтывая вопрос.Шоломич НИКОГДА не проигрывает :!: .Он делает вид ,что его оппонент дурак и пишет пост один за другим-заспамив весь форум дурью.Больше не имею желания этой хренью заниматься.У чела-хобби-ну и ладно.
От этого книжки и преподавание в Вузах не изменятся.
psv-777
 
Сообщения: 8324
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Станислав Матвеев » Чт мар 12, 2015 12:30 pm

Насколько мне известно Белой Русью называли территорию Московии, по-крайней мере шизоид Иоанн IV себя князем оной обзывал.
Станислав Матвеев
Модератор
 
Сообщения: 1391
Зарегистрирован: Вт янв 15, 2008 11:55 am
Откуда: Гомель, Беларусь

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение skorynapiterski » Чт мар 12, 2015 12:43 pm

Предлогаю срочно отозвать ММитина со стройки. С инструментом. :lol:
skorynapiterski
 
Сообщения: 3788
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение psv-777 » Чт мар 12, 2015 12:52 pm

Станислав Матвеев писал(а):Насколько мне известно Белой Русью называли территорию Московии, по-крайней мере шизоид Иоанн IV себя князем оной обзывал.

Да причем тут что.Вообще речь шла не об этом.В трудах Шафарика ясно дается понять-ШАФАРИК считал в 19 веке беларусов-теми кто мы есть сейчас.И все.И мне пофиг прав он или нет.Речь идет осамом Шафарике.И я прекрасно знаю кем и когда называлась Белая Русь и куда это название ползало со временем.А с Шоломичем я спорить не собираюсь.Нехай дальше строчит свои опусы.
psv-777
 
Сообщения: 8324
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение psv-777 » Чт мар 12, 2015 12:58 pm

Из России писал(а):"...После двух опустошительных войн Русско-польской и Северной войн 1654—1667 гг и Северной войны 1702—1709 гг., Речь Посполитая пришла в упадок, попав под протекторат России." И только после этого, ВКЛ - впервые в истории, а это вначале 18-го века, было названо Белой Русью!!! С таким же успехом сейчас можно называть и жмудь - белорусами!!! :lol:
Всем фрикам - белорусофилам на заметку!!

Срочно в профильную ветку по Белой Руси читать документы и не постить хрень...хотя...зачем я это пишу Шоломичу :shock: :?:
у 1621 г. «Белая Русь» упершыню згадваецца ў афіцыйных дакументах Рускага царства для абазначэння ўкраінскіх ваяводстваў Польскага Каралеўства, а ў 1627 г. — у афіцыйных дакументах Рэчы Паспалітай для абазначэння падзвінскіх і падняпроўскіх паветаў і ваяводстваў Вялікага Княства Літоўскага[24]. З канца 1610-х у ВКЛ азначэнне «Беларускі» («Беларуская») пачынае уваходзіць у склад тытулатуры і назвы адміністрацыйных адзінак як каталіцкага касцёла, так і ўніяцкай царквы.
psv-777
 
Сообщения: 8324
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Серж Езапат » Чт мар 12, 2015 7:00 pm

psv-777 писал(а):Серж:
Я понимаю, когда врут жмудины. Но когда свои....
Ну покажите, кого называли литовцами поляки.
Длугош даёт границы Литвы, в том числе и с Самогитией, которую литвины опустошают. Стрыйковский даёт границы Литвы. Бельский даёт границы и пишет, что "язык жмудинов никто не понимает, кроме сами себя". Лелевель (поляк или литвин?) чётко пишет, что литвины - лютичи. Т. Воланский, родом с Жмуди, пишет, что литовский язык - славянский. Крашевский....
Польские историки Балинский и Липинский:

Вы хоть сами видите,что нет НИ ОДНОГО современного историка у вас.Тока если какой Задорнов отыщется.Люди раньше по географии думали,что земля на трех китах стоит.Тока счас такую чушь лишь умалишенные исповедуют.
Все эти границы Литвы они дают на свое время.Счас вон Россия да Курил и только полный незнайка напишет,что это так было всегда ,а не с Московского княжества началось.

Уважаемый, у Вас стали появляться разумные высказывания. Я выделил.
Меня современные понятия Литвы и её границы не интересуют. Думаю, все знают, что теперь есть Литва. Мне интересно, что есть Литва раньше. Шафарик, живший в 19 веке, конечно знал, кого называли беларусами в его время. И остатки лютичей в Виленской губернии у него сохранились, как он писал. Но это не отменяет того, что в более раннее время у него эти Велеты - у Полоцка и Витебска и даже восточнее. И курганы - волотки, в которых эти велеты захоронены, там же, у Полоцка и Витебска, и Смоленска.
И документ 12 века он приводит, где одна из форм названия Лютичи - Литевичи. И эти Литевичи - славяне. Или, как вариант у него: "эти разные термины были разными ветвями одного народа. Наконец, одновременное использование нескольких имен одного народа не редкость" Соображаете?
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4523
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Серж Езапат » Чт мар 12, 2015 7:10 pm

Олег, классная таблица. С какой это книги?
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4523
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Серж Езапат » Чт мар 12, 2015 7:28 pm

psv-777
Вы хоть сами видите,что нет НИ ОДНОГО современного историка у вас.

Разве современные историки о Литве прошлой и её границах считают по другому? :shock:

Ваш даже, Бумблаускас, откровенничает. Возможно он для узкого круга говорил:
"Я скажу так. Четверо из пяти историков уверены, что ВКЛ - Беларусское государство" . Видите, всего 1 из 5 в этом не уверен.
А Вы о каких историках говорите? 8)
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4523
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Media » Чт мар 12, 2015 7:33 pm

Вообще-то Бумблаускас сказал "Я скажу так. Четверо из пяти историков уверены в Беларуском характере ВКЛ"
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10370
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Серж Езапат » Чт мар 12, 2015 8:43 pm

Из России писал(а):Так какие белорусы жили рядом с лютичами!?? :lol: Может хоть раз ответите внятно!! :roll:

А что он ответит. Увидел "белорусов" - обрадовался. Зацепился сразу. А то, что у Шафарика Полабцы и на Березине, и на З. Двине, сразу забыл. Излюбленный метод московских и летувисских оппонентов - хоть за что-нибудь зацепиться. Ибо в 95 % источников - всё однозначно и там ничем не "зацепишься". :mrgreen:

Шафарик пишет:
Из глав, не переведённых на русский язык: Полабские славяне на З. Двине и Березине.

Изображение

"Уже выше, в трактате о Полабских славянах мы заметили, что местообитание Полабцев в Висленской стране, вблизи от Вислы, до З. Двины и Березины их места, и, хотя этот народ на многие племена разделён, тем не менее является западной частью славянского племени".
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4523
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Серж Езапат » Чт мар 12, 2015 9:12 pm

Media писал(а):Вообще-то Бумблаускас сказал "Я скажу так. Четверо из пяти историков уверены в Беларуском характере ВКЛ"

Медиа, вот к чему ты эту дезинформацию пишешь? Расчёт на то, что не стану искать источник? Фальсификатор несчастный. :evil:

Бумблаускас: "Я бы сказал, что 4 из 5 историков убеждены, что ВКЛ - белорусское государство."

http://ru.delfi.lt/vkl/history/bumblaus ... z3UCOOdZFF
Аватара пользователя
Серж Езапат
 
Сообщения: 4523
Зарегистрирован: Сб дек 18, 2010 5:30 pm
Откуда: Москва

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Media » Чт мар 12, 2015 9:18 pm

Серж Езапат писал(а):Медиа, вот к чему ты эту дезинформацию пишешь? Расчёт на то, что не стану искать источник? Фальсификатор несчастный. :evil:

Бумблаускас: "Я бы сказал, что 4 из 5 историков убеждены, что ВКЛ - белорусское государство."

http://ru.delfi.lt/vkl/history/bumblaus ... z3UCOOdZFF

Криво перевели. Вот его слова в оригинале. ""Sakyčiau, kad keturi iš penkių istorikų yra įsitikinę baltarusišku LDK pobūdžiu."

http://www.delfi.lt/news/daily/lithuani ... z3UCV9pCZf
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10370
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: ЛИТВИНЫ - ПОТОМКИ ЛЮТИЧЕЙ!

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Пт мар 13, 2015 4:34 pm

Вот наша свежайшая статья в тему.

ИСКОННАЯ ЛИТВА – РАЗОБЛАЧЕНИЕ МИФА

Михаил ГОЛДЕНКОВ
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №6, 2015


В 2009 г. мы все отмечали дату тысячелетия Литвы (Беларуси), точнее – юбилей первого упоминания в известных нам летописях Литвы как страны. В 1009 году христианский миссионер Бруно и его спутники были убиты на границе Литвы и Руси. Историки говорят, что произошло это под Пинском, возле границы Литвы и Киевской Руси той поры, где и был возведен храм в честь святого Бонифация. Оговоримся сразу, что сам город Пинск возник спустя почти 90 лет после этих трагических событий.


СТРАСТИ ПО СВЯТОМУ БОНИФАЦИЮ

В 997 году в Пруссии погиб святой Адальберт от рук прусских лютичей и их вождя Сичко (Сикко). Пруссия… Что за земли называли термином Порусье (пограничье Руси, у немцев «Пруссия»)? Впрочем, об этом чуть ниже. И вот по следам Адальберта отправился новый миссионер Бруно Бонифаций Керфуртский, изучавший житие Адальберта и расследовавший обстоятельства его гибели. Миссионер Бруно – известная личность того времени. Он посещал Киевскую Русь (1007 год), Польшу, крестил прусского князя Нетимера. В 1008 году Бруно прибыл в Польшу, откуда отправил миссию в Швецию. Написанные в Польше послания Бруно королю Германии относятся к редким свидетельствам современников о Владимире Киевском и князе Польши Болеславе I Храбром.

Осенью 1008 или зимой 1008/1009 годов Бруно с 18 или 24 спутниками отправился проповедовать христианство к пруссам, где сначала ему удалось крестить местного князя «короля пруссов» Нетимера (обратите внимание на славянские имена пруссов – Сичко, Натимер) и ряд лиц его окружения. Но вскоре после этого, то есть 14 февраля или 9 марта 1009 года, Бруно был обезглавлен, а 18 его спутников повешены по приказу одного из вассалов Нетимера. По свидетельству хроники Саксонского анналиста в Кведлинбургских анналах (середина XII века), а также Магдебургских анналов (около 1170 года) и некоторых других источников, это произошло «на стыке границ упоминавшегося края [Пруссии], Руси и Литвы». Я специально заостряю внимание на датах написаний сведений о гибели Бонифация – это уже спустя более 150 лет после гибели Бруно.

Произошло же убийство Бонифация, как принято считать, недалеко от города Пинска, которого тогда еще НЕ БЫЛО. Дата основания Пинска – 1097 год. О том, что убийство святого произошло именно там, под не существовавшим пока что Пинском, свидетельствует тот факт, что Римская церковь провела расследование, а на месте гибели, под Пинском (которого, еще раз подчеркнем, тогда еще не было), был поставлен храм. В этой связи интересно взглянуть на фреску об этом событии: фреска с аббатства Святого Креста на Лысой горе в Польше. Те язычники, которые вершат расправу, не похожи на пруссов. Их шлемы, одежда, вооружение – римские. Но это всё от того, что художник не видел настоящих пруссов, скопировав воинов с церковных изображений распятия Христа, а вот на фреске казни Адальберта и выкупа его тела христианами пруссы изображены иначе и более верно. Они выглядят как типичные викинги, с большими полукруглыми щитами, коротко, как викинги, пострижены и с окладистыми бородами, иногда с длинными усами без бород, в рубахах, какие носили все жители Севера.

Так могло ли убийство Бруно в самом деле состояться под нынешнем Пинском? Нет. Те, кто пошел по стопам Бруно, зашли явно не туда. Их сбило с толку то, что в районе нынешнего Полесья уже существовал город Туров, построенный норманном Туром в 980 году. И Туров был в самом деле пограничным городом Литвы Всеслава Чародея с Русью Киева. Хотя правильней сказать – самый южный форпост. Ибо южную границу между Литвой и Киевской Русью очень сложно обозначить в те годы – сплошные леса. В XII веке, в 1170-х годах, когда и писались все эти сведения о мученической смерти Бонифация на границе Руси и Литвы, понятие о географическом положении Литвы уже изменилось. Что именовали границей Руси и Литвы в годы Бруно Бонифация, а что в годы Всеслава Чародея?

ЛИТВА И РУСЬ

Русью в 1009 году называли как Новгород, как Киев, так и все еще самый древний русский центр – остров Рюген он же Русин. Известно, что короли Рюгена-Русина Вицслав I и Вицслав II свято чтили свою веру, и русы Русина ни за какие деньги не соглашались креститься в веру Ватикана. Рюген отделен от материкового побережья узким проливом. На шведской карте Олафа Магнусона эта материковая часть с побережьем называется Померания, т.е. Поморье. Именно это Поморье или часть его называли также Лютвой, позже Литвой. Когда источники пишут, что миссионера Адальберта убили на границе Руси и Литвы, то здесь, конечно же, имеется в виду конкретное место – Адальберт переплывал узкий пролив, отделявший Русин от побережья. И если в Поморье-Литве лютичи Адальберта лишь пугали и советовали убираться, то на самом Рюгене или же на подступах к нему Адальберта уже убили, ибо он нарушил священную границу, переступал на запрещенную для иноверных чужеземцев землю Ругии-Русии, где в столице Арконе стоял священный алтарь Полабской Руси.

Порусьем славяне и балты X – XI веков называли и Поморье, и Лютву (Поморье и Лютва были одним и тем же), ибо эти страны шли по (вдоль) Руси, вдоль южного побережья острова Рюгена. Путем Адальберта к Русину пошел и Бруно, за что тоже поплатился точно таким же образом, как и Адальберт. Крещеный Бруно Бонифацием князь пруссов (лютичей-поморов) Натимер, вероятно, был напуган дальнейшим продвижением Бонифация к культурно-религиозному центру Полабской Руси, и Натимер сам же и велел перебить миссию.

О том, что Померания, Пруссия и Литва (Беларусь нынешняя) была одна страна и управлялась эта страна единым князем, пишет польский историк Мациёвский: «…сродства имени Лютичей с Литвой... И Первый между ними омечен пруссаками Миндов, правитель Литвы и Пруссов (Prutenow) королём назван. Для того также призваны князья общие, то есть не литовского роду, какими были Поморские правители, владеющие народом литовского племени, свои титулы от них брали, имена. Так на акте 1182 г. титул Барнима Великий Князь Поморский и Лютичей». Для автора термины Лютичи и Литва означают один народ. Барним – был не только князем Лютичей-Литвы, но и Поморским (общим).

Имена руссов и порусов – Сичко, Натимер, Владимер, Ярицлейв, Вицслав – кажутся явно славянскими, поморскими. Это потому, что все славянские имена так или иначе происходят от древних готских, которые также заканчивались на -ов, -мер/мир или слав (слейв). Западные балты и готы – единый североевропейский этническо-политический анклав. И западные балты, и восточные балты, и скандинавы-германцы, как и славяне в первом-четвертом веках нашей эры все еще были одним народом, различающимся лишь диалектами языка по месту жительства.

Обращает на себя внимание и тот факт, что Бруно перед поездкой в Литву отписал письмо в Швецию, тоже в те годы языческую страну, куда, конечно же, также собирался держать путь через Рюген. От Рюгена до Швеции рукой подать. Согласитесь, что было бы странно слать листы в Швецию, а потом вдруг резко удалиться на юг вглубь континента. То есть маршрут Бонифация был точно таким же, как у Адальберта, ибо Бруно Бонифаций стремился завершить то, что не успел сделать святой мученик Адальберт – крестить пруссов, т.е. лютичей и поморов, которых огульно и именовали пруссами.

Но почему же в середине XII века миссионеры поехали в окрестности Пинска, дабы почтить память святого Бонифация?

ЗАБЛУДШИЕ

Миссия по увековечиванию памяти святого Бруно Бонифация Керфуртского приехала под Пинск спустя более 150 лет после печальных событий. За это время многое изменилось. Пинск уже был построен на берегу реки Пины, что с западнобалтского языка переводилось как Проход (Пинок), ибо Пина и являлась проходной рекой на пути из варяг в греки с запада на восток в Днепр. Позади осталась героическая эпоха Всеслава Чародея, которая и закрепила термин Литва в новых землях, землях Полоцкого княжества и Смоленска, куда переселенцы из Литвы Поморья пребывали постоянно. Уже при Рёгнвальде (Рогволоде) Полоцк именовался Литвой.

Песня-былина «Седой Дунай», записанная в XIX веке в Кижах этнографом Гильфердом, повествует об известном историческом факте конца Х века: Великий князь киевский Владимир сватался к Рогнеде, дочке полоцкого князя Рогволода, но был отвергнут. В песне Полоцкое княжество называется Хороброй Литвой, а князь Рогволод – Королём Литовским:

Владимиръ, князь стольно киевский!
Знаю я тебе княгиню супротивницу
В той есть во славной Литвы,
У того есть у короля Литовского…

В том же сборнике Гильферда есть «Песня о Дюке Степановиче» (записана в Кенозеро). Герой песни встречает русских богатырей. Те ему: «Здравствуй, заезжий добрый молодец. Ты коей орды, ты коей Литвы?» Что это значит? Орд по описаниям было с десяток, и Литва тогда была далеко не одна. Как и шесть стран с названием Русь, Литвой именовались те земли, где от Дании до Полоцка расселились литвины-лютичи.

Таким образом, получается, что «первая запись о Литве» в Кведлинбургских анналах про гибель Бруно Бонифация далеко не первая? Верно, не первая. «Краткая Владимирская летопись» сообщает: «Той бе Олег велик и страшен и грозен был... По немъ нача княжити Игорь и воева Деревскую землю, рекше Литву... Княгини же его Олга с сыном своимъ мьсти кровь мужа своего и князя уби, Мала именемь, и всю Литву высече»... Речь здесь, как прекрасно видно, об известных событиях сожжения Коростеня княгиней Ольгой в 945 году. Древляне, они же по информации греков германцы, здесь уже упомянуты как Литва. Думаю не зря. Древляне, как и лютичи и прочие пруссы – литвинский, т.е. западнобалтский народ с примесью готов. Ятвяги так вообще считали себя готским племенем, берущим начало от ётов (готов) йерулов (герулов/ярулов). Летувисы до недавнего времени называли беларусов гудами, что значит гут – гот. Таким образом, в 945 году на территории нынешней Беларуси уже упомянута Литва! Это не тысячу лет назад, это 1055 лет до даты 2009 года.

Почему же этой записи в летописи никто не упоминает? Да потому, что она не вписывается в современные представления по истории Литвы. Литва на Припяти, и вдруг Литва – племя дереван (древлян). Что за дереване? Народ древане ещё несколько веков назад до событий 945 года жил в восточной Германии (территория Полабской Руси), где назывался также и венетами. Древане или древляне, видимо, от термина «древность», – т.е. древний народ, вероятно, готский полностью.

О древности Литвы пишет известный польский археолог и филолог Т. Воланский: «Литва была известна в древнем мире под её прежним названием Литавия». Какие-то топонимы на Дунае, в Чехии, во французской Бретани также могут указывать на более древнее упоминание названия Литва.

А сейчас вспомним, когда после гибели миссионера Бруно упоминалось название Литва. Вторым по сроку давности случаем упоминания Литвы являются походы Киевского князя Ярослава на Литву в 1040 и 1044 годах. В Киевской летописи записано: «1040 год. Ярослав иде на Литву». Польские историки XIX века Балинский и Липинский писали о том же событии: «Длугош так же, как русские и литовские летописцы, вспоминает, как в 1040 и 1044 годах Ярослав, великий князь Русский, сын Владимира, встретился с Литвинами на Слонимских полях и победил их, а потом проехал Литву до Немана». Слонимские поля – безусловно связаны с городом Слоним, который стоит на реке Щаре – южном притоке Немана. Возможно, этого города ещё не было, но было племя слонимцев на этой территории, отмеченное авторами, которое даст имя этому городу в будущем. То есть Литва в 1040-х годах уже лежит полностью в землях современной Беларуси, и миссия памяти святого Бонифация вполне могла ошибиться. Даже не могла, а должна была ошибиться, и она это сделала.

Итак, по русским и литовским летописям и по знаменитому польскому историку XV века Длугошу территория Литвы в начале XI века – это нынешняя Беларусь от Немана севернее Слонима, на юг за Припять и на северо-восток до Полоцка.

ВОСТОЧНАЯ ЛИТВА


Вообще-то наше классическое представление о былой Литве-Беларуси такое, что Литвой именовалась Западная и Центральная Беларусь. Так ли? Не совсем.

Историк XIX века И.Д. Беляев пишет: «Полочане и литва ещё в доисторическое время уже находились в таких отношениях друг к другу, что составляли как бы один народ… Набеги производились литвою заодно с полочанами, и под именем литовских набегов разумелись и набеги Полоцкие»…

О том, что изначальная Литва находилась на территории нынешней Восточной Беларуси, есть множество документальных свидетельств. Так, самая старая «Псковская летопись» в XIII веке уже писала про Литву в наших землях: «1158 г. Поход новгородцев и псковичей на Смоленск и Литву до Минска…

1183 г. Литва, выбегая из лесов своих на пограничные псковские сёла, производила разорение, почему псковичи послали на них своё войско под предводительством тысяцкого Будилы, который взаимно произвёл в Литовских землях много разоренья.

1213 г. Изгнаша от себя псковичи князя Литовского Владимера Торопецкого, и Литва пришедшее в Петрово говенье и позгоша Плесков, и отъидоша попленив».

То есть задолго до провозглашение Миндовгом Великого Княжества Литовского в Новогрудке Литва как сильное воинственное княжество уже существует в землях нынешней Беларуси!

Троицкая летопись: «6733 г(1125 г.). То е же зимы повоеваша Литва около Торжку»… Лаврентьевская летопись: «1239 г. Ярослав идёт к Смоленску на литву».

И подобные сообщения есть в любой русской летописи, где в качестве Литвы выступают главным образом Полоцк и Смоленск.

Особо следует сказать про беларуские летописи. Согласно их текстам «литовские князья» продвигаются морским путём из устья Немана в глубь территории Киева. Князь Ердивил, который «был руским, потому был очень набожным», «зарубил» (построил) Новогрудок «на горе красивой», а потом пошли и «зарубили» Гродна и Брест. «А простой народ» не знал по-латыни и «стал называться литвой». Прослеживается в них связь Литвы с Жемайтией. Но здесь надо понимать, что представляло собой то доисторическое население Жемайтии, где не было собственной письменности и даже гончарного круга. Жемайты, не видя разницы между готами шведскими и литвинами, называли наших предков гудами и молились: «Бог Перкунас, не бей жмудина, а бей Гуда, как собаку рыжию». Обратите внимание, так обычно пишут об иноземных захватчиках. Литвины и были таковыми для жемайтов, но они и привнесли в дикую Жемайтию письменность, христианство и каменные замки.

Для того чтобы локализовать центр древней Литвы только лишь в Виленской и Гродненской областях, как пытаются многие историки сейчас, мало фактических оснований. Более того, эти земли (северо-запад нынешней Беларуси и Виленский край) имели до времён Миндовга конкретные названия: Пелузия и Ставания. Где-то севернее располагалась Нарова (Нерома). Нет источников, называющих эту землю Литвой в то время.

Ну а знаменитый российский историк Соловьёв пишет, ссылаясь на летопись: «В 1197 г. Сын Ярославов, Изяслав был посажен в Луках, чтоб быть защитою (оплечьем) Новгороду от Литвы». Великие Луки (в России, на границе с Беларусью) – это пограничный город с Литвой в конце XII века. Новгородская берестяная грамота, датируемая 1075-1100 годами, повествует: «Литва пошла войной на карел». Это время правления в Полоцке князя Всеслава Чародея, который сам захватывал Новгород на Волхове. Карелы от Полоцких земель находились совсем рядом к северо-востоку.

Историк В. Татищев, описывая события 1217 года, называет Витебских и Полоцких князей Литовскими. Также он пишет: «Литва стала приходить на пределы Русские, первый раз в 1190 году на волости Новгородские и в 1203 году, а потом более». Там же, по Татищеву, Литва идёт в поход на пограничные Псковские земли. Среди девяти племён Литвы, перечисленных Татищевым, нет жемайтов (самогитов), нет и аукштайтов.

Игумен Орест в 1781 году писал про Беларусь-Литву следующее: «Страна сия, нынешняя Могилёвская губерния называлась областью Кривской, по причине поселившихся в оной Литовских жителей Кривичей. Радимичи и Кривичи были идолопоклонники... Славяне, зашедшие от Вислы из Литвы, поселившиеся на берегах Днепра, назывались Кривичи». В немецком Полабье (в землях бывшей Полабской Руси) и по сей день есть город Кривич, который основан нашими предками.

Литва по Стрыйковскому, польскому историку XVI века, до времён князя Витовта лежала в следующих пределах: «Вот Великое Княжество Литовское того времени по Децию и Сигизмунду Герберштейну и по моим сведениям: с востока – Москва, с запада – Польша, Подляшье с Мазовией и Пруссы немного к северу граница; с севера – с Жмудью и Ливонией граничит; с юга – Волынь и Подолье и русские земли смежные, а за правление Витольда Великого – от моря или озера Ругланского (вероятно Полесское море. – Прим. М.Г.) достигало Пруссии и Лифляндии Литовское государство». Дело ясное, что речь идет исключительно о Беларуси.

Таким образом, Литва как сильное государство со столицей в Новогрудке (Новогородке) существовало задолго до Миндовга. Нам просто неизвестен её великий князь, видимо потому, что, как и в Киевской Руси, в Литве была феодальная раздробленность, которой положил конец Миндовг, став единым королем ВКЛ.

ВИЛЬЦЫ – ОНИ ЖЕ ЛИТВИНЫ

Часто литвинов путают с велетами или иначе вильцами. Но это лишь потому, что велеты/вильцы – часть лютичей-литвинов. Чешский историк П.Й. Шафарик пишет так: «В округах Виленском и Троцком до первой половины 13 века жили Вилчи и Велеты, потомки Невров и другие славяне… Вельты: так назывался сильный и в истории Средних веков больше прочих славян прославившийся народ, Велеты или Лютичи, прозванные Волками, в первый раз упоминаются Александрийским географом... Их жилища в губернии Виленской. Я их признаю предками последующих Кривичей».

Полабские славяне (включая лютичей-велетов), согласно средневековым историкам, мигрировали из тех земель, которые лежали у рек Одера и Вислы на Западную Двину и Березину.

Упоминавшийся выше немецкий историк Пирсон писал: «Я убеждён, именно Невры являются одним из предков Литовцев, вместе с более поздними Велетами… Литва – немецким языком искажённое слово Вилта... В Вилте немецкое слово Вилт можно увидеть – (свирепый, яростный). Литовцы, литвены действительно свирепыми назывались (лютич – от люта, лютый, злой. – Прим. М.Г.)… Чтобы доказать это, я ссылаюсь на Птолемея, Альфреда и Адама Бременского»…

Пирсон был прав, ошибался только лишь в том, что Литва – это испорченный немецкий термин Вилт. Тут всё наоборот. Литву – от люта, волка – немцы и называли своим словом Вилт – свирепый. Но главное здесь то, что это одно и то же. По-беларуски «волк» – «воук», что отражено, например, в названии города Воукавыск. А топоним Вилчи определённо связан с этнонимом Вилчи-Вильцы, ибо упоминавшееся в летописях Vilci читается и как Вилчи, и как Вильсы, и как Вилки. Вилк же по-летувисски – волк.

Прав Пирсон и в том, что вильцы потомки невров, т.е. кельтов Немана. От невров в Беларуси остались топонимы – названия рек Неман, Дрисса, Оресса… От кельтов вильцев перешло западным балтам и слово «лют» в обозначение волка. По-французски волк звучит как «лу» – тоже кельтское слово, заимствованное от кельтов-галлов, компактно проживавших во Франции (Галлии).

Ведущий российский историк своего времени (XIX век) Венелин писал: «Волка называли балтийские славяне Вилком... Вилк во множественном Вильцы... Лютичи есть эпитет Вильцев... Подле Лютичей, иначе называемых волками»… Не славяне, а балты называли волка вилком (западные балты называли его «войшк/войшелк/войшкун»). А славяне, т.е. уже славянизированные балты, особенно те, кто поклонялись волку, именовали его не иначе как лют. Но термин «вилк» также был в ходу.

В немецком журнале Baltische studien т. 24 написано: «Вилты, Велатабы, Велеты получены от Велтов... по морю, по Неману, через внутренние земли в верховья Западной Двины, через Жемайтию, Семигалию и фактически Литву к Вильне пришли, и там несмешанные литы есть»…

О Велетах много писали древние авторы. Татищев вспоминает Птолемея, географа конца второго века, который писал о народах к югу от Балтики: «Венедийский залив.... Языги, Финны... Народы большей частью Венедийские по всему заливу... Под Венедами – Галинды, Судины, Ставаны (т.е. балты. – Прим. М.Г.). И ещё при океане, в остальной части залива, живут Велты (Велеты), выше их Госсы и Карбоны (Куроны), которые особенно к северной стороне подались; при них же с востока Кареоты и Салы (Селы)». Похожа территория Велетов на Полоцкое княжество? Куроны – курши – и сейчас самые северные балты.

Англичанин Эйнхард в IX веке писал: «От западного океана на восток протянулся некий залив... На восточном берегу живут славяне, эсты и различные другие народы, между которыми главные Велатабы».

В скандинавской «Саге о Тедрике Бернском («Сага о Вильцах»)» описываются времена гуннского нашествия Атиллы. Вождь вильцев Вилькин захватывает многие страны: остров Готланд, «всю Швецию», Польшу и маленькие страны (самланд), затем идёт на Русь, побеждает, захватывает города Полоцк, Смоленск и Киев. После чего начинается война с Атиллой, войска которого стоят между Венгрией и Данией. Тут, правда, «легкое» несоответствие времен, но события собраны реальные. Веселовский, исследовавший Сагу, как и другие, считал, что Вильцы – это Вилки, Вильты или Велеты. Их земля – юг Балтики от Дании до Западной Двины. То есть это Померания, Пруссия и нынешняя Беларусь, видимо и южная Прибалтика тоже. Особую роль в земле вильцев Веселовский отводит внутренним землям по Западной Двине, где он видел максимум топонимов, связанных с именем вильцев. Немецкие исследователи считали, что страна Вильцев – «на юг от Балтики, вблизи Руси».

История появления в Полабье предков славян западных балтов общеизвестна. В первые века нашей эры они вытесняют проживающих там кельтов и германо-неметов и занимают обширные территории. В археологии их называют носителями Суковско-Дзедзинской археологической культуры. Последними из славянских предков в эти земли приходят велеты-вильцы в 5-6 веках. Это были носители другой, более развитой, Фельдбергской культуры, не имеющей генетической связи с Суковско-Дзедзинской. Представлена она, например, богато орнаментированной посудой, изготовленной на гончарном круге, чего раньше в этих краях и в соседней Польше не было. Велеты не всегда мирно обходились с уже живущими в Полабье праславянами, о чём свидетельствуют иногда встречающиеся городища Велетов на выжженных селениях. На острове Готланд и в Скандинавии, особенно в южной её части, тоже отмечается присутствие Фельдбергской археологической культуры, а также имеются топонимы явно славянского происхождения. А кто-то из исследователей рунических надписей в Скандинавии видит в некоторых из них славянский текст. Не свидетельство ли это завоевания «Готланда и всей Швеции» князем Вилькином с его велетами, описанного в саге о Тедрике Бернском? Ведь скандинавская сага не стала бы упоминать что-то постыдное, чье-то их завоевание. Наверняка готы, рассказывающие из поколения в поколение сагу о Вилькине, считали и себя потомками храбрых велетов.

Вот и получается, что не только славная Литва существовала уже задолго до ВКЛ Миндовга, но она существовала и держала многих в страхе и задолго до легендарного упоминания под 1009 годом.

Несмотря на то, что вильцы были все же литвинским народом, т.е. смешались с балто-славянами, вильцы-велеты долго сохраняли в контексте литвинского народа свою идентичность. О чем и говорят топонимы Беларуси: Вилейка Минской, Витебской и Могилевской областей, Вильча, Вилкишки, Вилы, Вильня (Вильно) и Вильня Полоцкой области, Веля, Вельча, Вильчицы. А также Велта, Волата, Волатава, Вялецин…
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9919
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3