Роль казачества в истории Литвы и Бларуси.

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Роль казачества в истории Литвы и Бларуси.

Сообщение Алесь » Вс дек 16, 2007 2:54 pm

Дело в том, что в моем городе Слуцке,активно развернулось деятельность так называемых белорусских казаков.Выбирают себе атаманов,вешают себе незаслуженные медальки и дурят головы молодым людям-принимая их в казаки,позиционируют себя с русским провославием. Я ВОЗМУЩЕН! Насколько я знаю на Случчине никаких формирований казаков отродясь не было,и являлись они сюда как захватчики и разбойники,врагии и грабители -коими и являлись они ,я так счиаю, в большей степени чем героями в нашей истории.
Был бы рад почитать мнения и материалы формунчан о роли казачества в истории Литвы и Бларуси.
Алесь
 
Сообщения: 135
Зарегистрирован: Ср авг 22, 2007 6:54 pm
Откуда: г.Слуцк

Сообщение Минчанин » Вс дек 16, 2007 9:09 pm

Нужно отличать ряженых казаков от настоящих. Настоящие в России и их количество катастрофически уменьшается. В Беларуси, в Москве и вообще по всему миру - ряженые. Обрати внимание на то как они одеты. Вместо офицерских сапогов у них обычные армейские сапоги (говнотопы :) ). Невооруженым глазом видна шитая одежда. Вместо нормальной казацкой фуражки - огромная, советской формы, как у Лукашенко. Много клоунского короче. В общем, не обращай на них внимания. Лишь бы дитя чем бы не тешилось. Их просто казаческая романтика прельщает.

А вообще у РП были и свои казаки. Польские, запорожские.
Минчанин
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:10 pm

Сообщение goward » Пн дек 17, 2007 12:36 am

Белорусский (Чаусовский) казацкий полк

Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г., когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и 50 рублей , а так же чин полковника и разрешение организовать полк, в который набирать «шляхту и всяких служащих людей..."

Шла война, по приказу Гетмана Богдана Хмельницкого на территории Белоруссии находился 20 тысячный казацкий корпус Золаторенко.

Поклонский считал, что на Белоруссии должно быть создано свое самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Хмельницкому, а через него, Поклонского, непосредственно царю.

Первый крупный успех Поклонский имел в городе Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6 августа. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписав и собрав войска пеших 800 че­ловек». Через несколько дней в его полку уже было около 1000 пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями, да конных со сто человек».

После сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Это значительно подняло авторитет полковника у местного населения и превратило уезд в сферу его влияния.

Командный состав для своего полка комплектовался из шляхты, иногда даже польской. Так, одним из сотников был шляхтич Яковинский, принявший православие.

На основании царской грамоты Поклонскому, данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк был организован на казацкий манер. Кроме полковника, существовала еще полковая старшина: полковой судья, полковой есаул, полковой знаменосец, полковой священник. Полк делился на сотни.

Часть казаков жила по своим дворам в Могилевском уезде, а остальные, не имевшие оседлости, были расположены для прокормления по еврейским дворам в трех уездах — Головчинском, Белыницком и Тетеринском. Казаки Белорусского полка получили из царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели своих хозяйств. В одном из писем они сообщают об этом: «Мы из казны денег не емлем, только головы за честь и за хлеб полагаем».

Могилевский уезд, был сферой Белорусского полка, приближавшейся к полковому положению на Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс. человек.

Полк принимал участие во всех военных операциях. По приказанию царя он был послан под Борисов и Минск с задачей не пропускать польские войска за Березину, однако был оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву поляками.

Зимой 1654 г. началось контрнаступление Радзивилла, Поклонский стал усиленно добиваться новых пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти просьбы, чем вызвало разочарование шляхтичей. Об этом стало известно Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные» письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда положение на фронте ухудшилось, царь удовлетворил просьбы Поклонского, но уже было поздно. 3 февраля войска Радзивилла подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству и с частью мещан, шляхты и несколькими казаками своего полка перешел на сторону Польши, чем помог Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г.

Поход войск Золотаренко под Могилев, в силу чего Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и развитие казачества. Среди защитников Малого города были белорусские казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма. В одном из них Поклонский пишет: «Панн Павле (наверно, Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков продолжал существовать и после измены Поклонского.

В июле 1965 г. полк стоял в Чаусах и двух войтовствах Могилевского уезда, служивших базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории кого полка входили еще города Чериков и Пропойск с окружающими селами. После Матвея Старинского «чаусовским» полковником был К. Дяченко.

Комплектование казацких полков шло за счет белорусского населения. Поредевший за зиму корпус Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли добрую половину казацкого корпуса, двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. К осени казаки вышли на Неман и Западный Буг.

В 1656 г. белорусский полк в составе Войска Запорожского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, он состоял из 19 сотен, многие из которых имели не территориальный, а гарнизонный характер.(стояли постоем)

В состав территории Белорусского полка теперь входил не только Могилевский уезд - его исходная база, но и целый ряд новых волостей и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг. они лишь брали приставство, другие были тогда под управлением Золотаренко, а некоторые присоединились позже. В 1656г. целых три могилевские сотни, базировались в Могилеве и пригородах.

До нас дошли фамилии сотников, подписавших в 1656 году на жалобу царю: «Корней Ондреев, сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник Могилсвский; Александро Козловский, сотник Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр Василевич, сотник Городенский; Кузьма, сотник Акулинский; Андрей Конюшевский, сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник Чечерский; Сергей Проневский, сотник Меженский и Смоленский; сотник Хоритон Зубов».

Прокормление полк в январе 1657 г. имел из двух войтовств: Благовидского и Путковского, на которые имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал пользоваться еще и доходами Осоветского войтовства. В этих войтовствах казаки ликвидировали шляхетские поместья, а таким образом и повинности на шляхту. Государственные повинности в своих войтовствах полк брал также в свою пользу.

Белорусы - казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому никаких налогов и не выполняли повинностей. Все это шло им «на прокормление» за военную службу. Такие казаки для укрепления своего хозяйства захватывали пустые волоки, которых и это время появилось немало.

Белорусские крестьяне и мещанская беднота. Поступив в полк, кормилась за счет доходов полка или приставством, а так же садиться на пустые волоки или пашню.

Казаки считали себя государевыми служилыми людьми. Все они пользовались правом варить для себя хмельные напитки и широко практиковали это не только для себя, но и для продажи населению.

Судились казаки своим полковым судом, имевшим право выносить даже смертные приговоры. Это свое право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего существования до ликвидации.

В 1656 г. закончилась война России с Польшей. Русское правительство обеспокоенное военными успехами Швеции в Польше, начало с ней войну.

Казацкий плацдарм в Белоруссии получил значительные размеры и грозил превратиться на длительное время в фактор воздействия на белорусские дела, казачество сильно мешало царскому правительству в проведении им в Белоруссии крепостнической политики.

Процесс вытеснения казаков из Белоруссии шел разными путями. Сильный удар по казакам в Белоруссии был нанесен уже после смерти Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г. Царское правительство без консультации с гетманом приказало своим воеводам вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава местное белорусское население, оставив его дома.

Полковой администрации было крепко-накрепко наказано никого больше в казаки не писать. В августе 1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и минский, царские ратные люди в полном военном снаряжении двинулись на села, в которых стояли постоем и жили дворовые казаки. У них отбирают деревни, «з домов насильством выгоняют и подданья (податей) из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы) режуть».

В начале 1658 г. царское правительство потребовало от гетмана, чтобы казаки очистили Быхов и ушли в "черкасские городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у чего..".

Грамота еще раз совершенно ясно подтверждает, что Белорусский (Чаусовский) полк был самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и состоявшей из местных казаков белорусов.

17 октября 1659 г. на Раде воеводы от имени царя предложили, а Рада приняла, 18 статей.

6-я и 15-я из новых статей касались казачества в Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии ныне и впредь залогам черкасским не Сыть».

Кто же из казаков белорусских, старо-быховских и чаусовских назовется «Войском Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы».

Согласно 15-й статье, гетман должен вывести казаков на Запорожье.

Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития.

Но белорусы казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба ,а не украинскую Барабуля и Картопля.
goward
Модератор
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Сообщение Шыш » Пн дек 17, 2007 1:34 am

Я в шоке... Конечно эта заметка несёт какую-то информацию о казачестве, но по сути является отрыжкой имперского шовинизма.
Чего только стоят эти высказывания:
- "в ночь с 5 на 6 февраля Поклонский изменил своему народу и русскому правительству"
- "Защитники Могилева отступили в цитадель, так называемый Малый город, и здесь отражали нападение поляков до 1 мая 1655 г."
- " Поклонский и Радзивилл писали специально «прелестные» письма."
- "корпус Золотаренко .... двинувшегося освобождать центральную и западную Белоруссию. Эта миссия была ими с честью выполнена. "
- "Эти переяславские статьи можно считать концом белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех братских народов за освобождение от социального, национального и религиозного гнета. Конец попытки белорусского народа пойти по демократическому пути развития."

Меня чуть слеза не пробила. Это каким выродком надо быть, что бы такое написать?!
goward немогли бы вы назвать автора данного эссе ?
Последний раз редактировалось Шыш Пн дек 17, 2007 1:40 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Шыш
 
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт май 10, 2007 12:30 am
Откуда: з нябыту

Сообщение Шыш » Пн дек 17, 2007 1:37 am

:arrow:
Аватара пользователя
Шыш
 
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт май 10, 2007 12:30 am
Откуда: з нябыту

Сообщение goward » Пн дек 17, 2007 1:57 am

Могу лишь отослать вот по этой ссылке:

http://alterego.tut.by/forum/viewtopic. ... e87beca506

Тема называется -

Ваше отношение к Белорусскому казачеству


Положительное

21% [ 12 ]
Отрицательное
14% [ 8 ]
Все равно
16% [ 9 ]
Первы раз слышу
20% [ 11 ]
Не было такого! Брехня все это! 27% (15) :lol:
goward
Модератор
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Пн дек 17, 2007 2:18 am

goward, что за смехотворные источники вы приводите?

Что это, например, за белорусофобская фраза: «В 1656 г. закончилась война России с Польшей»?

Московия вовсе не с Польшей, а с Речью Посполитой воевала – и такая попытка наврать выдает желание ИСКЛЮЧИТЬ из войны ВКЛ и литвинов-белорусов. То есть исключить из той войны вообще НАШУ СТРАНУ и НАШ НАРОД. Хотя война-то шла не в Польше, а на нашей территории, и главными победителями над восточным оккупантом были вовсе не поляки, а наш белорусский народ.

Ясно, что московиты это хотят скрыть из своих имперских видов на нас и алчно жаждая реванша. Но зачем же им уподобляться? У них своя Родина, а у нас – своя.

Я понимаю, что это не ваши слова, а только какая-то цитата, но в следующий раз обязательно указывайте, откуда приводимая вами цитата взята и кем была написана. Без этих указаний всякая цитата НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. Это, кстати, общее мое пожелание ко всем участникам Форума.

То нелепейшее, что вы тут как цитату привели, написал какой-то москаль, который не имеет НИКАКИХ представлений о том, кем ЭТНИЧЕСКИ являются белорусы (литвины). Вот хотя бы только одно невероятно дурацкое «умозаключение» этой московской подстилки:

«Но белорусы казаки продолжали служить державе. Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя носил белорускую фамилию Бульба ,а не украинскую Барабуля и Картопля».

Какой «державе»? «Державе» царей-педерастов Москвы? Предав свою страну ВКЛ? И что за маразм – находить украинскую фамилию Бульба «белорусской»? Это где же у белорусов с их тотальными фамилиями на «-ич» появилась фамилия «Бульба»? Если автор полагает тут связь с нынешним названием картошки как «бульба», так вот по-белоруску это все-таки «гульба», а самое-то интересное – у нас картошка появилась только в середине XVIII века. И у Гоголя, который придумал этот персонаж, его фамилия никакой «картошки» означать не могла: ибо таковой еще никто не знал ни в Украине, ни в Беларуси-ВКЛ, ни даже в Пруссии: сей плод в XVII веке сюда просто еще не завезли.

Что на самом деле эта фамилия у Гоголя означала – мрак тайны (скорее всего, он и не знал, что никакой «бульбы» тут в описываемой им время не было, или же у него эта фамилия значила нечто совсем иное). Но вот что неоспоримо – так то, с какой ненавистью Гоголь описывает белорусов (именуемых им тогда везде или «литовцами», или «поляками»). Этот пресловутый Тарас Бульба с беспощадностью штурмует города нынешней Беларуси, направо и налево срубая головы их защитникам – то есть НАШИМ ПРЕДКАМ. «Хороший белорус» нашелся. Такой же для белорусского народа, как Отто Скорцени.

Теперь к самому вопросу о т.н. «белорусских казаках». То есть, о белорусских казахах и белорусских хозарах.

Я просто в шоке от наглости: «Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г.».

Казаки – это НАРОД, это именно ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА со своим языком и культурными традициями, их в царской России не считали русскими и в паспортах как национальность писали: «казак». И затем в СССР казаков и истребляли как ЭТНОС, ибо казаки не были, конечно, никаким классом. История казаков прослежена многими современными историками. Мурад Аджиев российских казаков видит этносом донских тюрок: это половцы (кипчаки) как часть народа огромного некогда Северного Дагестана, плюс сохранились этнические черты казаков КАК ЧЕРКАСОВ в Великом казачьем Войске Донском. Это все прекрасно знаю, ибо сам из Ростова-на-Дону и много раз бывал в его областной провинции Новочеркасске. Там все ясно и четко знают, что донские казаки – это и есть черкассы. Но у них был ранее и свой язык – ныне утраченный.

Что же касается украинских казаков, то они это название унаследовали со времен принадлежности Киева Хазарии, откуда и пошло само это слово. «Хазаки», «казаки», «казахи» - все оттуда.

И как в таком случае понимать слова «Датой рождения белорусского казачества следует считать 22 июля 1654 г.»? Мол, нация казачества тут и у нас тогда появилась – в тысячах километров от Хазарии и ее этносов? С таким подходом равно можно писать и про то, что у нас родился и этнос евреев.

Это невероятный бред. Никаких «белорусских казаков» никогда не было и в природе существовать не могло, ибо казачество как этнос формировалось НА СВОИХ территориях бывшей Хазарии, а тут у нас никакой власти Хазарии не было никогда. Заявлять обратное – это заявлять равно о каком-то «рождении казачества» в тогда аналогичных нам европейских Праге, Кракове, Львове, Варшаве, Берлине, Кенигсберге, Риге. Там это казачество было таким же чужеродным и непонятным, как и у нас в Бресте, Минске и Полоцке.

Другой вопрос – на нашей территории некие южане-бандиты создали свою разбойничью группировку. Но так это к нашей стране и нашему народу НИКАКОГО отношения не имело тогда – и тем более не имеет сегодня. Равно и немцы тут создавали свои полки СС из местного населения – но их же никто сейчас не находит «творчеством белорусского народа». Зачем же так называть этих столь же нам чуждых казаков?

При этом в исторической памяти белорусов казаки являются еще более одиозными палачами, чем солдаты СС. Эсэсовцы на их фоне выглядят сущими ангелами.

Перечень преступлений, совершенных казаками перед Беларусью, просто ЧУДОВИЩЕН. Казаки Ивана Грозного разрушили нашу Полоцкую Софию и сделали из нее нужник, сожгли Полоцкую Библиотеку, утопили в Двине тысячи евреев Полоцка, вырезали всех до одного все православное духовенство Полоцка. В войне 1654-67 годов главными уничтожителями жителей нашей страны (уничтожили каждого второго) являлись именно казаки. Они, в том числе, вырезали 3 тысячи евреев Могилева, около 100 тысяч наших евреев в других местечках, вырезали население тысяч городов и сел Беларуси как «униатов» и «латинян», в том числе вырезали все население Бреста, а их останки насадили на колья – чтобы их съели звери и их не мог воскресить Иисус Христос.

После оккупации 1795 года все у нас злодеяния проводили именно казаки: они подавляли наши восстания и носили тела наших младенцев нанизанными на свои пики – для устрашения нашего населения (по приказу Суворова). Потом давили восстания 1830-31 и 1863-64 гг., а в 1839 нагайками гнали нашу паству в московские храмы, когда царь своим указом запретил нашу веру и наш язык.

Казаки повинны в гибели миллионов белорусов и в этно-религиозном геноциде над нашим народом. При этом самое существенное в том, казаки ВСЕГДА были ПРОТИВ нашего народа и нашей государственности.

Поэтому у нормального белорусского человека – никогда рука не повернется писать что-то «благостное» про казаков – вечных палачей Беларуси и ее одиозных врагов. Сама вся наша история показала, что понятия «белорус» и «казак» - не просто несопоставимые противоположности, но такие же одиозно враждебные понятия, как «еврей» и «эсесовец». Причем казаки нам бед сделали на порядок больше (даже в подсчете жертв Холокоста – в миллионах убитых белорусов), чем нацисты в своем истреблении евреев. И напомню: еще задолго до нацистов истреблением у нас массово всех евреев занимались ТОЛЬКО ОДНИ КАЗАКИ.

На этом фоне рассуждения о том, что «у нас тут какое-то казачество родилось» во время кровавейшей войны – кажутся просто глумлением над погибшими. И созданием культа палачей и бандитов.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение goward » Пн дек 17, 2007 4:03 am

Честь, имя и Отечество Для белорусских казаков эти ценности превыше всего

Когда речь заходит о казачестве, возникает вполне определенный ассоциативный ряд: донские, кубанские, запорожские казаки. И, согласитесь, как-то не очень вписывается сюда понятие “белорусское казачество”. А все потому, что мы, к своему стыду, очень мало знаем о нем. Дабы восполнить этот пробел, “СВ” обратилось к верховному атаману Всебелорусского объединенного казачества Николаю ЕРКОВИЧУ. Признаюсь откровенно, слушая своего собеседника и рассматривая многочисленные фотографии о жизни казачьих кадетских корпусов, я невольно проникся уважением к деятельности этого объединения и его руководителю.


Наша справка
Николай Иванович ЕрковиЧ — верховный атаман Всебелорусского объединенного казачества, генерал-лейтенант. Долгие годы работал в структуре Министерства обороны СССР, БССР. С 1986 года — мастер на Минском моторном заводе, директор частной фирмы. Одновременно занимается правозащитной деятельностью, являясь членом Международной ассоциации юристов и Международного комитета по правам человека. За сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Рима в 2001 году был награжден “Золотой медалью Торгово-промышленной палаты Рима”.

— Николай Иванович, часто приходится слышать, что у казачества в Беларуси нет исторических корней. Дескать, само по себе понятие “белорусское казачество” звучит неестественно. Что вы думаете по этому поводу?
— Белорусское казачество не было случайным явлением в жизни народа. Казаки для нашего государства — это не экзотика. Многие страницы истории страны писались именно казачеством. Первое упоминание о казаках в Беларуси относится к 1624 году. Хотя есть и более ранние свидетельства. В 1489 году во время преследования татар, ворвавшихся в Великое княжество Литовское, на территорию нынешней Беларуси, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знающие местность. Документально сохранившееся свидетельство о существовании казаков встречается в уставной грамоте великого князя литовского Александра 1499 года. Белорусское казачество представляет собой интересный и своеобразный феномен в истории совместной освободительной борьбы наших народов. К сожалению, приходится констатировать, что изучению этих страниц, действительно, уделялось крайне мало внимания.
— Когда же было зарегистрировано Всебелорусское объединенное казачество, каковы его цель и статус?
— До 1996 года в Беларуси существовало семь казачеств. Они существовали сами по себе в каждом областном центре, в том числе и в Минске. Каждый из руководителей считал себя верховным атаманом, раздавая звания направо и налево. Не было даже единой формы одежды. На съезде казаков был поставлен вопрос об объединении. Каждому атаману было предложено выставить свою кандидатуру на верховного атамана. Как ни странно, ни один не изъявил такого желания. В конечном итоге утвердили меня, как одного из инициаторов объединения казачества. Тут же было решено, что организация казаков является общественным объединением с дальнейшим вхождением в государственный реестр. И еще — членам казачества закрыта дорога в политические партии. В истории немало было случаев, когда казаки становились заложниками политических игр.
— Кто и как сегодня может стать членом вашего объединения?
— Глубоко заблуждаются те, кто считает, что казаком нужно родиться. Во все времена им можно было стать. Прямые потомки казаков принимаются в войско сразу, без испытательного срока. Остальные пишут соответствующее прошение с просьбой о зачислении во Всебелорусское казачество. Они должны заручиться рекомендациями двух казаков и выдержать годичный испытательный срок. Прежде всего кандидаты должны воспринять дух и букву наших законов, главный из которых — верой и правдой служить своему Отечеству. Честь и имя для казака превыше всего. И это касается не только служения Родине, но и остальных сфер жизни.
— Например?
— Казак несет ответственность перед обществом не только за себя, но и за свою семью. Изменила, скажем, жена, а наказан будет муж. Значит, не смог создать и сохранить крепкую семью. Когда муж в ответе за жену и детей, служит им примером во всем, тогда и общество в целом будет здоровым.
— Кадетские корпуса, как я понимаю, создавались с этой целью?
— Именно так. Там идет воспитание и тела, и духа. Вообще в воспитании детей (и это тоже традиция) участвует все казачье общество. В военно-патриотические центры приходят дети разного возраста — от 5 до 18 лет. Мы от них не требуем, чтобы они стали вдруг казаками. Родители сами пишут прошение, чтобы их чадо приняли в кадеты. Но разве плохо, когда перед лицом своих товарищей мальчишки обещают, что будут хорошо учиться, почитать старших, соблюдать законы?
— А как осуществляется взаимодействие с казачьими организациями других стран? Возникают ли тут какие-либо проблемы?
— Безусловно, деятельность Всебелорусского казачества не обходится без обмена опытом с казачьими организациями Украины и России. У нас существуют долгосрочные договора о сотрудничестве с Донским, Кубанским, Ставропольским казачьим войском. Это и обоюдные визиты, и работа с кадетами. Каждый год мы собираем международный казачий лагерь для кадетов. Провели также всемирный конгресс казаков в Новочеркасске, где были представлены казачьи организации 23 государств.
Если говорить о проблемах, то нас очень беспокоит разделение казачества в России и Украине. Знаете, только в России существует 830 течений казачества. Это мешает сотрудничеству, потому что все они работают по своим схемам и принципам. Не может не волновать нас и другая проблема, которая особенно заметна в период выборов. Появляются в отдельных регионах Беларуси бравые ребята с красными лампасами, которые не становятся у нас на учет, и начинают проводить какие-то сходы, митинги, агитируют вступать, например, в Запорожское войско, призывают на майдан. Естественно, это сказывается на наших взаимоотношениях с другими казачествами.
Думаю, наши контакты были бы намного плодотворнее, если бы более успешно шел процесс создания Союзного государства. Это было бы и в интересах всех граждан. Приведу конкретный пример. Большая часть сельскохозяйственной продукции, которая к нам поступает сегодня из той же Ростовской области, выращена казаками, и они готовы поставлять ее нам по низким ценам. Но когда вопрос выходит на государственный уровень, ни один из губернаторов не берет на себя такую ответственность.
Хочу подчеркнуть, что мы, казаки, выступаем за сохранение и укрепление суверенитета наших государств. Но сближение в рамках экономического сотрудничества, гуманитарных программ, взаимодействия общественных организаций еще никому не повредило.

Евгений КОНОНОВИЧ

Народная газета
goward
Модератор
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Сообщение goward » Пн дек 17, 2007 4:40 am

Источники:

Похилеич Д.Л. Белорусское казачество. Львiв 1957 Т.43
Сагановiч Г.М. Войска Вялiкага княства Лiтовскага у 16 – 17 ст. Мн. 1994.
Горобец В.М. Бiлорусь козацька: Пiлковник Iван Нечай та украiнськi змагання за Пiвденно-Схiдну Бiлорусь
(1655- 1659) Киiв 1998.
goward
Модератор
 
Сообщения: 2897
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Сообщение Andrey Ladyzhenko » Пн дек 17, 2007 6:16 pm

Источник:
http://belkazak.narod.ru/history9.html

ВЕРХОВНЫЙ АТАМАН

Всебелорусского объединенного казачества

генерал-майор НиколаЙ Еркович

Для журналиста случай - дело далеко не последнее. Просто так ничего не происходит. Но нужно обязательно взять на себя труд понять, для чего судьба сводит тебя с тем или иным человеком.

Совсем недавно, в поезде "Кишинёв - Минск", я познакомился… с казачьим атаманом. Да не кубанским или донским, а нашим, белорусским. "Так ведь не было на Беларуси казачества", - почти наверняка подумаете вы. И ошибётесь, потому что они были и есть.

На территории нынешних Могилевской, Брестской, Гомельс­кой областей этих вооруженных вольных землепашцев (именно таков исторический статус каза­ков) было довольно много. Все они вносились в реестры и имели оп­ределенные льготы.

Только в конце XVIII века каза­чьи реестры были упразднены, а подднепровское казачество (как и запорожское) формально "при­крылось". Уж больно вольными они были...

Но в 1812 году была сформиро­вана 4-я кавалерийская казачья бригада (для защиты Чернигова от Наполеона). Туда записывали потомков казаков, живших на бе­лорусских землях. В этой бригаде воевал предок нашего сегодняш­него собеседника, верховного ата­мана Всебелорусского объеди­ненного казачества, генерал-майора Николая Ерковича.

— Николай Иванович, скажу честно. До нашего знакомства я довольно скептически отно­сился к самой идее возрожде­ния казачества. Видел на улицах Москвы неких опереточных персонажей в папахах и мунди­рах, с погонами офицеров цар­ской армии и дедовскими ге­оргиевскими крестами. Забав­но, да и только. Однако сегод­ня я изменил свое мнение. Как сегодня можно стать казаком: по рождению (как вы) или еще как-то?

— Конечно, прямые потомки казаков зачисляют в войско сра­зу, без испытательного срока, ос­тальные должны заручился ре­комендациями двух казаков и вос­принять дух и букву наших зако­нов. Главное — верой и правдой служить своему Отечеству

Наши казачьи взводы активно сотрудничают с милицией, обра­зуя оперативные отряды в рамках системы народных дружин. Вот в России казаки уже вошли в госу­дарственную службу. Создана Первая кубанская воздушно-де­сантная казачья дивизия

У нас в уставе тоже есть поло­жение о переходе в государственный реестр. Тогда наши ребята будут служить и в МВД, и в других силовых органах. От этого только польза будет. Представь себе то время, когда казачьи патрули возьмут на себя сопровождение пригородных электричек. Хулига­нье разбежится сразу. И ещё очень важно показать людям пример на­стоящего мужского поведения: и женщине место уступить, ста­рику помочь. Мы хотим, чтобы на улицах рядом с милиционером всегда были наши два казака. Когда надо, они помогут навести порядок. В случае необходимости могут стать свидетелями непра­вильного поведения представите­лей власти. Попробуй при них по­лучить взятку. Разве это плохо?

— А давайте обратимся к казачьим заповедям. Вот в пер­вом пункте сказано: «Честь и имя для казака дороже жизни». Как это понимать?

— Да так и понимать. Честь свою терять нельзя, новой не бы­вает. Будь гордым, но не стано­вись гордецом, считая себя выше других. Это общие принципы всех казаков вообще. В Чечне их в плен не берут — расстреливают на месте, потому что знают: в мусульман никогда и никого из каза­ков не перекрестишь, сломить казака невозможно. И еще. Каза­ки никогда не бросают своих на поле боя. А если мог спасти — и не спас? Как потом в глаза матери погибшего посмотреть? Поэтому-то честь для нас дороже жизни!

— Да ведь это все христианские заповеди? 0тсюда, навер­ное, и заповедь о равенстве прав казаков, и напоминание, что нет у них ни князя, ни раба?..

— Это говорит, в том числе и о том, что, выбрав атамана на пять лет, казак назвал его первым сре­ди равных. Любой и рядовой, и полковник могут прийти ко мне и поделиться своими проблемами в любое время дня и ночи. Отказа не будет. В деньгах человек нуж­дается — получит от атамана день­ги. Таков обычай, и не нам его менять. В этом истинная казац­кая вольница: ни перед кем не ломать папаху. Потому у нас существует высший орган власти — казачий круг. Ведь в круге нет ни первого, ни последнего. Все равны. Есть и традиция, пускать па­паху по кругу, чтобы собрать нуждающемуся нужные средства. Каждый бросал, сколько мог, но назад эти деньги уже никто не требовал. Это все от души широкой, казацкой.

— Почему в Минске не очень-то часто увидишь казака в фор­ме?

— Еще не пришло это время — одеть всех казаков в форму. Ведь она налагает определенные обя­занности, диктует стиль поведе­ния. По одному-то будут судить обо всех. А эту честь (в том числе и форму носить) еще заслужить надо.

— А что будет с казаком, ко­торый честь не сберег или дру­гой какой позорный поступок совершил. Ведь не пороть же его будете?

— Можем и выпороть. Только этот вопрос решается кругом. Но у нас никто еще не был выпорот. Есть и другие способы воздей­ствия Помните, кстати, по теле­визору показали, как в Красно­дарском крае казака Кондратенко бывшего тогда губернатором казачий круг приговорил к порке. Такое у казаков может быть запро­сто. Кумиров у нас нет. Другое дело, что от порки Кондратенко уклонился прикрывшись своим чиновничьим статусом. Но это — другая тема.

— Правильно ли я понял: долг казака служить Отечеству, а не вождям?

— Абсолютно правильно. Да казаки папаху не ломали даже пе­ред царем-батюшкой. Знаете, ког­да казак ее обязан снимать? Во-первых, когда выступает на круге, во-вторых, когда входит в храм и третий случай — когда хоронит своего товарища казака. Между прочим, даже своему войсковому священнику казаки не целуют руку. Это давняя привилегия: нельзя гордость казацкую унизить. Даже перед священником.

— В одной из заповедей ка­зачьих сказано: «Чти старших, уважай старость». Старые ис­тины, почти сегодня забытые. В чем выражается это почтение к сединам?

— В уважении. По другому в казацкой семье и быть не может. И в её личной, маленькой и в большой (войске). Никто, даже атаман, не может принять важное решение без совета старейшин. Там собираются те казаки, кото­рые уже достигли 60-летнего воз­раста.

— У меня сложилось впечат­ление: какой-то патриархаль­ностью веет от этого постула­та. Беречь свою семью и слу­жить ей примером?

— Да, патриархальная семья. А что здесь плохого? Казак отве­чает за себя, за свою жену и за детей в полной мере. Если (не дай Бог, конечно) ему изменит жена, то наказан будет казак. Значит, не сумел создать настоящую семью, окружить жену заботой и лаской. Выходит, виноват.

В воспитании же детей участву­ет все казачье общество. Для это­го и созданы казачьи кадетские корпуса. Там идет воспитание и тела, и духа воина.

— И сколько у вас таких кор­пусов?

— Формально их два — в Орше и Витебске. Срок обучения пять лет. В первую очередь принима­ются, естественно, дети казаков, но и другим ребятам путь не зака­зан. А в Минске и Гомеле, напри­мер, созданы центры допризыв­ной подготовки. Почему не кадет­ские школы? Да потому, что нет у нас этих пяти лет на подготовку. На службу ребятам идти и через год, и через два, поэтому такой ускоренный курс.

— Согласен с вами. Уже сей­час существует проблема не­хватки призывников. А обще­образовательные школы вы­пускают, мягко говоря, не очень здоровых юношей. Из десяти человек только один - два полностью отвечают меди­цинским критериям здоровых людей.

— Потому-то мы и помогаем молодым семьям. Вот здесь и срабатывают веками проверенные законы патриархальной семьи. Когда муж в ответе перед обще­ством и за жену, и за детей. В таких семьях неполноценных детей быть не должно.

— Разводы не приветствуют­ся среди казаков?

— Конечно, нет! Мы всеми до­ступными средствами внушаем своим казакам одну простую вещь. Ранние браки ни к чему хорошему не приводят. Если всерьез думать о семье, то казаку надо готовить­ся: получить профессию, иметь свое жилье...

— А потом уж играть свадь­бу. Кстати, казачья свадьба чем-нибудь отличается от обыч­ной?

— Да, ее организацией. Ска­жем, казак-жених живет во Фрун­зенском районе. Атаман этого района вместе со своими товари­щами должен организационно и финансово помочь провести дос­тойное торжество и курировать эту семью дальше.

— С какого возраста юноша из казачьей семьи записывает­ся в казаки?

— С шестнадцати лет. По пись­менному прошению родителей.

— Знаю, что вы получили свой патент на генеральское звание на казачьем круге в Мос­кве. А как вообще казаки получают звания?

— Как верховный атаман, я могу присваивать казачьи звания лично. В настоящее время, кроме меня, во Всебелорусском объединенном казачестве генералов нет. Самое высокое звание — полковник. Ког­да наше войско станет более мно­гочисленным, тогда на круге пере­смотрим это положение. Только ведь дело не в званиях, а в делах и исполнении нашей главной запо­веди: «ЧЕСТЬ, ВЕРА, ОТЕЧЕСТВО!».

____________________________
Обратите внимание на выделенный текст и сразу станет ясно, откуда ноги растут.
Аватара пользователя
Andrey Ladyzhenko
Модератор
 
Сообщения: 430
Зарегистрирован: Пт дек 22, 2006 9:44 pm
Откуда: Minsk

Сообщение Шыш » Вт дек 18, 2007 4:12 am

Аморфное объединение пафосных обортусов.
К сожелению других ассоциаций не возникает.
Аватара пользователя
Шыш
 
Сообщения: 258
Зарегистрирован: Чт май 10, 2007 12:30 am
Откуда: з нябыту

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Вт дек 18, 2007 4:48 am

А у меня другие ассоциации возникают. Что это «пятая колонна», которая служит имперским отморозкам Москвы и ненавидит все национальное белорусское и саму нашу нынешнюю Белорусскую Государственность. То есть, враждебный элемент, который гнать надо ногой под зад в свою «Российскую империю», как ранее туда погнали их РНЕ Баркашова – таких же имперских нациков.

Во всяком случае, дико слышать суждения о «служении царю-батюшке», когда наши предки во время российской оккупации трижды устраивали общенародные восстания против царизма. С кем ментально сей «казак» себя соотносит – вполне понятно: вовсе не с нашим народом, а с теми палачами-казаками, которые тут нагайкой и саблей нас «воспитывали», давя наш «сепаратизм». При этом сей «товарищ» дает понять, что и дальше это он и ему подобные готов тут делать. Мол, только дай клич «Собирай Россию!» - тут же поскачет рубить головы всем белорусам.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение Art » Вт дек 18, 2007 2:27 pm

"...казачьи отряды СС
отстояли арийскую честь..."
гр."Коловрат"-Генерал Краснов.
"Казачья сабля не щадила людей даже в этом святом месте"
История Беларуси 8 класс.
На счёт статьи Говарда то следует что казаки это типичные калабороционисты.Да кстати певица Н.Бабкина является полковником казачьих войск России.
Art
 

Сообщение DeadlY » Вт дек 18, 2007 4:05 pm

Так оно и было. Немецкий нацизм считал казаков родственных арийским племенам самих германцев и всячески поощрял их борьбу против угнетавших казаков большивиков в СССР. У моих родственников в частности в паспортах царской России так и было написанно не русский, а из "казаков". А потом многие из них служили в украинской дивизии СС "Галиция" на стороне немецких войск.
DeadlY
 

Сообщение timax » Вт дек 18, 2007 9:34 pm

goward писал(а):Источники:

Похилеич Д.Л. Белорусское казачество. Львiв 1957 Т.43
Сагановiч Г.М. Войска Вялiкага княства Лiтовскага у 16 – 17 ст. Мн. 1994.
Горобец В.М. Бiлорусь козацька: Пiлковник Iван Нечай та украiнськi змагання за Пiвденно-Схiдну Бiлорусь
(1655- 1659) Киiв 1998.


ВОЙСКА ВЯЛІКА КНЯСТВА ЛІТОЎСКАГА ДЫВІЗІІ ПРАВАГА крыла (1661 г.)

Харугва гусарская караля, паручнік пан Палубінскі, пісар палявы 200
Харугва гусарская гетмана, паручнік п. Халецкі, стражнік 200
Харугва панцырная гетмана, паручнік п. Агінскі, маршалак ваўкавыскі 200
Харугва казацкая гетмана, паручнік п. Кос[...] 150
Харугва казацкая князя Радзівіла, кашталяна віленскага 200
Харугва казацкая п. Глябовіча, старосты жамойцкага 150
Харугва казацкая таго ж, паручнік п. Вяжэвіч 120
Харугва казацкая п. Валадковіча, ваяводы наваградскага 120
Харугва казацкая п. Патоцкага, паручнік п. Дамброва 120
Харугва казацкая п. Палубінскага, пісара палявога, паручнік п. Катоўскі 200
Харугва казацкая п. Слушкі, харужага Вял. Княства Літоўскага 200
Харугва таго ж, паручнік п. Касарэўскі 150
Харугва п. Крыштофа Сапегі, крайчага Вял. Княства Літоўскага 200
Харугва п. Агінскага, стольніка Вял. Княства Літоўскага,
паручнік п. Агінскі 150
Харугва п. Халецкага, стражніка Вял. Княства Літоўскага,
паручнік п. Навіцкі 150
Харугва п. Кавалера Юдзіцкага, кашталяна наваградскага,
паручнік п. Валадковіч 150
Харугва п. Кміціча, харужага аршанскага, паручнік п. Стацкевіч 200
Харугва п. Ліпніцкага, старосты сейнейскага, паручнік п. Волэк 150
Харугва п. Абуховіча, падкаморага мазырскага, паручнік п. Бака 120
Харугва п. Стацкевіча, падкаморага аршанскага 200
Харугва п. Камінскага, харужага мсціслаўскага, паручнік п. Камінскі 120
Харугва п. Баброўніцкага, суддзі земскага берасцейскага,
паручнік п. Гурскі 150
Харугва п. Юдзіцкага, старосты ясноўскага 120
Харугва п. Дольскага 120
Харугва п. Шэмета 120
Харугва п. Хлявінскага 120
Харугва п. Дзяловіча 100
Харугва п. Аскіркі, суддзі мазырскага 200
Харугва п. Мурашкі 150
Харугва п. Станішэўскага 120

Усяго 4650
Татарскія валоскія харугвы 1470
Чужаземныя найміты 5510
Вугорская пяхота 680
Разам у правым крыле 12 31


Дывізіі лсвага крыла

Харугвы гусарскія

Харугва палявога гетмана В. Гасеўскага, паручнік п. Жаромскі 200
Харугва яго ж, паручнік п. Саковіч, ваявода смаленскі 200
Харугва п. Паца, канцлера Вялікага Княства Літоўскага 120
Харугва п. Сесіцкага, харужага вількамірскага 120
Гусараў 640

Рэйтарскан лейбкампапія

Лейбкампанія п. гетмана, ротмістр Дэперман 120
Рэгімент драгунскі каманды п. Багуцкага 552
Рэгімент п. Шварцоха 100
Рэгімент п. Плятэра 100
Рэйтараў 872



Казацкія харугвы

Харугва панцырная паручніцтва п. Ігнатовіча, стольніка віленскага 200
Харугва паручнік п. Рудамінскі, харужы ашмянскі 200
Харугва паручнік п. Храпавіцкі, стольнік аршанскі 200
Харугва Паца, канцлера, паручнік п. Кашубскі 120
Харугва абознага Вялікага Княства Літоўскага, паручнік п. Акольскі 150
Харугва харужага Вялікага Княства Літоўскага, паручнік п. Шпяндоўскі 120
Харугва п. Падбярэзскага, старосты ўпіцкага, паручнік п. Ігнатовіч 120
Харугва п. Абрамовіча, старосты старадубаўскага 120
Харугва п. маршалка вайсковага па Адахоўскім 120
Харугва п. Цеханавецкага, маршалка аршанскага 120
Харугва п. Крошынскага, паручнік п. Белазор 120
Харугва п. маладога Камароўскага, паручнік п. Польскі (?) 120
Харугва п. Млечкі, суддзі жамойцкага, паручнік п. Саламановіч 120
Харугва п. Баніфацыя Паца, цівуна троцкага, харужы п. Заблоцкі 120


Казакаў 1950
Татарскія харугвы (5) 690
Драгунія гетмана палявога 2300
Фрайкампаніі драгунскія (13) 1840
Пешыя рэгіменты (3) 1600
Вугорская пяхота 200
Разам у левым крыле . 10 092
(Сагановіч Г. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў XVI—XVII стст.
Мн., 1994)

Спадарства, цікава, што за казацкія харугвы, у складе войска ВКЛ 1661 рока? Мо гэта к таму часу, нейкі войскавы чын, асобны склад у войску?
Аватара пользователя
timax
 
Сообщения: 3376
Зарегистрирован: Чт июл 26, 2007 11:12 am
Откуда: Менск

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9