Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
книгу магистра истории польского историка Конрада Бабятинского «От Смоленска до Вильно. Война Речи Посполитой с Московией (1654-1655 гг.)» (беларуский перевод опубликован в журнале «ARCHE», №№7-8, 2008).
Vadim Deruzhinsky писал(а):И тут уже другой вопрос возникает: считать эти конные хоругви по-настоящему «казацкими» или нет? Тарас тут не имеет однозначного ответа.
Я тоже не думаю, что эти хоругви следует считать «казацкими» в СОВРЕМЕННОМ понимании этого слова, а это понимание сложилось, простите, куда как позже 1654 года. Когда под казачеством стали узко понимать держиморд и черносотенцев царизма. Да еще какие-то свои новые казачьи обряды, которые сложились – это факт – гораздо позже 1654 года.
DeadlY
В Речи Посполитой казаки считались рыцарями. Казачество, узко говоря, и есть рыцарство с поправкой на местные реалии ВКЛ.
Mihail Mitin писал(а):DeadlY
В Речи Посполитой казаки считались рыцарями. Казачество, узко говоря, и есть рыцарство с поправкой на местные реалии ВКЛ.
На основании чего Вы делаете подобный вывод ?
Где же искать истоки казачества, определившие его характер? Защита европейского порубежья от турецко-крымской экспансии явилась внешним предлогом для оказания Запорожскому Кошу покровительства со стороны правительств Стефана Батория и Ивана IV. Идея рыцарского католического ордена была в XV—XVI веках весьма популярна среди польской шляхты, а в православной Московии аналогичный проект воплотился даже с большим размахом во времена опричнины.
Однако ни Опричное Войско, ни польский Орден Св. Лазаря нельзя назвать предшественниками Коша. Ведь ни религиозная война с мусульманством, ни, тем более, защита монаршего трона не определяли его политики. Запорожцы с равным успехом совершали вылазки в Крым и на побережье Турции, а затем обрушивались на польское панство и дома подвластных ему холопов или же на православных купцов и крестьян России и Молдавии. Проще всего увидеть в Запорожье антигосударственное, криминогенное начало, социального паразита. Но внутренние причины создания Войска никак при этом не проясняются.
Ко времени появления Сечи большинство знаменитых орденов Запада уже сошло с исторической арены или готовилось сойти с нее. Орден Тамплиеров был уничтожен совместными усилиями духовной
и светской властей, безошибочно почувствовавших в нем конкурента (1313 г.). Тевтонские кавалеры Св. Марии соединились с Ливонскими меченосцами, но лишь для того, чтобы из монахов-воинов превратиться в помещичье сословие (1562 г.) под патронажем польской короны. Рыцари Св. Иоанна Иерусалимского уже не могли оказывать былого влияния на ситуацию в Средиземноморье.
Архетипически Сечь все же близка рыцарским орденам Западной Европы. Правда, в отличие от компаньонажа (Companionnage) духовно-рыцарских сообществ Запада, принявших форму строительного цеха, Запорожская Сечь имела структуру пастушьего кочевья, что выражалось в должностной лестнице и соответствующей атрибутике.
Само название главной ставки Запорожья — Кош, равно как и его устройство, родственны татарскому кхош («укрепленный табор»). Так назывались десять соединенных овечьих стад (к 1775 году Сечь была поделена на 10 административных округов — паланок). При каждом стаде у крымских татар состояло три чабана. Наиболее активный и сведущий становился начальником пастухов объединенного стада и получал титул одамана. Главное управление отдельными стадами сосредотачивалось в кхоше, где и проживал одаман [ 2]. Поэтому если под «Сечью» понимали постоянную столицу всего казачества, то слово «Кош» употребляли для обозначения самого запорожского правительства, его главной ставки (etat major), иногда временной.
Назвавшись «товариществом», запорожцы подчеркивали благородство своего звания. В польском войске членами товарищества считались исключительно дворяне, служившие в гусарских, панцирских
и др. частях (для обозначения воинов-недворян употреблялись термины «жолдацтво», «шеренговые»).
Подобно рыцарским католическим орденам, низовое казачество было связано тройными узами общины (societas), веры (religio) и призвания (vocatk)), заключавшегося в вечной вражде против «мира сего». Безбрачие было одним из основных условий вступления в войско. Общее число Громады включало как безженных (сечевиков), так и женатых запорожцев (гниздюков, сидней), но последние не являлись полноправными членами войска, никогда не назывались «товарищами» и «лыцарями». Ежегодно на казацком совете (коло), где по жребию распределялись земельные угодья, первым получало надел холостяцкое «товарищество», за ним — духовенство и лишь затем — женатое население вольницы. Семейные не могли жить в самой Сечи, потому что по неписаному «войсковому обычаю» привод туда женщины (не исключая матери, сестры или дочери) был уголовным преступлением и строго карался.
Полупрезрительное отношение к женщине, свойственное восточно-рыцарскому менталитету,— прямое следствие горячего почитания Девы. Сечевой собор был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, и этот праздник имел для казаков двойное значение: под омофором Богоматери они не боялись ни вражеского оружия, ни грозной стихии; под покровительством Приснодевы они должны были сохранять девственность и исполнять принятые обеты [ 3, с. 41].
DeadlY
http://ecsocman.edu.ru/data/975/551/121 ... asarov.pdf
Сословная принадлежность в данном случае не играет никакой роли.
Mihail Mitin писал(а):DeadlY
http://ecsocman.edu.ru/data/975/551/121 ... asarov.pdf
Сословная принадлежность в данном случае не играет никакой роли.
На берегу озера сидел пьяный Змей Горыныч и пел хором, невпопад.
Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2