Vadim Deruzhinsky » Пт янв 12, 2007 1:03 am
Ответ lietuvaitis
О НАШЕМ ГЕРБЕ «ПОГОНЯ»
Начну с некоторых замечаний вообще по сути темы исторической Литвы.
Вы писали: «Ятвеги немогут был "западнами" так как они находитва восточнее все балтов». Это ложь – жмуды и ятвяги жили на одной широте, а восточнее явтягов жили литовины и дайнова. Кроме того, еще восточнее жили кривичи – славянизированные балты, также поклонявшиеся культу змей, ужей и ящериц (культу живойта); убийство змеи каралось у кривичей смертью.
А самым восточным среди балтов является балтоязычный народ голядь (галинды). Народ голядь занимал территорию от Москвы до Смоленска. На территории Москвы их села были в Чертаново (Чартона) и в Битцах (Айбица). Река Яуза (Ауза) названа так именно голядью, что на их языке означало «Камышовая, поросшая камышом». Как видим, балты исконно жили даже на территории Москвы (вместе с финнами). А вы говорите, что «ятвяги находились восточнее всех балтов». Очевидно, вы просто не знаете историю балтов, племена которых в прошлом занимали всю территорию Беларуси, всю Северную Украину и доходили до Московской области.
А раз вы этого не знаете, то совершенно не понимаете сути позиции историка Ермаловича, которого пытаетесь критиковать. А именно – вы совершенно ошибочно навязываете белорусам представления о том, что, дескать, мы пытаемся доказать, что Литва была русской. Это полная чепуха!
Я еще раз вам подчеркиваю: белорусы – это балты, пусть и славянизированные – но все-таки балты: ятвяги, литвины, дайнова, кривичи, мазуры и др. У вас же о нас карикатурные представления: будто западные белорусы всегда были славянами. Это чудовищная ошибка! Белорусы Западной и Центральной Беларуси – это и есть ятвяги, литвины, дайнова, пруссы, мазуры. А не славяне. Исходя из этого факта и надо воспринимать то, что написано в летописях.
Ятвяги были именно западными балтами, так как деление балтов на западных и восточных происходит не по ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ принципу, а по языковому. Язык ятвягов фактически ничем не отличался от языка пруссов, потому явтяги и считаются западными балтами. Вы (жмуды и аукштайты) считаетесь восточными балтами, потому что у вас совсем другой язык, а язык западных балтов весьма мало отличался от славянского. Западные балты были фактически переходной средой в исторической эволюции от восточных балтов к славянам (славяне появились из этноса балтов). Я уже устал объяснять эти прописные истины, ликвидировать безграмотность.
И вот когда вы поймете, что белорусы – это балты, то иначе взглянете на историю ВКЛ, где жмуды и аукштайты были только небольшими восточно-балтскими народами среди более многочисленных тогда балтских народов Беларуси: ятвягов, мазуров, дайнова, литвинов – ныне превратившихся в белорусский этнос.
Вы, жмудины и аукштайты, сегодня пытаетесь претендовать на историю Литвы только на том единственном основании, что наш народ литвинов ныне именуется «белорусами» и забыл свой западно-балтский язык. Это ненаучно и несправедливо. Тем более что у вас и так было свое историческое государство – Жемойтия (или по-латински Самогития). Чем же вам своя Самогития не нравится? Замечу, что Литвой ее никто не считал ни в древности, ни в ХХ веке: в титуле Николая II сказано, что он князь Самогитский – то есть Жмудский (князь ВАШИХ ЗЕМЕЛЬ). И отдельно в его титуле – князь Литовский (территориально нынешней Западной и Центральной Беларуси).
Про печать Миндовга из книги Ластовского вы написали: "Печат" Ластовского, каторий сам ее и нарисовал. Фалсификат. Или вы представлеите что уже в 13 веке короли имели короны времен Бороко?»
Это с какой же стати Ластовскому создавать этот «фальсификат»? Для обоснования ЧЕГО? Он ею ничего не доказывал, никаких идей или концепций. Мало того, на печати руническая надпись, которую, как Ластовский пишет, никто перевести не смог. Зачем ему придумывать руны на печати? Что касается православного креста на щите всадника – то сообщаю вам, что княжить в Полоцке мог только князь, принявший православие. Это был ЗАКОН. Поэтому племянник Миндовга Тотвiлл, ставший править в кривичском Полоцке, принял православие и новое имя Цiмафей. Отсюда и православный крест на гербе.
При этом снова уточняю, что никакого «Миндаугаса» в природе не было. В «Великой Хронике Польской» ясно сказано, что Миндовг (на латыни Мендольф) был прусским королем, сыном прусского короля Рингольда, который завоевал для Пруссии земли нынешней Западной Беларуси (тогда Ятвягии) в 1230-е годы, затем после захвата Пруссии польско-немецкими войсками ушел со своим народом к нам, затем снова отвоевал свою Пруссию. Затем после нового поражения уже окончательно остался у нас, основав тут новое государство мигрантов с Пруссии, Поморья и Полабья – ВКЛ. Куда сбежало около 600 тысяч пруссов, поморов, полабцев, лужицких сербов, лютичей. К вашему этносу жмудов и аукштайтов сей прусский король никакого отношения не имеет. Такова предыстория создания ВКЛ.
Мало того, вы напрочь проигнорировали тот факт, что «Погоня» была гербом Полоцка еще до ВКЛ. Даже комментировать этот факт не стали. Печать из книги Ластовского вы назвали «фальшивкой», но вот княжеские печати Александра Невского вы уже так назвать не сможете – они хранятся в российских музеях. И на его полоцкой княжеской печати (примерно 1230-40-е годы) вполне конкретная «Погоня»: всадник на коне с поднятым мечом, на щите – православный крест. Рядом написано: князь Дир. Арабский историк Абуль Хасан Али ибн Хусейн ал-Масуди писал в 10 веке: «Первый из славянских царей есть царь ал-Дир. Он имеет обширные города и многие обитаемые страны». Князь Дир – приближенный Рюрика, которого тот послал завоевать в Русь Византию, Дир по пути завоевал Киев, но в Византии принял христианство, став первым русским христианским князем. Тогда он, видимо, активно почитался и был святым: на этой первой (среди известных историкам) «Погоне» Александра Невского он имеет нимб святого. Кстати, на его второй печати (Новгородской «Георгий Победоносец») убивающий змея воин-Георгий также имеет нимб святого – в дальнейших изображениях этого герба у него уже нет этого нимба.
Теперь о том, что вы, летувисы, всегда хитро упускаете в своих демагогических рассуждениях о «Погоне». Только бредом являются ваши объяснения всадника – мол, это абстрактный воин, абстрактный князь. На самом деле в христианской геральдике 13 века все изображения людей на гербах – это ТОЛЬКО изображения святых или апостолов. А «Погоня» является именно христианским гербом, так как изначально на щите всадника – крест. Таким образом, на «Погоне» никак не может быть изображен «абстрактный князь», как вы ныне пишите в своих фантастических учебниках истории в Летуве. Там мог быть изображен только христианский святой. На полоцкой «Погоне» Александра Невского рядом со всадником и написано, кто это – святой князь Дир.
Ясно также, что к вашей Жмуди и Аукштайтии сей герб никакого отношения не имеет, так как ваши земли (в отличие от Полоцка) были до позднего средневековья абсолютно языческими. На этом основании вы стараетесь выворачиваться, как уж, отрицая существование «Погони» до принятия вами христианства: мол, герб Миндовга из книги Ластовского – фальсификация, как и все остальные, а впервые «Погоня» появилась только тогда, когда жмуды и аукштайты приняли христианство в 15-16 веках.
А как же быть с гербом «Погоня» на саркофаге Ягайло в Кравкове? Тоже «фальшивка»? А ведь на саркофаге Ягайло у всадника «Погони» - крест Евфросинии Полоцкой – шестиконечный с разной длиной перекладин. Именно православный крест РПЦ Киева.
Так что все это бесспорно означает, что «Погоня» - сугубо православный герб. И фальсификациями занимаетесь именно вы, летувисы, пытаясь это опровергнуть.
Огромное значение в понимании истоков «Погони» играет тот факт, что это была княжеская печать Полоцка. Во-первых, следует понимать, что в то время жмуды и аукштайты вообще еще не имели ни одного своего города, а вот Полоцк был самым большим городом Восточной Европы. В 13-15 веках его население превышало 100.000 человек, Полоцк был в несколько раз больше самых крупных городов Восточной Европы – Кракова, Праги, Львова, Киева, Москвы, Новгорода. Это был настоящий средневековый мегаполис. Ясно, что его княжеская печать (герб) автоматически стала гербом всего региона – всей нашей Литвы, всего ВКЛ.
Во-вторых, изображение на «Погоне» как городском гербе Полоцка именно креста Евфросинии Полоцкой – абсолютно естественно и понятно. Но абсолютно дико для вашей языческой тогда Жмуди и Аукштайтии, когда вы пишите, что это именно ваш жмудский герб. Чего там делать кресту Евфросинии Полоцкой?
Теперь о самом названии «Погоня». Оно, думаю, означает вовсе не нынешнее понимание этого слова как «догонять» (врага в битве). В 13 веке слово «погоня» означало «надзор», в том числе я нашел в летописях тех времен фразы «погонять паству к Иисусу», то есть руководить паствой, ее вести за собой к Иисусу Христу.
Поэтому мне кажется абсолютно неверным объяснение герба «Погоня», которое дается в нынешних белорусских учебниках истории, где пишется, что герб якобы означает нашего князя, руководящего нашим войск в погоне за убегающим напавшим на нас врагом.
На самом деле объяснять суть герба «Погоня» надо, исходя из того ФАКТА, что это именно глубоко христианский по сути герб. В таком, думаю, единственно правильном понимании название герба «Погоня» означает ведение народа к христианству («погонять паству к Иисусу»), а сам всадник с крестом на щите – это ВОИН ИИСУСА ХРИСТА за веру Христову, прообраз которого на печати Невского – святой князь Дир. То есть великий полководец, который первым принял среди князей Руси христианство в Византии и был знаменит тем, что первым в Руси разместил на своем щите христианский крест.
В этом понимании «Погоня» - вовсе не добивание убегающего врага, а возведение язычников в веру Христа и отстаивание этой веры с оружием в руках против орд язычников. То есть, христианское понимание – а не размытое «военное», нелепое для христианского герба.
Замечу также, что некоторые историки находили связь слова «погоня» со словом «поганые» - общеевропейским названием язычников. Но это кажется ошибкой, так как сам герб изначально сугубо христианский – и никак нельзя себе представить, чтобы к сугубо христианскому гербу прилипло название «языческий» (напомню, что второй, кроме «Погони», княжеской печатью Невского был «Георгий Победоносец», обе печати стояли в ряду христианских символов). Скорее всего, тут верны аналогии с фразами в летописях «язычников в христианство погоняли». То есть обращали язычников в христианство. Сегодня мы говорим «священник ведет паству», в древности говорили «погоняет паству», ибо паства по смысловому содержанию – стадо овец, пастырь – это пастух, а погонять – это вести паству (стадо овец пастыря) к Богу. Таким образом получается, что «Погоня» - это ведение паствы к Богу, а всадник «Погони» - это и есть пастырь, вооруженный для защиты веры во Христа. Аналог тамплиеров и других подобных воинов Иисуса.
Неопровержимое доказательство этому мы находим в том вопиющем факте, что в 1410 году в Грюнвальде все воины ВКЛ, кроме тогда языческих жмудинов и аукштайтов (40 хоругвей из 60 хоругвей ВКЛ) воевали с белыми щитами, на которых был изображен красный шестиконечный (с разной длиной перекладин) крест Евфросинии Полоцкой – то есть крест РПЦ Киева, который и на щите всадника «Погони». То есть, все христианские воины (хоругви) ВКЛ имели точно такие щиты в битве, какой имеет на их гербе «Погоня» легендарный святой всадник – с тем же самым крестом. Кстати, именно с того времени цвета белый и красный (как христианские: кровь Иисуса на белом – нетронутой душе человека) стали национальными цветами литвинов-белорусов, затем оформились в виде флага, с которым Гродненский и Белорусский гусарские полки воевали даже после российской оккупации в Отечественной войне 1812 года.
Если бы «Погоня» просто означала погоню за убегающим врагом – то в таком случае нельзя объяснить, почему армия ВКЛ имела точно такие щиты, как всадник «Погони». Ясно, что тут был глубоко христианский смысл, а само воинство ВКЛ являлось воинством Иисуса Христа, абсолютно подобным крестоносцам. Причем, сам термин «крестоносцы» кажется совершенно неверным в том понимании, что под «крестоносцами» понимают только немцев. На самом деле наши предки в ВКЛ были точно такими же крестоносцами, так как все средневековье имели обязательно на щитах крест Евфросинии Полоцкой, то есть крест РПЦ Киева – крест на щите всадника «Погони» - нашего главного крестоносца, ибо он, имея крест на своем щите, и является конкретно КРЕСТОНОСЦЕМ.
Поэтому в понятие «крестоносцы» надо вносить существенное уточнение – все наши предки в ВКЛ и были конкретно крестоносцами. К сожалению, негативное отношение к самому феномену крестоносцев было у нас навязано Московией-Россией (с оккупацией 1795 года), где никогда в ее истории воины не имели креста на своих щитах, а «крестоносцами» огульно называли и немцев, и воинов ВКЛ. Отсюда и нелепость: наши предки в ВКЛ точно так, как немцы, всегда имели на щите крест, но крестоносцами почему-то называют одних немцев. В итоге невежественные россияне полагают, что только одни немцы на своих щитах крест носили. Хотя их соседи-белорусы были точно такими же крестоносцами.
Нынешняя гадливая переделка Летувой (то есть Жмудью) герба «Погоня» с изменением православного креста на щите всадника в крест якобы католический – это издевательство над историей нашей родной изначально православной Литвы и глумление над нашими предками, умиравшими за Литву вовсе не со жмудинским крестом на своих щитах, а с крестом Евфросинии Полоцкой – оберегом нашей Родины, святым для Миндовга, Ольгерда, Ягайло и Витовта. Два последних вообще были с рождения крещены в православие, получив имена Яков и Юрий. Своего прусского языка уже не знали, а говорили и писали эти Великие князья Русские, Рюриковичи, только на полоцком языке, в переговорах со Жмудью и Аукштайтией использовали толмачей – переводчиков. Но вот чудо – вы в Летуве Витовта именуете «Витаутасом» и рядите его в «жмудина». С таким подходом жмудином является и Брежнивюс, и Путинас, и Ленинас. Отцы жемойтской государственности.