Conclusion писал(а):Как пионер, скажу Вам: "Всегда готов!"
Для начала - выдайте хотя бы штук семь, чтобы НАГЛЯДНО было, КОГДА, КОМУ и ДЛЯ КАКИХ целей писался ТЕКСТ.
Семь, так семь.
1) 1531 г. апреля 18. Жалованная льготная грамота дмитровского князя Юрия Ивановича Матвею Карпову с. Тучкову и его сыну Андрею на сельцо Троецкое с деревнями в Нерехотском стану Кашинского уезда.
/л. 98/ Се яз князь Юрьи Иванович пожаловал есми Мотвея Карпова сына Тучкова да ево сына Ондреица. Что у них в моеи отчине в Кашинском уезде в Нероготцком стану их сельцо Троецкоя да деревня Попова да деревня Буикина да деревня Борискова, и то де у них сельцо и деревни опустели.
И оже будет так, и яз князь Юрьи Иванович пожаловал Мотвея да ево сына Ондреица, не надобе им с тово сельца и з деревень моя княже Юрьева Ивановича никоторая дань, ни рожественная, ни петровская, ни ям, ни примет, ни посошнои и намесечнои корм, /л. 99/ иные никоторые пошлины на три года. А как отсидят свою лготу три годы, и оне потянут во все пошлины по книгам.
Писана в Дмитрове лета 7039-го апреля в 18 день.
А назади тое грамоты написано: Князь Юрьи Иванович.
ЦГАДА.Ф.1209, Поместный приказ. Столбцы по Мурому 1061/36945. Л.98-99.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... h/text.htm
2) 1608—1609 гг. Письма разных лиц к гетману Яну Сапеге Тимофея Бьюгова о том, что он не мог достать в Ярославле вина, которое, а равно и другие товары, имеются в Вологде и в Холмогорах
Государю милостивому, пану Яну Петру Павловичю, вскормленик твой Тимошка Бьюгов челом бьет. Писал ты, государь милостивый пане, ко мне, велел мне у английских немец вино всякое собе добывать; ино аглинские немцы в Ярославль по ею пору не бывали ни с какими товары, лише, государь, один немчин приехал без товаров; а товар у них, сказывают, весь на Вологде да на Колмогорах. А вологженя еще по ею пору воруют, вины своей не несут ко государю царю и великому князю Дмитрею Ивановичи, всеа Руси. А ныне на Вологде собрались все лутчие люди московские гости с великими товары и с казною, и государева казна тут на Вологде великая, от корабелные пристани, соболи из Сибири и лисицы и всякие футри; ино шкода на них итти воевать, ино, государь, всю царьскую казну и товары ратные люди розграбят; разве тебе послати к Вологде грозного пана, который бы умел уимати, чтобы царьская казна и всякие товары за посмех не пропала. А я тебе, государю своему, мало пишу, а много челом бью.
На обороте надпись: Государю милостивому, пану Яну Петру Павловичю, костоляновичю и воеводе киевскому и усвятцкого и кирипетцкого.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... t/text.htm
3) 1609 г., июля 9. Служительницы царевны Ксении (Ольги) Борисовны Годуновой Соломониды Ржевской матери, Феофании Ржевской, о приступе поляков к монастырю и победе над ними
Государыне моей, свету-надеже матушке Фефане Савиновне, дочеришка твоя Соломанидка челом бьет. Буди, государыня, спасена и покровена десницею Вышнего. А пожалуешь, государыня, похошь ведать про меня, и я, государыня матушка, жива, после Петрова дни неделю, а нету мне, государыня матушка, здеся никоторыя нужи, Ольги Борисовны милостью. Да здеся, государыня матушка, был у нас приступ к монастырю, канун Петрова дни, и зажигали огненым боем: и Божьего милостью и Пресвятыя Троицы и Серьгия Чюдотворца милостью, ничего не вредили монастыря: зажигали многижда, а где огнянка ни падет, тут не загоритца; а приступ был крепкой. Не бывала, государыня матушка, такая страсть у нас; а воров, государыня матушка, побили многих на приступе. Да отпиши, государыня матушка, ко мне, здорово ли наши родители; да пожалуй, государыня матушка, вели ко мне отписывать о своем здоровье, как [452] тебе Бог милует: а мне, государыня матушка, от тебе граматка не бывала от Великаго месоеду и до Петровых заговеен; а яз тебе, своей государыне, челом бью. Да отпиши, государыня матушка, ко мне: есть ли у тебе ныне жоначка или девка? Да писал, государыня матушка, ко мне Макарей Карякин, чтобы я к нему отписала; и ты, государыня, пожалуй скажи Макарью, что Федор Карьцов жив, а Кашпиров сын Дмитрей умер, а мы его и схоронили: Ольга Борисовна пожаловала рубль, на похороны, деняг, а то было схоронить нечем. А мор, государыня, у нас унелся, а не осталося людей ни трети.
Адрес: Дати ся грам[от]ка на Новома[на]стырьском дворе Фе-фане Ржевской.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... t/text.htm
4) Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Мартыну Филимонову от 15 июня 1621 года
Божиею милостию мы великий Государь Царь и великий Князь Михайло Феодоровичь, всеа Русии самодержец, советовав с отцем своим, великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии, по своему царьскому милосердому осмотрению, пожаловали есмя Мартина Семенова сына Филимонова с матерью его со вдовою Овдотьею старою его вотчиною, что было ему дано с братом его с Григорьем за отца его , а за ее Овдотьина мужа за Московское при царе Василье осадное сиденье в вотчину из старого 1 отца его поместья, и жаловалная наша грамота на ту вотчину дана во 122-м году; а в той жаловальной грамоте написано: Пожаловали есмя его Мартина да брата его Григорья за отца его службы , что отец их при Царе Василье, памятуя Бога и пречистую Богородицу и Московских чюдотворцов, будучи в Московском государстве в нужное и прискорбное время, за веру крестьянскую и за святые Божие церкви и за всех православных крестьян против вра-гов наших Полских и Литовских людей и Руских воров, которые Московское государство до конца хотели разорить и веру крестьянскую [17] попрать, а отец их Семен, будучи на Москве в осаде, против тех врагов наших стоял крепко и мужественно и к Царю Василью и к Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и во всем оскуденье и всякую осадную нужу терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякие шатости, и от тое их великие службы и от крепкого осадного сиденья Полские и Литовские люди и Руские воры от Москвы отошли. И на перед сего за те службы, за Царя Васильево осадное сидение, Мы великий государь Царь и великий Князь Михайло Феодорович всеа Русии пожаловали его Мартина с поместного отца его окладу с пятисот четьи 2 по дватцати четьи и того сто четьи в Соловском уезде в Засоловском стану жеребьем деревнею Бабуриною в вотчину со всеми угодьи. А по его Мартинове и брата его Григорьеве сказке в том жеребью деревни Бабуриной на восмдесять четьи в поле, а в дву потому ж и не дошло им в вотчину двадцати четьи. И ныне мы великий Государь Царь и великий Кяязь Михайло Феодорович всеа Русии и отец наш великий Государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии Царя Васильевых жаловалных грамот и тех, которые за Царя ж Васильево осадное сиденье по нашему царьскому указу даваны наши грамоты при нашей царьской державе, слушали; и в тех прежних жаловалных грамотах про те вотчины по Царя Васильеву уложенью написано не крепко не против нашего царьского жалованья нынешнего указу, что по нашему царскому милосердому призрению даваны вотчины бояром нашим и всяких чинов людем за осадное сиденье, которые нам великому Государю в осаде служили с нами на Москве сидели в приход Полского королевича Владислава, и того в тех жаловалных грамотах за ту Царя Васильеву осаду, что ему та вотчина волно продать и заложить и в приданые и в монастырь по душе до выкупу дать ненаписано, а на писано толко, что тот кому та вотчина за службу дана, дети и внучата его волны, а в какой мере 3 им та вотчина писана, и волно ему те вотчины продать и заложить или в приданые и в монастырь по душе дать, и о том ни о чем в Царя Васильевых грамотах имянно ие написано.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... 6_1621.htm
5) Письмо окольничего Богдана Матвеевича Хитрово к боярину Борису Ивановичу Морозову (1654 года).
Государю моему Борису Ивановичю Богдашко Хитров челом бьет. Пожалуй, Государь, вели ко мне писать о своем многолетном здоровье, как тебя Государя моего Бог милует; а про меня, Государь, жалуешь изволишь ведать, и я волею Божиею в своей деревнишке
Декабря по 2…. дал Бог здорово. Да писали, Государь, ко мне с Москвы, что на Москве Милостию Божиею моровое поветрее утихло. А на дворе, Государь, твоем живых 19 человек, а умерло 343 человека. А о всяких Государь делах, что на Москве делаетца послал к Государю роспись. По сем тебе Государю своему челом бью, и сам бреду к Москве после Рожества Христова вскоре. А винных, Государь, уговорщиков сыскать отюдь не мочно и на вино уговариватца не с кем.
Подлинник, хранящийся в Архиве Оружейной Палаты, писан столбцом на одном листке, края которого погнили. Быв некогда свернут пакетом, имеет на обороте следующую надпись: Государю моему Борису Ивановичю. На обороте ж вверху отмечено: списано.
Текст воспроизведен по изданию: Письмо окольничего Богдана Матвеевича Хитрово к боярину Борису Ивановичу Морозову (1654 года) // Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. кн. 1. 1849
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... v_1654.htm
6) Челобитная Семена Дежнева царю Алексею Михайловичу, 1662 г.
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всея великия и малыя и белыя Росии самодержцу, бьет челом холоп твой с великие реки Лены Якутцкого острогу служилой человек Семейка Дежнев...
Торговые и промышленные люди били челом тебе, великому государю, а на Колыме реке таможенному целовальнику Петру Новоселову подали челобитную, чтоб их торговых и промышленных людей, Федота Алексеева с товарищи, отпустили по твоему государеву указу на новую на Анандыр реку и на иные на сторонные [70] реки,
для прииску новых неясачных людей, гдеб тебе, великому государю, мочно было в ясачном (Ясак—побор с населения.) зборе прибыль учинить. А об мне, холопе твоем Семейке, те торговые и промышленные люд били ж челом, чтоб мне, холопу твоему, идти с ними вместе для твоего государева ясачного збору и для прииску новых неясачных людей и для твоих государевых всяких дел.
И я, холоп твой, с ними торговыми и промышленными людьми шли морем, на шти кочах, девяносто человек; и прошед Анандырское устье, судом божиим те наши все кочи море разбило, и тех торговых и промышленных людей от того морского разбою на море потонуло и на тундре от иноземцев побитых, а иные голодною смертью померли, итого всех изгибло 64 человеки.
А я, холоп твой, от тех товарищей своих остался всего 24-мя человеки, и тех товарищей моих зимним путем на лыжах, с нарты, -со стыди [то есть стужи], и з голоду и со всякой нужи, недошед Анандьря реки, дорогою идучи 12 человек безвестно не стало А я, холоп твой, на Анандыр реку доволокся всего 12-ю человека и с теми достальными своими товарищи, не хотя голодною смертью помереть, ходил я, холоп твой, в поход к Канаульским и к Ходынским не к ясачным мужикам...
А я, холоп твой, пошед из Енисейского острогу, служил тебе, великому государю, всякие твои государевы службы и твой государев ясак збирал на великой реке Лене и по иным дальним сторонним рекам в новых местах — на Яне, и на Оемоконе, и на
Индигирке, и на Алазейке, и на Ковыме, и на Анандыре реках — без твоего государева денежного и хлебного жалованья, своими подъемы. И будучи же на тех твоих государевых службах те многие годы всякую нужу и бедность терпел и сосновую и лиственную кору ел и всякую скверну принимал — 21 год. Милосердый государь, царь и великий князь Алексеи Михайлович пожалуй меня, холопа своего, своим государевым денежным и хлебным жалованьем за те за прошлые годы, а за мое службишко и за кровь и за раны и за многое терпенье пожалуй, государь, меня, холопа своего, прибавочным жалованьем, чем тебе, великому государю, бог известит!
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... tnye/1.htm
7) Жалоба дьячка Алекандра Иванова на иконника Григория Басова, 1678 г.
Царю, государю и великому князю Феодору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержцу бьет челом и являет богомолец твой, церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Красной площади, дьячек Александр Иванов, на Кадашевца на иконника на Григорья Ильина сына Басова.
В прошлом, государь, во 186 (1678) году отдавал он Григорей мне богомольцу твоему двух сынов своих да племянника учить словесному, и они у меня богомольца твоего выучились азбуке, и дети его один выучил вечерню, а другой полунощницу. Да ему-ж Григорью переплетал я, богомолец твой, Псалтирь, а по уговору ряжено было от переплету шесть алтын четыре деньги; и он Григорей мне богомольцу твоему за учение и за переплет денег ничего не давывал, а взять мне на нем Григорье двадцать три алтына две деньги. И в нынешнем, государь, в 187 году Июля в 11 день пришел я богомолец твой к нему Григорью к воротам за работу прошать денег, и он Григорей столкал меня на чужой двор и бил с детьми своими смертным боем при многих людях. И я богомолец твой с того времени и по cиe время с него Григорьевых побой оправиться не могу, и впред он Григорей с детьми своими похваляется на меня богомольца твоего смертным боем. Милосердый государь, царь великий и князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня богомольца своего: вели, государь, челобитье мое и явку записать, чтобы мне богомольцу [278] твоему от него Григорья с детьми напрасно убиту не быть и в конец не погибнуть; царь государь, смилуйся!
Дело это Августа 2-го 1678 года передано окольничему Федору Прокофьевичу Соковнину, да дьякам Ивану Яковлеву, да Корнилу Петрову.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text1.htm
Ну и где Вы, хитрая гайка, видите здесь тайный смысл и шифр?