Страница 2 из 3

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пн июл 22, 2013 5:54 pm
Leanid
Феерычнае трызненне :shock:

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пн июл 22, 2013 9:40 pm
каваль
Ма́ртин Бе́льский (Ма́рцин; польск. Marcin Bielski; 1495-1575 гг.) — польский писатель, историк и поэт.

Из книги «Хроники польской», изданной его сыном Йоахимом Бельским в 1597 году...

"...Эрдивил вскоре скончался после победы над Койдан-ханом,оставив после себя двух сыновей : Альгимунта и Мингала. Первый стал князем на Жмуди по смерти Викинта. А Мингала стал князем Новоградским и Полоцким, покорив полочан, которые на тот момент давно князя не имели, а правил там совет из 30 знатных мужей.
Потом и тот Мингала будучи в Новоградке умер , оставив после себя на два княжества своих двух сыновей : Скиримунта и Гинвила, которые отца языческим обычаем похоронили, спалив его тело, а на костях его насыпали большой курган недалеко от Новоградка.
Как старший сын сел Скиримунт в отцовой столице - в Новоградке в Литве. Гинвил же Полоцкое княжество взял, да еще женился на Марии - дочери тверского князя Бориса. Ради нее крестился Гинвил в греческую веру в имени Юрий. Это был первый христианский князь в Литве. Воевал много с псковичами и смолянами за границы своих земель. А по смерти оставил сына Бориса, который похоронил отца по христиански. Во владениях своих правил Борис богоугодно, церкви строил. И сегодня стоит храм святой Софии, который он тогда заложил в Полоцком замке. И монастырь св.Спаса в полумили над Полотой заложил, как и других много монастырей. Также он заложил замок, своим именем назвав, Борисов. По нему еще князь Московский хотел границу свою иметь. А когда умер Борис, то был похоронен в храме св.Софии в Полоцке. Оставил же после себя сына Рыгвальда, который после себя оставил сына Глеба и дочь Поросковью, которая сама обратилась к Богу и семь лет была в монастыре св.Спаса и потом умерла аж в Риме, как руская хроника пишет.
Глеб также рано умер, не долго полочанами правя. А полочане снова вольными стали, так как это был конец тех князей полоцких, но потом они сами вернулись к князьям Новоградским и Литовским..."

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пн июл 22, 2013 10:34 pm
skorynapiterski
Leanid писал(а):"Человече", для пачатку пачытайце вось гэта http://pawet.net/library/history/bel_hi ... c184103320
Трэба чытаць і сур'езныя тэксты сурьезных навукоўцаў па тэме.

Пан Леанид. Меня эта статья запутала.
"Такім чынам, пазіцыя расійскіх даследчыкаў ХІХст. па некаторых пытаннях (1596г. называюць расколам, 1839г. - уз'яднаннем, кажуць не пра царкву, а пра унію) падаецца нам больш блізкай, чым пазіцыя сучасных абаронцаў уніі.

Можна назваць мэтазгодным ужыванне тэрміна «грэка-каталіцкая царква ў Беларусі» для пазначэння ўсходняй (праваслаўнай) хрысціянскай царквы ў Рэчы Паспалітай, а потым у Расійскай імперыі, якая заключыла саюз (унію) з заходняй (каталіцкай) хрысціянскай царквою. Г.зн. тэрмін «грэка-каталіцкая царква» азначае пэўны перыяд існавання праваслаўнай царквы, а не асобную, новаствораную царкву. Ужыванне гэтага тэрміна выклікана цяжкасцю выкарыстання грувасткіх апісальных азначэнняў."


Это представления со стороны РПЦ. Есть еще одна точка зрения. Со стороны сейма Речи посполитой.

"студзень 1791 г. Кардынальныя непарушныя правы

1. Святая каталіцкая Рымская вера абодвух абрадаў Кароны Польскай і Вялікага княства Літоўскага будзе пануючай вечна.
2. Каралём Польскім і вялікім князем Літоўскім можа быць толькі католік; каралевай таксама можа быць толькі каталічка.
3. Пераход з Каталіцкай веры абодвух абрадаў у якую небудзь іншую заўсёды будзе лічыцца крымінальным злачынствам."
Если я правильно понял, униаты стали католиками другого обряда. И полностью уравнялись в правах с "истинными католикам". Но это было в 1791. В 1589 вопрос принимать или не принимать остро встал в Витебском воеводстве и прежде всего в восточной Украине. А благодаря юридическому бесправию русинов Украины в Короне перерос в затянувшееся противостояние. Причем еще с участием РПЦ.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Вт июл 23, 2013 5:52 pm
Leanid
Аўтар, паважаны А. Суша, прваслаўны.
Для мяне, як для грэка-католіка, пытаннеў няма. Ёсць гісторыя маяго народа і яе немагчыма не паважаць.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Вт июл 23, 2013 10:23 pm
skorynapiterski
Leanid писал(а):Аўтар, паважаны А. Суша, прваслаўны.
Для мяне, як для грэка-католіка, пытаннеў няма. Ёсць гісторыя маяго народа і яе немагчыма не паважаць.

" 1596г. называюць расколам, 1839г. - уз'яднаннем" эту цитату я бы дополнил. Что одни называют расколом, другие называют - объединением. Т.е взаимоно противоположным. Понятно со свободой слова и вероисповедания, но это - противоречие. Что меня и смущает. Но так как я не в теме, могу предложить вариант для обывателей. Критерий - социальное, правовое и экономическое положение посполитых. В 1840 году на нашей территории отменен Статут1588 года. И наступает знаменитое российское крепостничесво, когда крестьянин-христианин ВКЛ превращается в товар, почти аналога холопа Польши и Украины. " Хорошее" объединение.
Уважать историю конечно можно. Но для ориентации в ней маловато будет, извините Леонид.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Чт июл 06, 2017 9:36 pm
каваль
Сегодня ночь "купальле" или народный праздник Ивана Купалы.
7 июля - день Иоанна Крестителя.
Связь между днем Ивана Купалы и Иоанна Крестителя прямая. При крещении Иоанн Креститель окунал( купал) человека в воде (реке). Так в народе Иоанн Креститель по простому стал зваться Иван Купала.
Крещение и купание ( окунание в воде) в православии строго связаны.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 5:06 am
Шоломич
каваль писал(а):Сегодня ночь "купальле" или народный праздник Ивана Купалы.
7 июля - день Иоанна Крестителя.
Связь между днем Ивана Купалы и Иоанна Крестителя прямая. При крещении Иоанн Креститель окунал( купал) человека в воде (реке). Так в народе он по простому стал зваться Иван Купала.

В нашем язычестве и христианстве много параллелей... И помимо этого можно привести множество аналогий.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 2:41 pm
ARWI
Купала родствено не купать, а купа-возвышение. от балтийского корня, означающего расти.
это праздник роста- магическое действие, чтоб урожай рос.
если б это было славянское ,,купать,, то его празднование было бы во всем славянском ареале.
а этого нет, это балтийский праздник изначально

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 3:26 pm
Шоломич
если б это было славянское ,,купать,, то его празднование было бы во всем славянском ареале.
а этого нет, это балтийский праздник изначально

Давайте тогда определимся, где, среди славян, его нет.

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 6:32 pm
ARWI
Шоломич писал(а):
если б это было славянское ,,купать,, то его празднование было бы во всем славянском ареале.
а этого нет, это балтийский праздник изначально

Давайте тогда определимся, где, среди славян, его нет.

https://tonkosti.ru/Праздник_Ивана_Купалы_в_Финляндии :)

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 6:53 pm
WilWit
ARWI писал(а):
Шоломич писал(а):
если б это было славянское ,,купать,, то его празднование было бы во всем славянском ареале.
а этого нет, это балтийский праздник изначально

Давайте тогда определимся, где, среди славян, его нет.

https://tonkosti.ru/Праздник_Ивана_Купалы_в_Финляндии :)


"В каждой стране этот праздник имеет свое название: в Латвии — Лиго, в Германии— Миттзоммерфест, в Финляндии — Юханнус. У славян приняты названия Иванов день и Иван Купала...."
Но, православные не могли, ведь, день солнцестояния изменить - так:)))??? Хотя и изменили:)))
"Праздник летнего солнцестояния имел огромное значение для язычников. Считалось, что от обрядов, проведенных человеком в этот день, зависят многие аспекты его жизни (здоровье, удача, семейное положение и так далее) на протяжении следующего года. Поэтому практически все жители населенных пунктов, в которых было принято отмечать этот день, принимали активное участие в его праздновании."
Зачем папараць-кветка:))))??? Креститься-омываться:)))??? Или расти:)))??? Плодиться:)))????

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 7:00 pm
WilWit
Почитали наши предки солнце до не могу:))) а что, вдруг, случилось, что я в Беларуси Купалле два раза праздновал в детстве-юности:)))??? И 7 июля - не день солнцестояния, уж простите:))) все врут календари:)))???

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 7:54 pm
ARWI
WilWit писал(а):Почитали наши предки солнце до не могу:))) а что, вдруг, случилось, что я в Беларуси Купалле два раза праздновал в детстве-юности:)))??? И 7 июля - не день солнцестояния, уж простите:))) все врут календари:)))???

7.07-14=23.06 ????? григорианский-юлианский....
купа-возвышение, вершина года???

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Пт июл 07, 2017 8:56 pm
Шоломич
WilWit писал(а): [так:)))??? Хотя и изменили:)))
"Праздник летнего солнцестояния имел огромное значение для язычников. Считалось, что от обрядов, проведенных человеком в этот день, зависят многие аспекты его жизни (здоровье, удача, семейное положение и так далее) на протяжении следующего года. Поэтому практически все жители населенных пунктов, в которых было принято отмечать этот день, принимали активное участие в его праздновании."
Зачем папараць-кветка:))))??? Креститься-омываться:)))??? Или расти:)))??? Плодиться:)))????

В юном возрасте сам участвовал в это языческом обряде - ставили в центре круга срезанное дерево и наряжали его цветами, овощами, фруктами, потом после сложного обряда и песнопений срывали нарядные ветви, кому не досталось тот должен был догнать обладателя оной и тот должен был поделиться!!!.., а после этого это вiлечко должно было положено на огороде для хорошего урожая....

Re: История православия в Литве-Беларуси.

СообщениеДобавлено: Сб июл 08, 2017 1:46 am
WilWit
ARWI писал(а):7.07-14=23.06 ????? григорианский-юлианский....

Это, да:) но солнце об этом забыли предупредить:)))))