Страница 2 из 2

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Сб апр 13, 2013 7:39 pm
Кот
Ну ареал шумящих подвесок гораздо шире, чем вам кажется. Вы не забывайте, что взаимодействие балтов и финнов восходит к еще "дославянам".

В северной части этого междуречья, исторически (в XI, частично XII в. и позднее) принадлежавшем Смоленской земле 1, т. е. Верхнему Подесенью, и проходит кривичско-вятичская граница (22; 73, с. 26). Южную же его часть, входившую в состав Черниговского, а затем Брянского княжеств, можно (условно, конечно) отнести уже к Среднему Подесенью (ниже устья Белизны на правом, Ветьмя - на левом берегу Десны). Здесь на узком участке в 10 км, на котором к Десне выходит узкий отрог клетнянской части Белорусско-Смоленского Полесья, пролегает среднедеснинский участок кривичско-радимичского пограничья. Самой южной курганной группой кривичей, не оторванной от основного массива их расселения, в Среднем Подесенье является Гришина Слобода на левом, южном берегу Ветьмя, в 8 км от впадения ее в Десну близ Жуковки. Группа исследовалась в 1994 г., были раскопаны 3 кургана в юго-восточной части группы 1 и собраны данные об уничтожениях при строительно-дорожных работах насыпях в северо-западной ее части.

Погребение в кургане № 27 было почти полностью уничтожено при строительстве дорог, под насыпью № 26 находилось захоронение с общерусским в основе инвентарем 2, зато захоронение в кургане № 25 оказалось типично кривичским Размеры полусферической, с уплощенной вершиной (последствия перекопной ямы) насыпи - 7, 3 x 0, 75 м. Ровики, хотя визуально и не прослеживались, были обнаружены при раскопках и состояли из пяти отдельных ям разных форм и конфигурации. Захоронение с северо-западной ориентировкой и кистями рук на костях таза совершено на зольно-угольной подсыпке толщиной 12-22 см. Типично кривичские височные кольца встречены по 2 и по 3 справа и слева от черепа, вместе с перстнеобразными простым и "кудрявым" височными кольцами На шее - свыше 150 золото- и серебростеклянных бус разных форм и размеров (рис. 1, 1-2, 23-26, 28), две хрустальные (рис. 1, 1-2, 12) и малая цилиндрическая из синего стекла (рис. 1, 27), бронзовый крестопрорезной бубенчик.

У правой ключицы находилась железная восьмеркообразная пряжка, нож в деревянных ножнах, шерстяная ткань у правого плеча - шумящая привеска [7, рис. 16]. Она состоит из бронзового колечка, к которому на четырех цепочках из 5-23 колечек привешен бронзовый крестопрорезной бубенчик с шариком, ложечка, костяная плоская двусторонняя коньковая привеска и волчий клык На предплечье правой руки был надет медный пластинчатый узкоконечный браслет с пуансонным точечным и стреловидным орнаментом (рис. 1, 20). На левой кисти сохранились "усатый" с орнаментом "волчий зуб" и решетчатые пластинчатые перстни. Первый тип перстней не имеет этнической окраски внутри восточнославянского мира, хотя и встречается чаще в кривичских и северянских древностях, второй - является достаточно четким индикатором вятичей [2, с. 73; 47, с. 11]. У правой ноги - бордовое шиферное боченковидное пряслице.


Это северо-восток Брянщины.

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Сб апр 13, 2013 7:43 pm
Кот
А это вам добавок про "выдохшуюся" колонизацию в 11 веке :roll:

Таким образом, с учетом работ 20-х годов XX в. в верховьях Ветьмя [54], все ее течение оказывается кривичским, а южная точка их проникновения смещается на 18 км от ранее известной (Чичеринка на левом берегу Десны, где кривичские захоронения датируются XI в. [44, с. 97]. Учитывая, что ни круглых, ни тем более длинных курганов с трупосожжениями в данном регионе не известно, можно сделать вывод о появлении кривичских, а, значит, и вообще славянских древностей на севере Среднего Подесенья в XI в., скорее всего, в его середине. Легкий "налет" вятичских древностей здесь, как, впрочем и на ближайших радимичских некрополях в этом же регионе, вполне объясним близким (на Болве) соседством этого племени. Исследования на одном из них (Борча) только начаты, но второй (Пеклино) исследовался весьма давно и основательно [16; 64; 68], что позволяет сделать окончательный вывод о характере соседства кривичей и радимичей: их крайние курганные группы (Гришина Слобода и Пеклино) разделяют по прямой, включая болотистые поймы Десны и Ветьмя, всего 14 км. Впрочем, на середине этого расстояния, в устье Ветьмы и напротив него, имеются еще не исследованные курганные группы [3, № 208, 226].

В значительном отрыве от основной этнокультурной территории кривичей XI в. располагается их захоронение у с. Мереновка [50, с. 195] на южной окраине Стародубского ополья, самого северного микрорегиона "Русской земли". В захоронении имеется два или три серебряных браслетообразных височных кольца с завязанными концами, два бронзовых перстнеобразных, несколько десятков стеклянных и бронзовых бус, в т. ч. бисер, пронизки, рубчатые и биконические, золотостеклянные бусы. Широкосрединный с завязанными концами перстень с орнаментом "волчий зуб" [61] датируется исключительно XI в., или чуть более ранним периодом [54, с. 129-130]. Учитывая состав бус ожерелья, весь комплекс инвентаря можно датировать первой половиной XI в., т. е. периодом интенсивного "государственного" заселения северных окраин "Русской земли" и пограничных с радимичами и северянами территорией. Описание обряда дается у автора раскопок 1874 г. - Д. Я. Самоквасова - суммарно для всех курганов группы: захоронения в неглубоких могильных ямах с западной или северо-западной ориентировкой [50, с. 195]. Это захоронение можно связывать, скорее, с этим процессом, чем с "естественной" кривичской колонизацией, как погребения на Ветьме. Характерно, однако, что кривичских древностей ранее XI в. нет ни в Среднем, ни в прилегающих к нему районах Верхнего Подесенья. С другой стороны, волынцево-роменские памятники Среднего Подесенья концентрируются лишь в его южной части, в Трубчевском ополье и Погарском предополье, и лишь "на излете" достигают его центра - Брянского ополья (Палужье). Отдельные фрагменты роменской керамики в не роменских в целом слоях поселений на территории Брянска и во Вщиже в счет идти не могут. В любом случае, между роменскими и кривичскими древностями Среднего Подесенья имеется значительная хронологическая и территориальные лакуны. В более широких масштабах стык их, конечно, имеется, но это происходило "на излете" обоих пластов древностей, продвигавшихся в Среднее Подесенье в русское время и с разных направлений. В этой связи из теории В. В. Енукова, гласящей, что славянский пласт в смоленских длинных курганах кривичей пришел с юга из Гомельско-Могилевского Поднепровья [14, с. 169, 173], куда включается и Среднее Подесенье, этот последний регион можно смело исключить. Движение славян в Смоленское Поднепровье

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Сб апр 13, 2013 7:46 pm
psv-777
К стати Седов не говоря прямо,подтверждает одну вещь-славяне с балтами в основном смешивались мирно:
Изображение
Но самое главное ,это полное совпадение территории:там где славяне смешивались с балтами(Север -Стародуб,Сураж,Мглинск ит.д.)удивительное дело-Беларуский язык.
Южнее-там где славяне смешивались со степными народами(Боршевская культура)-великорусский, либо украинский :roll:
А вывод простой-в основной массе,смешивание балтов и славян,давало в будущем беларуский язык.
Это все грубо.Но подтверждений моим выводам(по научным источникам археологии и лингвистики)-более чем достаточно.

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Сб апр 13, 2013 8:03 pm
Кот
А вывод простой-в основной массе,смешивание балтов и славян,давало в будущем беларуский язык.


Это тоже пишет Седов? :lol:

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Сб апр 13, 2013 8:11 pm
psv-777
Не,ему это не в тему.Но там где нужно он кой чего недоговаривает.Пишет например,что для Северянок были характерны привески в виде колец спиральных.Но при этом на рисунке Роменской культуры показывает семилопастные радимичские ,а на выходе-Северянской культуры(что одно и тоже)-у него уже спиральные кольца.
Вот и пойми его.

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Ср апр 17, 2013 4:29 am
kingjames
Север Черниговщины(Северяне).
Это только Кот сейчас может начать нести примитивную чепуху,что селян этих районов ополячили злые враги.Но понятно уже ,что это абсолютная пропаганда.
Buy RS Gold
Cheap RS Gold

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Пт янв 18, 2019 3:29 pm
psv-777
Ну что же-вот ЛАГ опять высказался якобы мы Русские.Даже больше чем Маскали.Посмотрим как(всего сто лет назад)об этом говорили литвины(беларусы теперь)Черниговщины:
Изображение
Ну па першае-нашаы ДЗЯДЫ нiякiмi там Русскiмi сябе не лiчылi :roll: Па другое-усех з цэнтальный Рассii яны звалi проста-Маскаль :mrgreen:

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Вс янв 20, 2019 7:28 am
Пресняков А.
кстати о северянах.
Меня долго напрягало это название. Не мог понять, откуда в центре Европы такое название. Поначалу было две версии:
1. северяне - мигранты откуда то с севера
2. по каким-то причинам имели черты северных народов.
Но затем я подумал, а что если это название вовсе не современное, а пришло к нам из далекого прошлого?
Анализ дал весьма интересные результаты.
Итак, 13 тыс. лет назад на территории Беларуси лежал ледник. Его граница - т.н. Белорусская гряда - невысокий горный хребет, протянувшийся с юго-запада на северо-восток. Эту гряду собственно ледник и сформировал, продвигаясь с северо-запада на юго-восток. Как вы понимаете, под ледником (4 км. в высоту) жизни быть не могло. Но и возле ледника никаких поселений также быть не могло, по той причине, что от ледника постоянно веяло холодом, как из открытого морозильника. Думаю, что на расстоянии 50 километров от ледника жизнь была весьма не комфортна. Сюда заходили охотники, но постоянных поселений быть не могло.
И что же остается для жизни? Только Гомельская область. Именно здесь проживало (на мой субъективный взгляд) первое балтское племя на территории Беларуси - радзима (родина), которое в последствии станет радзимичами.
Опять же на мой субъективный взгляд, это название на беларускай мове можно трактовать как двусоставное (традиция северных народов Европы). Я его расшифровал как радам зима.
Кстати, на мой субъективный взгляд и другие балтские названия также двусоставные - латы-голь, дай-нова, кры-ва (кривая вода - излучина реки), дрыг-ва (дрыгающая вода - болото).
Так вот, название северяне, на мой взгляд, пришло тоже оттуда, из ледникового периода. Так как ледниковая граница пролегала с юго-запада на северо-восток, то наши восточные соседи могли жить в более северных широтах. Отсюда и название - северяне...

Re: Сверяне как часть этноса Беларусов

СообщениеДобавлено: Пт янв 25, 2019 1:41 pm
psv-777
Срочно в Академию Наук-за медалью :mrgreen: :!: :P