Михаил Голденков писал в статье о радимичах:
«Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет балтское происхождение. Так наиболее близкими к этому термину являются летувисские термины radimas – нахождение и radimviete – местонахождение. То есть это и не летувисские слова вовсе, а заимствованные жемайтами у западных балтов литвинов названия. Г. А. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована лишь к X веку. А скорее всего намного позже: только лишь к XVI веку.
Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, – Радим, а другий Вятко, и пришедъша седоста Радимъ на Съжю (на Соже - прим. М.Г.), и прозвашася радимичи…» То есть на беларускую реку Сож пришел из ляхов некий Радим.
Расселение радимичей в Беларуси охватывало на юге современные территории Гомеля и Добруша, доходя до северной Черниговщины; на западе оно доходило до Рогачева, на севере – до Мстиславля и выше, а на востоке – до смоленского Рославля. С севера радимичи граничили с кривичами, а на юге с северцами. К востоку от радимичей жила голядь, а на западе – дреговичи. Все народы – балтские.
Все эти племена, относящиеся к единому языковому анклаву, и поклоняющиеся порой единым богам, тем не менее, характеризовались и своими собственными местными верованиями: кривичи поклонялись криви – змее, ятвяги более всего почитали священные дубы, хотя и те, и другие чтили бога Дива и Перкуна (Перкунаса или Перуна), а радимичи имели главного бога Рода, т.е. Родителя. Это, практически тот же самый бог, которого литвины и ятвяги называли Див, а иные Сварог, иные - Дажьбог или еще как-то.
После 1240 года все эти племена объединились под гербом ВКЛ и прозвались литвинами по названию главного племени. Но свои культурно-территориальные особенности сохраняли очень долго. Так, культивирование ятвягами священных дубов-дивайтисов дошло и до нашего времени: на окраине Минска есть свой священный дуб-хозяин, где минчане повязывают на ветки белые узелки. Поклонение змее кривичами сохранялось в некоторых местах северной Литвы (Беларуси) до середины XVI века, а Радуница радимичей распространилась по всему ВКЛ, её подхватили и соседи, и она также дожила до наших дней.
Из летописей ясно, что радимичи в отличие от литвинов, не имели сильного политического государства и управлялись племенными вождями, но имели свое сильное войско и до последних десятилетий X века сохраняли самостоятельность. Радзивилловская летопись (Лист 11 оборотный) впервые упоминает радимичей под 885 годом: «В 885 году киевский князь Олег устанавливает свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам: И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать». В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Византию. К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей: Кричеве (Кречют, 1136 г.), Славгороде или Пропойске (Прапошаск, 1136 г.), Гомеле (Гомий, 1142 г.), Рогачёве (1142 г.), Чечерске (1159 г.)».
Далее Голденков выводит, что праздник Радуница образован от Радимичи.
***
Во всей этой истории меня смущает такое обстоятельство. У каждого племени было название своей области: жмуды – Жмудь, мазуры – Мазова, литвины – Литва, дайновичи – Дайнова, кривичи – Крива, дреговичи – Дрегова, голядь - Голиндва (все на –ва, что общее для западных балтов - кроме жмудов, восточных балтов). А у радимичей что? Радива?
Теперь по поводу:
«Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, – Радим, а другий Вятко, и пришедъша седоста Радимъ на Съжю (на Соже - прим. М.Г.), и прозвашася радимичи…» То есть на беларускую реку Сож пришел из ляхов некий Радим».
Полагаю, что это домыслы каких-то попов-летописцев. Никогда племя не называлось от имени какого-то. Нету племени Рюриковичи или Мидовговичи, Рогволодовичи или Гедиминовичи.
Никакой миграции ляхов (то есть сарматов) на земли радимичей и вятичей история не знает.
В книге «Предыстория беларусов…» (с. 205-206) отмечено:«Киевский летописец Нестор не знал, как быть с радимичами – к каким «языкам» их отнести. В начале летописи Нестор перечислял все славяноязычные, финно-угорские и восточнобалтские сообщества, но избегал языковой характеристики западных балтов (пруссов, ятвягов, голяди). Также летописец не присоединил ни к одном группе языков и радимичей».
Добавлю – и кривичей.
Согласно современным научным данным, радимичи не имеют к ляхам никакого отношения. Речь идёт о миграции западных балтов – мазуров, ятвягов и голяди. Московский лингвист Георгий Хабургаев, основываясь на гидронимии Посожья, относил дославянский язык населения этого региона к ятвяжским (западнобалтским) диалектам. Антропологическое изучение захоронений свидетельствует, что ятвяги, радимичи, вятичи и подмосковная голядь имеют сходный физический тип, происхождение которого связывается с западными балтами.
Ещё одна часть мигрантов двинулась через Поднепровье и Подвинье на север и достигла восточной Латвии, образовав латгальский этнос. Предки радимичей этнически и культурно наиболее близки среди сохранившихся этносов к латгалам, от племенного названия которых уже позже немцы образовали название страны – Латвия.
Но я обращаю внимание, что латгалы и латыши – вещи разные. Латгалы были западными балтами, а латыши – балты восточные (по языку), да к тому же антропологически наполовину смешаны с финнами.
В книге (в очерке Олега Дерновича) источником переселения названы западнобалтские обитатели берегов Вислы. А причиной – что в середине первого тысячелетия произошло ухудшение климата: «Вследствие увеличения влажности и похолодания повысился уровень вод, многие территории стали непригодными для земледелия».
А вот на мой взгляд эта миграция увязана с Морем Городота. Оно (ледниковое) постепенно мелело и открывало новые плодородные земли – и не надо было вырубать лес. Кроме того, эти земли были богаты калийными и иными удобрениями, на них росли просто фантастические урожаи. (Предположу, что от этого слово «радимичи».) Слухи об этом быстро распространились среди западных балтов, и этот регион стал для них, как США для мигрантов в новое время. Сюда потянулись ятвяги, мазуры, голядь (да и все остальные, включая кривичей). Земли новые, никем не заселённые – бывшее дно Моря Геродота.
Но скоро тут всё заселили – и тогда пустились уж дальше на восток и север (минуя заселенные земли кривичей), создавая вятичей и латгалов. Почему? Да потому что там тоже мелели местные ледниковые водоёмы, обнажая плодородное дно. Вот к ним мигранты и шли.
Вот такая моя гипотеза. Её подтверждает тот факт, что земля радимичей действительно давала фантастические урожаи, это был самый богатый край Восточной Европы. Тут при огромном избытке урожая велась активная торговля с арабами, в том числе знаменитые семилучевые височные кольца радимичей принадлежат к арабской ювелирной индустрии. Удивляет археологов и то, что радимичи жили в наземных хатах – когда все другие славяне в тот период жили в полуземлянках. Я же вижу это естественным – так как общество имело огромные урожаи и было богатым.
В книге: по этому поводу Валентин Седов писал, что этот обычай мог быть выработан уже в Посожье, не без влияния местных балтов. Правда, рассуждает далее российский археолог, в таком случае среди наиболее ранних посожских поселений радимичей должны были встречаться и полуземлянки. Но полуземляночных поселений в бассейне Сожа не было выявлено НИ ОДНОГО.
Показателен и такой факт: в радимичских курганах XI-XII вв. балтские элементы находят чаще, чем в других областях Верхнего Поднепровья и Подвинья. Если у смоленско-полоцких кривичей балтские элементы многочисленны в VIII-X вв., а позже их количество уменьшается, то в радимичском Посожье предметы балтского типа остаются обычными в курганах XI-XII вв.
Это, полагаю, указывает, что регион был весьма богат, цивилизован и потому автономен, а также, видимо, туда продолжался поток переселенцев западных балтов.
Последний раз летописи упоминают радимичей под 1169 годом как данников варягам Руси. Кончили же сии мигранты плохо. Через два века немецкие (прусские) хроники напишут, что обширное племя Голиндва фактически уничтожило само себя из-за каких-то своих языческих обрядов, одновременно на всей своей огромной территории – от Пруссии до нынешнего Подмосковья. Это племя выродилось за буквально пару поколений, само по себе исчезло. Тогда же в полный упадок пришли другие отпочкования миграции – радимичи и латгалы. Судя по тому, что у них всех были общие украшения и общий пантеон богов, их катастрофа была вызвана верованиями, в основе которых лежала Радуница – кормление мёртвых.
Тут огромная загадка и тема для статей. Что такое Радуница радимичей, голяди, латгалов? Это сидеть всей семьёй вокруг могилы усопшего, есть прямо на ней и кормить похороненного – растирать о могилу продукты, чтобы они смешались с землёй погребения в полную кашу, смешанный с землёй порошок. Обычай, видимо, возник на основе народной методики борьбы с вампиризмом и от страха перед «возвращающимися похороненными». А реально оказался катастрофой, полагаю, из-за какой-то пандемии. Люди на Радуницу по традиции собирались у могил и кормили мертвецов, которые умерли от какой-то заразы типа холеры или иного. Так Радуница погубила племя Голядь, и едва не вымерли совсем радимичи и латгалы.
Немецкий автор хроники писал с удивлением: немцы много десятилетий безуспешно воевали против голиндвов, а те сами себя истребили своими языческим обрядами.
Кстати, некоторые дебилы выводят название голядь от «голые» и «бедные». Ну да. А китайцы – от слова «кит», едят китов. Непальцы не имеют пальцы, кубинцы всё складывают кубами, а Марокко от слова «морока».
Настоящее западнобалтское самоназвание племени – Х[г]олядзь или Х[г]олиндзьва. Что это означало в вымершем западнобалтском языке и конкретно в их его диалекте – неизвестно. Но ясно, что голыми и бедными ни один народ себя называть не станет. Как и радимичи от имени какого-то «Радима» или иного деятеля.
Но чисто теоретически можно, не исключаю, предположить, что вот некий Радим привёл в регион большую партию переселенцев, их местные стали звать от его имени, а потом это на всех перешло. Могу даже пошутить, что от Радима – радимичи, а от моего имени Вадим – вадимичи. Более того – вернусь, с чего начал – как раз отсутствие названий общностей с «-ва» радимичей и вятичей может говорить о том, что эти названия даны действительно от имён, а не обычные для племён этнические. В источниках нет «Радива» и «Вятва». Так что не исключаю эту возможность, но она всё-таки маловероятна.