Хочу поднять тему про учебники истории.
Как подзаголовок предлагаю - " ВОСПИТАНИЕ КОЛХОЗНО-РАБСКОГО СОЗНАНИЯ у подростающего поколения."
Речь об учебнике для 4-го класса "Моя Радзiма Беларусь" и атласу карт к нему. В 4-м классе ученик не способен заниматься серьёзной систематической историей и учебник выделяет некоторые исторические вехи, благодаря которым, формируется образ Беларуси для 10-летнего человека, впервые берущего в руки книгу по истории.
Какие же это вехи и какой по ним складывается образ?
1 РОГНЕДА-КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ-РУССКАЯ ПРАВДА.
2 ЛИТОВСКИЙ КНЯЗЬ ВИТОВТ (спасибо - не Витаутас)
3 НАРОДНЫЯ ПЕСНЯРЫ БАГУШЕВИЧ-КУПАЛА-КОЛАС.
4 1917-НОВАЕ СВЕТЛАЕ ЖЫЦЦЁ-ВИТЕБСКАЯ ЧУЛОЧНО- ТРИКОТАЖНАЯ ФАБРИКА.
5 то к чему книга изначально подводилась - КОМБАЙН-ГОМСЕЛЬМАШ-ТРАКТОР-БЕЛАЗ-БИБЛИОТЕКА-ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ-РЕЗИДЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА-ПОРТРЕТ ПРЕЗИДЕНТА.
Между ними вскользь упомянуты Всеслав, Скорина и Симеон полоцкий.
Такой вот получается образ.
Я ничего не имею против Гомсельмаша, трактора и Белаза, но уже много-много лет образ Беларуси, пропагандируемый и в школе и в печатной продукции и по ТВ и для других стран это КОМБАЙН В ПОЛЕ, ТРАКТОР "БЕЛАРУСЬ"И БЕЛАЗ, а с недавних пор добавилась ещё БИБЛИОТЕКА.
Именно на этих образах сроилось и строится представление о Беларуси, а для 10-летнего человека визуальный образ несравненно важнее многих страниц умных рассуждений.
Так повелось с Советского времени, ничего не изменилось и теперь.
Глядя на книги про какую-нибудь Англию или Германию 10-летний читатель видит ЗАМКИ-КОРОЛЯ АРТУРА-ГЕРБЫ-РЫЦАРЕЙ-АРБАЛЕТЫ и понимает - ЭТО НЕ МОЁ, потому-что МОЁ это КОМБАЙН-ТРАКТОР-БЕЛАЗ-БИБЛИОТЕКА.
И это очень печально, поскольку в 10 лет человеку НЕ ИНТЕРЕСНЫ КОМБАЙНЫ И МЯСО-МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Ему нужна романтика - битвы , рыцари, арбалеты и король Артур.
А у нас, судя по учебнику, ничего такого не было. Нас в очередной раз тыкают носом в трактор, битву за урожай и Гомсельмаш - ВОТ ЭТО ТВОЁ!
Историю можно вкратце пересказать так:
Мы живём в большем КОЛХОЗЕ, вначале председателем нашего КОЛХОЗА был Ярослав Мудрый, потом председателем нашего колхоза стал литовский князь Витовт, унас были колхозные песняры Купала, Колас и Багушевич, но свободно и счастливо наш КОЛХОЗ зажил только после 1917-го года - построил электростанцию и чулочную фабрику, полного же расцвета наш КОЛХОЗ достиг при теперешнем нашем ПРЕДСЕДАТЕЛЕ - у нас появились библиотека, ледовый дворец и дворец Республики.
В результате мы имеем то, что имеем - учеников просто воротит от школьной истории , создающей образ неполноценного , "колхозного государства" - точно как в советское время. "Литовских феодалов" убрали - и на том спасибо.
Какой тут может быть патриотизм, когда за своё прошлое становится стыдно?
Да весь учебник для 10-леток можно было построить на ГРЮНВАЛЬДЕ, ЗАМКАХ, КОСТЮМАХ И ДОСПЕХАХ и ПОРТРЕТАХ ИЗ ГАЛЕРЕИ РАДЗИВИЛЛОВ, с акцентом: ВОТ ЭТО НАШЕ, ВОТ ЭТО БЕЛАРУСЬ!
От такого учебника их было бы за уши не оттянуть (особенно если иллюстрации качественные отобрать, в рассматриваемом учебнике они просто отвратительные!).
И после такой истории у них оставалось бы чувство гордости за свою Родину, а не чувство ущербности.
А с мясо-молочной промышленностью они и в старших классах разберутся, если захотят.
Свой аграрно-колхозный иммидж Беларусь приобрела только в 19-м - 20-м веках, до этого была страна с развитой европейской ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, (ничего подобного в соседней России не было), с большим процентом аристократии и интеллигенции среди населения(художественные ремёсла, музыка, театр, образование и книгопечатание в Россию ("старшему брату") приходили из Беларуси.
ОБ ЭТОМ - НИ СЛОВА!
Ни слова о том, что по части культуры, искусства и архитектуры в Беларуси было многое , чего не было не только в России но и в Восточной Европе.
Это можно назвать только однозначно - СОЗНАТЕЛЬНАЯ ПОДТАСОВКА.
Комбайн-трактор-белаз - ВОТ ЭТО ВАШЕ! а до 17-го года вообще были только киевский князь и литовские феодалы.
И с 10-ти лет начинается это зомбирование. Хорошо если молодой человек сам потом до нужных книг доберётся. И то - исправить покалеченное сознание до конца уже практически невозможно. А многие ведь и не доберутся - так и пойдут по жизни с багажом колхозно-рабского сознания...