Vadim Deruzhinsky » Ср авг 01, 2012 11:27 pm
Выскажу следующие тезисы не в рамках какой-то статьи, а как написанное мною вступление к новой книге «Быть Беларусом». Если кто-то не согласен с чем-то, то с благодарностью приму замечания.
Итак, панове:
Короткое вступление
Что значит быть беларусом? Чем беларус вообще отличается от других соседей?
Вряд ли прохожие на улицах Беларуси с ходу смогут ответить на этот простой, как кажется, вопрос. Тем более что им внушали в СССР и продолжают внушать сегодня, что беларус ничем не отличается от русского. Например, один высокий чиновник постоянно заявляет, что «беларус – это русский, но со знаком качества».
Такое определение кажется весьма странным. В чем же этот «знак качества»? И означает ли это, что «русские – это беларусы без знака качества», то есть какие-то ущербные?
Совершенно ясно, что нельзя давать определение нации через название другой соседней нации, лишь приставляя к ней некие эпитеты. Ведь как в таком случае дать определение, например, полякам: это тоже русские, но с еще большим знаком качества? А кто такие украинцы? Это русские со знаком качества или без него? Или: украинцы – это поляки со знаком качества или без? И, наконец, почему бы не рассматривать вообще все соседние нам народы в призме того, что все они – беларусы, но имеют знак качества или нет?
В этой книге я попытался доказать два главных тезиса:
а) беларусы – не русские (как равно не поляки, не украинцы, не летувисы);
б) беларусы – самостоятельная уникальная нация со своим неповторимым лицом.
Эти вопросы сегодня крайне актуальны для Беларуси, которая очевидно переживает глубокий кризис своего национального самосознания. В стране чудовищные проблемы с беларуским языком, народ отвернулся от исторической символики предков, культивируется отрицание своей независимой истории ВКЛ, и вообще подвергается сомнению само право беларусов на независимое от России государство. И все это на фоне системных проблем со становлением Гражданского Общества – что напрямую связано с национальной самоидентификацией. В итоге застой развития государства, кризисы и дефолты, самый низкий жизненный уровень среди соседей и тенденции перманентного спада, неопределенность не только будущего экономики и будущего людей, но под вопросом вообще дальнейшее существование страны.
Вопрос «Что значит быть беларусом?» имеет совершенно разные ответы у разных слоев общества Беларуси. Перечислю основные позиции.
1) У национальной интеллигенции и небольшой части рабочего класса ответ на вопрос сводится к двум главным позициям: говорить на мове и ментально быть ЛИТВИНОМ – то есть хранить традиции предков-литвинов ВКЛ. Это национально мыслящее меньшинство преследовалось при царизме и СССР, а сегодня порицается за свой литвинизм, обзывается «свядомыми» и «оранжистами», то есть, как в СССР, имеет навешанный ярлык «врагов народа».
Парадокс в том, что в любой нормальной стране патриотов не только не называют «врагами народа», но они наоборот являются фундаментом государственности и стражами интересов национальной безопасности. К сожалению, у нас ситуация иная, так как остальные слои общества в той или иной мере объединены против патриотов.
2) У весомой части людей старшего возраста (и особенно у военных) «быть беларусом» означает быть частью великой семьи народов СССР, а желанным является воссоздание Советского Союза. Беларуская «фактура» в представлениях почитателей союзных отношений сводится к тому, чем была в БССР: то есть только к фольклору – народным танцам и стихам о природе. Все остальное выходит за рамки «быть беларусом» и является уже частью понятия «быть врагом советского народа», «сепаратистами».
3) Весьма сильны в Беларуси позиции у представителей идеологии западнорусизма – это сторонники инкорпорации Беларуси в Россию на правах 6 губерний, они опираются на РПЦ и ее филиал у нас БПЦ, поддерживаются и часто финансируются великодержавными политическими силами Москвы. Согласно их концепции, Беларусь как суверенное государство – это временное явление, придуманное врагами Великой России. В их представлениях «быть настоящим беларусом – значит быть русским и служить Российской империи». И если кто-то из беларусов вдруг попытается показать свои отличия от великороссов (например, говорить на своей мове, которая есть «тот же самый русский язык, но испорченный полонизмами»), то это или поляк, или жидомасон, или агент Госдепа США. В общем, враг России и союзного государства.
4) При этом порядка 80% населения страны составляет аморфная масса жителей, которая, как десятилетия и века назад, себя именует не иначе как «тутэйшими». Им равно далеки и концепты великодержавия России (как им равно были в Западной Беларуси при поляках Второй Речи Посполитой далеки концепты Великой Польши), и наплевать на СССР, и не интересна история ВКЛ и литвинизм. Это в основном крестьянское до 1970-х население с хуторским менталитетом, которое, переехав в города республики и став главной частью урбанизированной БССР, превратилось в маргиналов.
По ряду объективных причин (от исторических до даже такой, как катастрофическая всю нашу историю нехватка потребления йода в Беларуси) – большинство нашего населения проявляет апатию в отношении социальной и политической активности. Чем мы, кстати, уже принципиально отличаемся от всех соседей. Всякое явление имеет свои грани (бонусы и недостатки), поэтому одни исследователи находят предмет гордости в особой дисциплинированности беларусов и гордятся их толерантностью. А другие напоминают, что эта дисциплинированность отражает социальную и этническую апатию, а толерантность – лишь реализация образа жизни «я не трогаю вас, за это вы не трогайте меня».
Является ли это «знаком качества», как заявляют чиновники Беларуси? Они говорят так, потому что дисциплинированными и толерантными беларусами проще управлять, чем русскими или тем более южанами кавказцами или итальянцами. Однако язык не поворачивается называть «знаком качества» менталитет основной массы населения, который видит своей главной целью: «оставьте меня в покое». Это, безусловно, именно хуторской менталитет, в котором дисциплинированность человека определена не его какими-то особыми установками, а только желанием тихо, зубы зажав, «отработать барину» (будь то сегодня военная, государственная служба или работа на предприятии) – и скорее вернуться в любимую среду своего ХУТОРА, чем является для него ныне своя изолированная квартира.
В этой ментальности средой обитания «хуторянина» не является государство и предприятие, беларус себя с ними не позиционирует, они ему не интересны, а интересен только свой «хутор», где и есть суть его жизни.
Этот хуторской менталитет беларуса никогда не был озабочен ни своей национальной самоидентификацией, ни судьбой государства, он никогда со времен средневековья не противился заключению всякого рода уний и союзов с кем угодно. Не являлся важным даже язык, на котором хуторянин говорил: со своего литвинского (западнобалтского кривичей и ятвягов) беларусы перешли на волынский диалект – родив новую беларускую мову, а сейчас и от нее отказались, всюду перейдя уже на русский язык. Как равно не важна была и вера: то были русинской православной веры Киева, то потом при Реформации дружно приняли протестантизм. Потом перешли в католицизм и униатство, с 1839 стали переходить в насаждаемую царизмом веру РПЦ Москвы, а сегодня опять массово возвращаются в протестантскую веру, которая, как считают эксперты, в ближайшее время станет снова главной религией Беларуси. Почему? Да потому что протестантизм – это религия, которая наиболее близка хуторскому духу беларуса.
Хуторской менталитет беларуса – вещь крайне устойчивая и прочная, он выдержал все неимоверные попытки царизма и СССР ассимилировать беларусов в русский этнос. И этот опыт показывает, что дальнейшие попытки идеологии западнорусизма точно так обречены на полный провал. Даже новое включение Беларуси в состав России ничего не изменит: все это уже было. Мы 122 года находились в составе Российской империи, нам навязали московскую религию и запретили указами царя беларускую мову, нас переименовали в 1840 году из Литвы в Беларусь, а в 1864 году губернатор-вешатель Муравьев запретил и само слово «Беларусь», введя вместо него наше новое название «Северо-Западный край» - и что с этого? Да ничего!
Населению хуторян все эти изменения были «до лампочки»: они в 1940-х годах себя в Минской и Виленской областях продолжали именовать не иначе как «тутэйшими» и «литвинами», а понятие «беларус» даже во время Второй мировой войны до них так и не дошло как самоназвание. Во время Перестройки Горбачева снова в нашей прессе повсеместно стало звучать наше самоназвание: «тутэйшие», то есть местные – хуторяне без этнического имени.
Основная масса беларусов сегодня – это и есть тутэйшие с хуторским сознанием. Из-за крайне тусклого проявления чего-либо национального они кажутся «лакомой добычей» для идеологов великодержавия России, что лишь досадное заблуждение, так как хуторская Беларусь и общинная Россия – совершенно разные субъекты истории и цивилизации. Миссия царского западнорусизма в борьбе с нашим униатством напоминает миссию иезуитов у нас – когда иезуиты Польши точно так боролись с нашим протестантизмом ВКЛ-Беларуси и верили, что сделают всех беларусов католиками за пару десятилетий. Несбывшиеся прожекты… Хуторянин все равно верит в свое собственное, что не есть православие или католицизм, а независимая вера тутэйшего, ментально близкая как раз протестантизму.
Я не думаю, что надо «переделывать» беларусов, пытаясь «вытравить» у них хуторской менталитет. Подобные усилия предпринимались со стороны властей Российской империи, Второй Речи Посполитой и СССР – и ни к чему не привели. Ноль результата с 1770-х годов. Очевидно, что надо о другом думать: как конгломерату хуторян стать в XXI веке полноправной нацией державы уже суверенной Беларуси. То есть довести до ума сложный процесс формирования нации, который не просто сам по себе сложен из-за хуторского менталитета масс, но и из-за активного влияния идеологий соседей. Но эти влияния – для Беларуси не есть нечто естественное и свое, а вот эволюция национального менталитета из хуторян в нацию державы – единственное естественное и эволюционное для нашей нации.
Я написал эту книгу с надеждой, что она поможет тутэйшему понять, что он беларус. Не субъект своего хутора или квартиры, а часть нации и государства. В XXI веке нельзя жить в самоизоляции от понятий этнической, социальной, государственной идентичности, продолжая ощущать себя тутэйшим как хуторянином, хозяином только своего мелкого уголка Бытия. Кто-то хочет законсервировать такие представления, но они сегодня архаичны. А главное – нам вместе надо строить Беларусь, а не сидеть по хуторам.
В моем личном понимании «быть беларусом» - это не быть равнодушным к будущему Беларуси, создавать это будущее своим участием в нем, строить суверенную и независимую страну, которая по замыслу Бога и своей древней истории ничуть не хуже других европейских государств.
В этой книге я зову поверить, что мы станем наконец единой нацией беларусов – не хочу сказать «рано или поздно», потому что «поздно» в этой теме не существует. А «рано» уже давно в ВКЛ было.
---
Если у кого-то есть поправки и уточнения, то вносите. Будем работать над книгой вместе, она, напомню, называется «Быть Беларусом» и будет издана осенью - зимой (объем около 450 страниц). Учту все замечания и дополнения форумчан к этой теме.