Збудінне, 1994, IV.1 -- 30, №№ 7 -- 8 (79 – 80 ).
При белорусизированной государственной власти в период времени между концом 1991 г. и серединой 1994 г. колонизаторски интенсивно заселялась этническая территория западных полешуков переселенцами (мигрантами) иных национальностей, в том числе и из зарубежных стран (и это при растущей тогда безработице в Западном Полесье) с целью размывания западнополесского народа, его языка, традиций, самосознания, ограничения его исторического жизненного пространства и даже вытеснения из Западного Полесья. Но если советская власть стремилась к стиранию этнических различий, то белорусизированная власть это делала ради стирания этнических особенностей только западных полешуков, растворения (ассимиляции) их в белорусском этносе или в других народах. Причем многие из мигрантов --- это малоквалифицированная рабочая сила, отнюдь не укреплявшая интеллектуальный и производительный потенциал населения Западного Полесья.
В условиях интенсивного расширения межнациональных связей, интеграции экономик, международного движения рабочей силы не обойтись как без эмиграции западных полешуков из Западного Полесья Беларуси, так и без миграции в него иноплеменников. Этого требует развитие и производства, и науки, и культуры, и др., для которых не всегда найдутся необходимые специалисты в Западном Полесье. К тому же высококвалифицированные, высокообразованные и молодые иноплеменники способны оживить "кровь", взбодрить народный дух, стимулировать развитие производства, науки, культуры западнополесского народа, как это, например, сделали специалисты-иноземцы в России при Петре I и позже. Однако они могли это эффективно делать, когда не чурались этнических достижений русского народа, а опирались на них. При таком этносе, каким является западнополесский, численность мигрантов не должна быть слишком большой, чтобы не ассимилировать коренное население и не ущемить его права как коренного народа, не превратить его в беженцев на своей земле.
Белорусизированная государственная власть даже не считала нужным проводить работу по мягкой адаптации мигрантов в западнополесской среде на основе учета интересов коренного (и укорененного) населения, их обычаев, традиций, образа жизни, психологии и др., по своевременному предотвращению и разрешению межэтнических напряженностей и конфликтов, что способствовало бы оптимизации межэтнических отношений. Ни на одном из уровней государственной власти не отработан механизм быстрого зондирования и разумного разрешения межнациональных напряженностей и конфликтов на основе полного, без всякого изъятия учета прав коренных этнических меньшинств, в том числе прав западных полешуков. Отсутствовала и отсутствует защита этнических интересов коренного (и укорененного) населения Западного Полесья, западнополесского этноса как исторического явления. Самим западным полешукам нужно поучиться у литовцев, как защищать свои права коренного народа на своей исторической Родине, отсекая, конечно, возможные переборы. У литовцев немыслимы такие безобразия в отношении них на их исторической Родине со стороны мигрантов, какие позволяют мигрантам в отношении себя на своей исторической Родине западные полешуки.
Видится, западным полешукам целесообразно требовать создания жестко увязанной с интересами выживания западнополесского этноса как коренного народа научно обоснованной системы регулирования миграции в Западное Полесье иноплеменников из зарубежных стран, чтобы эта миграция не ущемляла существенные интересы его выживания, относящиеся в закрепленных в международных документах о правах человека, в данном случае о правах коренных народов как их составной части, к числу приоритетных на его этнической территории, например, путем уменьшения потока мигрантов с учетом конкретных условий, оказания предпочтения высококвалифицированным работникам, лицам с высоким уровнем образования, в первую очередь, находящимся в расцвете сил, и т. д. Что касается белорусов, то они довольно неохотно селятся в более или менее этнически однородной западнополесской среде, кроме тех лиц, чей общественный статус подымает их над западнополесской средой, дистанцирует от них, ставит в особое положение (руководящие работники, учителя и т. п.). Создавать же высокосплоченные, основанные на солидарности, взаимоподдержке, взаимозащите колонии (общины) среди иноплеменников, в отличие от армян, евреев, немцев и т.д., белорусы, как правило, неспособны. Несомненно, Западное Полесье не может из гуманитарных соображений устраниться от предоставления условий для жизни людям, пострадавшим от катастроф (Чернобыльская и др.), нуждающимся в политическом убежище.
Сейчас практически отсутствует такое регулирование. Для эффективного обеспечения интересов западнополесского этноса как коренного народа в Западном Полесье нужны специальных законодательные и основанные на законе административные меры. Сейчас их нет. Например, не принят закон о защите коренных и укорененных этнических меньшинств, и в частности, о защите интересов западных полешуков как коренного этнического меньшинства в Беларуси. В Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, принятой 7 июня 1989 года Международной организацией труда, записано: "За соответствующими народами признаются права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают. Кроме того, в случае необходимости применяются меры для гарантирования этим народам прав пользования землями, которые заняты не только ими, но к которым у них есть традиционный доступ для осуществления их жизненно необходимой и традиционной деятельности". 13 сентября 2007 г. принята Декларация ООН о правах коренных народов, в ст.5 которой записано, что «коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои собственные политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства». Положения этой Конвенции и этой Декларации не отражены в законодательстве Республики Беларусь.
Нередко мигрантам в Западном Полесье создаются привилегии по сравнении с коренным населением. Ученые отмечают, что относительно быстрое появление в этнически однородной среде около 15 процентов мигрантов иной национальности создает крайне острую, взрывоопасную межэтническую конфликтную ситуацию. Только в 1992 г. в Брестской области (население около 1,5 млн. человек), две трети которого составляли западные полешуки, проживавшие на своей этнической территории (остальная треть -- в основном белорусы, проживавшие преимущественно на своей этнической территории), было прописано свыше 50 тыс. человек мигрантов, то есть близко к 4%. Это очень высокий процент для одного года. Из них 10 тыс. человек из России, 3,7 тыс. — из Украины, 1,8 тыс. -- из более дальнего зарубежья, причем значительная их часть – не западные полешуки. Подобная тенденция имела место и в 1993 году. По существу в период мехжду концом 1991 г. – серединой 1994 г белорусизированная власть проводила курс на то, чтобы сделать Западное Полесье этнически как можно более пестрым и превратить западных полешуков в меньшинство на своей этнической территории, к тому же лишенное компактного проживания, разбросанное среди других этнических групп (каковым оно является в Польше), находящиеся в положении второсортных жителей и не способное к возрождению своей этнической самобытности. Подобная политика проводилась коммунистической властью в бывшем СССР в отношении Латвии, Эстонии. Заложниками же ее оказались простые люди и межнациональный мир.
Великодержавное националистическое, великоэтническое отношение белорусизированной власти Беларуси в начале 90-х годов XX ст. к западным полешукам стимулировало такое же великоэтническое отношение к ним со стороны многих мигрантов в Западном Полесье, причем даже не столько белорусов (простые белорусы в Западном Полесье в большинстве своем довольно лояльно относятся к этническим интересам западных полешуков, чего не скажешь о значительной части белорусской интеллигенции, белорусских представителей власти), сколько лиц иных национальностей, где-то даже пытающихся завоевать этим отношением к западным полешукам лояльность к себе со стороны белорусов и белорусизированной государственной власти. Уже имели место случаи убийства, покушения на убийство, избиения, захвата земли местных жителей мигрантами, вытеснения их с работы, угроз мигрантов в их адрес, оскорбительного отношения к обычаям, традициям, языку западных полешуков, ущемления других их прав и интересов. Многим памятны события 1993 года в Бресте вокруг лиц так называемой "кавказской национальности", связанные с их отвратительно-пренебрежительным отношением к местному населению, в том числе с убийством одним из них школьницы, вызвавшим массовый гневный протест против них жителей Бреста с требованием их выселения. Многие жители Давыд-Городка были недовольны также пренебрежительным отношением к их обычаям, интересам, правам быстро росшей общины цыган, криминализацией частью цыган города, включая распространение наркотиков. Имелись также случаи, например, на Кобринщине, грубого, даже преступного отношения к правам, включая право на жизнь, и интересам коренных жителей Западного Полесья украинских мигрантов. Это стиль поведения оккупантов, возможный потому, что сама белорусизированная власть относилась к этническим интересам западных полешуков пренебрежительно, не хотела защищать их этнические права, а сами они свои права защищать не умели и не умеют. Нередко пренебрежительное отношение мигрантов незападнополесской национальности к интересам коренных жителей Западного Полесья провоцировалось и даже организовывалось местными властями, которые были заинтересованы в укреплении своего положения посредством придавленности коренного населения, внесения раскола и борьбы среди подвластного населения. Среди таких носителей власти можно было найти межрайпрокурора, районного судью, председателя райисполкома, председателя сельсовета, сельского депутата, председателя колхоза и др. Очень вредная была власть.
Белорусизированной государственной властью Беларуси проводилась по существу информационная блокада по отношению к этнически проблемам западных полешуков. В Западном Полесье был создан лишь белорусский канал телевидения, в отличие от нескольких каналов в других регионах Беларуси, вещание на котором велось по преимуществу на белорусском языке (и частично на русском) и было посвящено главным образом проблемам белорусов. Доступ на радио и телевидение, в контролируемые государственной властью газеты, особенно общереспубликанские, и в другие печатные издания (в том числе и в научные) ориентированным на интересы западнополесского этноса западным полешукам, западнополесскому языку, западнополесским традициям, художественному творчеству и в целом проблемам возрождения западнополесского этноса был крайне ограничен. Считанные выступления в средствах массовой информации, в первую очередь в Западном Полесье, отдельных лиц по некоторым, преимущественно этнокультурным проблемам западных полешуков и самодеятельных художественных коллективов положения не меняли, особенно если это сопоставить с тем вниманием, которое уделялось проблемам возрождения белорусского этноса, в том числе и в Западном Полесье.
Были лишь отдельные робкие, с оглядкой на Минск, проблески внимания некоторых представителей местной власти к сохранению и развитию культуры западных полешуков. А ведь западных полешуков в Беларуси лишь в 5-6 раз меньше, чем белорусов, а в Западном Полесье их подавляющее число. Практически не уделялось государством внимания сохранению и развитию языка, обычаев, уклада жизни, самосознания западнополесского этноса как его необходимых признаков на фоне активной поддержки и пропаганды белорусских языка, культуры, в том числе и среди западных полешуков. Не создавались необходимые условия для развития западнополесской культуры, искусства, художественной литературы на профессиональном уровне. Не было этнических музеев, театров. Государство не помогало изданию единственной в мире этнической западнополесской газеты, в то же время помогая изданию почти всех многочисленных белорусскоязычных газет. Белоруссизированной государственной властью не субсидировались подготовка и издание учебников, учебных пособий по западнополесским языку, культуре, истории.
На исследование проблем возрождения белорусского этноса и советская, и белорусизированная власть в период между концом 1991 г. и серединой 1994 г. выделяла средства, а на изучение проблем возрождения западнополесского этноса белорусизированная государственная власть не выделяла средства. Были лишь немногочисленные исследования особенностей и состояния языка и традиционной культуры западных полешуков, и то как языка и культуры белорусов. Но даже исследования состояния языка западных полешуков намного отставало от изучения языка белорусов. Так, были составлены такие полные словари белорусских говоров, как, например, многотомные "Туровский словарь", "Словарь белорусских говоров Северо-Западной Белоруссии и ее приграничья". В то же время не был составлен (и государством не субсидировалось составление) полный словарь говоров Западного Полесья. Учеными были опубликованы лишь отдельные словарные подборки, да был издан Брестским пединститутом весьма далекий от полноты, к тому же охватывающий не только Западное Полесье однотомный "Диалектный словарь Брестщины". А без такого полного словаря нормирование западнополесского языка затруднено. В таком предпочтении составления полных словарей говоров белорусского языка составлению полного словаря говоров западнополесского языка также проявилась дискриминация западных полешуков, отношение к их языку как к второсортному, не значимому для жизни западных полешуков Беларуси и для обогащения литературного белорусского языка. Хотя писатели-белорусы на словах относят западнополесский язык к диалекту белорусского, вряд ли кто из них приведет пример использования в белорусской художественной литературе, написанной на белорусском языке, в аутентичном (небеларусизированном) виде самобытных лексики, фразеологических оборотов говоров западнополесского языка. А это свидетельствует о том, что в действительности западнополесский язык не является для белорусских писателей органической частью их белорусских духовности и языка. В то же время писатели-белорусы активно используют в художественных произведениях в аутентичном виде говоры белорусского языка. Не исключено, что составление полного словаря говоров тормозится сознательно, чтобы затруднить развитие западнополесского языка посредством его нормирования.
При советской и белорусизированной власти конца 1991 -- середины 1994 гг. не было (и сейчас нет) ни одного исследовательского учреждения, которое специально занималось бы проблемами западнополесского этноса. В то же время на изучение проблем белорусского этноса, его культуры, языка, прошлого и др. были ориентированы многочисленные научные организации и учреждения (институты истории, языкознания, литературы АН Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук, многочисленные кафедры белорусских языка и литературы и др. При нынешней дебелорусизированной масштабы исследования проблем белорусского этноса гораздо меньше, но и сейчас государство поддерживает их изучение. И совсем не поддерживалось (и неподдерживается) исследование проблем сохранения и разви¬тия западнополесских культуры, языка, в частности, проблемы нормирования этого языка, возрождения западнополесского этноса в целом. В 1992 г. предложение ряда ученых и Общественно-культурного объединения (ОКО) "Полісьсе" о целесообразности создания специального центра по комплексному изучению проблем западнополесского этноса было отвергнуто Отделением гуманитарных наук Академии Наук Беларуси. Более того, оно цинично, вразрез с идеалом ученого, потребовало, чтобы деятельностью ОКО "Полісьсе" занялись "компетентные" (читай -- КГБ и др. карательные государственные учреждения). Допускаю, КГБ своими тайными методами инициировал решение Отделения гуманитарных наук для того, чтобы получить формальный повод для пресечения процесса возрождения западнополесского этноса. Результаты даже единичных и весьма осторожных социологических исследований западных полешуков (даже без употребления самого этого названия), проведенных за счет государственных средств, фактически были закрыты для массового читателя.
Белорусизированной государственной властью осуществлялась бессовестная экономическая эксплуатация западнополесского народа в интересах развития белорусских культуры, языка, образования и др. С западных полешуков, как и с белорусов, взимались налоги на белорусские культуру, язык и т.д., но не выделялись средства на западнополесские культуру, язык, образование и т.п. В начале 1994 г. мне виделась как морально-патриотический долг по отношению к западнополесскому этносу активная поддержка этнически ориентированными западными полешуками путем голосования на выборах того кандидата в президенты Республики Беларусь и тех компетентных кандидатов в депутаты в Верховный и местные Советы, которые брали твердые обязательства отстаивать интересы западнополесского этноса, сохранения и развития его самобытности, учитывать интересы других народов Беларуси, обеспечивать целостность Беларуси и единение восточнославянских народов.