Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko
Создание и установка памятника делались в большом секрете, его местоположение пока не открывается. Но у "Белорусского партизана" есть первые фотографии монумента в момент его установки.
Проект вышел очень дорогостоящим. Это первый в Беларуси военный памятник героям восстания 1863 года.
До официального открытия местоположение монумента держится в тайне, чтобы у властей было меньше возможностей его уничтожить.
Эти пожелтевшие от времени документы листали Владимир Короткевич и Аркадий Кулешов.
Впервые опубликованы материалы судебного дела Калиновского
Исследователям истории восстания 1863 года не обойтись без этой книги.
Речь идет о «Деле Временного полевого аудиториата при штабе войск Виленского военного округа о дворянине Гродненской губернии и уезда Винсенте Калиновском», которое хранится в Вильнюсе, в Литовском государственном историческом архиве, пишет («Наша Нiва» www.nn.by).
В разные годы ее отдельные фрагменты помещались в сборниках документов, цитировались в исторических исследованиях и в интернете (в последнем случае - часто неточно и с ошибками).
Но полностью дело не издавалось никогда. Историк Дмитрий Кузьменко впервые представил все документы читателю. Сборник «Следственно-судебное дело Кастуся Калиновского» вышел в издательстве «Голиафы».
В книгу включены 33 документа. Первый датирован 29 января 1864 года, последний - 14 октября 1865 года. Большинство документов являются оригиналами (копий всего шесть). Два из них написаны рукой самого Калиновского, в трех случаях им сделаны рукописные вставки-дополнения.
Факсимиле таких документов (наряду с некоторыми другими) печатается в конце книги.
Впервые опубликованы ряд документов. Например, предписание о предании Калиновского военно-полевому суду, показания Марии Григотович насчет его личности.
Стоимость издания на сайте интернет-магазина «Iмбрык» - 100 тысяч рублей.
Недавно Министерство культуры Литвы опубликовало информацию о том, что в одной из безымянных могил, обнаруженных археологами в этом году после оползня на горе Гедимина в Вильнюсе, был найден артефакт, который позволяет с высокой долей точности идентифицировать останки одного из лидеров восстания 1863 годы — Зыгмунта Сераковского.
Это обручальное кольцо с надписью «Zygmund Apoloniya 11 Sierpnia / 30 Lipca 1862 r.».
http://nn.by/?c=ar&i=194752&lang=ru
Миф о Кастусе
Откуда же взялся миф о Калиновском, якобы «белорусском национальном герое»? Первым эту идею вбросил в начале ХХ века Вацлав Ластовский. Однако она не прижилась. В среде белорусских возрожденцев этого времени Калиновский не был популярной фигурой.
Ситуация изменилась после прихода к власти большевиков. Согласно их исторической концепции, Коммунистическая партия должна была иметь в каждом народе своего предтечу. То есть того, кто, конечно, не смог осознать решающую роль городского пролетариата и проникнуться идеями марксизма, но был «идейно близок». Отсюда родилась известная формула о декабристах, разбудивших Герцена, а тот, в свою очередь, оплодотворил народников. В Украине предшественниками большевиков были объявлены Шевченко и Кармалюк и т.д. В Беларуси эта роль была уготована Калиновскому. Ему даже придумали новое имя – Кастусь, уменьшительное от Константин. Эту волшебную метаморфозу произвели по аналогии с крестьянскими вождями Емелькой Пугачевым и Стенькой Разиным. Так и появился Кастусь (Костик) Калиновский.
Образ нового героя приживался медленно, болезненно, в ожесточенных спорах. Но Советская власть с присущей ей настойчивостью вдалбливала его в массовое сознание. Пожалуй, последним протестом против подобного изнасилования истории и национального самосознания была рецензия профессора Владимира Пичеты на книгу Иосифа Лочмеля «Очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов», вышедшую в 1940 году. В ЦК партии ученому погрозили пальцем, а рецензии не дали ход.
Миф о Кастусе зажил своей жизнью. Его жертвой стал и выдающийся белорусский писатель Владимир Короткевич. В своем романе «Каласы пад сярпом тваім» он наделил молодого Кастуся чертами борца за свободу белорусского народа. И сейчас многие, отстаивая необходимость сохранения этого мифа, апеллируют не к историческим фактам, а именно к литературному образу. Историк Алесь Смоленчук недавно дал такую оценку: «Калиновский мог не осознавать себя белорусским национальным деятелям. Но мы, составляя мнение о человеке, оцениваем его действия и тот след, который этот человек после себя оставил. Фигура Калиновского, его образ в искусстве, музыке, литературе, традиция борьбы, заложенная им, сыграли огромную роль в процессе формирования национального движения ХХ века. Можно сказать, что белорусским национальным героем Калиновский стал после смерти. (Вспомним: в 2006 году во время протестов в ходе президентских выборов участники палаточного лагеря называли Октябрьскую площадь Площадью Калиновского)».
Что тут возразить? Сила художественного слова, конечно, огромна, а Короткевич, без сомнения, великий писатель. Но… Знаете ли, на днях я посмотрел фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Душевное такое кино, где есть и любовь, и кровь. Так вот там важное место отводится динамиту. При его помощи главный герой отправляет на тот свет многих своих врагов и разносит в щепки ненавистный Кэндиленд. Но вся штука в том, что Альфред Нобель запатентовал динамит только в 1867 году. А действие фильма происходит на девять лет раньше. Стал ли от этого «Джанго» менее захватывающим, а Тарантино утратил часть своего режиссерского мастерства? Ни в коем разе! Но и динамит от этого также никак не мог появиться в руках у освобожденного раба, ставшего охотником за головами, в 1858 году. Одним словом, вы меня понимаете?
Откуда же взялся миф о Калиновском, якобы «белорусском национальном герое»?
Ему даже придумали новое имя – Кастусь, уменьшительное от Константин.
Упрямо твердящих о «белорусскости» Калиновского местечковых националистов не смущают даже факты, лежащие на поверхности.
Во-первых, целью восстания было восстановление польского государства в границах 1772 года, что для Белой Руси означало тотальную полонизацию и окатоличивание.
Во-вторых, все повстанцы, в том числе и Калиновский, давали присягу следующего содержания: «Присягаем во имя Пресвятой Троицы и клянёмся на ранах Христа, что нашей родине Польше будем служить верно и исполнять, во имя того же отечества Польши, все приказания, предписанные нам начальниками…»
Наконец, сам Калиновский, обращаясь к жителям Белоруссии, писал в «Письме Яськи-Господаря из-под Вильны к мужикам земли польской»: «…разве ж мы, децюки, сидеть будем? Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, Поляки из веков вечных».
Упрямо твердящих о «белорусскости» Калиновского местечковых националистов не смущают даже факты, лежащие на поверхности.
Во-первых, целью восстания было восстановление польского государства в границах 1772 года, что для Белой Руси означало тотальную полонизацию и окатоличивание.
целью восстания было восстановление польского государства в границах 1772 года
нынешние $ьвядомые так носятся с Винцентом Калиновским потому, что его родная Польша сейчас в NATO - вот туда им и нужно Беларусь затянуть по заказу их западных грантодателей (против России)
Iskander писал(а):[/size]Миф о Кастусе
Миф о Кастусе зажил своей жизнью.
"Чрез околицу Суцин неоднократно проходили мятежницкие шайки в апреле и мае месяцах, и при таковых переходах пользовались продовольствием от местных жителей. Из Сутина гораздо более, чем из других околиц, присоединилось шляхты к шайкам".
"Все они находятся между собой в тесном родстве и дружбе. Жители оной околицы показали крайнее упорство в зловредных действиях против правительства, до этого времени я удерживался от выселения оной только вследствие обширности околицы Суцін.
В ней 43 двора с 284 душами обоего пола. Теперь же я убеждён, что выселить всю сутинскую шляхту тем более необходимо, что следить за Суціном нет возможности, так как околица расположена на острове, окруженном глубокими болотами, прекращающими сообщение не только с окрестными местностями, но и между отдельными домами самой околицы".
"Разрешаю немедленно выслать из Суціна только 22 двора менее благонадёжных в Томскую губернию, об остальных же донести, если признано будет вредным, оставить их на настоящем месте жительства.
Имущество переселяемых продать, кроме домов и сельских хозяйственных снарядов, которые поступят тем, которые будут поселены на их местах, о чём и будет сделано особое предположение".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4