Жямяйчю женские костюмы XIX ст.
Обратил внимание на следующие женские костюмы на сайте, адрес которого указал ув. пан Медиа.
Эти костюмы, кроме обуви, очень похожи на костюмы моих бобулей, к-рые родились в конце XIX ст.
Костюм на последнем изображении (белый передник и кошик у правой руке), практически идентичный с теми что я видел.
Цвета жакета кроме т.серого бывают и другими: чёрный (кармін), синий, коричневый и другие цвета в тёмных тонах. Чаще всего внизу жакета расположены небольшие карманчики. У более заможних женщин, кроме платка имелась и красивая расшитая накидка "Szalewka" (др. редко употр. наз. "намет"). Интересно, что Шалёўка носилась асиметрично наподобие тому, как у аварок или осетинок кавказа. Цвет орнаментальных вышивок белый, черный и красный. Правобережное Подвинье, лабейгская культурно диалектная группа. Если бы не война, то в скрынях наших бобулей нашлось бы много интересного.
Длинные узкие пояса.
Именно узкие и длинные. Возможно, нижеизложенное имеет отношение и к длинным поясам праздничных костюмов?
Собираясь "ў журавiны i бруслiны" т.е. бродить по дремучим лесным болотам, одевали длинный пояс из кожи или "вожжыны" или верёвку 3-5 м. с привязанными на концах спец. обточенными камешками или кованными конусами. Поясок, понятно, красивее, но верёвка удобней. Этот т.н. пояс складывался в 1/3 и потом один раз абвинался вокруг тела и завязывался "лёгким" узлом. Назывался "derża, дзeржа, дзержаўка".
Дело в том что на старых алёсах в лесу местами выгорал торф. Образованные полости диаметром от 1 до 3 метров со временем напонялись водой и затягивались сверху мхом. Иногда торф не догорает до самого верха и остается тонкий слой-крыша. Получалась волчья яма. Раз наблюдал, как из такой пурвы вытягивали провалившуюся корову. Если, баранi Дыв, человек проваливался в эту яму с дрыгавай, то пояс сдёргивался и его конец бросался к спутнику или закидывался на ближайшую ветку. А если случится встретить маскаля [1] в лесу, то таким "поясом" женщины могут и отбиться, если правильно пользоваться. В каждой руке по камню на верёвке. В лобешник попадёт - мало не покажется. Старшая сестарка показала раз, как Держей с 3-х метров можно разнести полено 2-мя последовательными ударами (как бы один двойной удар).
Вопрос: Праздничные длинные пояса с
кистями - не аналог ли это "дзержы"?
Коментарий:
1. - "маскали", без негатива - название староверов великоросов, колонистов XVIII в.в. из московии для отличия их от "русских" т.е. беларусов. Крайне нетерпимы к аборигенам. В XIX ст. всячески поощрялись и поддерживались имперскими властями. В н.время составляют около трети населения региона.