Национальный костюм и орнамент Беларуси и Летувы.Сравнение.

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение Эгил » Вт мар 27, 2012 8:00 am

/ * Дубль */
Последний раз редактировалось Эгил Вт мар 27, 2012 8:03 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Вт мар 27, 2012 8:00 am

psv-777 писал(а):Девичий костюм Московской губернии: Какое отличие от литовского, латышского и беларуского костюмов.


Psv хорошая тема!
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Alexaндер » Чт мар 29, 2012 12:46 pm

Женщина в праздничном костюме Касимовского уезда Рязанской губернии, с. Парахино. Конец XIX – начало XX ст.
Изображение

Примечание к фото.
В 1913 г. Евграф Петрович Савельев в работе "Племенной и общественный состав казачества" писал: -
"... Рязанское княжество, населенное в южной части преимущественно казаками (т.е. сарматами? — прим. Алекс.), потомками оттесненных с Дона на север татарскими полчищами Черкас.
Казаки эти наиболее густо селились в местности, называемой Червленным Яром, и, видимо, находились в постоянном общении с Донцами, Гребенцами и Волжцами, с которыми нередко соединялись для речных и даже морских разбоев.
Удивительно, что население теперешней Рязанской губернии, находящейся от Москвы всего в 200 верстах, сохранило до сих пор резкие особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами. В песнях рязанцев, некоторых обычаях и особенно в фамилиях наблюдается удивительное сходство с Донцами и Гребенцами. Это обстоятельство тем более поразительно, что между Рязанью и Доном, не говоря уже про Кавказ, лежат целых две губернии, население которых ничего общего, по приведенным признакам, не имеет с казаками. [...]"
Alexaндер
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Пт авг 19, 2011 11:24 pm
Откуда: Kyiv

Сообщение Кот вегетарианец » Чт мар 29, 2012 1:21 pm

psv-777 писал(а):Девичий костюм Московской губернии:
Изображение

Какое отличие от литовского ,латышского и беларуского костюмов.



Отличие желательно было бы узреть по "правильному". Одеть, чтоле, этих девчат по "погоде" - как литовских, латышских и беларуских.
Бо их отличие было бы еще большим - если бы эти русские молодицы предстали перед нами здесь в белье исподнем, скажем так.
Или вааще без оного :P )))
Аватара пользователя
Кот вегетарианец
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Сб янв 14, 2012 12:30 pm

Сообщение Кот » Чт мар 29, 2012 1:46 pm

Зато белорусский костюм свиду похож на эрзянский. А казалось бы должен костюм московский :D :D

белоруска
Изображение

эрзянка
Изображение

великороска
Изображение

Теперь понятно, откуда в белорусской правой партии эрзянский флаг :lol: тянет... тянет.. к мордве))
Кот
 

Сообщение Alexaндер » Чт мар 29, 2012 4:03 pm

"Эрзянский" костюм.
Напомню, ежели кто не обратил внимания. E.П. Савельев в 1913 году отметил, что часть жителей рязанской губернии - это казаки и "сохранило до сих пор резкие особенности в говоре, обычаях, одежде и быте, не в пример соседним губерниям, совершенно слившимся в одно целое с москвичами".
"Эрзянский" или "сарматский" - вот в чём вопрос.
Alexaндер
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Пт авг 19, 2011 11:24 pm
Откуда: Kyiv

Сообщение grron » Чт мар 29, 2012 5:21 pm

Заўважце, ў лапцях адно лайдак з Буда-Кашалёва, які на скрыпцы грае, ды пінчук :D Астатнія як і заведзена ў ботах. А перац з Брагіна наогул нейкі беглы дэзэртыр з румынскага войска :D Ну а так вельмі пазнавальна і цікава.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
grron
 
Сообщения: 3530
Зарегистрирован: Вс май 16, 2010 2:41 pm

Сообщение Кот вегетарианец » Чт мар 29, 2012 5:54 pm

Акито рисует все эти картинки?
Желательно бы знать...
Бо, похоже что, это наши современники и рисуют :P )))
Аватара пользователя
Кот вегетарианец
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Сб янв 14, 2012 12:30 pm

Сообщение timax » Чт мар 29, 2012 7:42 pm

Кот вегетарианец писал(а):Акито рисует все эти картинки?
Желательно бы знать...
Бо, похоже что, это наши современники и рисуют :P )))

С родных Пухович, могли бы и сами чета нарисовать. :wink:
Аватара пользователя
timax
 
Сообщения: 3376
Зарегистрирован: Чт июл 26, 2007 11:12 am
Откуда: Менск

Сообщение Alexaндер » Чт апр 12, 2012 6:06 pm

Жямяйчю женские костюмы XIX ст.
Обратил внимание на следующие женские костюмы на сайте, адрес которого указал ув. пан Медиа.
ИзображениеИзображение
Эти костюмы, кроме обуви, очень похожи на костюмы моих бобулей, к-рые родились в конце XIX ст.
Костюм на последнем изображении (белый передник и кошик у правой руке), практически идентичный с теми что я видел.
Цвета жакета кроме т.серого бывают и другими: чёрный (кармін), синий, коричневый и другие цвета в тёмных тонах. Чаще всего внизу жакета расположены небольшие карманчики. У более заможних женщин, кроме платка имелась и красивая расшитая накидка "Szalewka" (др. редко употр. наз. "намет"). Интересно, что Шалёўка носилась асиметрично наподобие тому, как у аварок или осетинок кавказа. Цвет орнаментальных вышивок белый, черный и красный. Правобережное Подвинье, лабейгская культурно диалектная группа. Если бы не война, то в скрынях наших бобулей нашлось бы много интересного.

Длинные узкие пояса.
Именно узкие и длинные. Возможно, нижеизложенное имеет отношение и к длинным поясам праздничных костюмов?
Собираясь "ў журавiны i бруслiны" т.е. бродить по дремучим лесным болотам, одевали длинный пояс из кожи или "вожжыны" или верёвку 3-5 м. с привязанными на концах спец. обточенными камешками или кованными конусами. Поясок, понятно, красивее, но верёвка удобней. Этот т.н. пояс складывался в 1/3 и потом один раз абвинался вокруг тела и завязывался "лёгким" узлом. Назывался "derża, дзeржа, дзержаўка".
Дело в том что на старых алёсах в лесу местами выгорал торф. Образованные полости диаметром от 1 до 3 метров со временем напонялись водой и затягивались сверху мхом. Иногда торф не догорает до самого верха и остается тонкий слой-крыша. Получалась волчья яма. Раз наблюдал, как из такой пурвы вытягивали провалившуюся корову. Если, баранi Дыв, человек проваливался в эту яму с дрыгавай, то пояс сдёргивался и его конец бросался к спутнику или закидывался на ближайшую ветку. А если случится встретить маскаля [1] в лесу, то таким "поясом" женщины могут и отбиться, если правильно пользоваться. В каждой руке по камню на верёвке. В лобешник попадёт - мало не покажется. Старшая сестарка показала раз, как Держей с 3-х метров можно разнести полено 2-мя последовательными ударами (как бы один двойной удар).
Вопрос: Праздничные длинные пояса с кистями - не аналог ли это "дзержы"?

Коментарий:
1. - "маскали", без негатива - название староверов великоросов, колонистов XVIII в.в. из московии для отличия их от "русских" т.е. беларусов. Крайне нетерпимы к аборигенам. В XIX ст. всячески поощрялись и поддерживались имперскими властями. В н.время составляют около трети населения региона.
Последний раз редактировалось Alexaндер Чт апр 12, 2012 8:01 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Alexaндер
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Пт авг 19, 2011 11:24 pm
Откуда: Kyiv

Сообщение Media » Чт апр 12, 2012 6:25 pm

Заинтересовали слова, практически иденьтичны литовским словам nuometas, diržas. На каком это языке ?
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10229
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Сообщение Alexaндер » Чт апр 12, 2012 7:06 pm

Media:
Заинтересовали слова, практически иденьтичны литовским словам nuometas, diržas. На каком это языке ?

Используемые мною в посте некоторые слова из родного малочисленного беларуского диалекта Правобережья (Между Полоцком и Витебском).
Маскали (т.е. местн. великоросы) и Русские (т.е. белар́усы), с которыми живем чересполосно, называют нас "паляки, лобыши и еще как то ...". Мы себя "тутейшие" или "беларус́ы" с ударением на окончании. Есть и ещё одно название, которое почти забыто и не принято даже вспоминать. В списках репрессированных в 30-х полуграмотные сотрудники НКВД в графе национальность некоторых моих "соплеменников" записывали в латгалы (латгальцы). Вероятно, из-за какой-то созвучности. Что не верно. Кроме того, есть у нас ойконимы и фамилии в русском ничего не значащие (я называл некоторые в теме о фамилиях).
Надеюсь, ув. пан Медиа, я правильно понял и развёрнуто ответил на ваш вопрос ?
Alexaндер
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Пт авг 19, 2011 11:24 pm
Откуда: Kyiv

Сообщение Media » Чт апр 12, 2012 9:19 pm

Да, спасибо за ответ. Видать не зря вас называли латгалами, ибо по мне и держа и намет, явные балтизмы.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10229
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Сообщение psv-777 » Пт апр 13, 2012 4:55 am

Да в тех районах полно латышей.И по документам и своими глазами этих блондинов не раз набдюдал.
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Сообщение psv-777 » Пт апр 13, 2012 4:01 pm

Наметка и держа легко объясняются .
Наметка-накидка.Метать(бросать) вообще ,видимо индоевропеизм ,свойственный и балтам и славянам.
Держа-от слова держать.И этот пояс,как видим,действительно выполнял подобную функцию.А вот слово держать-древнеславянское.И весьма похоже,что летувисы позаимствовали его у славян.Что опять таки говорит о тесной связи летувисов и беларусов.
psv-777
 
Сообщения: 7482
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33