Страница 10 из 10

СообщениеДобавлено: Ср июл 04, 2012 9:13 pm
skorynapiterski
daugaila писал(а):
Забавно. Мой прадед как раз имел фамилию Downarowicz, но он сам и все соседи называли его Дауноравичюсом. Моя бабушка в 1920-е годы уже писала свою фамилию Daunoravičiūtė. Жаль, оба уже на том свете, про бизуны не расскажут.

Я только знаю, что фамилия имеет литовский корень Daunoras (daug + noras, очень желанный), есть как минимум две деревни Daunoriškės, одна под Шяуляй, другая под Аникшчяй.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Довнар
Довнар - старолитовское имя, состоит из двух слов - Dau - nar , что в переводе Много хотеть, желать. - Довнар - старобалтское Даугнар переводится многозвенный, многочленный (daug-много,множество, narys-член, звено, петля) - Фамилия Довнар произошла от идишского слова давнер, которое означает молящийся человек (от идишского давнен - молиться). Очевидно, предок носителя этой фамилии отличался своей молитвой.
Род(клан) Довнар приписывались к двум гербам: "Nowina"(Новина) и "Pobog"(Побог). Многочисленные роды нового шляхетства приписались к гербу "Побог" в течение XVIII века, в том числе Довнары (Downar). Разные ветви рода Довнар пользовались не только гербом Побог, но и гербом Новина. А значит принадлежали к разным кланам. Это в большой степени зависит от их территориального происхождения и бытования.

СообщениеДобавлено: Ср июл 04, 2012 9:28 pm
Media
Локализация фамилии в 16 веке, Жемайтия, Троцкое и Виленское воеводства.

СообщениеДобавлено: Ср июл 04, 2012 9:29 pm
skorynapiterski
Так это ВКЛ. :lol: после 1569г.

СообщениеДобавлено: Ср июл 04, 2012 9:30 pm
Media
skorynapiterski писал(а):Так это ВКЛ. :lol: после 1569г.
И?

СообщениеДобавлено: Ср июл 04, 2012 9:34 pm
skorynapiterski
Этнический и конфессиональный состав шляхты.

По своему национальному и религиозному составу шляхта не была однородной. При присоединении или завоевании новых земель, правами шляхты наделялась местная знать. Так, после Кревской унии (1385 г.), Ягайло Ольгердович дал привилей боярам пререшедшим в католицизм. Польско-литовская уния в Городле (1413 г.) наделила новыми правами литовскую шляхту, в том числе правом на герб. В 1432 г. православные бояре были признаны равными с католической шляхтой. Окончательное уравнение русских и литовских князей и бояр с поляками осуществлено в 1477 г. и расширенно привилеями 1492 г. и 1506 г. В 1454 г. Королевство Пруссия признало себя вассалом Польши. Дворянство этих земель состояло из родов немецкого, польского и прусского происхождения. В 1455-56 гг. к Польше присоединены княжества Освенцим и Затор в Силезии, однако полное введение польских законов состоялось здесь только в 1564 г. В 1521 г. включено Мазовецкое княжество, многочисленная шляхта которого еще долго сохраняла свою самобытность. В 1561 г. к Польскому королевству отошла часть Ливонии (Инфлянты) населенная немецким дворянством. После Люблинской унии (1569 г.) короне были переданны Волынь, Подляшье, Киевщина и Буковина. В 1790 г. присоеденено княжество Сиверия, которым как вассал короны правил епископ краковский. Во всех случаях местное дворянство было уравнено в правах с польской шляхтой. Отдельную группу составляла татарская шляхта (польско-литовские татары) права которой были закреплены привилеями Зигмунта Августа в 1561 и 1568 гг. и неоднакратно продтвержденны последующими королями.



Потомственное шляхетство (szlachectwo dziedziczne) - согласно Вислицкому статуту Казимира Великого 1346-1347 гг., к шляхте принадлежали лица родившиеся от законного брака где оба родителя были шляхетского происхождения. Конституция 1505 г., допускала шляхетское происхождение одного отца, но от него требовалось владение поместьем. Шляхтич по праву рождения, передавал свои права и состояние законной жене, независимо от того, из какого она была сословия, и законнорожденным детям обоего пола. В Речи Посполитой не существовало офицальных родословных книг по типу рыцарских матрикулов. Каждый, мог доказать свое шляхетское происхождение представив в суде свидетелей от рода отца и матери т.н. "вывод шляхетсва". Часто, с помощью подкупа свидетелей таким образом удовалось проникнуть в шляхетское сословие.

Шляхетские гербы - одним из главных признаков принадлежности к шляхте являлся герб. Как известно, в Польше существовала отличная от западно-европейской геральдическая традиция. Одним гербом часто пользовались несколько сотен фамилий, причем не всегда родственных, образуя т.н. геральдический род. Кроме того, каждый герб имел свое имя, которое присоединялось к прозванию лица его употреблявшего. В XV в. в Польше бытовало 247 гербов. Эти гербы имели свои модификации, которых было около 500. Отсутствие в Речи Посполитой института герольдии, привело к тому, что многие шляхетские семьи пользовались чужими гербами, узурпируя их или принимая герб однофамильцев. Чтобы как-то изменить эту ситуацию, сейм в 1601 г. принял положения защищающие гербовладельцев и их гебы. В 1633 г. решением сейма узурпатор герба лишался шляхетского звания, однако это мало повлияло на ситуацию. В XVI-XVIII вв. частными лицами был издан ряд "Гербовников" (Herbarz) (Окольского, Папроцкого, Несецкого и др.), содержавших сведения по шляхетской генеалогии и геральдике, однако ни один из них не был полным.

Кроме рождения в шляхетской семье, существовало несколько способов получения шляхетства: адопция, нобилитация и индегинат, а так же личное шляхетство.

Адопция (усыновление) - получение шляхетсва путем усыновленя, когда особа не шляхетского происхождения включалась в рыцарский род. Эта форма была распространена в XV в., но начиная с XVI в. подверглась ограничениям. Самым известным актом адопции был Городельский акт, когда 47 польских рыцарских родов приписало к своим гербам столько же боярских родов из Литвы. Сейм 1616 г. окончательно запретил практику адопции.

Нобилитация - правовая форма включения особы не шляхетского происхождения в дворянское сословие. В Польше известна с XIII в. Пожалование шляхетства до 1578 г. (до Стефана Батория) производилось польским королем, одновременно бывшим и великим князем Литовским, и подтверждалось выдаваемыми за его подписью привилегиями (или грамотами) с изображением герба. После 1578 г. пожалование шляхетства по гражданской линии предоставлено было только общему сейму. Оно осуществлялось обнародованием фамилии и внесением ее на основании постановления сейма в акты, входившие в собрание законов (Volumina Legum). Пожалование шляхетства по военной линии было предоставлено гетманам, но с последующим утверждением общим сеймом. При этом так же выдавались привилегии. Стремясь ограничить проникновение в шляхетское сословие, в 1669 г. был введен институт неполного шляхетсва (скарбелят), при котором потомки нобилитированного не могли занимать государственные должности до третьего поколения, исключение допускалось лишь для лиц отличившихся перед Отчизной. С 1775 г. нобилитированный также должен был обладать земельной собственностью. В 1789 г. введена повышенная оплата за диплом, так диплом на скарбелят стоил 9000 злотых, а на полное шляхетсво в два раза больше. Конституция 3 мая 1791 г. допускала возможность нобилитации для мещан. В целом, за всю историю Речи Посполитой было нобилитированно около 1600 человек. Более всего нобилитаций (около 800) произошло в правление Станислава Августа, который кроме этого проводил в обход сейма т.н. "секретные нобилитации". Так же, нобилитиации осуществляли епископы краковские претендуя на это право как князья Северские, однако в Польше они не признавались вплоть до присоединения княжества.

Индегинат (натурализация) - правовая форма признания за иностранцем польского шляхетсва. Первоначально, правом индегената обладал король. Первый раз, он был применен в отношении брата и детей Стефана Батория в 1578 г. С 1641 г. правом индегената обладал сейм. Начиная с 1775 г. от лица получаещего индегинат требовалось владение земельной собственностью стоимостью в 200 тыс. злотых, а так же принадлежность к римско-католической церкви. Всего индегинат получило 430 человек, причем 168 только при Станиславе Августе.

Личное шляхетство (szlachectwo osobiste) - согласно статуту Зигмунта Августа (1535 г.) профессоры Краковской Академии получали личное шляхетсво, а после 20 лет службы - потомственное.

Неофиты - согласно Статуту Великого Княжества Литовского 1588 г. лица, перешедшие из иудаизма в христианство, получали шляхетство. В XVI-XVII вв. существовало около пятидести родов неофитского происхождения, а в XVIII в. их количество несколько выросло. Конституция Конвекционного Сейма Речи Посполитой 1764 г. "О неофитах" не признавала их шляхтой. Это вызвало протесты среди шляхты ВКЛ, и уже принятая в том же году на Коронационном Сейме конституция "О неофитах ВКЛ" предусматривала, что неофиты, перешедшие в хритианство до конституции Конвекционного Сейма, не подпадают под ее действие. Варшавский Сейм 1768 г. подтвердил права на шляхетство всех литовских неофитов, крестившихся до принятия конституции "О неофитах".
http://semplinski.narod.ru/szlachta.html

СообщениеДобавлено: Сб июл 07, 2012 4:29 pm
psv-777
skorynapiterski писал:
daug-много,множество

Вот снова почти как в бел.языке.Но почти.Немного не то слово обозначает.Даугi по беларуски значит-длинный.Длинный и много,множество в чем-то близки.

Re: Что не устраивает беларусов в литовской историографии 

СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2015 7:00 am
psv-777
Когда то Медия писал о печати на латинке книг на летувиском и беларуском языках.Мол мы всегда печатали свои книги на латинице,а на беларуском-почти все на кирилице.Поэтому литовцы ближе именно к западной цивилизации,а беларусы к Восточной.
Действительно-а почему беларусы стали(после уничтожения ВКЛ и его канцелярского языка польского в 18 веке)писать на кирилице,а не на латинке?Ответ прост-такова была царская политика в отношении беларусов и украинцев.
У 1840–1850-х гадох Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч выдаў на беларускай мове
лацінскім алфавітам пяць кніг: “Sielanka” (1846 г.), “Hapon” (1855 г.),
“Wieczernicy...” (1855 г.), “Ciekawyś? — Przeczytaj” (1856 г.) і “Biełaruski Dudarz”
(1857 г.). Першая яго кніга — “Sielanka” — выйшла ў Вільні ў 1846 г. накладам
600 паасобнікаў, а ўсе астатнія — у Менску192. Адрозна ад Яна Чачота Дунін-
Марцінкевіч адрасаваў сваю творчасьць найперш самым сялянам, а ня іх
уладальнікам ці аканомам. У 1859 г. ён пераклаў на беларускую мову славутую
паэму Адама Міцкевіча “Пан Тадэвуш”. Калі царская цэнзура забараніла
распаўсюджваньне ўжо надрукаванай кнігі, пастанавіўшы “не дапускаць
ужываньня польскага альфабэту пры друкаваньні твораў на беларускай
гаворцы”193, дык аўтар напісаў у Галоўны цэнзурны камітэт: “У нашых
правінцыях з ста сялян, відаць, можна знайсьці 10, якія добра чытаюць па-
польску, тым часам з тысячы ледзьве знойдзецца адзін, што ведае расійскую
мову”194. Так Дунін-Марцінкевіч беспасьпяхова спрабаваў растлумачыць
уладам, чаму ён хацеў выдаць свой пераклад менавіта лацінкай, а не
кірыліцай. Відавочна, што яго ацэнка роўню пісьменнасьці беларускіх сялянаў
была блізкая да рэальнай.

Конкретная цитата из имперского циркуляра:
“не допускать употребления польского алфавита при печатании сочинений на белорусском наречии”
(Кісялёў В.Г. Пачынальнікі... С. 136).

Re: Что не устраивает беларусов в литовской историографии 

СообщениеДобавлено: Чт ноя 05, 2015 11:31 am
Media
psv-777 писал(а):Ответ прост-такова была царская политика в отношении беларусов и украинцев.

Такая-же политика была и по отношению к литовцам.
Это на книга на литовском.
Изображение
Плюс я не припомню, что бы писал, что мы к чему-то ближе. :cry: