Культура Вялікалітвы

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 6:02 pm

Каваль
"Gervasij : "...Резьба - 1683-1685 годы, белорусская артель, мастера Клим Михайлов и Дорофей Золотарев.
Стиль резьбы получил название "белорусская", иначе "флемская" резь..."

Золоторев Дорофей :

http://www.rus-ico.ru/artists/z/zolotar ... 969f01037e

По этой ссылке становится ясно, что люди из "белорусских артелей" никакого отношения ни к сегодняшней Беларуси, ни к Речи Посполитой в 17-18 веках не имели. Дорофей Золотарев вырос в России и был выучен Российским мастером Лопуцким. А затем доучивался у немца Вухтера. Сам Дорофей Золотарев никогда не жил и не работал на территории сегодняшней РБ.

Флемская резьба , воспроизводимая руками российских мастеров в храмах московской РПЦ кем-то названа "белорусской резьбой". Наши сегодняшние беларуские искусствоведы и историки ошибочно считают ее национальным беларуским видом искусства. Этот религиозный термин из той же оперы, что и православная московия как "Белая русь".
"

Сказана-зроблена.

Была думка Вам напісаць,што адну рэч Вы не улічылі ў сваех разліках. Кажу пра ўзаемаадносіны ,накшталт "ВЫКЛАДЧЫК-ВУЧАНЬ". Не пасьпеў. Самі падставілісь, прычым па поўнае праграме.

Дарафей,можа ,ніколі й не быў заходняе Масквы, але ягоны настаўнік, Станіслаў Лапуцкі (ужо адно тое,што прозвішча ня ёсць імём па бацьку ,напрыклад, Ермалай Дарафееў,Тімошка Сяргееў, а нейкі Лапуцкі, не кажу ўжо пра незвычайнае для маскаля імя Станіслаў, Вас павінна было насьцеражыць) ...далей чытайце тое, на што Вы самі таго не жадаючы, вывялі мяне.

http://www.rus-ico.ru/artists/l/lopucky ... 64a484a582

"ЛОПУЦКИЙ СТАНИСЛАВ (уп. 1655, ум. 1669) -

живописец, шляхтич из г. Смоленска. Ранее значился среди художников Львова (Павленко 1989).

Бил челом о приеме его на службу в Оружейную палату на место умершего в 1655 г. Анца Детерса — 28 декабря 1655 г. и 7 февраля 1656 г., с 1 марта 1656 г. принят в палату с жалованием по 10 руб. в месяц (т. е. вдвое меньше того, что получал Детерс) (Успенский 1910). “По Государеву указу… велено быть в Оружейном приказе Смоленскому шляхтичу живописцу Станиславу Лопуцкому у живописного дела, а для его бедности… Государь жаловал ему в приказ 20 рублей” (Викторов 1883). В 1657 г. написал порсуну (= портрет) царя Алексея Михайловича — на полотне и “зеленил 20 столбчиков” (Стлб. № 947 165 г.) (Успенский 1910). 20 августа получил жалованье вполовину прежней дачи по случаю его свадьбы (Викторов 1877). В 1658 и 1659 гг. писал знамена, между прочим, в Выборгский полк, расписывал кости к потешной клетке....
"
Каваль, а Вы , часам ,не з Вялікай Русі? Бо.. "..... выученРоссийским мастером Лопуцким"?
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Пн ноя 07, 2011 6:13 pm

В 1660 г. Лопуцкий писал знамена (Стлб. № 482 168 г.), золотил стул для государя, расписывал “русских голубей” “в село Покровское” (Оп. 34. № 949 168 г.), писал царское место “к Спасу Нерукотворенному вверх” (во дворце) (Стлб. 169 г. № 529); в 1661 г. был послан на Железные заводы и там в течение шести недель писал чертежи заводов (Стлб. № 133 170 г.), серебрил подсвечники в Никитский девичий монастырь и в церковь преп.-муч. Евдокии, во дворце (Оп. 34. № 951); в 1662 г. чинил 30 прапоров тафтяных и писал по золоту красками колмыцкие шапки (Оп. 34. № 951). [В том же 1661 г. он писал “с живства” портрет Алексея Михайловича (Забелин 1862). Челобитную о выдаче жалованья за написание царской персоны и чертежей железных заводов от 13 декабря 170 г. см.: РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 7. Д. 7856 - Ред.]

В 1663 г. Станислав Лопуцкий “делал чертеж московский, литовский, и черкасский” (Стлб. № 110 172 г.).

В 1664 г. писал “по чертежу” знамена из Иноземского приказа (Стлб. № 521 172 г.) и “к светлому Христову Воскресению” изготовил чертеж, с русской подписью, с верстами, московскому государству, великому княжеству литовскому, Малой Русии да “Свийскаго государства от Москвы до Риги”. “Чертеж” этот был “в размерах пространный” (Стлб. № 538 172 г.).

И какая тут связь с "белорусской резьбой" ?
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 6:32 pm

каваль писал(а):
И какая тут связь с "белорусской резьбой" ?

быццам бы ,такая ж, як і тут...
"
В 1674 г. Ермолаев вместе с Безминым и Иваном Богдановым Салтановым писал в новых царских деревянных хоромах “подволоки на польских полотнах широких — разныя притчи — Ионы пророка, Есфири и Моисея пророка” (Оп. 32 № 1666 182 г.). [И. Е. Забелин относит эту работу к 1679 г. См. Забелин 1894. — Ред.]

В 1675 г. Дорофей Ермолаев расписывал столик царевичу Петру Алексеевичу (Стлб. № 268 183 г.); писал оконные пяльца в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Стлб. № 298 183 г.).

В 1675 г. Дорофей Ермолаев написал к Пасхе в поднос государю — на камках два знамени сотенных, с изображением на них — на одном мученика Мардария, на другом великого князя Василия Ярославского; на других сторонах были изображены кресты о пяти степенях (Стлб. № 341 183 г.) (Успенский 1910).

В мае того же года ему указано писать знамя полковое, тафтяное, красное — в средине орел, по сторонам — солнце, месяц, звезды; каймы золотые, по золоту красками расписать разными; а то знамя посылать к князю Булату Мусаловичу Черкаскому. На другом знамени написать мучеников Федора Стратилата, Авксентия, Никиту, благоверных князей Владимира, Всеволода Псковского, Константина, мучеников Меркурия Смоленского, Артемия; по другую сторону кресты, по сторонам подписи с старых знамен (Забелин 1894. Вып. 2:122).

В июне того же года Ермолаев “золотил и красками писал потехи царевичу Петру Алексеевичу — топорок с обушком, топор простой чеканец, пяток ножиков, топор посольский, молоток, пяток шариков, а колокольцы положены в те шарики, подзор к аргамакам царевича Феодора Алексеевича” (Стлб. № 409 183 г.).

В декабре Дорофей Ермолаев “золотом и красками росписывал на прапорах звезды, на каймах травы, золотом и серебром по гулфарбе древка и топоры и всякие потехи по гулфарбе цветной… в поход царевичу Петру Алексеевичу” (Стлб. № 128 184 г.).

В июле 1676 г. Дорофей Ермолаев “аспидил” ларец в хоромы к царице Наталье Кирилловне (Стлб. № 392 194 г.), золотом и красками писал царевичу Петру Алексеевичу “потешныя трубы, пару пищалей, пару пистолей, три булавы, три перната, три обушка, три топорка, три ножичка” (Стлб. № 407 184 г.); в августе “прописывал маленький барабанец” царевичу Петру Алексеевичу, “очернил чернилами зеркальный станок, который был из царицыны Мастерския палаты” (Стлб. № 512 184 г.).

В марте 1677 г. Дорофей Ермолаев “золотом и серебром и красками починивал царские двери резныя вновь, которыя… из Оружейныя палаты посланы государева жалованья в Александрову слободу” (Оп. 34. № 958. Л. 341об). [И. Е. Забелин относит эту работу к 1679 г. См.: Забелин 1894. Вып. 3:170. Аналогичную работу Дорофей Ермолаев выполнял и весной 1680 г. (см. ниже). — Ред.]"

То бок, да ліхтара,што мастак Лапуцкі (Вялікій Русскій майстар= шляхціц з Смаленску)) настаўнік будучага мастака Дарафея (з дзяцінства апошняга), які, між іншымі справалі "залаціл і аспіділ" на польскім сукнае...)
Каваль, карацей, пакуль ек знойдзеце тэрмін "белорусская резьба" раней 18 ст. , будзем таўчы ваду,як вінаград. Толькі з вінаграда адтрымліваеца віно, а з вады....накіпь...
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 6:32 pm

http://kostromadom.ru/publik/publik_32.htm
В Россию строительство домов из бруса проникло через работавших у нас иностранных резчиков и посредством очень распространенных тогда иллюстрированных изданий, чаще - Библии или отдельных гравюр - «фряжских листов», по терминологии того времени. В этих изданиях сюжетные изображения окружались обычно рамой, украшенной богатой орнаментикой, которую резчики охотно использовали в своих работах. Особенно большое влияние на развитие «флемской» резьбы оказали белорусы и поляки, переселенные или приглашенные на работу в Россию из Полоцка, Витебска и других городов, присоединенных к русскому государству в 1654-1657 годах. Среди них были искусные мастера, такие как старцы Арсений, Ипполит, Клим Михайлов, Герасим Окулов и другие. Многие из этих резчиков долгие годы прожили в России и принимали участие в декоративном оформлении большинства крупных построек того времени в Москве, Коломенском, Новом Иерусалиме, Валдайско - Иверском монастыре. Они принесли в русскую деревянную резьбу новые декоративные формы и приемы выполнения, а также более сложные инструменты, дотоле у нас не применявшиеся.

Пераселенныя ці запрошанныя....))
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Пн ноя 07, 2011 6:41 pm

Поясните и это заодно :

"Иконы писаны артелью Симона Ушакова (1626-1686)
Резьба - 1683-1685 годы, белорусская артель, мастера Клим Михайлов и Дорофей Золотарев.
Стиль резьбы получил название "белорусская", иначе "флемская" резь".

Почему они у вас "Белоруссы" или "белорусская артель"?
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 6:47 pm

Пермская деревянная скульптура
Изображение

"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников — один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры......
http://northural.ru/article/perm_wood_sculpture/
--------------------------------------------------
Бачыце, як ў Расеі проста.... ад балвахвальства адразу да Віленскага барока))
============================
Николай Николаевич Серебренников (8 июля 1900, Верхние Муллы, Пермская губерния — 21 мая 1966, Пермь) — искусствовед, посвятивший свою жизнь собранию и изучению пермской деревянной скульптуры, основатель Ильинского районного краеведческого музея.
Организовал ряд экспедиций на север Пермской области. В ходе одной из экспедиций, в 1923 году было найдено 248 самобытных деревянных скульптур и множество шедевров древнерусского искусства, которые впоследствии стали основой всемирно известной коллекции деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи.
В 1928 году было опубликовано исследование Н. Н. Серебренникова «Пермская деревянная скульптура».

— Это самое первое издание по деревянной скульптуре, – рассказала директор Пермской художественной галереи Надежда Беляева. – А ведь это было время, когда сносились храмы и разрушались ценности. Между тем до сих пор нет лучшего исследования и описания феномена пермской деревянной скульптуры, чем те, которые сделал ее первооткрыватель – второй директор Пермской художественной галереи Николай Серебренников. Он был истинным энтузиастом: до сих пор основу коллекции галереи составляют работы, найденные и приобретенные именно им. Именно он впервые употребил словосочетание «пермские боги».
Книга Серебренникова – замечательный образец научной и научно-популярной литературы и хорошего русского языка.

Автор: Николай Николаевич Серебренников
Название: Пермская деревянная скульптура
Издательство: Пермское книжное издательство
Год: 1928
Страниц: 211
Качество: Отсканированные страницы
Язык: русский
Формат: PDF
Размер: 63,3 Mb
http://arstyle.org/books/libdesign/1053 ... 8-pdf.html

патрэбна рэгістрацыя.
"Феномен пермяцкой скульптуры".... быццам бы ў наш НАЦЫЯНАЛЬНЫ МУЗЭЙ (Менск) зайшоў...
Последний раз редактировалось gervasij Пн ноя 07, 2011 6:50 pm, всего редактировалось 1 раз.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 6:49 pm

каваль писал(а):Поясните и это заодно :

"Иконы писаны артелью Симона Ушакова (1626-1686)
Резьба - 1683-1685 годы, белорусская артель, мастера Клим Михайлов и Дорофей Золотарев.
Стиль резьбы получил название "белорусская", иначе "флемская" резь".

Почему они у вас "Белоруссы" или "белорусская артель"?


Каваль, пайшоў загон. Пытаю ужо ў каторы раз, калі гэтаму накірунку ў мастацтве быў дан назоў "белорусское"? Сапраўды цікава. Знайдзіце,калі ласка.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 8:16 pm

Крыніца яшчэ тая,але ...
http://www.ng.by/ru/issues?art_id=12906


Несмотря на то что деревянные палаты просуществовали всего сто лет — во второй половине XVIII века по приказу императрицы Екатерины они были разрушены, а на их месте построено каменное здание, — фактический и иллюстрационный материал у тех, кто возрождает дворец, имеется. Здание было слишком хорошо, слишком диковинно для допетровской Москвы, чтобы о нем не осталось ошеломленно-восторженных записей современников Алексея Михайловича. Придворный поэт, наставник старших царевичей Симеон Полоцкий называл резиденцию в Коломенском “восьмым чудом света”. Иностранцы, которым доводилось бывать в чудесном здании, не жалели о нем эпитетов в своих путевых заметках: “Коломенский загородный дворец, который, кроме прочих украшений, представляет собой достойный обозрения род постройки, хотя и деревянной, так как весь он кажется точно только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом исполненным резным украшениям”. Удивляли иноземцев не только резные стены да ставни. Внутри их тоже ждали чудеса: деревянные фигуры зверей, которые двигались при помощи встроенных механизмов. Возле царского трона стояли оклеенные овчиной львы, они рычали и поднимали лапы, будто готовясь сойти с подставок... Великий реформатор боярской России Петр еще качался в колыбели, а его батюшка уже развлекался такими чудесами...
Артель патриарха Никона
История сохранила имена создателей чудо-дворца. Резали из дерева всю эту красоту мастер Клим Михайлов и его артель — уроженцы Беларуси. Правда, некоторые источники утверждают, что зодчие-белорусины, жители знаменитой Мещанской слободы русской столицы, создавшие в XVII веке немало рукотворных чудес, пришли в Москву из-под Новгорода, и это дает основание отдельным историкам утверждать, что к белорусской нации мастера никакого отношения не имели. Но если копнуть историю немножко глубже, становится ясно, что “белорусины” с северных земель новгородских — самые настоящие белорусы. Они просто пришли в Москву через север. Одни — по принуждению, иные — по своей воле.
Царь Алексей Михайлович, прозванный в истории Тишайшим, на самом деле был не прочь повоевать. С западными соседями, например, — Речью Посполитой, в которую в составе Великого княжества Литовского входили и белорусские земли. Война, длившаяся более тринадцати лет, была одной из самых кровопролитных и жестоких в XVII веке. И по сути своей безрезультатной для воюющих сторон. Досталось больше всего пограничным землям (а именно белорусская территория находилась на востоке Речи Посполитой). Летописи свидетельствуют о многочисленных пленных, вывозимых русскими войсками из захваченных городов — Орши, Дубровно, Шклова, Мстиславля.
В то время, впрочем, и сами жители восточных белорусских земель — в большинстве своем православные — из-за усиливавшегося давления католицизма в их стране стремились на восток, под покровительство царя-единоверца, по указу которого многочисленные вербовщики приглашали белорусов переехать в Москву и окрестности, обещая все блага. И они действительно эти блага имели, так же как и многие пленные. Потому что они были мастерами, владевшими ремеслом и навыками, о которых в допетровской России знали только по рассказам.
И все-таки что общего у пленных или беглых белорусов в Москве с белорусинами, пришедшими в Белокаменную из-под Новгорода? Все очень просто. Патриарх Никон, который во время войны был еще в фаворе, как раз строил Иверский монастырь на Валдае (заметим: рядом с Новгородом). Очень нужны были мастера для украшения обители. Не мудрствуя лукаво, патриарх просто переселил на Валдай братию Кутеинского монастыря под Оршей — эти земли как раз находились под властью русских войск. Среди монахов Кутейно было много знатных мастеров. Потянулись за ними на Валдай и ремесленники ближайших городов и местечек. Так у Никона образовалась белорусская артель. А когда патриарх попал в опалу, мастеровитых людей переселили в Мещанскую слободу Златоглавой...
“Работавшие при Никоне белорусские резчики по дереву и мастера по производству изразцов внесли неоценимый вклад в развитие русского монументально-декоративного искусства. Своим невиданным расцветом во второй половине XVII века оно обязано именно им”. Таково мнение Н.И.Корнеевой, ученого секретаря Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Не только несохранившийся легендарный дворец Коломенского подтверждает этот вывод — в Москве и теперь с гордостью показывают туристам творения талантливых рук белорусских мастеров.
“Райский сад” принесли с запада
К примеру, иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря — его резал все тот же Клим Михайлов, мещанин из белорусского Шклова, взятый на службу князем Григорием Куракиным. Позолоченный иконостас скорее подошел бы к пышному убранству католического храма — в рельефной резьбе причудливо переплелись сказочные цветы, фрукты, виноградная лоза и гроздья... Слишком необычно и торжественно для потемневших строгих ликов икон, которые расположены среди этой объемной деревянной “лепки”. Ее редко увидишь в старых русских храмах, иконостас в которых — фактически только “стена” для образов.
Михайлов привез идею этой резной роскоши со своей Родины, где веками мирно сосуществуют православная и католическая традиции, заимствуя друг у друга лучшее. В белорусских церквах до сих пор сохранились царские врата, иконостасы, исполненные в той же манере, что и в Смоленском соборе, и в дворцовой церкви Воскресения Словущего в Кремле (там тоже работал глава царской палаты резных и столярных дел Клим Михайлов и его мастера). Именно с того времени — со второй половины XVII века — русские церкви начинают сравнивать с райским садом. Неудивительно — он и вправду рождался во славу Всевышнего и человека под резцами белорусских мастеров и их учеников.
Не боги изразцы обжигали
Утехой и гордостью патриарха Никона был Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря на Истре. Владыка мечтал, чтобы этот храм как можно больше походил на церковь над Гробом Господним, отделанную мрамором всех цветов радуги. Нужное количество ценного камня найти было почти невозможно, да и искать не понадобилось: среди белорусских поселенцев, привезенных на Валдай, был мастер Петр Иванович Заборский, который сумел копию мраморной красоты создать из обыкновенной глины. Изразцы, которыми он украсил стены Воскресенской церкви, были действительно всех цветов радуги, что казалось настоящим чудом: в России до тех пор владели технологией изделия гладких изразцов только двух цветов — коричневого и зеленого.
История умалчивает, из какого именно места Беларуси привез Заборский свое мастерство. Вполне вероятно, из местечка Копысь под Оршей, где, владея секретом особенного обжига, делали изразцы не только разного цвета, но и рельефные. Копысский мещанин Игнатий Максимов нашел нужную глину и на Валдае. А после опалы Никона переселившийся в Москву Максимов вместе с еще одним “ценинных дел мастером” Степаном Полубесом, взятым “в полон” из белорусского Мстиславля князем Трубецким, украсили чудо-изразцами стены знаменитого Крутицкого терема, Покровского собора в Измайлове, церкви Успения в Гончарах (результат их труда можно видеть и сегодня). Для декора собора в Измайлове Полубес и Максимов изготовили более 7 тысяч пятицветных рельефных изразцов, для украшения главного фасада резиденции Крутицких митрополитов — 1170...
Так Клим Михайлов из Шклова, Игнатий Максимов из Орши и Степан Полубес из Мстиславля триста пятьдесят лет назад основали в Москве пышный архитектурный стиль богатых домов — “нарышкинский”.
Вполне вероятно, над воссозданием дворца в Коломенском тоже будут работать белорусы. Во всяком случае, на многочисленных московских и подмосковных стройках их труд особенно ценится. Они — не просто старательные и исполнительные “гастарбайтеры”, строители из Беларуси — специалисты с творческими идеями и богатой фантазией. Генная, знаете ли, память.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Пн ноя 07, 2011 8:47 pm

Н.И. Комашко

Белорусские мастера в Московском государстве

второй половины XVII века



С восшествием на русский престол династии Романовых жизнь в Московском государстве после Смутных лет начала XVII века стала быстро налаживаться. Страна переживала подъем во всех сферах своей жизни, и царский двор как никогда ранее стал нуждаться в большом количестве квалифицированных мастеров для строительства и украшения новых дворцов и храмов, налаживания производства всего необходимого в царском быту, чтобы стать вровень с другими европейскими государями, не уступая им ни в чем. Вслед за царем знатные бояре и богатые купцы стремились возводить свои храмы, украшая их с еще не превзойденной роскошью. Потребность в мастерах художественных специальностей была велика, будь то оружейники или иконописцы они привлекались в придворную Оружейную палату, объединившую множество различных по своей специализации мастерских. В них рука об руку трудились мастера самых разных национальностей - немцы, голландцы, поляки, греки, армяне и многие другие. Особую роль с середины столетия в штате Оружейной палаты стали играть белорусские мастера, прибывшие разными путями в Москву из Великого княжества Литовского, где уже многие годы шли военные действия и сложилась непростая конфессиональная ситуация :под белорусами понимали православных (московская РПЦ). Прибывших из тех же земель католиков считали поляками.
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Пн ноя 07, 2011 11:37 pm

каваль писал(а):Н.И. Комашко

Белорусские мастера в Московском государстве

второй половины XVII века



С восшествием на русский престол династии Романовых жизнь в Московском государстве после Смутных лет начала XVII века стала быстро налаживаться. Страна переживала подъем во всех сферах своей жизни, и царский двор как никогда ранее стал нуждаться в большом количестве квалифицированных мастеров для строительства и украшения новых дворцов и храмов, налаживания производства всего необходимого в царском быту, чтобы стать вровень с другими европейскими государями, не уступая им ни в чем. Вслед за царем знатные бояре и богатые купцы стремились возводить свои храмы, украшая их с еще не превзойденной роскошью. Потребность в мастерах художественных специальностей была велика, будь то оружейники или иконописцы они привлекались в придворную Оружейную палату, объединившую множество различных по своей специализации мастерских. В них рука об руку трудились мастера самых разных национальностей - немцы, голландцы, поляки, греки, армяне и многие другие. Особую роль с середины столетия в штате Оружейной палаты стали играть белорусские мастера, прибывшие разными путями в Москву из Великого княжества Литовского, где уже многие годы шли военные действия и сложилась непростая конфессиональная ситуация :под белорусами понимали православных (московская РПЦ). Прибывших из тех же земель католиков считали поляками.


Вось ускосны доказ :
1. маскалі перанялі азы майстэрства ад нашых...
2. "выхадцамі із Белоруссіі" -сучасная фармуліроўка. Трэ было неяк акрэсліць тых, хто быў захоплены на тэрр. Вялікалітвы = ад Смаленска да Вільні. Только вось нешта жмудскія майстры не згадваюцца ні разу. Згодна з кнігай Пілсудскага, ўся Жмудзь была застаўлена драўлянымі крыжамі, ўздоўж дарог амаль праз кожныя 50 м. Нешта , відаць, і ў іх было...))

К концу XVII столетия мастера-резчики, обученные выходцами из Белоруссии, успешно продолжали и развивали искусство своих учителей. С переводом столицы в Петербург почти все они, в отличие от иконописцев, были переведены туда, где продолжали выполнять как светские, так и церковные заказы.
http://rusarch.ru/komashko1.htm
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Пн ноя 07, 2011 11:58 pm

Спадар Gervasij, концепция "белая русь" как православная московия, а "белорусец" как приведенный к московской вере(давший присягу московскому царю) - очень молода. Ее впервые здесь на форуме вытащили на свет может год назад и она обрастает мясом. Никто никогда ранее даже в мыслях не допускал, что "белорусс"- это не постВКЛовское обозначение народа Литвы, а принадлежность к московской РПЦ. Потому во всех современных статьях о "белорусских мастерах" или "белорусских артелях" или "белорусской резьбе" подразумевают выходцев с территории сегодняшней РБ. Начинаешь проверять - один из пяти, да, выходец из шклова. Остальные родились и выучились делу в подмосковье, костроме, истре и т.д. Но их огулом называли "белорусскими мастерами". А наши современники-историки даже не удосуживаются перепроверить их этническую принадлежность, но по аналогии с существующим сегодня этносом записывают тех из 17 века в сегодняшних этнических белоруссов. Я не согласен. Что и выразил в своих постах. Связь "белорусское(ий)" с московским православием, а не с сегодняшней РБ, более чем очевидна.
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Вт ноя 08, 2011 12:28 am

каваль писал(а):Спадар Gervasij, концепция "белая русь" как православная московия, а "белорусец" как приведенный к московской вере(давший присягу московскому царю) - очень молода. Ее впервые здесь на форуме вытащили на свет может год назад и она обрастает мясом. Никто никогда ранее даже в мыслях не допускал, что "белорусс"- это не постВКЛовское обозначение народа Литвы, а принадлежность к московской РПЦ. Потому во всех современных статьях о "белорусских мастерах" или "белорусских артелях" или "белорусской резьбе" подразумевают выходцев с территории сегодняшней РБ. Начинаешь проверять - один из пяти, да, выходец из шклова. Остальные родились и выучились делу в подмосковье, костроме, истре и т.д. Но их огулом называли "белорусскими мастерами". А наши современники-историки даже не удосуживаются перепроверить их этническую принадлежность, но по аналогии с существующим сегодня этносом записывают тех из 17 века в сегодняшних этнических белоруссов. Я не согласен. Что и выразил в своих постах. Связь "белорусское(ий)" с московским православием, а не с сегодняшней РБ, более чем очевидна.


Нажаль,не адзін з пяці. Колькасць майстроў з нашай зямлі ў Масковіі была неверагодная. Захаваліся звесткі больш меньш дакладныя, пра малую колькасць (ці, уведзены ва ўжытак). Не забывайцеся на тое, што паланяньнікаў разпіхвалі й куды падалей ад Масквы і адначасова ад мяжы. Прыклад Пермскае УНІКАЛЬНАСЦІ (17ст)- факт. Але, маскалі ня пішуць, што гэта праца рук нашых землякоў. Для іх гэта - фокус, які выкінуў нейкі пермяк, які лічыў скульптуру (ікону) Богам і мог наказаць Бога , перакуліўшы да гары нагамі.

Вось, вас бянтэжыць "белорусская резьба" створаная вучнямі ліцьвіноў (ліць віно)), а не палохае "віленскае барока" ў Нясвіжы,Менску? Магчыма сучасныя маскалі маюць на ўвазе "белорусскую школу"..у рэчышчы якой працягвалі працаваць вучні сапраўдных б.майстроў?!

Як думаеце, майстар з Вільні, МЕнску...,напрыклад, якога завербавалі на нейкі час за грошы, мусіў прымаць хрост па маскальскіх канонах? Ці, быў вольны трымацца сваёй веры?
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение каваль » Вт ноя 08, 2011 6:09 am

Приведение к вере ( присяга ) московскому царю для всех православных мастеров была обязательна. После этого они и становились "белорусскими мастерами" и "белорусскими артелями" . Католиков и униатов из сегодняшней РБ туда не допускали.

"... По указу государя в Москву брались "из Вильны, из Полоцка, из Витебска, из Смоленска розных дел мастеровые люди с женами и с детьми на вечное житье". Тех, кому предстояло работать при дворе, вначале приводили к вере, то есть они должны были подтвердить свое православное вероисповедание..."

Т.е. мастера были православными, но должны были подтвердить свое православие через присягу москве.

http://rusarch.ru/komashko1.htm
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение gervasij » Вт ноя 08, 2011 9:42 am

каваль писал(а):Приведение к вере ( присяга ) московскому царю для всех православных мастеров была обязательна. После этого они и становились "белорусскими мастерами" и "белорусскими артелями" . Католиков и униатов из сегодняшней РБ туда не допускали.

"... По указу государя в Москву брались "из Вильны, из Полоцка, из Витебска, из Смоленска розных дел мастеровые люди с женами и с детьми на вечное житье". Тех, кому предстояло работать при дворе, вначале приводили к вере, то есть они должны были подтвердить свое православное вероисповедание..."

Т.е. мастера были православными, но должны были подтвердить свое православие через присягу москве.

http://rusarch.ru/komashko1.htm


Каваль,ў нечым я з вамі безумоўна згодзен, але патрэбны доказы. Прычым, амаль на кожны ваш сказ.

Накідайце сюды вытрымак з дакумантаў і будзем квіты.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Чт ноя 10, 2011 12:55 pm

http://www2.polskieradio.pl/zagranica/d ... x?id=54661
Становішча беларускае мовы ў пэрыяд ВКЛ - 3
28.06.2007



Вацлаў Пануцэвіч піша, што літаратура пэрыяду XVI-XVII ст.ст. сапраўды заслугоўвае на назоў „залатога веку”. У гэтым часе былі складзеныя шматлікія летапісы, дзёньнікі, пераклады на крывіцкую мову Александрыны й Повесьці аб Троі, напісаныя былі такія аповесьці з галіны рыцарскай гераічнай літаратуры, як: Повесьць а Біруце, Повесьць а Барбары Радзівілаўне, Гісторыя аб Атыльлі, каралю вугорскім, Повесьць аб Трыстане, Повесьць аб Баве, Повесьць аб Тундале. А яшчэ ж Мэтрыка Літоўская – знакаміты архіў актаў ВКЛ. Разьвіваўся й вершаваны жанр. Вершы па-беларуску пісалі: Францішак Скарына, Андрэй Рымша, Герасім і Мялеці Сматрыцкія, Сымон Полацкі ды іншыя.


Факт, што напрыканцы XVI ст. (1596 г.) Лаўрэнты Зізані выдаў свой Лексіс – царкоўна-славянскі слоўнік, сьведчыць пра патрэбу такой працы ў сувязі з тым, што славянска-руская мова была малазразумелай для жыхароў ВКЛ. Вось некалькі прыкладаў дзеля характарысткі:


Агнец - Баранак

Баня - Лазьня

Безумен - Дурань

Блажэнство - Шчасьлівасьць

Всаднік - Коньнік

Врач - Лекар, доктар


Як відаць, тагачасная „простая мова” народу амаль ня розьніцца ад сёньняшняй беларускай мовы – заўважае В. Пануцэвіч.


У старабеларускай лексычнай сыстэме былі таксама ўкраінізмы, што абумоўлена гісторыяй літаратурна-пісьмовай мовы Беларусі, вонкавымі ды ўнутранымі фактарамі, калі, апрача беларускіх земляў, вялікая частка ўкраінскіх знаходзілася ў складзе Вялікага Княства Літоўскага, а пазьней – Рэчы Паспалітай (V. P., Ab ukrainskaj leksičnaj varyjantnaści ŭ starabiełaruskaj piśmiennaści. U. V. Aničenka, Vieści AN BSSR, № 5, 1969. Zaŭvahi, u: „Litva”, № 4, Čykaha, studzień – śniežań 1970, s. 267-272.).


Беларускі дасьледнік Уладзімір Анічэнка, на якога спасылаецца Вацлаў Пануцэвіч, адзначае, што ўзбагачэньне старабеларускай пісьмовасьці ўкраінскімі варыянтнымі формамі й словамі зьяўляецца цікавым і неабходным для вывучэньня агульнай праблемы беларуска-ўкраінскіх пісьмовых сувязяў у мінуўшчыне. Зьяўленьне ў старабеларускай лексычнай сыстэме ўкраінізмаў датуецца канцом XVI ст. Тады замацавалася ды пазьней доўга трывала літаратурная беларуская мова зь некаторымі аспэктамі мовы ўкраінскае. З часам, у XVII ст. гэтая мова стала дыфэрэнцыявацца. На Беларусі яна ачысьцілася ад украінізмаў, а на Ўкраіне – узмоцнілася. Наяўным паказьнікам разыходжаньня між мовамі беларускай ды ўкраінскай зьяўляецца слоўнік першай паловы XVIII ст. Памвы Бярынды ў „лексыконе славянороскім”. (Тамсама, с. 267)


Удзельная вага ўкраінскай лексыкі ў старабеларускай пісьмовасьці была неаднолькавай на працягу цэлай гісторыі разьвіцьця беларуска-ўкраінскіх моўных сувязяў. Найбольш разьвітай была тэндэнцыя росту ўкраінізмаў на Беларусі з канца XVI – пачатку XVII ст., калі многім дзеячом украінскае культуры прыходзілася жыць на тэрыторыі ВКЛ. Гэта быў час дзейнасьці праваслаўных брацтваў на беларускай тэрыторыі.


Зь нешматлікіх прыкладаў украінізмаў, якія сустракаюцца ў тэкстах старабеларускай пісьмовасьці, вынікае, што не паявіліся яны ў выніку панаваньня ўкраінскае мовы ў ВКЛ, але зьяўляюцца выпадковымі асаблівасьцямі, якія замацаваліся з прычыны блізкасьці паўднёвых беларускіх дыялектаў да паўночна-ўкраінкіх, а таксама ў выніку кантактаў паміж беларускімі і ўкраінскімі культурна-рэлігійнымі дзеячамі. Не аказалі аднак яны ўплыву на разьвіцьцё беларускае мовы – падкрэсьлівае ўсьлед за Ўладзімерам Анічэнкам Вацлаў Пануцэвіч.


Цікавы погляд беларускага эміграцыйнага дасьледніка таксама на ролю беларускае мовы ў пазьнейшы пэрыяд – XVIII-XІX ст.ст. Не пагаджаецца ён з тэзай, што пасьля заняцьця польскай мовай напрыканцы XVII ст. функцыі мовы дзяржаўнай, беларуская перастала зусім разьвівацца. „Kali ŭ narodzie paralelna raźvivałasia niekalki litaraturnych movaŭ, to ŭ niekatorych peryjadach jaho historyi nastupała pieratasoŭka viadučych litartaurnych movaŭ. Takim čynam polskaja mova ŭ 18-19 st.st. ŭ našym litaraturnym pracesie zaniała viadučaje miesca. Ale heta nie značyć, što kryvickaja i inšyja movy našaha litaraturnaha pracesu byli zabaronieny, ci zamierli. Jany płyli mienšymi ciokami.” – піша В. Пануцэвіч. У гэтым пэрыядзе разьвівалася школьная драма зь дзьвюма моўнымі стыхіямі: крывіцкай і польскай, народныя тэатры „батлейкі” з крывіцкімі інтэрмэдыямі; разьвівалася вусная народная творчасьць зь песьнямі, былінамі, паэтычнымі аповесьцямі, казкамі й г. д. (V. Panucevič, Da pytańnia pra miesca Prancisia Bahuševiča ŭ historyi biełaruskaj litaratury. (Artykuł A. Adamoviča ŭ Zapisach 3, 1964 h.), u: „Litva”, № 1, studzień – červień 1967, Čykaha, s 250-252).


Праблему палянізацыі шляхты ў ВКЛ і ролю Каталіцкага касьцёла ў гэтай палянізацыі Вацлаў Пануцэвіч закранае ў артыкуле пад назовам Польская мова ў XIV-XVIII стст. а каталіцкая царква ў Вялікім Княстве Літоўскім („Litva”, № 2, Čykaha, lipień – śniežań 1967, s. 3-54).

Мова ВКЛ ужо ад часоў Казіміра Вялікага была, побач лаціны, мовай дыпляматычных зносін Польшчы зь Літвой, Галіцкай Русьсю ды Масковіяй. Марцін Бельскі у сваёй Kronicy wszystkiego świata (Кракаў 1551) піша: „Rusini nad nas wiele mają, iż przyrodzonym językiem piszą i czytają, a my cudzoziemskim łacinskim... który nie może iść każdemu u nas w posłuch tak w kościelech, prawiech jako i dzie indziej, gdyż nie każdy tej rzeczy łacińskiej rozumie ani pisze”( Vacłaŭ Panucevič, Polskaja mova ŭ XIV-XVIII stst. a katalickaja carkva ŭ Vialikim Kniastvie Litoŭskim, u: „Litva”, № 2, Čykaha, lipień – śniežań 1967, s. 12).

Дык калі распаўсюдзілася польскя мова ў Літве, і якія прычыны ўспамагалі гэты працэс? – задумоўваецца Вацлаў Пануцэвіч на старонках часопіса „Літва”. Стараючыся знайсьці адказ на гэтае пытаньне, В. Пануцэвіч зьвяртае ўвагу на гістарычныя чыньнікі. У пару ўспыху рэфармацыі ў 1563 г. выбухла зацяжная вайна з Масквой за Лівонію, якая ў 1561 г. прыняла пратэктарат Літвы й Польшчы, а Латгалія была далучаная да Літвы. Вайна цягнулася да 1582 г. За гэты час тэрыторыя Літвы сталася ваеннай прасторай, на якой сустракалася польская шляхта зь літоўскай. Адбывалася агітацыя палякаў за шчыльнейшую вунію ВКЛ з Польшчай, за дэмакратызацыю й за лепшыя правы для шляхты. Польская мова станавілася супольнай мовай. Ужо ў гэтым часе польская шляхта двойчы дамагалася ў Жыгімонта Аўгуста (у 1565 і 1568 гадох), каб лісты з Канцылярыі ВКЛ пісаліся да яе па-польску альбо па-лаціне, бо рускага пісьма не разумее. Жыгімонт Аўгуст адкінуў гэтыя патрабаваньні, але загадаў далучаць пераклад ў лацінскай мове – адзначае В. Пануцэвіч (тамсама).


Другой спрыяльнай умовай для пашырэньня польскае мовы ў ВКЛ была кірыліца й традыцыйны царкоўна-славяна-рускі правапіс з скаротамі й тытламі. Беручы пад увагу факт, што моладзь у той час атрымлівала адукацыю ў пачатковых школах у лацінскай мове, а потым працягвала навуку ў замежжы таксама ў гэтай мове, дык цяжка ёй было чытаць амаль што рукапісныя кірылічная тэксты. Шкада, што Ф. Скарына ды іншыя культурныя дзеячы XVI ст. ня ўпросьцілі кірылічных літар і не ўвялі фанэтычнага правапісу – піша В. Пануцэвіч на старонках часопіса „Літва” (тамсама, с. 27-29).


У 1696 г. Генэральная Канфэдэрацыя пасьля безвыніковага выбарчага Сойму пастанавіла, каб пісар земскага ваяводзкага суду, дзе будуць адбывацца Галоўныя трыбунальскія суды, запісваў пастановы па-польску, а не па-руску. Годам пазьней вальны Сойм зацьвердзіў у агульным гэты праект, не закранаючы бліжэй пытаньня мовы ў ВКЛ, а толькі ў „pactach conventa” паміж усімі станамі Каралеўства й Літвы з аднаго боку, а каралём Фрыдрыхам Аўгустам з другога сказана: „У справах і пасольствах ад Рэчыпаспалітай мы, згодна даўных законаў, ня будзем карыстацца сваёй пакаёвай пячаткай або сыгнэтам, і абяцаем выдаваць усе лісты, справы і публічныя легацыі толькі на мове польскай і лацінскай, а ня іншай”( тамсама, с. 29).


З гэтых дакумэнтаў зусім не вынікае забарона беларускай мовы ў ВКЛ у лякальным карыстаньні ці ў царкве, але польская мова, побач лацінскай, ставалася мовай цэнтральных ворганаў дзяржаўнае ўлады – адзначае В. Пануцэвіч (тамсама, с. 30-31). Аўтар публікацыі дадае на старонках „Літвы”, што ў той час не назіралася палянізацыі ВКЛ, таму што не назіралася адыходу ад самастойнасьці й незалежнасьці сваёй краіны ды прызнаваньня Польшчы й польскасьці за свае этнічныя каштоўнасьці. Гэта паявілася толькі на грунце пазытывістычных ідэяў пасьля паўстаньня 1863 г. – заўважае В. Пануцэвіч на старонках часопіса ,,Літва”.


Ніна Баршчэўская
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1