СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение goward » Ср мар 11, 2015 9:38 pm

Святлана Куль і Юрый Чавусаў: Чаму ў Расеі спалохаліся беларускіх літвінаў?


Гісторык Святлана Куль і палітолаг Юрый Чавусаў дыскутуюць пра ліцвінства ў Беларусі. Хто такія ліцвіны і чаго яны дамагаюцца? Ці ёсць ліцвіны сярод першых асобаў дзяржавы і чаму расейская прапаганда занялася дыскрэдытацыяй гэтага руху ў Беларусі?

https://www.youtube.com/watch?v=LQIPyjtdlq4#t=179
goward
Модератор
 
Сообщения: 3336
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение goward » Ср мар 11, 2015 10:34 pm

Вот нашел статью на которую ссылалась передача " Два на два" в самом своем начальном .

Здесь все передачи Третьякова "Что делать?"

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id ... _id/986938

Вот только в каком выпуске была поднята тема литвинства в Беларуси не могу найти. Может кто поможет, хочется очень посмотреть? :roll:



Лукашенко балуется литвинством

Александр Андрушкевич

09.01.2015 - 06:07
Изображение

Некогда маргинальное, течение так называемого литвинства пробивается на верхи белорусской власти. Происходит это, конечно же, не благодаря импульсу самого литвинства, а благодаря заинтересованности Минска в поднятии идеологии литвинства на более высокий уровень.

Изначально литвинство – умозрительный концепт части белорусской националистической интеллигенции. Она была оторвана от реальности так же, как и выдуманный ею концепт литвиниства. Поначалу национал-интеллигенты просто играли в литвинство и трясли им, как погремушкой, завораживаясь исторгаемыми из этой идеологии политическими звуками.

Но потом кое-кто в Минске понял, что из литвинства можно извлечь пользу, и сразу взял жутко гордых, и жутко независимых литвинистов в оборот. Вообще, тезисы о свободолюбии, непокорности, безудержной удали и храбрости литвинов очень популярны в среде сторонников этой идеологической сказки. Литвинство срочно создает пантеон своих героев и необходимые для влияния на массы идеологемы.

Геннадий Давыдько, руководитель Гостелерадиокомпании Белоруссии, человек, ответственный за пропагандистскую работу в стране, прямо называет себя литвином. Он говорит, что для него это слово предпочтительнее, чем этноним «белорусы». То есть, литвинство прокралось в пропагандистские структуры белорусского государства. Наивно думать, будто это происходит без ведома Лукашенко. Как раз сам Лукашенко не прочь разыграть литвинскую карту.

Вкратце суть литвинства выглядит так: белорусы — это наследники Великого Княжества Литовского (ВКЛ), а белорусы — это вовсе не белорусы, а литвины, те самые, кто создал ВКЛ. ВКЛ — европейское государство, чистое и благородное, как слеза, вынужденно соседствующее с дикой и варварской Россией. Только распад ВКЛ лишил белорусов, сиречь, литвинов, светлого европейского будущего, поэтому надо возродить идеологию и самосознание ВКЛ, и повернуть Белоруссию лицом на запад.

Но как возродить идеологию и самосознание государства, исчезнувшего с карты мира еще в XVIII веке, да и то, номинально? Потому что в реальности ВКЛ исчезло с карты мира в XVI веке, слившись после Люблинской унии с Польшей, итогом чего стало появление Речи Посполитой. А в Речи Посполитой всем заправляли поляки, и чем дальше от момента заключения унии, тем меньше в ВКЛ оставалось непольского. Со временем знать ВКЛ окончательно перешла на польский язык, польскую культуру и приняла польскую идентификацию. Литвтинами же в ВКЛ называли всех ее жителей, вне учета их национальности, подобно тому, как в СССР всех называли советскими людьми, хоть бурята, хоть армянина, хоть эстонца.

Литвины XXI века восстанавливают все не из живой традиции, а со страниц исторических журналов и книг. Извлекая из анналов истории припорошенную пылью веков тему ВКЛ, они неизбежно привносят туда свое субъективное, искусственное, натянутое, что предельно искажает их проект, делает его далеким от исторической реальности, и подогнанным под политическую конъюнктуру XXI столетия. Изготавливаются целые инструкции, как стать правильным литвином, каким богам молиться, какую политическую идеологию исповедовать, во что верить, а что отвергать. Все это сухо, безжизненно, оловянно и деревянно.

Но это не значит, что сухое и безжизненное литвинство не может развиваться дальше. Материалистическая философия тоже была искажением и порождением политической конъюнктуры, но просуществовала в СССР на правах господствующего мнения 80 лет. То же и с литвинством. Оно искусственно, но оно выгодно тем, кто видит в сближении Белой Руси с Россией угрозу для своих шкурных интересов. Г-н (пан) Давыдько, например, или тот же Лукашенко, который хочет быть полновластным князьком в своем колхозе. А чтобы колхоз не помышлял о сближении с Россией, надо в колхозе насадить соответствующую идеологию.

Выбор у батьки широк: хочешь, делай ставку на белорусский национализм, хочешь, ставь на литвинство. Национализм и литвинство соприкасаются во многих местах, но литвинство идет дальше: оно призывает белорусов признать себя балтами, прямыми наследниками ВКЛ, порвать с «выдумками» о славянском происхождении белорусов, и, уж тем более, о родстве их с великорусами.

Все искусственное неизбежно радикализируется. Взгляните на искусственно выведенную в политических инкубаторах Австро-Венгрии, Германии и Польши украинскую нацию, и все поймете. Недостаток достоверных фактов литвинство будет дополнять радикальными теориями, агрессией к несогласным и т.д. Агрессивный импульс уже сейчас заложен в формуле литвинства «Мы – добрая Европа, они – злые чужаки-азиаты».

Литвинство прокладывает пропасть раскола внутри белорусского общества. Это – путь к нестабильности и внутренней напряженности, вражде и склокам.

Литвинство неизбежно оправдывает белорусских коллаборационистов времен Великой Отечественной войны. Ведь они же воевали против «советских варваров» за «европейское будущее» Белоруссии. Подумать только: республика, в которой погиб каждый четвертый житель в 1941-1945 гг., стала местом зарождения такого мерзкого идеологического трусливо-европейского явления, как литвинство! Потоки предают предков, и делают это открыто, вальяжно, нагло, публично!

Литвинство – это одна из разновидностей белорусской бандеровщины. Другой разновидностью является обычный белорусский национализм, который не отказывается от этнонима «белорус», но насыщает его русофобским содержанием.

Литвинство – это не только пусть к внутрибелорусской вражде, но и вражде по всем фронтам. С Россией понятно, она – славянское зло для «балтов-литвинов». Но кроме России у литвинистов не складываются отношения с литовцами. Они и не могут сложиться, потому как у литовцев больше исторических прав на наследие ВКЛ, чем у кучки городских белорусских национал-интеллигентов, начитавшихся исторических очерков в интернете.

Литовцы крайне возмущены попытками литвинистов присвоить себе историческое наследие ВКЛ. Великое прошлое литовского государства для литовцев — предмет гордости, особенно, на фоне их современного крохотного и зависимого государства. Для них литвинисты из Белоруссии — воришки и исторические проходимцы.

Не лучше дело обстоит с Польшей. Почему между Варшавой и Вильнюсом сейчас такие плохие отношения? Потому что Литва считает Польшу агрессивным ассимилятором, превратившим литовскую аристократию ВКЛ в поляков по воспитанию и духу. В Речи Посполитой Польша лишила Литву элиты, превратив ее в польскую элиту, и лишила значительной доли культуры, превратив ее в польскую культуру.

Для поляков же Речь Посполитая с ее ассимиляторской политикой — предмет великодержавной гордости. Они укоряют литовцев в неблагодарности за цивилизационный труд поляков, которые принесли в Литву очаги высокой европейской культуры.

Эта тема — предмет постоянных ожесточенных споров литовцев и поляков. Белорусские литвинисты главенствующую роль в ВКЛ приписывают белорусам-литвинам. Легко предсказать, что тот же накал, с каким сейчас поляки спорят с литовцами, поляки начнут спорить с литвинистами. Вернее, литвинисты — с поляками, потому что именно от первых исходит неумное желание насильно перекрасить всю историю в ВКЛ под себя.

На фоне неумолкающих споров с литовцами споры с поляками превратят жизнь литвинистов в постоянную беспрерывную склоку.

А пока Лукашенко решил половить рыбку в мутной воде. Напрасно представители западнорусской исторической школы ходатайствовали о возведении памятника Александру II и переименовании одной из улиц Минска в честь историка-западнорусиста Евфимия Карского, уроженца Белоруссии. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике и истории западных славян, но белорусские власти решили, что увековечивание его имени нежелательно.

Зато Лукашенко не имел ничего против увековечивания памяти литовского князя Ольгерда, ходившего войной на Москву. В Витебске этому захватчику поставлен памятник. Открытие монумента в июне 2014 г. сопровождалось театрализованной постановкой: по улицам Витебска проехал на коне наряженный в Ольгерда персонаж, рядом с ним — его жена-княгиня и пешие воины средневекового Витебска. Русофобское действо прошло на славу.

Литвинисты считают Ольгерда своим, белорусским литвином, как и целую кучу прочих литовских князей. Поэтому для литвинистов открытие памятника было проявлением благосклонности президента к их литвинистским играм.

http://www.segodnia.ru/content/154653
goward
Модератор
 
Сообщения: 3336
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение goward » Ср мар 11, 2015 10:43 pm

Нашел!!!!


Изображение

Фото: ТРЕТЬЯКОВ Виталий Товиевич, автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова, 27 апреля 2014 года, в Музее космонавтики на космодроме Байконур, в ходе Международной конференции "Евразийская экономическая интеграция: современное состояние и перспективы; первые эффекты и результаты", организованной Институтом стран СНГ и Мэрией г. Байконура, 26-27 апреля 2014 года. (с) Центр стратегической конъюнктуры, Александр Собянин.

"Что делать?" Белоруссия в битвах на постсоветском пространстве. Эфир: 18.01.2015. Участники: Юрий Швецов, Сергей Михеев, Евгений Кожокин, Олег Неменский, Кирилл Бенедиктов // YouTube VTretyakov. 19.01.2015.

"Что делать?" Белоруссия в битвах на постсоветском пространстве.

https://www.youtube.com/watch?v=tSfad5KOtCM#t=11

https://www.youtube.com/watch?v=tSfad5KOtCM
http://tvkultura.ru/video/show/brand_id ... id/1159109
http://v-tretyakov.livejournal.com/1660408.html

Эфир: 18.01.2015. Выпуск 396.
Украинский кризис, как это часто бывает, высветлил многие скрытые и укрупнил явные коллизии и конфликты на постсоветском пространстве.
Какова в этом смысле ситуация в Беларуси -- ближайшем военно-политическом и экономическом союзнике России.
Одна утверждают, что там усиливаются тенденции, которые могут привести к минскому майдану. Другие считают, что режим по-прежнему крепок и никогда не изменит союзническим отношениям с Россией. Третьи указывают на лавирование Александра Лукашенко между Киевом и Москвой.
Как обстоят дела в реальности? Об этом говорят лучшие эксперты России во Беларуси, стране, о ситуации в которой, в общем-то, мы очень мало знаем.
Автор и ведущий: Виталий Третьяков
Участники:
Шевцов Юрий Вячеславович, директор Центра проблем европейской интеграции (Минск)
Михеев Сергей Александрович, политолог
Кожокин Евгений Михайлович, профессор МГИМО МИД РФ
Неменский Олег Борисович, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований
Бенедиктов Кирилл Станиславович, историк, политолог

Изображение

Фото: ШЕВЦОВ Юрий Вячеславович, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск), 2 ноября 2014 года, Брюссель, European External Action Service (EEAS), фото с Фейсбука Юрия Шевцова (http://www.facebook.com/yury.shevtsov).

18.01 на российском ТВ канале "Культура" // ЖЖ Гуралюк. 16.01.2015.
http://guralyuk.livejournal.com/2014012.html
18.01 на российском ТВ канале "Культура" должна быть передача Виталий Третьяков (https://www.facebook.com/vitaly.tretyakov) "Что делать" с участие моим, Кожокин Евгений (первый директор РИСИ), Олега Неменского olegnemen (http://olegnemen.livejournal.com/; РИСИ, Инслав), Кирилл Бенедиктов (https://www.facebook.com/kirill.benediktov; Politconservatism.ru), Сергея Михеева (Президент Центра политической конъюнктуры России). Разговор был долгий, передача на 45 минут, и мне очень понравился откровенностью и глубиной. Пойдет в 14.40.
goward
Модератор
 
Сообщения: 3336
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение skorynapiterski » Чт мар 12, 2015 10:12 am

goward писал(а): Гісторык Святлана Куль і палітолаг Юрый Чавусаў дыскутуюць пра ліцвінства ў Беларусі. Хто такія ліцвіны і чаго яны дамагаюцца? Ці ёсць ліцвіны сярод першых асобаў дзяржавы і чаму расейская прапаганда занялася дыскрэдытацыяй гэтага руху ў Беларусі?
https://www.youtube.com/watch?v=LQIPyjtdlq4#t=179

Отличная передача. Спасибо. Никакой дискуссии естественно не было. Все дудели в одну дуду. Грамотные и свядомые. :lol:
ПС Но ответа, почему про- и рассейцы пугаются тени литвинов - не услышал. Потому что пуганая ворона пугается шума - это не ответ. А сами западнорусы с рускими- не сознаются. Не хотелось бы им подсказывать. :mrgreen:
skorynapiterski
 
Сообщения: 3788
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт мар 12, 2015 7:02 pm

Третьяков ещё в 2006 рассказывал про то, что не СССР победил Гитлера, а какая-то "Русская империя Сталина". Фашист.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9684
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение goward » Чт мар 12, 2015 10:32 pm

Vadim Deruzhinsky писал(а):Третьяков ещё в 2006 рассказывал про то, что не СССР победил Гитлера, а какая-то "Русская империя Сталина". Фашист.


Дело не в Третьякове. Мы тут передачу обсуждаем которая была представлена на БЕЛСАТЕ про литвинство на Беларуси глазами российских средств массовой информации .

Может вы пропустили поскольку я давал на нее ссылку чуть раньше.

Вот: https://www.youtube.com/watch?v=LQIPyjtdlq4#t=179

Гісторык Святлана Куль і палітолаг Юрый Чавусаў дыскутуюць пра ліцвінства ў Беларусі. Хто такія ліцвіны і чаго яны дамагаюцца? Ці ёсць ліцвіны сярод першых асобаў дзяржавы і чаму расейская прапаганда занялася дыскрэдытацыяй гэтага руху ў Беларусі?


А передачи Третьякова интересно смотреть для общего развития. Никого правда к этому не призываю. Это дело вкуса.
goward
Модератор
 
Сообщения: 3336
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Пт мар 13, 2015 9:03 pm

Вот чего понаписали про беларусов как совсем не толерантных:

Миф о беларуской толерантности.

http://inbelhist.org/mif-o-belaruskoj-tolerantnosti/

Так сложилось в постсоветскую эпоху, что беларусы сами себя позиционировали как едва ли не самый толерантный народ на свете. И сегодня тему «беларуской толерантности» на полную катушку эксплуатируют все, и в первую очередь – идеологи, причём как провластные, так и оппозиционные. Принято считать, что в Беларуси терпимо относятся ко всем, независимо от национальности, социального статуса, религии и т.д. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться, насколько общепринятое мнение о совершенной толерантности беларусов соответствует действительности.

Остров ксенофобии.

Прежде всего нужно исходить из того, что Беларусь – мононациональная страна. По данным переписи населения 2009 года в качестве беларусов себя определило 83,73% населения, русских – 8,26%, поляков – 3,10%, украинцев – 1,67%, евреев – 0,14%. Во вторых, Беларусь – всё ещё страна, достаточно закрытая для внешнего мира. Из стран СНГ в неё не едут гастарбайтеры, традиционно предпочитая Россию, а для большинства людей из дальнего зарубежья Беларусь – скорее «белое пятно» на карте мира. Потому беларусам в повседневной жизни относительно редко доводится сталкиваться с представителями других наций. И то, в большинстве своём, эти «не-беларусы» – давно живущие в нашей стране поляки, литовцы или украинцы.

В принципе, сами беларусы этим довольны. Коммерческий юрист, специалист по инвестициям Екатерина Забелло рассказывает: «Один мой иностранный клиент когда-то сказал интересную вещь: беларусы – тихие националисты. По его мнению, пресловутая беларуская толерантность существует только потому и до тех пор, пока беларуской моноэтничности ничего не угрожает. Как только такая угроза возникает – начинается тихий упрямый протест и неприятие» (источник).

Когда много месяцев назад я только взялся за эту статью, я решил понаблюдать за тем, как окружающие меня люди в стандартных бытовых ситуациях относятся к представителям иных наций. И вскоре с удивлением обнаружил, что на бытовом уровне беларусы – даже самые образованные и интеллигентные – неожиданно демонстрируют просто-таки впечатляющий уровень ксенофобии. Вот лишь несколько примеров из реальной жизни.

- Женщина, юрист-хозяйственник, два высших образования, 50 лет. Сидит, изучает договор с инвесторами из Литвы, которые хотят построить в Беларуси ещё одно производственное предприятие. Неожиданно в задумчивости выдаёт: «Чего этим лабусам дома не сидится? Чего они к нам лезут?».

- Другая женщина-юрист, помощница одного из самых влиятельных беларуских чиновников экономического сектора, 41 год. Блестяще владеет польским, участвует во всех переговорах с потенциальными инвесторами из Польши. За чашкой чая замечает: «Как же надоели эти пшеки! Терпеть их не могу! Всё у них не так, как у нас – всё они по-своему понимают».

- «Всех этих хохлов в их Киеве надо напалмом выжечь! Тоже мне нашлись! Вот увидите, они не успокоятся, пока к нам не понаедут. Уже приезжают – говорят, что беженцы, а на самом деле на беларускую халяву едут!», – возбуждённо выговаривает мне шофёр минского такси. Разговор про Украину, кстати, начал он – я не особый любитель обсуждать политику с незнакомцами.

- «Ужас, сколько чурок на Комаровке! И, главное, торгуют-то наши бабы, беларуски, а эти чёрные – ходят, командуют ими только. Хозяева выискались. Гнать их всех из страны к чертям надо!». Это уже возмущается профессор филологии БГУ. Женщина, к своим 62-м годам побывавшая в нескольких десятках стран мира.

- «Я никогда вообще из Беларуси никуда не ездил и не собираюсь. Мне и здесь нормально. И к нам хорошо, что не едут. Мы своим умом проживём», – а это голос простого рабочего с МТЗ, 35-летнего мужика.

Эта «глубинная» беларуская ксенофобия в итоге находит отражение в идеологии современного беларуского государства. В основе её – представление о принципиальной враждебности внешнего мира. Тезис о неустранимом антагонизме «нас» и «их» – лишь одно из возможных выражений этой идеологемы. Есть и другие её вариации: противостояние мировоззрений (социальное государство против «общества потребления»), противостояние цивилизаций (славянская общность против «вшивой» и «гнилой» «гейропы»), противостояние геополитическое (евразийство против евроатлантизма).

То, что происходит в нашей стране сейчас, воспроизводит слишком многое из советского прошлого. Достаточно послушать современных пропагандистов, чтобы понять: корень происходящего – в том моменте, когда на политическую сцену вышла масса. И неважно, какие катаклизмы привели к её появлению. Однако она есть. Масса – это множество атомизированных и фрустрированных индивидов, лишённых нормальной жизни в обществе. Они не взаимодействуют друг с другом по собственной инициативе, но легко отзываются на объединяющие призывы авторитарных лидеров. Они не приемлют никакой сложности и чужды желания размышлять, а потому падки на простые идеологические схемы. Чаще всего это схемы, разделяющие общество на «своих» и «чужих». Всё это хорошо описано в книге Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма».

Масса может стать опасной для власти, если негативные эмоции массы будут направлены на неё. Но она может стать опорой и инструментом власти, если последняя сумеет направить эту обиду на кого-нибудь другого. Например, на «инородцев», на «голубых» или на «пятую колонну». Масса агрессивна и склонна к ксенофобии. Она тяготеет к однородности и не терпит разнообразия. И, наконец, что немаловажно, не умея уважать самого себя, человек массы не уважает и другого. Ему неинтересны разговоры о человеческом достоинстве, а выражение «права человека» вызывает усмешку или раздражение. Именно потому и вырастает у нас странная смесь агрессивности, изоляционизма и нетерпимости к инакомыслию.

В Беларуси всё перечисленное усиливается уже упоминавшейся мною мононациональностью. Известный российский националист, организатор «Русских маршей» Александр Белов (Поткин), в интервью беларуской службе «Радио «Свобода» признался: «У вас вообще более жёстко, чем в России. Все попытки проведения ”Русских маршей” всегда были нелегальными. На корню душились попытки создания ”Движения против нелегальной миграции”. Никого не сажали, но и действовать не давали. Да и социальная база в Беларуси достаточно слабая. Если посмотреть, то Беларусь – фактически унитарное моногосударство. Там нет мигрантов. Пробу завезти китайцев отложили на неопределенный срок» (источник).

Антисемитизм.

Остаётся вопрос антисемитизма – пожалуй, единственной беларуской «нетолерантности», доставшейся нам в наследство ещё от СССР. Когда школьники в классе чётко знали, кто «русский», а кто «zid». Даже шутка гуляла (с долей шутки в ней): «Что такое интернационализм? Это когда все народы объединяются и вместе идут бить евреев». И сегодня я, к примеру, слышу, как моя соседка говорит своему сыну: «Сходи к тому еврею в соседний подъезд, в 27-ю квартиру, занеси эти книги». Слово «еврей» произносится без какой-либо ненависти, просто как дефиниция. Но никто не говорит «сходи к тому русскому» или «сходи к тому поляку». Зато могут сказать «сходи к тому хачику». То есть на бытовом уровне присутствует как минимум отделение «нас», «славян», от «них» – евреев и выходцев с Востока.

О том, что ситуация с еврейством в Беларуси очень неопределённая, говорят и крайне большие разбежки в разного рода цифрах. Так, данные официальной переписи говорят, что евреев в Беларуси примерно 14 тысяч. Данные общинных организаций самих евреев дают цифру между 50.000 и 60 тысяч евреев. Есть также данные, которые использует в своей работе израильское агентство «Сахнут», занимающееся вопросами работы с евреями в странах СНГ, – это примерно восемьдесят тысяч евреев в Беларуси. Сами евреи такую разницу в цифрах объясняют большим процентом смешанных браков, когда встает вопрос: например, какой национальности ребенок, у которого папа не еврей, а мама еврейка. Да и у многих людей до сих пор в моде поиск у себя еврейских корней – часто этим занимаются те, кто стремится уехать жить в Израиль.

Думаю, говоря об антисемитизме в Беларуси, стоит привести мнение по этому поводу самих евреев. Вот выдержка из интервью с председателем Иудейского религиозного объединения Республики Беларусь Юрием Дорном: «Я совру, если скажу, что такое явление, как бытовой антисемитизм, в Беларуси полностью отсутствует. К сожалению, это застарелая проблема. Не секрет, что основной всплеск антисемитских настроений на бытовой почве произошел в переломный момент, когда власть в стране захватили коммунисты. Не секрет и то, что среди коммунистов было много евреев. То, что обещали коммунисты, по большей части не сбылось, соответственно, понятно, почему среди населения возник ряд претензий к еврейской нации в целом. … Опять же, мы должны отметить, что сталинские репрессии также сыграли отрицательную роль в имидже еврейской нации как таковой. … Еврейская нация стремится быть равной среди равных, не прочь поучаствовать в руководстве какой-нибудь страны, в каком-нибудь крупном бизнесе и т.д. А это всегда чревато негативными последствиями, особенно в странах с переходной экономикой».

Совсем другая тема – отношение к евреям на государственном уровне. С одной стороны, тот же Юрий Дорн признает необычно большое количество евреев в органах власти в Беларуси. «По переписи 2001 года подсчитано, что очень большой процент, несоизмеримо большой процент евреев работает на государственной службе, причем занимают они достаточно высокие места», – говорит он (источник).

С другой стороны, высокая представленность евреев на высших уровнях власти в Беларуси не мешает государству – пусть нечасто – пытаться сыграть на антисемитских настроениях в обществе. Самый известный инцидент такого рода произошёл в 2007 году. Тогда, 12 октября, на пресс-конференции для российских СМИ в Минске Александр Лукашенко сказал: «Если вы были в Бобруйске, вы видели, в каком состоянии город? Страшно было зайти, свинушник был. Это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут. Посмотрите в Израиле, я вот был… Я ни в коем случае не хочу их обидеть, но они не очень заботятся, чтобы подстрижена трава была, как в Москве, у россиян, беларусов. Такой город был… Ну есть где жить – и хорошо. Деревянные домики – неплохо, кирпичные – тоже. Мощёная улица – хорошо, нет – ну и ладно. Такой он был город. Мы его привели в порядок и израильским евреям говорим – ребята, возвращайтесь обратно. Я им сказал – с деньгами возвращайтесь».

Жёсткая реакция не заставила себя ждать: Израиль назвал «антисемитскими» высказывания Лукашенко и вызвал для объяснений в МИД посла Беларуси в Тель-Авиве Игоря Лещеню. А уже несколько недель спустя в Израиль отправился улаживать конфликт главный «придворный еврей», редактор газеты «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович. Впрочем, в Израиле Якубовича приняли не очень ласково (источник). Да и как ещё там могли принять человека, который в 1980-е годы официально (через ЗАГС) сменил отчество с «Израилевич» на «Изотович».

Были и другие инциденты – опять же с участием беларуского руководителя. Так, в мае 2012 года в публичном выступлении он сказал: «Евреи просили землю под Минском – я им найду неудобицы!». Правда, поспешил оговориться: «Я на самом деле говорю про евреев в хорошем смысле слова».

Тогда же Лукашенко коснулся другого предложения израильтян, которые, «построив, еще просят землю под строительство». По словам президента, изначально, когда он подписывал документы по проекту израильской компании, он в него не вчитывался и лишь потом понял, что он не выгоден беларускому государству, потому как новое строительство запланировано на пашне.

И последнее. Эксперты американской правозащитной организации «Антидиффамационная лига», проведя в 2013-2014 годах всемирное исследование «Индекс антисемитизма – 2014», пришли к выводу, что в Беларуси 38% совершеннолетних жителей страны имеют антисемитские взгляды. Конечно, к этому исследованию американцев нужно относиться критически, но всё же полученные ими цифры стоит тут привести.

Опрос в Беларуси проходил с 6 по 27 декабря 2013 года, было опрошено 500 человек. Респондентам предлагалось согласиться или не согласиться с 11-ю наиболее распространёнными (по версии авторов исследования) стереотипами о евреях. К антисемитам исследователи относили людей, которые соглашались с 6-ю и более высказываниями. Примеры использованных стереотипов: «евреи имеют слишком большое влияние в мировой экономике», «евреи думают, что они лучше других людей», «евреи ответственны за большинство войн в мире».

38% опрошенных беларусов согласились с шестью и более подобными утверждениями. Среди мужчин таких 41%, среди женщин – 31%. В возрасте от 18 до 34 лет антисемитов 36%, от 35 до 49 лет – 35%, старше 50 – 42%.

При этом средний показатель в мире – 26%, в регионе Восточной Европы – 34%. В Латвии уровень антисемитизма составил 28%, в России – 30%, в Украине – 38%, в Польше – 45%, в Литве – 36%, в США – 9%, в Германии – 27%, в Великобритании – 8%.

Гомофобия.

Если открыто задевать национальные чувства власти всё-таки рискуют нечасто, то представители сексуальных меньшинств, можно сказать, – «разрешённая жертва». Достаточно вспомнить, опять же, многочисленные высказывания Лукашенко по данному поводу: «Обиделся Вестервелле, что я там высказался, что я не приемлю… как это называется… этот гомо… не, мужик с мужиком – это что? Гомосексуализм. Я не знал, честное слово», «Я и начал рассуждать, что если лесбиянство, то мы, мужики, виноваты. Простительно, женщина с женщиной терпеть можно. Но, говорю, когда уже этот гомосексуализм, то это ужас!», «Не заставляйте дорогие нас вводить однополые браки. Не будет это в Беларуси по крайней мере в ближайшее время. Ну пока я президент точно. Не будет здесь голубизны, розовых и прочих», «Что касается второго, не то розового, не то голубого, который там о диктатуре кричал… Услышав это, я подумал: лучше быть диктатором, чем голубым».

Ещё лет 10-15 назад в Беларуси свободно печатали объявления о знакомствах для геев, выходили специализированные печатные издания, проходили международные конференции. Состоялся даже отечественный гей-парад, который сумел собрать около полутора тысяч человек. Теперь же от публичности в этой сфере не осталось и следа. Сегодня в Минске существует единственный гей-клуб, а представители ЛГБТ-сообщества встречаются лишь на закрытых вечеринках и в интернете.

Лучше всех, пожалуй, нетолерантность беларусов к секс-меньшинствам описала журналистка Катя Пытлева, которая для этого основательно пообщалась с создателями проекта «MAKEOUT». «Соответствовать укоренившимся в беларуском обществе нормам поведения непросто не только гомосексуалам», – считает собеседница Пытлевой Анастасия Манцевич. Одной из главных причин разобщенности граждан в нашей стране авторы проекта называют стереотипность мышления.

В частности, авторы проекта вспоминают историю, которая произошла в мае 2014-го с Михаилом Пищевским. Молодого человека избили на выходе из клуба, где проходила гей-вечеринка, после чего он несколько месяцев пролежал в коме. Потом Михаил из комы вышел, но остался в состоянии, близком к вегетативному. И хотя мотивом преступления послужила сексуальная ориентация жертвы, суд и милиция не оценили этот факт как отягчающее вину обстоятельство. За типичное преступление на почве ненависти нападавшего осудили только по статье «Хулиганство». Хотя в зале суда родителям Пищевского кричали: «Вон отсюда, гомосеки!»(источник).

Авторы «MAKEOUT» пишут: «Нас насторожило большое количество комментаторов, выражающих недоумение по поводу того, почему в данном случае необходимо говорить о сексуальной ориентации жертвы. Из общей массы комментариев можно выделить три типа: “не высовывайтесь, и вас не тронут”, “какая разница, что жертва – гей, меня вот тоже били…” и “я, конечно, против геев, но преступника не одобряю”. … Подобные преступления являются прямым следствием “политики закрытости”, навязываемой ЛГБТ-сообществу. Кроме того, снимая ответственность с агрессора, общество даёт “разрешение” на насилие дискриминируемой группы».
Отсюда делается вывод: «Невозможно оценить уровень насилия в отношении ЛГБТ в Беларуси: во-первых, из-за высокого уровня гомофобии в обществе жертвы редко обращаются в милицию; те случаи насилия, которые всё же доходят до суда, не рассматриваются судом как преступления, совершенные на почве ненависти. В Беларуси на сегодня не существует ни одного прецедента, когда суд рассмотрел бы гомофобию как отягчающее обстоятельство. ЛГБТ не признаются отдельной социальной группой, по отношению к которой проявляются ненависть и вражда».

В свою очередь, один из основателей беларуского гей-движения, живущий ныне в эмиграции артист и шоумен Эдвард Тарлецкий вспоминает: «В последние годы моей жизни в Беларуси прессинг со стороны государства был сильным. Постоянно звонили какие-то люди, на улице подходили, приглашали на какие-то беседы. От этих представителей государства я часто слышал: уезжай, уезжай. Я до сих пор не понимаю, какую такую опасность я представлял для системы. Кстати, больше всего усилий в борьбе с гомосексуальностью и нашей организацией прилагали чиновники, чьи дети были не просто, как говорится, представители нетрадиционной ориентации, а были и есть настоящими исчадиями Содома и Гоморры, порочнейшими из существ! Но я тут был ни причём. Я не делал их педиками».

«Если общество принимает агрессию в отношении геев, то оно принимает агрессию в отношении любого человека. Важен сам принцип – можно или нельзя избивать или унижать человека, если он другой. А к кому его применить – гею, «хачу», инвалиду или «чёрному» – в таком обществе всегда найдётся», – приходит к выводу журналистка Татьяна Яворская.

Все-таки есть.

Однако есть в Беларуси сферы общественной жизни, в которых наши соотечественники в самом деле демонстрируют абсолютную, достойную всякого уважения и подражания толерантность. Я говорю об отношениях религиозных, конфессиональных. Одна из отличительных черт бурной истории Беларуси – то, что во времена её «золотого века» (Великого княжества Литовского и Речи Посполитой) на одной земле совершенно мирно уживались представители самых разных верований – католики, православные, униаты, протестанты (разных деноминаций), а также довольно многочисленные иудеи (к началу Первой мировой войны евреи составляли около 15% от всего населения Беларуси) и мусульмане.

Всё это уже тогда вызывало полное непонимание у путешественников из Московского княжества, а позднее (с 1547 года) – и из Русского царства. Вернувшиеся из Европы царедворцы с удивлением описывали, как «В Литве в одном доме, под одной крышею, жить могут и латиняне, и люди обряда православного, и лютеране. А иногда и иудеи вместе с ними. Живут мирно, а то и вовсе вместе службу Богу творят». В России такого категорически не понимали. И посылали войска «воевать Литву» как царь Алексей Михайлович летом 1653 года, с наказом: «Униатов – резать, латинян – резать, жидов – резать. Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть».

После Третьего раздела Речи Посполитой на беларуских землях долгое время притеснялись католики, привилегии давались православным, а униатство вообще было запрещено. Не лучше обстояло дело и в советское время. Но, несмотря на это, беларусы сохранили совершенно уникальную толерантность в вопросах вероисповедания. И сегодня семьи, где муж православный а жена – католичка, или муж еврей а жена православная, или какие-то другие подобные совмещения, – все они считаются для Беларуси совершенно нормальным явлением. Никому и в голову не приходит удивляться чему-то подобному.

Кроме того, каких-либо конфликтов между христианами с одной стороны, и мусульманами либо иудеями – с другой, в Беларуси не наблюдается совершенно. Во-первых, потому что настоящих, активно исполняющих все религиозные практики иудеев и мусульман в Беларуси немного. При этом иудаизм сам по себе не предполагает прозелитизма. А живущие в Беларуси мусульмане – они, как правило, не приезжие, а имеют местные корни и потому тоже не особенно склонны к обращению соседей-«неверных» в ислам.

Денис Лавникевич, Belarus Security Blog
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9684
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение radzimic » Пт мар 13, 2015 9:43 pm

- Женщина, юрист-хозяйственник, два высших образования, 50 лет. Сидит, изучает договор с инвесторами из Литвы, которые хотят построить в Беларуси ещё одно производственное предприятие. Неожиданно в задумчивости выдаёт: «Чего этим лабусам дома не сидится? Чего они к нам лезут?».


Это не показатель беларусов как нации, а лишь уровня воспитания одного человека. Никогда нельзя обобщать. Глупая баба могла такое сказать. Тогда надо говорить так: среди беларусов встречаются и глупые бабы. :mrgreen: А в принципе показатель совковости некоторых беларусов. Что еще осталось в ментальности после СССР, когда нас пугали иностранцами. Это комплексы и страхи.
Аватара пользователя
radzimic
 
Сообщения: 854
Зарегистрирован: Вс июн 29, 2008 3:49 am

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение skorynapiterski » Пт мар 13, 2015 10:06 pm

radzimic писал(а):
- Женщина, юрист-хозяйственник, два высших образования, 50 лет. Сидит, изучает договор с инвесторами из Литвы, которые хотят построить в Беларуси ещё одно производственное предприятие. Неожиданно в задумчивости выдаёт: «Чего этим лабусам дома не сидится? Чего они к нам лезут?».


Это не показатель беларусов как нации, а лишь уровня воспитания одного человека. Никогда нельзя обобщать. Глупая баба могла такое сказать. Тогда надо говорить так: среди беларусов встречаются и глупые бабы. :mrgreen: А в принципе показатель совковости некоторых беларусов. Что еще осталось в ментальности после СССР, когда нас пугали иностранцами. Это комплексы и страхи.

Согласен, что не показатель. Межнациональная, межрелигиозная рознь запрещена у нас законодательно. Другой вопрос насколько к этому относятся серьезно. По-моему - ксено- и другие фобии присутствуют. Но на уровне других народов беларусы - все же интернационалы-интеграсты... В этом есть свои подозрительные? плюсы.
skorynapiterski
 
Сообщения: 3788
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение goward » Сб мар 14, 2015 12:15 am

Коль уж заговорили о толерантности вспомнился эфир передачи (ток-шоу) Форум "Дзе мяжа талерантнасці і цярпімасці?"


https://www.youtube.com/watch?v=-G6bMArHguQ

Што такое талерантнасць? Да якога моманту яна ідзе на карысць грамадству, а калі празмерная талерантнасць пераўтвараецца ў няздольнасць бараніць сваё? Адказы на гэтыя пытанні шукаюць удзельнікі ток-шоу «Форум»: паэт Славамір Адамовіч, архітэктар Вадзім Пракопчык, грамадская дзяячка Вольга Карач, журналіст Віталь Каракорскі, праваабаронца Алена Красоўская-Каспяровіч, блогерка Арына Лісецкая.

Кому интересно можете посмотреть.

Моя точка зрения о беларуской толерантности, что она как явления в беларуском обществе слишком преувеличена. Считаю что такое положения вещей довольно выгодно культивировать властям по целому ряду причин.
goward
Модератор
 
Сообщения: 3336
Зарегистрирован: Вс июл 08, 2007 2:27 pm
Откуда: Менск

Re: СВЯДОМОСТЬ И «СВИДОМИТЫ»: ОБРАЗ ВРАГА ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВ

Сообщение Станислав Матвеев » Сб мар 14, 2015 7:00 am

Господа, самый высокий градус толерантности у беларусов, это терпимость к беспределу властьимущих. Нас "%%ут а мы крепчаем", любим повторять мы. Самая в этом главная наша беда.
Станислав Матвеев
Модератор
 
Сообщения: 1385
Зарегистрирован: Вт янв 15, 2008 11:55 am
Откуда: Гомель, Беларусь

Пред.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4