ДРЕВНИЙ ПУТЬ ИЗ «ВАРЯГ В ГРЕКИ»

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение gervasij » Вт фев 08, 2011 8:03 pm

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t030.shtml
6. Рабы.

Рабы из стран на Балтийском море были одной из важнейших, если не самой значительной, статей экспорта. В балтийской экономической системе работорговля процветала с VIII по XI в. Основными покупателями рабов, несомненно, были арабские халифаты Испании, Северной Африки, Передней и Средней Азии. Но и в средневековой Византии также имелись крупные рынки рабов. Киевские князья периодически заключали с византийскими императорами договоры о работорговле243. Первые сообщения о рабах из балтийских земель при дворе арабских халифов в Кордове, преимущественно славянах, балтах и финнах - "сакалиба" (этим собирательным именем северные народы обозначались в арабских источниках), относятся ко времени Омайяда ал-Хакима I (796-822 гг.); "сакалиба" выступают как члены военных элитарных частей, придворной гвардии. Евнухи-"сакалиба" наполняли дворы эмиров, а женщины-"сакалиба" служили украшением гаремов арабских владык. Военные рабы-"сакалиба" достигали правительственных постов в Каире или высоких командных должностей. Количество рабов из балтийских земель, продававшихся в арабские страны и Византию, исчислялось десятками тысяч244. Каналами поступления в Аравию служили как балтийская и североморская торговля, так и сухопутные пути Средней и Восточной Европы. Хедебю и Бирка были сборными пунктами и крупными рынками работорговли.

Римберт, преемник Ансгария на посту архиепископа гамбургско-бременского, рассказывает около 870г.:

"Когда прибыл он сперва в землю данов, увидел он в одном месте, где для ранее возникшей христианской общины построил он церковь, - место то завется Слиазвих - множество пленных христиан, влачившихся в оковах. Среди них находилась некая монахиня, которая, заметив его издали, преклонив колени, многократно склоняла перед ним свою голову, чтобы тем выразить свое благоговение перед ним и умолить его явить сострадание к ее жребию. И начала она, чтобы он мог увидеть, что она христианка, громким голосом распевать псалмы. Епископ, охваченный жалостью, с плачем взмолился к Господу о помощи для нее. И вследствие его молитвы распались тотчас оковы на ее шее, которыми она была скована. Но так как она не бежала тут же, схватили ее с легкостью сторожившие их язычники.

Тогда святой епископ, движимый страхом и любовью к ней, стал предлагать стерегшим ее язычникам различные вещи как выкуп за нее; но они не хотели согласиться ни на что, если только он не уступит им своего коня, на котором он ехал верхом. Этому он не противился, но спрыгнул тотчас с седла и отдал коня со всей сбруей за пленницу, подарив последней сразу же, после того как выкупил ее, свободу, и разрешил идти ей, куда она хотела"245.

Рабы-христиане, добытые во время нападений викингов на Западную Европу, наряду с рабами-"сакалиба" продавались или использовались в домашнем хозяйстве жителей раннегородских торговых центров. В Бирке уже около 830 г., как сообщает Римберт, жили довольно многочисленные рабы-христиане246.

Захват рабов и работорговля были характерной чертой эпохи и относились к числу важнейших целей военных походов и набегов викингов. Несмотря на запреты церковных соборов, этим занимались и христиане. Обратимся снова к сообщению Римберта о наблюдениях Ансгария: "Некоторые бедные, захваченные в христианских странах и угнанные в варварские земли пленные были весьма измучены; в надежде на избавление бежали они к христианам Северной Эльбы, ближе других живущим к язычникам; но те схватили и вновь ввергли в оковы пришельцев без всякого сострадания. Некоторых они вновь продали язычникам, других оставили служить у себя или продали также христианам"247. И сами христианские епископы поступали так же. Ансгарий покупал скандинавских и славянских мальчиков, чтобы воспитать из них помощников миссии248. Точно так же как армии античных рабовладельческих государств везли в своих обозах работорговцев, так и к раннесредневековым войскам присоединялись скупщики "живого товара". Когда шведы в середине IX в. напали на Курляндию, с ними были работорговцы. Возле куршской крепости Апуоле, которую шведы не смогли разграбить, между осаждающими и осажденными состоялись переговоры, которые проливают свет на вопросы работорговли. Осажденные курши предложили осаждающим шведам: "Далее, мы даем за каждого человека в крепости полфунта серебра... Однако юные свеи продолжали битву и кричали, что они хотят силой оружия захватить крепость и все добро куршей, их же самих обратить в рабство..."249 Когда ободриты в XII в. были завоеваны Генрихом Львом и "подчинены, толпами бежали они к поморянам и данам,., которые их безжалостно продавали полякам, сербам и чехам"250. На рынке в Мекленбурге в 1168 г. после победоносного похода ободритов были выставлены на продажу 700 датчан251. На протяжении полутысячелетия из Центральной, Восточной и Северной Европы поступают известия об охоте на рабов, захвате рабов и работорговле. Образовались крупные рынки. Марсель в VI-VIII вв. был важнейшим перевалочным пунктом по продаже рабов из Англии в страны Средиземноморья, Верден - крупным рынком рабов для продажи пленников из Северо-Восточной и Восточной Европы. Магдебург, как показал в специальном исследовании Ф. Рериг, был центром работорговли непосредственно на славянской границе, так же как Хедебю на севере или Мекленбург (Рерик) в земле ободритов252. Работорговля процветала и в Праге около 965 г.: "К нему [городу Праге] прибывают из... Кракова русы и славяне с товарами, а к ним прибывают из тюркских земель магометане, евреи и тюрки, также с товарами и ходовой монетой и вывозят от них рабов, олово и разнообразные меха"253.

Ибрагим ибн Якуб, видимо, был одним из таких работорговцев. Он объехал весьма удаленные от его испанской родины рынки в Праге, Магдебурге, Мекленбурге и Хедебю. В Булгаре располагался большой сборный пункт рабов для торговли по волжскому пути. В Византии своих рабов продавала "русь". Соглашение между киевским князем Олегом и византийским императором Львом VI в 911 г. предусматривало выплату возмещения русам, если их рабы сбегут или будут украдены на византийской территории254. Упоминаются походы варягов по волжскому пути, они везли на юг порабощенных девушек, но при случае могли продать их и по дороге255. Особенно впечатляюще рассказывает о ходе такой работорговли в X в. исландская "Сага о людях из Лаксдаля". Дело происходит на съезде конунгов в устье р. Гётаэльв в западной Швеции. Один из "могучих бондов", владевший усадьбами в Исландии и Норвегии, является на острова Бреннейяр, куда каждые три года собирались конунги соседних земель, чтобы "провозгласить мир ... как это требовалось по закону каждое третье лето". В саге отмечается, что "здесь собирались также и на торг".

"Однажды, когда Хаскульд вышел развлечься с некоторыми людьми, он увидел великолепный шатер в стороне от других палаток. Хаскульд вошел в шатер и увидел, что перед ним сидит человек в одеянии из великолепной ткани и с русской шапкой на голове. Хаскульд спросил, как его зовут. Тот назвал себя Гилли.

- Однако, - сказал он, - многим больше говорит мое прозвище: меня зовут Гилли Русский (Дослвно: "Из Гардов". - Прим. перев.).

Хаскульд сказал, что часто о нем слышал. Его называли самым богатым из торговых людей.

Тут Хаскульд сказал:

- Ты, видно, сможешь продать нам вещи, которые мы бы охотно купили.

Гилли спросил, что бы он и его спутники желали купить. Хаскульд сказал, что он хотел бы купить рабыню.

- Если у тебя есть рабыня на продажу.

Гилли ответил:

- Вы думаете поставить меня в затруднительное положение, спрашивая вещи, которой, как вы полагаете, у меня нет в продаже. Однако дело обстоит не так, как вам кажется.

Хаскульд заметил, что шатер был разделен надвое пологом. Тут Гилли приподнял этот полог, и Хаскульд увидел, что там сидело двенадцать женщин. Тогда Гилли сказал, что Хаскульд может пройти туда и присмотреться, не купит ли он какую-нибудь из этих женщин. Хаскульд так и сделал. Все они сидели поперек шатра. Хаскульд стал пристально рассматривать этих женщин. Он увидел, что одна из женщин сидела недалеко от стены, она была бедно одета. Хаскульд обратил внимание на то, что она красива, насколько это можно было разглядеть. Тут Хаскульд сказал:

- Сколько будет стоить эта женщина, если я ее куплю?

Гилли отвечал:

- Ты должен заплатить за нее три марки серебра.

- Мне кажется, - сказал Хаскульд, - что ты ценишь эту рабыню довольно дорого, ведь это цена трех рабынь.

Гилли отвечал:

- В этом ты прав, что я прошу за нее дороже, чем за других. Выбери себе любую из одиннадцати остальных и заплати за нее одну марку серебра, а эта пусть останется моей собственностью.

Хаскульд сказал:

- Сначала я должен узнать, сколько серебра в кошельке, который у меня на поясе.

Он попросил Гилли принести весы и взялся за свой кошелек. Тогда Гилли сказал:

- Эта сделка должна совершиться без обмана с моей стороны. У женщины есть большой недостаток. Я хочу, Хаскульд, чтобы ты знал о нем, прежде чем мы покончим торг.

Хаскульд спросил, что это за недостаток. Гилли отвечал:

- Эта женщина немая. Многими способами пытался я заговорить с ней, но не услышал от нее ни одного слова. И теперь я убежден, что эта женщина не может говорить.

Тут Хаскульд сказал:

- Принеси весы для денег, и посмотрим, сколько весит мой кошелек.

Гилли сделал так. Они взвесили серебро, и оно было три марки весом. Тут Хаскульд сказал:

- Дело обстоит так, что наша сделка должна совершиться. Возьми серебро, а я возьму эту женщину. Я признаю, что ты в этой сделке вел себя, как следует мужу, потому что, очевидно, ты не хотел меня обмануть.

После этого Хаскульд вернулся в свою палатку. В тот же вечер Хаскульд разделил с ней ложе"256.

Итак, в период с VIII по XI в. области Центральной, Восточной и Северной Европы, так же как подвергавшиеся набегам викингов земли западноевропейских государств, были важным источником рабов. Зарождение феодального общества и государства, связанное с тяжелыми общественными и военными конфликтами, было основной причиной того, что эта жестокая форма отчуждения производителей, превращения их в товар, могла принять столь значительные масштабы. С образованием феодального общества и феодальных государств период захвата рабов и работорговли заканчивается. Отныне непосредственные производители не отчуждаются от своей земли, но используются в сельском хозяйстве феодальных вотчин или облагаются повинностями как феодально-зависимое крестьянство. Однако именно работорговля, экспорт людей в IX-XI вв. во многом обеспечили материальную основу для расцвета культуры и искусства народов стран Балтики.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Слуды от Игоря » Вт фев 08, 2011 10:46 pm

Ну, все правильно. И чё? Есть какой-то либо иной способ сбыть рабов с Балтики в Арабский Халифат чем спустится по Волге в Хвалисы?

Хвалисское Море, у русских так и прозывается от народа населявшего Арабский Халифат-хвалисы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... 8AD%29.PNG
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение gervasij » Вт фев 08, 2011 11:20 pm

"Спрос на слаянских рабов был у Арабского Халифата и Сев. Европы, а не у Византии."
-это чьи слова?
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение gervasij » Вт фев 08, 2011 11:29 pm

http://www.photoshare.ru/office/album.p ... 830&page=2
Еще немного "старого вина" в копилку.

картинки, текстовки...
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Слуды от Игоря » Вт фев 08, 2011 11:35 pm

"Спрос на слаянских рабов был у Арабского Халифата и Сев. Европы, а не у Византии."
-это чьи слова?


Мои. И это верно, поскольку кладов Византийских монет, за что могли бы продавать рабов варяги в Константинополе, в Восточной Европе отсутствуют.
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1925
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение gervasij » Вт фев 08, 2011 11:48 pm

Таким образом, никаких торговых связей между Западными славянами и др. ответственными прибалтийскими лицами и Византией быть не могло. Почему? Да потому, что в Восточной Европе (!?!) кладов византийских монет не обнаружено. Стало быть, варяги не могли продать рабов византийцам..
Вы видите, какой крутой раствор получился?
Не хочу ломать голову, а "Энигмы" под руками нет.
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Эгил » Ср фев 09, 2011 1:34 am

Обратите внимание: в учебниках России почему-то нигде нельзя встретить упоминания, что в этой схеме пересекается Двина, а ведь пересекать Двину в области Витебска и Смоленска варяги были просто обязаны. Причем Витебске Двина полноводна, что несравнимо с верховьями Ловати.

Расстояние от Смоленска до Витебска, стоящего на судоходной Западной Двине более 100 километров. При желании этот путь можно сократить в два раза, но опять же от Витебска до истоков Ловати не судоходной еще 60 - 70 километров, причем путь волока проходит по Валдайской возвышенности. Даже если «варяги» тащили волоком свои корабли примерно 50 - 100 километровый путь, то зачем им нужно было продолжать мучительный волок еще столько же до не судоходной Ловати, тем более что новые волоки их еще ждали Волхове? А по Западной Двине они бы доплыли путем который в пять раз короче и без лишних волоков! Так что Великий Новгород с озером Ловать, Невой, Ильмень - оказывается просто фантомом. Что и было в действительности.


Итак, могли существовать только три варианта пути из варяг в греки:

1. Водные пути Европы по Одеру и Висле к Дунаю
2. Водные пути Днепр - Двина, без Ловати, Невы, Ильмень.
3. Водные пути которые давно не существуют.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Ср фев 09, 2011 5:17 am

ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ ЗАГАДКА ИСТОРИИ:

«По Бернштейну, не было до XII века и особых торговых отношений между Новгородом и Киевом! Позже – были. Например, в 1137 году, когда новгородцы поссорились с киевским князем, они не смогли закупать хлеб ни в Смоленске, ни в Полоцке, а потому в городе наступил голод. А в 1161 году Ростислав Мстиславович, узнав, что в Новгороде притесняют его сына Святослава, похватал в Киеве всех новгородских гастарбайтеров. В общем, он считал, что никакого политического торгового пути по Волхову – Ловати – Днепру вообще и не было. Может быть, кто-то иногда и ходил, вроде редких искателей приключений, но никак не постоянно. Скорее, если и возились товары, то из Киева они шли до Смоленска. А оттуда иногда возили в Новгород, правда очень редко, значительно чаще товар все же попадал по Двине к Балтийскому морю. И назад – то же самое»

Далее:

«Из новых историков можно сослаться, к примеру, на того же А. Л. Никитина или С. Э. Цветкова. Первый даже одну из глав в своих «Основаниях…» назвал «Путь «из варяг в греки» и легенда об апостоле Андрее».

«При рассмотрении… вопроса о пути «из варяг в греки» по Днепру обнаруживается не только полное отсутствие свидетельств, подтверждающих его существование, но и ряд фактов, прямо говорящих о его мифичности», – пишет историк.

Первым таким свидетельством является, по мнению Никитина, упоминавшийся уже мной географический экскурс, вклинившийся в текст прямо за описанием «пути», который указывает выход из Оковского леса (т.е. леса, из которого вытекают реки Ока, Днепр, Западная Двина и Волга) в «море Варяжское» не по Ловати, а по Западной Двине. Это, по его словам, весьма существенно, потому что между речными системами Днепра и Ловати лежат два труднопроходимых водораздела, обособляющих верховья Западной Двины. Путь же с Каспия по Оке и на Двину отмечен многочисленными находками восточных серебряных монет VIII – IX веков, отсутствующими на Ловати, точно так же, как на протяжении всего течения Днепра византийские монеты отмечены только редкими и случайными находками.

«Не менее существенен и тот факт, что по сравнению с двинским направлением протяжённость маршрута с верховьев Днепра через Новгород и Ладогу увеличивается более чем в пять (!) раз», – указывает Никитин.»


Дирхемы:

«Сергей Эдуардович Цветков ссыпается на археологические материалы: «Не в силах подтвердить реальность Волховско-Днепровского пути и археология. В. Я. Петрухин формулирует её выводы следующим образом: «По данным археологии, в IX в. основным международным торговым маршрутом Восточной Европы был путь к Чёрному морю по Дону, а не Днепру. С рубежа VIII и IX вв. и до XI в. по этому пути из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию и страны Балтики почти непрерывным потоком движутся тысячи серебряных монет – дирхемов. Они оседают в кладах на тех поселениях, где велась торговля и жили купцы. Такие клады IX в. известны на Оке, в верховьях Волги… по Волхову вплоть до Ладоги (у Нестора – «озеро Нево»), но их нет на Днепре»».

По Чёрному морю и Дону из стран Арабского халифата в Восточную Европу, Скандинавию, Новгород, страны Балтии непрерывным потоком движутся дирхемы, потом они рассеиваются всюду по поселениям, где велась торговля и жили купцы.

Такие «клады» действительно известны и на Оке, и в верховьях Волги, и по Волхову, вплоть до Ладоги – и что?

НИЧЕГО! Пути Днепр, Ловать, Волховь, Илмень так и так не видно.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение gervasij » Ср фев 09, 2011 6:12 pm

Две карты из прихваченной сегодня книги "Откуда родом литовцы", Вильня,2006.
1.Янтарные пути в позднем неолите и бронзовом веке.
2.Янтарные торговые пути в эпоху Римской империи (1-5вв.н.э.)
Есть кое-что и по альтернативно-основным путям))


http://www.photoshare.ru/office/image.php?id=6802048
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Эгил » Ср фев 09, 2011 9:06 pm

В этом случае, самый выгодный путь от янтарных берегов Балтии, плыть до Юмны, оттуда как-то в Рим. Имхо.
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение Эгил » Ср фев 09, 2011 9:34 pm

Интересно что в Дзинтари существует улица Йомас(йомсвикинги?). Название Юрмала возможно как-то связана с Юмной.


Йомсвикинги
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0% ... 0%B3%D0%B8
Аватара пользователя
Эгил
 
Сообщения: 5644
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 7:37 am
Откуда: Рига

Сообщение gervasij » Чт фев 10, 2011 9:03 am

Эгил писал(а):В этом случае, самый выгодный путь от янтарных берегов Балтии, плыть до Юмны, оттуда как-то в Рим. Имхо.

Ну, кому Юмно, а у славян Волынь!) Кстати, читал ,что именно через Ы.


Вспомнился анекдот.
Где-то на Волыни,Украина.)

Мыкола, ты чуу ,як маскали пЫво называют?
Не!
Пии-воо!
Як-як?
Пиии-вооо!
Поубывау бы)
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение Dir » Чт фев 10, 2011 9:51 am

неплохо описан путь у алексеева в детальном исследовании по истории смоленских земель и востока беларуси:
http://annals.xlegio.ru/rus/alekseev/index.htm#smol

см.
http://annals.xlegio.ru/rus/alekseev/smol04.htm
Dir
 

Сообщение Dir » Чт фев 10, 2011 9:55 am

по арабским и др. монетам на территории украины - хронология:

– VI век.
Литье и чекан лишь только в г. Херсонесе. На юге современной Украины в обращение поступают монеты Византийской империи.
– VII век.
Монеты г. Херсонеса; на северо-западе современной Украины обращаются монеты Византии; на основной территории страны денежное обращение практически отсутствует.

–VIII век.
На территорию Украины проникают из Средней Азии и государства Абассидов арабские куфические дирхемы; возрождаются торговые отношения.
– IХ век.
Возрождение денежного обращения; практически на всей территории Украины обращаются куфические дирхемы – монеты Аббасидского и Саманидского государств, а также монеты Сасанидов, Табаристана, Буидов, Омеянидов и др. На юге современной Украины – византийские монеты и литые монеты Херсонеса.

– Х век.

• На всей территории Украины господствуют арабские монеты и подражания им – волжских булгар, хазар; известны славянские подражания им.
• На юге – византийские монеты и монеты г. Херсонес, проникающие на остальную территорию страны.
• В последней четверти Х века на Кубани возникает Тмутараканское княжество (с частью территории Керченского полуострова), подчиняющееся Киевской Руси, в обращении находятся византийские монеты, а со второй половины Х века выпускаются медные и серебряные подражания византийским миллиарисиям, византийская монета "фоллис".
• В торговле по всей территории Украины активно используются дирхемы, а также "резаны" – обрезанные куфические дирхемы.

4. КИЕВСКО-ЕВРОПЕЙСКИЙ И ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД. X – XIV века.

– Конец Х – ХI веков.
• Конец Х века – первые монеты (сребреники) Киевской Руси при князьях Владимире, Святополке и Ярославе Мудром, конец Х – первая половина XI веков. Примерно с XV века выпуск слитков (гривен) Киевской Руси – гг. Киев, Чернигов.
• На рынок проникают высокопробные серебряные денарии европейских государств, а также византийские золотые, серебряные и медные монеты, продолжают обращаться и арабские монеты.
• В первой половине XI века Херсонес прекращает выпускать монеты; но на юге Украины продолжают обращаться византийские монеты.
– XII – начало XIII веков.
Основная денежная единица – гривна, эмитировавшаяся в древнерусских городах Киеве; Чернигове. В обращении монеты европейских государств – денарии, византийские монеты и болгарские подражания им. Медные монеты поступают из мусульманских государств Ближнего Востока.
Dir
 

Сообщение gervasij » Чт фев 10, 2011 11:32 am

Интересно, в вялотекущей дискуссии принимают участие - Беларусь-Латвия-Украина-кажется, Россия... а вот наши "патроны"- Летува совсем не интересуются путями сообщения. Самодостаточность?
gervasij
 
Сообщения: 3361
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24