Беларусы в Латвии в 1918-1940 годах

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Беларусы в Латвии в 1918-1940 годах

Сообщение vilkacis » Вс дек 19, 2010 7:04 pm

Эрик Екабсон

Беларусы в Латвии в 1918-1940 годах


Во время народной переписи в 1920г. зарегистрировано 75 тыс. белaрусов, в 1925г.— 38 тыс., в 1930г.— 36 тыс., а в 1935г.— только 27 тыс. человек. Учитывая специфику прохождения переписи населения в отдельных волостях и городах южной Латгалии и Илукстского уезда, когда искусственно увеличивалось число латышей за счет белaрусов, поляков и русских, можно сказать, что перепись 1930г. дает самую объективную картину. Согласно этой переписи большая часть белaрусов жила в Латгалии (22 306) и Земгале (главным образом в Илукстском уезде— 13 800). В Риге проживало 4751 человек, а в Курземе—только 992 человека. Большинство из них были гражданами Латвии (34499). Большая часть белaрусов были католики (22220) и православные (9820), 105 человек исповедывали лютеранство, а 4424 человека принадлежали к другим конфессиям (в том числе старообрядцам).

Среди белaрусов наблюдался самый большой процент неграмотности по отношению к другим крупным национальным меньшинствам — только 59,7% умели писать, а 64,6%— читать.

Несомненно, что в начале 20-хгг. в Латгалии и Илукстском уезде в результате особых обстоятельств региона образовалась группа жителей, которых можно считать белaрусами, хотя они существенно отличались от белaрусов, живущих на юге Витебской губ., в Минской губ. и др. В 1903 г. белaруский ученый профессор Е. Карский констатировал, что самым северным пунктом, населенным белaрусами, являются окрестности станции Карсава. Много белaрусов проживало в Нирзской, Пасиенской, Ландскоронской, Истрской, Пилдской, Каунатской, Пустынской, Пиедруйской, Дагдской, Краславской и др. волостях.

Хотя на территории Латвии уже в XIX в. было значительное количество белaрусов, здесь не чувствовалось никакой деятельности национального характера. Это объяснялось очень низким уровнем образования и полным отсутствием национальной интеллигенции. Только лишь в 1905 г., во время революции, появляются первые белaруские кружки под руководством Гавронского, Эпимаха—Шипилло и других представителей белaруских семей. Но в результате послереволюционных репрессий со стороны власти их деятельность была полностью прервана. В те годы пассивно вели себя и позднейшие руководители белaруского национального движения, жившие в то время в Латвии. В известной мере оно проявило себя лишь в сентябре 1919г., когда в Даугавпилсе состоялся конгресс 5-й армии, где был избран Белaруский национальный комитет. (В этой армии национальную белaрускую деятельность возглавил уроженец Даугавпилса, подпоручик 151 Пятигорского пехотного полка Константин Езавитов.) Уже в мае в Риге был организован кружок белaрусов 12-й армии, а в июле в Валке Белaруский временный солдатский комитет этой армии. Но большевистский переворот и немецкая оккупация прервали активность белaрусов на территории Латвии. Надо сказать, что белaруское население было слабо вовлечено в эти события. То же самое можно сказать о боях Белaруского батальона Литовской армии с Красной Армией летом и осенью 1919 г. на территории Илукстского уезда.

В 1920 г. среди мужчин беларусов, умеющих читать, было 39%, а среди женщин — только 27%.

Реальная национальная деятельность белaрусов началась только в Латвийской Республике, в 1919—1920гг., когда в Риге работала дипломатическая миссия Белaруской Народной Республики и консульство, а в Лиепае— консульство. При поддержке этих институций осенью 1919г. началось заметное белaруское общественно-политическое движение. В августе 1919г. в Ригу являются многие общественные деятели из Гродненщины, 7 сентября состоялось первое общее собрание рижской белaруской "колонии", в котором приняло участие около 500 человек. Была избрана рада в составе 9 человек. Во время нападения Вермонта осенью 1919 г. рада приняла активное участие в сборе средств для нуждающихся жителей, а в ноябре послала своего представителя в Центральную раду Белaруской Народной Республики.

В начале 1920 г. в Риге организуется и действует около года белaруское культурное и просветительное общество "Бацькаўшчына" под руководством местных жителей Якова Данилюка, Николая Найденова, Даниеля Кадорбы и секретаря Белaруской миссии Яна Черепука (комиссия прекратила работу после отъезда из Риги или Латвии ее активных руководителей). В марте 1920 г. оно издало журнал "На чужыне". Это был первый и единственный номер, но в связи с тем, что в нем была помещена карта Белaруской Народной Республики, на которой в территорию этой республики входили часть Илукстского и часть Даугавпилского уездов, тираж был конфискован Министерством внутренних дел Латвии. Но после того, как руководитель миссии К.Езавитов убедил министра внутренних дел А. Берга, что тираж будет распространен только за границей, он был возвращен. При поддержке белaруской миссии были организованы курсы белaруской культуры. В связи с прекращением работы миссии Белaруской Народной Республики в Риге в конце 1920 г. и в связи с переездом многих белaруских общественных деятелей в Литву, Чехословакию, Советскую Белоруссию и другие государства, постепенно в Риге снижается заметная в прежние годы белaруская национальная активность. Преимущественно руководство возглавляет бывший руководитель миссии К.Езавитов, который в конце 1921 г. получает гражданство Латвии.

В начале 20-х гг. национальное белaруское движение поддерживалось латвийскими органами власти. Основной причиной являлось либеральное закондательство, которое очень толерантно подходило к вопросам культурного развития национальных меньшинств. Нужно сказать и об имеющемся в те годы дополнительном факторе, который нашел отражение в секретном письме заведующего даугавпилского школьного управления Себастьяна Паберза товарищу министра Доминику Яудзему от 15 апреля 1924 г. С.Паберзс говорит о сложном национальном положении в уезде, особенно подробно об открытии в 1921 г. нелегальных польских школ во многих местах, населенных преимущественно белaрусами, о закрытии этих школ и о постоянном конфликте между поляками и белaрусами. "Латыши должны поддерживать стремления белaрусов, этим мы ослабим польское влияние. Особенно этого следует придерживаться в шести волостях Илукстского уезда, о судьбе которых— присоединении к Польше— что ни день, то сильнее начинают заботиться шовинистически настроенные польские деятели […] поэтому было бы лучше, пока, до переписи населения в 1925 г., усилить белaруское влияние. Этим мы ослабим опасное, даже с точки зрения государственных интересов, польское влияние, а одновременно усилим латвийскость".

Позднее, в 20-егг., и даже во второй половине 30-хгг., в упомянутых шести волостях (Калкунской, Борнской, Деменской, Скрудалинской, Силен-ской и Салиенской) старались регистрировать поляков как белaрусов или латышей (часто белaрусов— как латышей), иногда искажая данные переписи населения. В целом нужно признать, что в продолжение 20—30-хгг. (особенно до 1934г.) для белaруского меньшинства характерны напряженные отношения и с польским, и с русским общественными движениями, что обусловлено конкуренцией привлечения к себе крестьян с низким национальным сознанием (в Латгалии и Илукстском уезде), а также привлечением рабочих в Риге и Лиепае в свои школы и организации.

Вышеупомянутый национальный конфликт находит отражение не только в Саэйме, самоуправлениях и школах, но и в католической церкви. Уже в декабре 1921г. в только что организованном Белaруском управлении образования при Министерстве образования заведующий Сергей Сахаров обращается к архиепискому Латвии с просьбой назначить священников-белaрусов в местах, населенных белaрусами, чтобы впредь проповеди проводились не на польском, но для всех понятном белaрусском языке. В прессе развернулась полемика между директором управления и другими работниками, с одной стороны, и русскими и польскими представителями, с другой, которые старались доказать, что в Латвии белaруское движение создано искусственно. Чрезвычайно сильную поддержку белaрусам оказывал депутат Учредительного собрания Саэйма, позднее министр образования Янис Райнис. С просьбой поддержать формирование Белaруского отдела образования в 1921 г. к Райнису как члену парламентской комиссии образования обратился К.Езавитов. Райнис считал, что нужно предоставить белaрусам Латвии возможность развивать свою культуру, которой они лишены в Польше и СССР. Кроме того, он считал белaруское движение в Латвии аналогичным процессу возрождения латышского народа во второй половине XIX в. В связи с тем, что у белaрусов не было своего представителя в парламенте, Я.Райнис согласился представлять интересы белaруского меньшинства, и в 1921 г., в августе, получил официальное полномочие на то от общества "Бацькаўшчына".

Открытие белaруских школ встретило сопротивление официальных учреждений, а также отдельных парламентских депутатов (во-первых, латгальского депутата Франциса Кемпа, поляка Яна Вержбицкого и русских депутатов), а также депутатов от самоуправлений. 23 марта 1922 г. товарищ министра образования Валерия Сейле была вынуждена послать указание инспекторам начальных школ Илуксте, Даугавпилса, Резекне, Лудзы и Лудзенского уезда и школьным самоуправлениям, в котором указывала, что белaрусы имеют такие же права на национально-культурную автономию, как и другие, поэтому в местах с белaруским населением они имеют полное право на открытие школ. В то же самое время В.Сейле на заседании бюджетной комиссии Саэйма, отвечая на возражения против финансирования Белaруского отдела образования, заметила, что белaрусы в Латвии есть, хотя в других государствах существование такого народа не признается. Поэтому вполне обоснованно существование Белaруского отдела образования.

В начале 20-х гг. роль руководителя белaруской общественности взяло на себя культурное и просветительное общество "Бацькаўшчына". В апреле 1921 г. в Даугавпилсе образовалось ее отделение под руководством К.Езавитова, Ивана Харлапа, украинца Якуба Кастилюка, Ивана Беликова, Ольги Васильевой и др., летом 1921 г.— в Лудзе, в ноябре— в Старой Слободе и в октябре 1922 г. — в Краславе. Целью организации, зафиксированной в уставе, было "распространение национальной идеи в народных массах". Это выражалось в открытии белaруских школ и в культурной деятельности. В 1923 г. была организована белaруская детская летняя колония в Вышках. Были также и попытки политической деятельности. Об этом говорит выработанный руководством общества в июле 1923 г. законопроект о статусе белaруского языка. Фактически имелось в виду присуждение белaрускому языку статуса государственного языка на части территории Латвии, чтобы свободно пользоваться им в Латгалии и в Илукстском уезде в государственных и самоуправленческих учреждениях, и даже в Саэйме можно было произносить речи на белaруском языке.

В 1922 г. при выборах в Саэйм белaрусы выдвинули отдельный список кандидатов от Латгальского избирательного участка, но полученное число голосов было очень незначительным. В дальнейшем при выборах в Саэйм отдельный список больше не выдвигался, но в 1928 г. в Саэйм был избран один из ведущих белaруских общественных работников— начальник Белaруского отдела образования Владимир Пигулевский (от списка СДРП Латвии). Большое участие в предвыборной кампании приняло образованное в 1925 г. "Латвийское общество белaруских избирателей в Саэйм, в самоуправление городов, уездов и волостей" (председатель К.Езавитов). Общество было задумано как политическая организация с целью добиться избрания в Саэйм и другие представительства. Были образованы отделения в Риге, Даугавпилсе, Краславе, Индрице, Лудзе, Пасиене, Пустыни, Каплаве и Тартаке (Салиенской вол. Илукстского уезда). В обществе было довольно много членов (только в даугавпилском отделении действовало в 1926г. 55 членов и 8 кандидатов). В начале 30-хгг. общество прекратило свое существование из-за внутренних противоречий.

В 1924 г. органы власти констатировали, что в белaруской общественной деятельности наблюдаются те же признаки, что были характерны для польской деятельности. 20 марта 1924г. инспектор начальных школ Даугавпилского уезда в Дудельской белaруской начальной школе заметил на стене класса карту, на которой значительная часть Латгалии была обозначена как входящая в Беларусь. 22 марта такая же карта была обнаружена в школе в Станкевичах. Белaруский отдел образования, правда, объяснял, что 50 экземпляров карты он получил в 1922 г. из Вильно и карта имеет не политический, а ислючительно этнографический характер — на карте изображена не территория Беларуси, а всего лишь территории, населенные белaрусами. Но отдел в свое время, мол, исправил название с "Карта Беларуси" на "Белaруская этнографическая карта". Поэтому непонятно, как в Дудельскую школу попала карта с неисправленным названием. В обществе и прессе началась пропагандистская кампания против белaруских "сепаратистов". В апреле 1924г. ушел со службы директор Даугавпилскай белaруской гимназии К.Езавитов, а 24 апреля— 15 мая политическое управление проверило гимназии в Лудзе и Даугавпилсе, а также все школы в Даугавпилском уезде. Семь деятелей были арестованы, и против них выдвинули обвинение в противогосударственной деятельности (22 мая— К.Езавитову, 13 июня— гражданам Латвии Владимиру Корте, Владимиру Пигулевскому, Михаилу Иванову, гражданам Литвы Ивану Красковскому, Андрею Яковицкому, Павлине Мядёлко-Гриб, украинскому подданному Порфирию Жердию). В связи с арестом директора и учителей выпускные экзамены в гимназии были отложены на более позднее время. Почти все арестованные через несколько дней были освобождены под залог. К.Езавитов находился в заключении 11 месяцев (до 3 апреля 1925 г. в даугавпилской тюрьме, затем— в рижской Центральной тюрьме). В свою очередь в конце 1924 г. из-за отсуствия доказательств было снято обвинение еще с восьми белaруских деятелей образования (С.Сахарова, Сергея Казеки, Николая Талерки, Я.Кастилюка, Александра Махновского, Елены Сушинской, Луции Габран и Эдуарда Вайвадиша). В январе 1925 г. был закрыт Белaруский отдел образования, уволены оба директора гимназии и многие учителя. 2—5 апреля дело рассматривалось в Латгальском уездном суде, где все обвиняемые были оправданы. Суд констатировал, что "белaруское освободительное движение" направлено против Советской России и Польши, но не против Латвии. Однако у представителей власти для беспокойства было определенное основание. Во время следствия выяснилось (из сказанного обвиняемыми и свидетелями), что белaруское общество делится на три группы: 1) под руководством К.Езавитова и В.Пигулевского, которые выступали за федерацию Беларуси с Советской Россией; 2) под руководством Якубовского и П.Мядёлко-Гриб, выступавшей за независимость Беларуси, но в тесном сотрудничестве с Россией; 3) под руководством И.Красковского—группа выступала за независимость Беларуси, хоть признавала, что пока нужно сотрудничать с Советской Беларусью на почве культуры. Таким образом, в политическом настроении руководителей белaруского меньшинства несомненно доминировала левая и даже просоветская ориентация. Сказанное подтверждает тот факт, что К.Езавитов с 1924г. по 1935 г. сотрудничал с посольством СССР в качестве осведомителя под кличкой "Озолс".

Сразу же после судебного процесса в 1925 г. из Латвии были высланы общественные деятели-иностранцы. Подданные Латвии— бывший директор Даугавпилской гимназии И.Красковский, который в 1921 г. был выслан из Польши в Литву, и высланная в свое время из Польши за национально-политическую деятельность П.Мядёлко-Гриб, перебрались в Советскую Беларусь.

Так называемый "белaрусский процесс" в Латгальском уездном суде вызвал определенный международный резонанс. В 1924г. в связи с государственным праздником 18 ноября находящийся в Литве председатель Белaруской народной рады в своем поздравлении латвийскому президенту выразил уверенность, что "белaруский процесс" является "печальным недоразумением, вызванным врагами белaруского возрождения". Затем 10 января 1925 г. в письме латвийскому министру иностранных дел он утверждал, что ни один белaруский политик не думал об отторжении Латгалии от Латвии (вопрос границ будет решен в дальнейшем путем переговоров), никто не думает об отторжении территории у "дружественной нации", чтобы присоединить ее к Советской Беларуси, которая объявила вне закона национальных белaруских политиков. Находящиеся в изгнании белaруские деятели выступают за образование Союза балтийских государств (включая Беларусь), как единственно реальной силы, способной противостоять "русской и немецкой угрозе".

Осенью 1925 г. К.Езавитов вместе с представителями из других государств организовал в Берлине II Общебелaрускую зарубежную конференцию, в которой приняли участие по пять представителей от каждого государства (члены правительства Белaруской Народной Республики и белaруские депутаты польского Сейма участвовали в качестве почетных гостей).

В начале 20-х гг. в Лудзе и Даугавпилсе, а также во многих волостях (Пустыня, Пиедруя и др.) при выборах самоуправлений белaрусы участвовали со своими списками кандидатов. При выборах в Даугавпилскую городскую думу выступали как своим списком, так и в списке ЛСДРП, позже— в списке независимых социалистов. В 1928 г. в думе было два белaруса (С.Сахаров— от национального списка).

В декабре 1930 г. в Министерстве внутренних дел Латвии была зарегистрирована Белaруская демократическая партия. Правление ее работало в Даугавпилсе под руководством С.Сахарова. Цель этой партии—представлять интересы всего белaруского меньшинства, получить представительство в самоуправлениях и Саэйме. Но большой популярности и значения партия не приобрела.

В свою очередь, в декабре 1931 г. в Риге происходила Всеобщая белaруская конференция, организованная обществом "Беларуская хата", целью которой было избрать Национальный белaруский комитет, а также решать другие вопросы (организация экскурсий в Чехословакию, Литву, Западную Беларусь в Польше).

В 1926 г. К.Езавитову удалось организовать учебу многих молодых белaрусов в вузах Минска на стипендии Белорусской ССР, а в ноябре того же года он сам присутствовал на Академической конференции в Минске, на которую из Латвии были приглашены также В.Пигулевский и Я.Райнис (латышский поэт своим товарищам по социал-демократической партии обосновывал свою поездку "особыми" симпатиями по отношению к белaрусам, хотя в Минск ехал "не особенно охотно").

26 января в Даугавпилсе, в помещении Белaруской государственной гимназии на Варшавской, 16 состоялся Конгресс представителей латвийского белaруского национального меньшинства, в котором участвовали представители организаций (около 10), школ и некоторых самоуправлений. Сообщение о положении белaрусов зачитал руководитель Белaруского отдела при Министерстве образования и депутат Саэйма от ЛСДРП В.Пигулевский. А 25 мая 1930 г. на Белaруском народном собрании в Даугавпилсе В.Пигулевский прочитал реферат о работе в Саэйме. В Даугавпилсе уже во второй половине 20-х гг. действовала Рада белaруских организаций, где представители различных обществ согласовывали свое отношение ко многим вопросам.

Значительную роль в белaруской общественно-политической жизни играли печатные издания. Первым печатным изданием в Латвии был вышеупомянутый журнал "На чужыне" (весна 1920 г.). В 1922 г., накануне выборов в Саэйм, общество "Бацькаўшчына" выпустило листовки пропагандистского характера, в которых доказывалась необходимость избрания своего белaруского представителя в Саэйм. В феврале 1923 г. Белaруский отдел образования решил издавать литературный журнал неполитичного характера на белaруском языке, но это "пока не удалось".

В 1925 г. в Риге начала выходить первая белaруская газета "Голас беларуса". Редактором был К.Езавитов, и газета успешно конкурировала с выходившей с 1926г. в Риге газетой "Гаспадар" под редакцией Щорса. В 1926 г. как приложение к "Голасу беларуса" (после прекращения выхода этой газеты приложение издается как самостоятельное издание) начинает выходить педагогический ежемесячник "Беларуская школа ў Латвіі", который просуществовал до конца 1933 г. Белaруское общество избирателей в латвийский Саэйм, городские, уездные и волостные самоуправления в 1930г. взвешивают возможность возобновить издание "Голаса беларуса", что не было реализовано из-за прекращения работы общества. Кроме того, в Латвии выходят еще многие белaруские издания — "Беларускае жыццё", "Пагоня", "Школа i жыццё" (1930, редактор Демидов), "Школьная праца" (издание Даугавпилской белaруской гимназии, 1926—1930г., под редакцией Сахарова). Кроме того, 29 июня 1928 г. вышла однодневная газета "Праца", посвященная выборам в Саэйм. Во второй половине 20-х гг. активно работало Белaруское издательство в Латвии. В 1927 г. оно издало брошюру К. Езавитова "Беларусы ў Латвіі", где приводились общие сведения о белaруском народе вообще и белaрусах в Латвии на основании статистического материала. Были изданы многие другие книги. После государственного переворота белaруские издания больше не выходят, хотя в декабре 1939 г. белaруское общество обратилось с просьбой в Министерство иностранных дел с просьбой разрешить издание белaруского ежемесячного издания "Роднае слова".

Возможность получить образование на родном языке, несомненно, является одним из важнейших звеньев в жизни белaруского меньшинства. 13 сентября 1921г. по предложению члена Учредительного собрания Я.Райниса при Министерстве образования был организован Белaруский отдел образования. Начальником его 10 октября был назначен С.Сахаров. В связи с тем, что в Латвии не хватало белaруских учителей, отдел в 1922 г. с согласия Кабинета министров пригласил на работу учителей — преподавателей курсов учителей из Литвы и Польши (Вильно). Среди других в Латвию явились нашедшие ранее в Литве убежище, высланные из Польши по национально-политическим причинам в феврале 1922 г. председатель виленского Белaруского национального комитета И.Красковский, секретарь этого же комитета Якубецкий и член комитета писатель Максим Горецкий. В том же году при поддержке управления восемь молодых белaрусов получили стипендии чехословацкого общества "Беларуская грамада" и начали учебу в Праге, в Карловом университете, что давало возможность пополнить ряды белaруских педагогов в Латвии. С января 1922 по март 1923 г. в отделе была должность инспектора белaруских начальных школ (К.Езавитов). При отделе действовал совет, куда входили представители предприятий и школ. 20 ноября 1924 г. отдел был временно закрыт, дело белaруских школ было передано в ведение Главного школьного управления, при котором возникло особое делопроизводство для ведения вопросов по белaруским школам под руководством белaруса Григория Плыгавки.

29 июля 1926г. Кабинет министров после просьб белaруских организаций разрешил восстановить Белaрусский отдел образования, что было поддержано и министром образования. Исполнителем должности начальника отдела временно был назначен Г.Плыгавка, выдвинутый рижскими организациями (попытка добиться назначения на этот пост в 1925 г. К.Езавитова не увенчалась успехом).

В свою очередь, в 1926 г. Кабинет министров сначала отклонил просьбу белaруских организаций утвердить на должность начальника Белaруского отдела образования В.Пигулевского. Но позже он был утвержден и в составе четырех, позже трех, сотрудников. Работу продолжал референт по делам белaруского образования Петр Журковский, (в 1936 г. в связи с уменьшением количества белaруских школ должность референта была отменена, а В.Пигулевского назначили директором гимназии в Абрене).

За время своей работы Белaруский отдел образования организовывал работу белaруских школ, обеспечивал их учебниками, организовывал курсы белaруской культуры во многих местах Латвии (Зилупа, Лудза и др.). В 1927 г. при отделе был создан фонд стипендий, который назначал одноразовые и многоразовые стипендии белaруским студентам и гимназистам (в размере 1557 латов для 10 человек). В 1934-1936 гг. фонд формально находился у референта по делам белaруского образования, а в 1936г. вексели фонда перешли в руки Белaруского педагогического общества, в 1939 г. — Латвийского белaруского общества. Однако большого значения фонд не имел. Председателем его был В.Пигулевский.

Предпосылкой успешного развития белaруских школ была соответствующая подготовка учителей, которая проводилась при финансовой поддержке государства. С начала 20-х гг. отдел образования организовал курсы белaруских учителей. Сначала это были годичные курсы, затем двухгодичные в Даугавпилсе, затем— в Риге. С лета 1923 г. были организованы особые летние курсы, которые проводились так же сначала в Даугавпилсе, а с 1924 г.— в Риге. (В 1924 г. летние курсы для учителей и курсы белaруской культуры были в Лудзе.) Заведующие курсами назначались Белaруским отделом образования (например, в 1926—1927 гг. на этой должности был Н.Демидов). На курсах регулярно работали 10—12 лекторов. В 1931г. курсы посещал 31 слушатель, был интернат на 26 мест. В 1933г. государственные белaруские курсы (двухгодичные) отмечали свой одиннадцатый юбилей.

Отдел образования во многом стал координатором всей белaруской общественной жизни. Например, в августе 1923 г. на учительской конференции в Даугавпилсе, организованной отделом, на которой присутствовал министр образования, было принято важное решение об открытии белaруского этнографического и школьного музея. И хотя осенью того же года было получено согласие дирекции Государственного этнографического музея открыть при нем белaруский отдел, в конце концов решили открыть музей при Рижской белaруской начальной школе. В связи с этим указанное мероприятие не получило большого резонанса. Отдел заботился об участии белaруских школ в общегосударственных мероприятиях, например, в концертах, выставках и т. д. В 1930—1934 г. белaрусы приняли активное участие в сборе пожертований на памятник Свободы.

Изображение

В январе 1922 г. родители Даугавпилской белaруской школы обратились в Министерство образования с просьбой открыть в городе белaрускую среднюю школу, бюджетная организация Саэйма (благодаря поддержке Я.Райниса, министра образования А.Дауге и его товарища В.Сейле) выделила средства на ее организацию. В марте Кабинет министров разрешил гражданину Литвы И.Красковскому начать работу на государственной службе в качестве организатора белaруской гимназии в Даугавпилсе, а в сентябре была открыта гимназия гуманитарного типа с 70 учениками. На должности директора был И.Красковский, затем П.Жердий, а с 1924 г. — С.Сахаров. В 1926г. в Даугавпилской гимназии были изданы 4 номера журнала "Школьная праца", работал школьный хор.

Во второй половине 20-х гг. при школе открылись электрифицированная слесарная мастерская и кузница (для обучения ремеслу), столярная и пошивочная мастерская. При гимназии был бесплатный интернат на 45 мест. Нужно отметить, что школьному директору С.Сахарову удалось наладить очень хорошие контакты с даугавпилским Литовским обществом. На школьных мероприятиях и концертах пелись и литовские песни.

В июле 1922 г. Белaруский отдел образования обратился к министру образования с просьбой открыть белaрускую гимназию в Лудзе. При содействии общества "Бацькаўшчына" была открыта частная белaруская гимназия в Лудзе, директором ее вначале стал Алексей Орлов, а с апреля 1923 г.—К.Езавитов. Под его руководством выходил школьный ежемесячный журнал "Ластаўка" (печатался на гектографе), вышло девять номеров, где публиковались стихи учащихся и другие материалы. В 1924г. был издан на гектографе рукописный сборник стихов гимназистов.

В апреле 1923 г. К.Езавитову было дано указание организовать Лудзенскую государственную белaрускую среднюю школу, а в августе 1923 г. он был утвержден исполняющим обязанности директора этой школы. В связи с тем, что К.Езавитов игнорировал два распоряжения Кабинета министров о запрещении работать в этой школе двум иностранцам, ему было предложено уйти с должности, что он и сделал 4 апреля 1924 г. (обязанности директора исполнял учитель гимназии В.Пигулевский). В 1925 г. в четырех классах гимназии было 45 учеников.

В октябре 1922 г. в Даугавпилском белaруской гимназии был организован 45-й отряд латвийских скаутов под руководством И.Красковского в составе Латвийской скаутской центральной организации (ЛСЦО).

В Лудзенской белaруской гимназии (в то время это была еще средняя школа общества "Бацькаўшчына") по предложению Езавитова существовал скаутский кружок (вначале он действовал как звено 45 отряда), который в мае уже зарегистрировали как 63 кружок скаутов. В 1924 г. также в Пасиене и Зилупе были организованы отделения кружка (звенья). На своем первом собрании 63 отряд решил, что при нем будет работать и белaруский отряд гайд, решил поддержать образование отдельных отрядов гайдов в Лудзе. В июне 1923 г. он был зарегистрирован в составе Центральной организации гайдов Латвии как 32 отряд.

В августе 1932 г. министр образования А.Кениньш констатировал, что в Даугавпилской гимназии все еще продолжается "антигосударственное движение", налицо слабый педагогический состав и уровень успеваемости, что из 78 учеников слишком многие (70%) освобождены от платы за учебу. Были найдены и другие недостатки. В связи с этим министр предложил Кабинету министров начать постепенную ликвидацию гимназий; в 1932 учебном году оставить только 3 и 4 классы, а ученикам 1 и 2 классов дать возможность поступить в Рижскую белaрускую гимназию или Даугавпилскую латышскую гимназию. 25 августа отдел согласился начать постепенную ликвидацию гимназии, доверив исполнять обязанности директора Фридриху Обштейну. Но после просьб белaруских организаций, родителей и Белaруского отдела образования, протестов и жалоб в министерство, в комиссю образования, Саэйм, Сенат и даже министру-президенту о несправедливости и необоснованности действий министра образования это решение отменили, и 13 сентября снова был открыт 1 класс гимназии. Осенью вместо Ф.Обштейна директором был назначен латыш— католический священник Язэп Чаманис. С 7 ноября 1932 г. гимназия снова работала в полном четырехклассном составе. В 1934/35 учебном году в школе было 89 учеников. Нужно отметить, что в начале 30-хгг. гимнастику в школе преподавал старший лейтенант 10 Айзпутского пехотного полка Латвийской армии белaрус Ян Корноухов, который сам закончил эту школу в 1925г.

В сентябре 1935 г. было дано распоряжение Министерства образования объединить польскую, русскую и белaрускую гимназии, открыв 2-ю государственную гимназию Даугавпилса, в которой были три потока национальных меньшинств, а также латышские классы. Директором ее был назначен бывший директор белaруской гимназии Янис Плонис. Количество учащихся в латышских классах год от года увеличивалось, и весной 1939 г. гимназию закончил последний белaруский выпускной класс.

Весной и летом 1925 г., в связи с тем, что белaрускую начальную школу закончил первый выпускной класс, общество "Беларуская хата" безуспешно пыталось открыть частную среднюю школу (гимназию) в помещении Рижской белaруской школы по ул. Маскавас, 173 (во вторую смену). Сначала думали открывать первый класс, в который записались 12 учеников, но такого разрешения Министерства образования школа не получила.

С осени 1929 г. работала Рижская частная вечерняя гимназия при Белaруском учительском обществе (в помещении начальной школы по ул. Маскавас, 173 и один класс— на ул. Симаня) под руководством директора Александра Родьки. В первый год работы в школе был один класс с 19 учащимися, в последующие годы количество учеников возросло. В 1931/32г. среди 11 учителей этой школы было много белaрусов— студентов и выпускников Латвийского университета (Александр Щорс, Казимир Межецкий, Владислав Минчонок). Летом 1933 г. гимназия была названа именем Франциска Скорины, министр образования утвердил ее выпускной жетон в национальных белaруских цветах со стилизованным солнцем и полумесяцем, разработанный школьным советом.

В феврале 1922 г. Белaруский отдел образования и латгальское общество "Бацькаўшчына" решили добиваться открытия белaруской сельско-хозяйтвенной школы или курсов с целью повышения профессионального уровня белaруских крестьян, а вместе с тем, и повышения благосостояния (вначале было задумано такую школу открыть в Пасиенской волости, в Залесье— на базе местной начальной школы). Просьбу отдела поддержал и Сельскохозяйственный департамент Министерства земледелия. В ноябре 1922 г. школа (на обеспечении общества "Бацькаўшчына") в ведении Министерства земледелия была открыта в Даугавпилсе под руководством латыша Фридриха Абеле. Постоянно получая финансовую помощь от Белaруского отдела образования, она работала до 1924 г. В июле этого года был двухгодичный курс, 30 ученических мест и общежитие. Летом 1927 г. в Белaруском отделе образования обсуждался вопрос о возобновлении школы или открытии летних сельскохозяйственных курсов, но это было признано нецелесообразным.

Белaруское начальное образование начало стремительно развиваться осенью 1921 г., когда было открыто в общей сложности 47 школ с 3500 учениками (главным образом при переходе с польского и русского языка обучения на белaруский). В это время обществу "Бацькаўшчына" при поддержке школьного отдела Даугавпилского уезда удалось добиться преобразования 17 уездных польских школ в белaруские начальные школы (общество взяло на себя снабжение их учебниками). Осенью 1922 г. в ведении Белaруского отдела образования находилась 51 школа в Даугавпилском и Лудзенском уездах. Из них 14— в Пиедруе и Пустынской волостях). В 1923/24 учебном году в Латвии было 50 белaруских школ. В соответствии с данными переписи населения 1925 г. (число белaрусов уменьшилось почти на половину) соответственно на 58467 латов был сокращен бюджет Белaруского отдела образования. Но все-таки в 1925/26 учебном году работали 33 белaруские начальные школы с 2343 учениками и 86 учителями. А также было еще шесть белaруских комплектов при школах других национальностей. Начальные школы в большинстве случаев были в Пиедруйской волости (8), Истре (7), Пасиене (4), Пустыне (3), Ландскороне (2), в Рунданской, Граверской волостях и в Даугавпилсе (по 1 школе). Работали пять шестилетних школ (две в Риге, в Даугавпилсе, Лудзе и Лаудерах Лудзенского уезда), остальные были четырехклассные. В 1929/30 учебном году в Латвии были 32 белaруские начальные школы с 1777 учениками и 82 учителями и два комплекта при латышских школах . В 1933/34 учебном году количество белaруских начальных школ уменьшилось до 23 (с 1692 учениками), а в 1934/35-ом—до 16 (с 1270 учениками).

В январе 1922 г. открылась Лудзенская белaруская шестилетняя школа. Она должна была вести борьбу за свое существование в городском самоуправлении с русскими и поляками, которые старались добиться ее закрытия. В 1921/22 учебном году здесь было 11О учеников, в 1922/23-ем— 145 учеников.

В 1925 г. общество "Беларуская хата" сняло дом в Саркандаугаве на ул. Симаня, и после ремонта там разместилась Рижская частная начальная школа Г. Плыгавки и вечерняя школа, в 1926 г. школа перешла в ведение города как Рижская 2-я белaруская начальная школа. Позднее там же образовалась еще одна школа.

До 1934 г. в Латвии работали многие частные белaруские школы. Например, в Даугавпилсе в 1931г. местное отделение общества "Беларуская хата" открыло шестилетнюю белaрускую школу на базе существовавшего частного белaруского детского сада. Общество белaруских учителей в августе 1930 г. организовало частную начальную школу в Риге, в Торнякалнсе (ул. Бривземниека, 22), где в 1933 г. обучалось 80 детей. Несмотря на многочисленные просьбы общества к городскому самоуправлению принять школу в свое ведение, это не было сделано. Школа получала лишь ежегодное денежное пособие от города (в 1932 г. — 4 000 латов, ав 1933 г. — только 1960 латов).

Общество "Рунь" в октябре 1924 г. пыталось организовать в Риге Белaруские вечерние курсы для взрослых, главной задачей которых было дать начальное образование (неграмотным) и дополнить имеющиеся знания. Но, в связи с проходившей проверкой работы белaруских школ, это разрешение не было получено". В начале 20-хгп белaруский детский сад существовал также в Лудзе. В сентябре 1933 г. Белaруское общество учителей в Саркандаугавe, в помещении белaруской начальной школы, открыло частный детский сад, который был закрыт в августе 1936г. из—за недостатка средств. В мае 1939г. Рижское городское школьное управление решило закрыть дошкольный класс 1-й Белaруской начальной школы, но после протеста белaруской общественности класс для дошкольников был сохранен (в нем в 1939/40 учебном году было 25, а всего в школе— 170 учеников).

В 20-е и начале 30-хгг. очень широко была распространена сеть белaруских организаций. Среди других видов деятельности видное место занимало сценическое искусство на родном языке. Общество "Бацькаўшчына" уже в начале 20-х гг. в своих отделениях организовало любительские труппы (например, в Даугавпилсе летом 1921 г. под руководством режиссера Заливcкого и Язепа Комажинского, в Краславе и Лудзе). Кроме того, ученический театральный кружок был организован в 1922 г. в Лудзенской белaруской гимназии. Во второй половине 20-хгг. общество "Беларуская хата" в Риге, в Саркандаугаве (в помещении белaруской начальной школы) устроило театральную сцену, где выступал драматический кружок общества.

В 1927 г. в Риге было организовано Белaруское театральное общество. Руководителями были К.Езавитов, В.Пигулевский, Станислав Красневич, Петр Масальский, Н.Демидов и закончившая Московскую консерваторию "свободная художница" Ольга Боровская-Пигулевская (первый председатель). В сезоне 1930-1931 г. работал Белaруский народный театр, который в Риге и Латгалии сыграл пять оригинальных белaруских пьес, переведенную пьесу Райниса "Гирт и волк". 21 спектакль посмотрели 3630 зрителей. В качестве режиссеров работали артисты Русского драматического театра Юрий де Бур и Я. Шаберт. В рижской труппе было занято 22 человека, в том числе— хор общества под руководством Миколы Гривского, единственного иностранца (гражданина Эстонии). В следующем сезоне труппа также играла спектакли в Риге, Лудзе и Зилупе. В 1931 г. было организовано даугавпилское отделение общества под руководством режиссера Константина Александровича, которое действовало самостоятельно. Руководителем центрального правления общества в 1935 г. стал бывший учитель Н.Демидов, а в качестве режиссера работал бывший житель Даугавпилса Я.Комажинский. В связи с тем, что в правление входили учитель Владимир Гусаревич (наполовину латыш, до 1925 г. член белaруской социал-революционной партии, потом симпатизировал социал-демократам, затем русским монархистам) и близко стоящий к группе Езавитова Мечислав Слосман, в январе 1936 г. по предложению Политического управления работа общества была прекращена. Но деятельность белaруского театра продолжалась. Еще 4 мая 1940 г. Белaруское общество в Риге ставило на белaруском языке пьесу Далецких "Михалка". Развивались и другие виды искусства, например, 19 декабря 1932 г. по радио впервые прозвучали белaруские народные песни в исполнении артистки А. Латонас-Демидовой, за что общество "Беларуская хата" выразило благодарность директору Радио.

В 1927 г. был организован кооператив белaруского образования "Культура i праца", целью которого стало улучшение материального и духовного состояния белaрусов. Небольшая организация (в 1932 г.— 11 человек под руководством В.Пигулевского, М.Кравченко и др.) главным образом занималась приобретением белaруских книг в Польше и Советской Беларуси и раздачей их по белaруским школам. Кроме того, школы получили экземпляры учебника В.Пигулевского "Наш край". Кооператив издал календарь на 1928 г.— первое такого типа белaруское издание в Латвии (в редакционную коллегию входили В.Пигулевский, К.Езавитов, Наталья Пинская). В том же году В.Пигулевский участвовал во Вселатвийском конгрессе кооперативов.

Одной из самых влиятельных белaруских организаций стало просветительское общество "Беларуская хата" (первый председатель— Н.Демидов), зарегистрированное в Риге в декабре 1924 г. Оно имело отделения в Саркандаугаве, Торнякалнсе, Даугавпилсе, Лудзе и Лиепае. Количество членов общества очень быстро росло, осенью 1925 г. достигло 160 человек, а в начале 30-хгг.— около 600 человек. Организовывались духовые оркестры, хоры, библиотеки, а также чтения, вечера отдыха, языковые и общеобразовательные курсы. В 1935 г. в организации насчитывалось 175 человек (75—в Саркандаугаве, 15 — в Торнякалнсе, 40—в Лиепае, 30—в Лудзе и 15 — в даугавпилском отделении), была возобновлена работа хора и драматического кружка, создан женский кружок рукоделия. На последнем этапе деятельности общества им руководили Ян Кудрявцев, Г.Плыгавка, К.Езавитов (фактический лидер) и другие. Они поддерживали активную связь с правительством Белaруской Народной Республики в Праге (например, посылая поздравления с национальными праздниками). После переворота в мае 1934 г. руководство общества подчеркнуто старалось показать свою лояльность государству и авторитарному режиму, например, регулярно приглашая читать патриотические лекции на белaруском языке Петера Журковского из отдела информации и пропаганды Министерства внутренних дел, посылая от имени общества поздравления президенту К.Ульманису (11 апреля 1935 г. К.Ульманис прислал в ответ письменную благодарность), откликнувшись на призыв президента собрать книги для школ через Фонд культуры. Несмотря на это, по предложению Политуправления (согласно имеющейся информации, легальную работу общества К.Езавитов использовал как "маскировку для проведения нелегальной деятельности") в ноябре 1935 г. было дано распоряжение о ликвидации общества. Оно было закрыто в сентябре 1936 г.

В Риге в марте 1924 г. было образовано Белaруское культурное и просветительское общество "Рунь" под руководстом Яна Щорса (умер в 1931 г.), учительницы белaруской начальной школы Люцины Клагиш (в замужестве — Тетере) и др. В 1931 г. председателем выдвинули Л.Тетере, ее заместителем — владельца киоска на Центральном рынке Доминиана Чернуху. В 1934 г. в ревизионной комиссии работал находящийся в подполье организатор рижской ячейки Латвийской коммунистической партии— пропагандист Болеслав Блажевич (в 1930—1931гг. находился в заключении). В связи с негативной оценкой Политуправлением деятельности общества оно было ликвидировано в ноябре 1935 г.

Белaруское общество молодежи было основано в Риге в марте 1928г. В 1930 г. работали его отделения в Зилупе, Пасиене, Шушках Шкяунской волости, еще в двух местах Лудзенской волости, было отделение и в Пустыне. Весной 1934 г. общество насчитывало 45 членов, но практически с этого времени оно не проводило никакой работы.

Белaруское культурное и просветительское общество "Прасвета" основал С.Сахаров и др. в июле 1926г. После закрытия "Бацькаўшчьшы" сюда вошли даугавпилские педагоги (в 1927 г. их было 142 человека). Они устраивали вечера, читали лекции, организовывали библиотеки. В 1927 г. общество открыло частную школу для взрослых в Даугавпилсе.

Белaруское центральное сельскохозяйственное общество "Араты" было организовано в Даугавпилсе в сентябре 1927 г. по инициативе С.Сахарова и др. ш. Вскоре открылись отделения во многих волостях Латгалии, в деятельности общества приняли участие десятки крестьян (до его закрытия в первой половине 30-хгг.).

Нужно отметить и заслуги белaруского научно-этнографического общества в Латвии. В июне 1926 г. при Белaруском обществе избирателей был организован этнографический кружок под руководством К.Езавитова. В июне 1932 г. на его основе образовано общество с целью изучения истории белaруского народа, его этнографии и фольклора. Оно обратилось с просьбой к школам и общественным деятелям принять участие в собирании белaруского фольклора (также и к священнику Лопатёнку, историку Болеславу Брежго). Особенно активно включились в работу по сбору фольклора даугавпилские гимназисты под руководством директора С.Сахарова. Образовалось отделение общества в Даугавпилсе. По научным вопросам общество вело переписку с Белaруской академией наук, различными белaрускими организациями и общественными деятелями в Польше, Литве, Чехословакии и др. Готовилось издание белaруско-латышского словаря, но, к сожалению, эта работа не была закончена. В обществе было 15 членов, 5 членов-корреспондентов, 15 кандидатов.

В 20—30-е гг. активно работало Общество белaруских учителей, которое входило в Латвийский учительский союз. Общество содержало частный детский сад и две школы. Председатель его— Г.Плыгавка, затем— П.Миронович, Н.Демидов. Сначала в правление входил и К.Езавитов, который позже был исключен. В феврале 1939 г. в обществе насчитывался 71 человек— учителя, члены их семей, рабочие и служащие. Ему принадлежала небольшая библиотека. Довольно регулярно проходили мероприятия с театральными представлениями, концертами самодеятельности, чтениями рефератов на педагогические темы. Кроме того, во второй половине 20-хгг. в Риге работало созданное в 1925 г. Белaруское центральное сберегательно-ссудное общество, в котором в 1927г. было 45 человек, в 30-е гг. в Даугавпилсе— Даугавпилское белaруское общество.

19 июня 1939г. была организована самая влиятельная белaруская организация— Латвийское белaруское общество. Это произошло путем перерегистрации Белaруского общества учителей. Цель общества — объединение всех белaрусов Латвии. Председателем был избран П.Миронович. В правлении ревизионной комиссии работали общественные деятели С.Сахаров, М.Кравченко, учитель белaруской начальной школы и режиссер театра Я.Комажинский. Устраивались лекции, вечера отдыха, театральные представления. В 1940 г. при поддержке латышского профессора Карла Страуберга общество приступило к изданию работы С.Сахарова на белaруском языке "Духовное наследие белaрусов в Латвии и Илукстском уезде" под редакцией К.Езавитова. (Сахаров ранее получил на это премию Фонда культуры). До лета 1940 г. вышел первый том этого труда.

В 20—30 гг. католическими священниками служили многие белaрусы, например, Я.Гайлевич (в Пиедруе, Балбинове, Резекне, Даугавпилсе), родившийся в Пасиенской волости Антон Лопатёнок (в Варклянах, Бальбинове, Элерне, Эглайне), родившийся в Букмуйжской волости Доминик Макиёнок (в Резекне, Ликсне, Шкилбенах, Алсунге, Илуксте, Лудзе и Лиепае). Священник Я.Гайлевич в 1931г. был утвержден преподавателем религии в Даугавпилской государственной белaруской гимназии.

Следует отметить, что в Латвийской армии в 1920-1924 гг. в чине подполковника служил Вячеслав Рутковский (инженер военного строительства и строительного управления в Даугавпилсе). Бывший воспитанник Рижской белaруской гимназии белaрус Александр Булат в 1936 г. получил звание чемпиона Латвии по фехтованию.

До 1934 г. Латвия была одним из самых активных центров белaруского национального движения. Здесь работали многие белaруские политики, деятели искусства и литературы, вклад которых в дело национального возрождения всего белaруского народа по заслугам оценен современной белaруской наукой. Многие признаны активными деятелями этого движения (С.Сахаров, его супруга поэтесса и драматург О.Сахарова, К.Езавитов, художник П.Миронович и др.).

Определенные возможности развития белaрусы имели и после государственного переворота 1934 г. и вызванных им изменений в государственной национальной политике. Но эти возможности, по сравнению с другими национальными меньшинствами, белaрусами мало использовались. В большой степени это объясняется двумя факторами. Во-первых, рядом не было национального государства, правительство которого поддерживало бы своих собратьев в Латвии (как это было с латвийскими поляками, литовцами и эстонцами). Второй причиной являлось особое положение белaруского меньшинства среди других национальных сообществ, что объясняется исключительно сложным историческим генезисом самосознания белaрусов под влиянием различных внешних факторов.

Свою негативную роль сыграли как противоречия активной части белaруского меньшинства с польскими и русскими организациями, так и с отдельными латышскими политиками, государственными самоуправленческими структурами. В целом отношение властей к белaрускому движению до 1934 г. можно считать доброжелательным. Исключением является период времени с 1924 по 1925 г. ("белaруский процесс"). Реакция латвийских властей была в основном логичной, хотя реальная угроза безопасности государству могла появиться лишь в случае образования в 1919—1920гг. независимой Белaруской Республики, соседа Латвии. Несомненны симпатии большой части белaрусов и их руководителей к СССР и даже тайное сотрудничество отдельных деятелей с различными институциями в БССР. Это ярчайшим образом отразилось на деятельности К.Езавитова, по оценке белaруских ученых, одного из самых видных деятелей белaруского национального движения XX в.

Во время немецкой оккупации К.Езавитов активно участвовал в национальном движении и даже руководил белaрускими вооруженными отрядами в борьбе с Красной Армией. Поэтому симпатии и сотрудничество с СССР никак нельзя оценивать однозначно. Во всяком случае, активная деятельность белaруского меньшинства неоднозначно проявлялась как во время советского присутствия в Латвии в 1940—1941гг., так и немецкой оккупации 1941—1944 гг., а причины всего этого нужно искать в своеобразной истории развития как латвийских белaрусов, так и всего белaруского народа. Но это уже тема другого исследования.
Аватара пользователя
vilkacis
 
Сообщения: 1654
Зарегистрирован: Пт авг 24, 2007 8:41 pm
Откуда: Riga

Сообщение skorynapiterski » Вт дек 28, 2010 11:50 am

Спасибо интересно. У меня брат фермерствует возле Даугавапилса.
Похоже безграмотность в начале ХХ века соответствует использованию телевизора сейчас.
skorynapiterski
 
Сообщения: 3449
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk


Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14