Vadim Deruzhinsky » Сб окт 30, 2010 10:09 pm
Цiхан Хрэн: «Единственным недочетом считаю слабую проработку версии влияния Руси (именно "Руси", а не славян) на этногенез беларусов».
Я бы предложил такие уточнения в научную методологию понятий «Русь», «славяне» и «балты».
1. «Русь» - это понятие административное. На первом этапе это была администрация варягов (ободритов и готов), которые контролировали торговые пути, а центром Руси было Полабье. На втором этапе (с изгнанием Руси немцами из Полабье) понятие «Русь» относится уже к варяжским колониям и данникам в виде Киевской Руси. Ну а при Петре I понятие «Русь» в греческой транскрипции узурпирует Москва для переименования Орды и обозначения административной власти над ней. То есть, с петровских представлений если что-то административно под царизмом, то это «Русь-Россия», а если нет (та же бывшая Киевская Русь или Галицкая Русь) – то это уже не имеет права называться «Русью».
В этом плане понятие «Русь» было связано с русификацией кривичей варягами в еще докиевский период, а под властью Киева Полоцкое Государство (кроваво захваченное Киевом) пробыло недолго, всего 70-80 лет. Поэтому уже на втором этапе земли Беларуси не являлись «Русью», так как это слово стало означать не систему варяжского колониализма, а уже конкретно украинскую этничность – а она существенно отличалась от нашей. Ну и, конечно, земли ВКЛ-Беларуси не являются вообще никакой «Русью» на третьем этапе: никогда до раздела Речи Посполитой мы не подчинялись московским сатрапам.
2. «Славяне» - не этническое/антропологическое понятие, а только лингвистическое (даже не культурологическое, так как «славяне» болгары куда как ближе неславянам грекам и румынам, чем, например, славяноязычным мазурам и беларусам).
3. «Балты» - это понятие не только лингвистическое, но в первую очередь антропологическое: это по генам и антропологии потомки балтийской расы, некогда занимавшей огромную часть Центральной и Восточной Европы.
Итак, такая методология означает, что понятия «русский» и «литовский» - это административные понятия, а «русинский» и «литвинский» - это уже этнические названия этносов русинов Киева-Львова и литвинов Вильни-Полоцка.
Тот же Полоцк не являлся «русским» административно во времена после варягов (то есть в Киевской Руси и тем более после 13 века), а был литвинским. Аналогично Киев был административно «русским» в домонгольский период, потом стал «ордынским», а затем был освобожден Литвой и стал административно «литовским». Но всегда оставался этнически «русинским» (украинским по-новому). Плюс – на втором и третьем этапах «Руси» понятие «русский» обрело и религиозное ортодоксальное содержание и стало уже административно-религиозным (причем на фоне религиозной войны между РПЦ Киева и РПЦ Москвы, последнее название с патриархией выкупил Годунов у греков только в 1589 году), что тоже вносит путаницу в термины.
Понятие «балто-славяне» означает не какую-то смесь этносов, а только переход балтов на славянский койне (то есть «славяноязычные балты»). Сравните: аналогичное понятие «бурято-славяне» сегодня означает только перешедших на славянский язык бурятов – которые при этом сохраняют в полной мере свою антропологию.
Нынешний акцент внимания форумчан из Летувы только на языке беларусов – это чистой воды спекуляция. Во-первых, беларуский язык – это все-таки наполовину балтский язык, а не чистый славянский. Во-вторых, если этнос определяется по языку – то с таким подходом сегодня 95% беларусов – это никакие не беларусы, а россияне, так как общаются в быту и на работе на россейской мове. И с таким подходом Израиль не имел права принимать евреев из СССР (ныне 40% населения Израиля): мол, раз иврит не знаешь – то и не еврей ты, а СЛАВЯНИН.
* * *
И еще у меня вот такой вопрос для любителей определять этнос по языку (что делают Саливон, Давыденко и иные демагоги ученой школы БССР).
У нас в Минске есть приют для детей, больных болезнью Дауна. У них особые черты лица, а многие так и не научились говорить и понимать речь. НО КТО ОНИ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ? Коль Саливон доказывала, что национальность определяется по языку (и она сама тогда не беларуска), то выходит – что эти несчастные дети вообще не имеют национальности? Ведь часто неизвестна национальность и отказавшихся от них еще в роддоме родителей?
Но как может жить человек вообще без национальности???
Или аналогично: КОГДА НАСТУПАЕТ КАЧЕСТВО НАЦИОНАЛЬНОСТИ? С рождения ребенка – или с того момента, когда он после двух-трех лет начал понимать национальный язык и на нем заговорил?
Такого вопроса никто нашим горе-ученым никогда не задавал. Это делаю я первый.
А ответ такой. Уже с рождения ребенок имеет свою национальность, так как анализ его генов и иных антропологических черт – автоматически относит его в свою этническую группу. Обращаю внимание – ЕЩЕ ДО ТОГО, КАК ОН СТАЛ ПОНИМАТЬ РЕЧЬ.
То есть, когда рождается беларуский младенец – то он уже при рождении имеет расовые балтийские гены и особую антропологию населения Беларуси, отчего и является с рождения балтом и беларусом. А вот выучит ли он потом беларуский язык (став славяноязычным – то есть славянином) или же вообще останется ребенком-дауном без речи, или увезут его в США, Японию или Пакистан, где он обретет совсем иные язык и культуру – это уже ничего не значит в плане того, что ОН РОДИЛСЯ БЕЛАРУСОМ.
Поэтому БЕЛАРУС – это понятие изначально все-таки генетическое и антропологическое с БАЛТИЙСКИМ содержанием, а не лингвистическое и культурологическое. Точно так негр – это не лингвистическое понятие; Саливон же говорит, что, мол, мы в сравнении с неграми действительно отличаемся не только лингвистически, но, дескать, в сравнении с русскими (согласно требованиям ЦК ВЦСПС) мы похожи и отличаемся только лингвистически. Однако это не так: и негры между собой огого как различаются.
Микулич писал, что вот эти генные различия между русскими и беларусами сегодня позволяют криминалистам определять по генматериалу трупа или следам преступника, уроженцем какой области Беларуси или РФ он является. А в перспективе (писала Лимборская) – можно свести поиск вообще к конкретному населенному пункту. То есть, врет Саливон: отличия не только конкретны, но используются МВД, КГБ, ФСБ.
А вот такая химера «этнокультурного понятия этнос» как «триединый русский народ» - это в одном ряду с этнокультурными (а на самом деле всегда ПОЛИТИЧЕСКИМИ понятиями), как «этнокультурное единство Таможенного Союза» или «этнос стран ОДКБ». Ведь, согласно спекуляциям ученых СССР, а также ныне Саливон и Давыденко, «политико-социальное и лингвистическое единство создает этнос». С таким подходом преувеличивания этого фактора завтра беларусы создадут единый этнос с народом Венесуэлы. Батька в очередном словоблудии скажет, восхищенный поставками нефти из Венесуэлы, что мы с венесуэльцами – отныне один братский народ. И тут же появятся у кабинетных теоретиков «беласуэлы»…
А чему удивляться? На недавней встрече в Минске с новоизбранным президентом Татарстана батька сказал: мы же с вами одна страна и один народ. Вот так запросто породнил беларусов и татар в один народ, а всякие наши «ученые», которые «по ветру нос держат», спешат давать свои интервью в СМИ – мол, «мы не балты», мы уже этнически и татары.
И послу Израиля (уроженцу БССР) батька тоже много вещал про «единое многовековое общее прошлое в Беларуси наших братских, связанных судьбами истории народов». Аналогичное сказал при нынешней встрече с президентом Летувы.
К сожалению, по советской традиции, его предыдущие самые повторяемые высказывания в адрес «единого народа с РФ» у нас официозные ученые приняли как «указание для поиска научного обоснования госзаказа», но «госзаказ» настолько дремуч и непредсказуем, что равно следует искать обоснования «единого народа» и с Израилем, и с Летувой, и с Венесуэлой – и вообще с кем угодно, что упомянет язык без костей известного всем любителя высокопарностей.