Господин Деружинский, у меня к Вам несколько вопросов:
Первые упоминания о наших предках относятся к эпохе великого переселения народов, когда к готам, уходящим с Дона под натиском гуннов, на территории нынешней Беларуси присоединились для похода в Европу местные племена гутов или гепидов. Их смешение в дальнейшем (к VI веку) и родило в Полабье новый этнос славян.
1. Какие племена из известных учавствовали в этогенезе беларусов? (начиная с готов) Как они могли образовать этнос славян, если, как Вы утверждаете, славян нет? Проживали ли на нашей территории кельты? Слышал, что вроде бы находили их артефакты.
смешение кривичей с сарматами Украины.
2. Играли ли сарматы какую-либо роль в этогенезе беларусов?
варяги (готы-славяне)
3. Объясните, пожалуйста, поподробнее кто такие эти варяги.
Напомню, что даже сегодня в беларуской мове около четверти лексики – это древняя западно-балтская лексика, которой нет ни у кого и которая аналогична прусской лексике, абсолютно архаична и уходит корнями в древний индоевропейский язык.
Где же доказательства того, что древнебеларуский язык был неславянским и западно-балтским? Ведь в таком случае доказательства этому должны встречаться на каждом шагу. И это действительно так: во многих уголках Беларуси сельское население продолжает говорить на своем дославянском языке.
4. Делаются ли какие-нибудь попытки составления словарей этих "непонятных" языков? Интересно Ваше мнение как лингвиста о возможности реформы языка. Как Вы относитесь к тарашкевице? Следует ли по примеру румын (убирали из языка славянизмы) нам убирать русизмы? Можно ли как то приблизить современный беларуский к нашему древнему языку?
Все это показывает абсолютно неверную позицию нынешней беларуской науки, которая – следуя еще указаниям товарища Сталина – считает «древнебеларуским языком» язык Статутов ВКЛ.
5. Постепенно в канцелярский язык стал проникать народный. Может не стоит так категорично отказываться от языка Статутов и Метрики?
Следует заметить, что новейшие учебники истории Беларуси для СШ уже не столько категоричны в «славянских истоках беларусов», как совковые издания. Там осторожно пишется, что на этот счет у историков есть разные гипотезы, а в целом говорится, что некие славяне пришли в Беларусь и славянизировали живших тут испокон веков балтов.
6. Если Вы пишите, что не было ни славян, ни балтов, то как тогда правильно описать этногенез нации без этих категорий?
ятвягам, о которых историки царской России и СССР писали (в угоду великодержавным мифам), что те, дескать, все «вымерли и исчезли».
Не все. Если не ошибаюсь, Соловьёв в XIX веке писал, что ятвяги живы и говорят по-беларуски.
Наткнулся на такой отрывок:
Про шо говорать наjмэнні рычок
Кандыдат дыёпысных штудиj Володымыр Ысаjінко в артыкуловы "Повстае пырид намы Дома" ("ЛіМ" од 24 сынтебыра) подае, шо на Заходышному Полісьсёвы кэльты кэ гырманцы покынулы сваго сліда.
Так, "наjмэнні прытокув ричкы Лыснэjі Люта, Точия хутчиj за всэ ють кэльцькымы. На пэршиjі е знаjдяным вылыкиj клад рымськых моніт, а блызько, в Бэрысьтёвы, е роскопаным гоцькиj могылнык 2-го ст. Од Родіння Хрыстового - и тэ е дывіjнию одповідносьтю. И далиj на всхода судошеюця гыдронымы того-ж походыння: Буjмыр, Горваха, Люцымыр, Льва (мныга эльвэj в Швэдиjі), Нобыль (Нобль), Стыр ("бык", "настырниj", гыдронымы "стур" в Норвегиjі), Руфа, Цыр. До слова, заходышны полышукы з дэякых сіл вымовлюють замыж "ы" - "у" (бук, муло, а не бык, мыло). Тры світлозоры гозыры лыжеть каj вытокэj Прыпыті: Лука ("світлэ", по латыні), Люцымыр (гырманськэ), Світязькэ (славэньськэ).
Шэ з всэындоывропэjськиjі мовы тлумачыця сэнс наjмэння "Прыпыть": "Рыка, яка мицно, скризь наслыдыла" ("пры" - "мицно", "скризь"; "пэтс" - "пядя", "слід"). Вынятково рыхтычнэ наjмэнне. Выдомо, шо басіjна Прыпыті лэдь ны всэ тэ, шо и Полісьсе. Рыхтык тут Гыродит (5 ст. до Родіння Хрыстового) розмісьтював вылызарнэ морэ. Готы, якы почалы вылыкэ пырысылінне в 1-2 стст. Вэдлук Родіння Хрыстового, обыjшлы вылыку лысысто-болотысту мысьтёвосьть "Оjум" ("Аjум"), - проклалы на полудынь од jіjі шлеха од ныжніjі Выслы проз Волынь и басіjна Ворсклы до Прыазивjя. Колы гленуты на гёморфологыцьку мапу Полісься, то е бачным, шо всэ правобырижже рык е розробляным, проризаным старорэчышчамы jіjі вылыкых прытокув. Тутышны наjмэнні "Струмынь", "Струмыль", "Трыпыть", "Дрыпыть", "Врыпэтс", "Страум", "Страч", "Струм", "Шторм" - тычия - булы запозычанымы славэнамы з нымэцькиjі володы".
З тых цыкавых гыдронымыцькых вышукив мы шэ раз прыконуjімоса, шо на Заходышному Полісьсёвы наjмэнні кэ гозір дають богату пудставу твэрдыты про вныкалного плымныцького уздія на прыроду нашиjі Домы. Такого хорошого края, якого мы маjімо, нымоглы просто покынуть людэ, ныоставывшы свого сліда навікы.
И то е нашым богатьтем, якэ мусымо шановаты кэ збырыгаты. Слушно выводыть з свого артыкула кандыдат діёпысных штудиj Володымыр Ысаjінко: "В гыдронымиjі ныма вылыкых кэ малых рик, ек в мовы и культуры ныма вылыкых кэ малых народэj". Слушниj напомынок ля тых "вылыкодыржевных" з Лытвынив, которы заплюшчылы гочы на заходышнополіського пробліма и думають, шо ёго просто ныма.
Гандриj Злотнык
7. Этот язык на сайте называли ятвяжским. Что Вы думаете по этому поводу?
8. Что Вы думаете о полешуках?