RESTAURACYIA WKL

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

RESTAURACYIA WKL

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Вс янв 24, 2010 12:19 am

Предлагаю для обсуждения статью в минской газете «Litwa» (издается на беларуской мове латиницей, gazeta zasnawana AD MCMVIII (1908), adnoulena AD MCMVC (1995). Статья называется «DA PYTANNIA AB SPROBACH RESTAURACYI WKL U KANCY XIX - XX STALECCIACH», ее автор – минчанин и редактор газеты Alaksandar Jan Stralcov-Karwacki.

По существу статьи – мои комментарии после нее, пока же скажу о другом.

Российские политики любят повторять, что, дескать, «белорусский язык почти ничем не отличается от русского». Что-то более глупое трудно себе вообразить. Пусть эти товарищи попробуют прочитать приводимую ниже статью, написанную на чистой беларуской мове. Уверен – ни слова не поймут.

Беларуская мова кажется «чем-то странным» именно на кириллице, а вот на латинице (как ниже) – она кажется вполне органичной и естественной, как нормальный европейский язык в одном ряду с чешским, словацким, лужицким. И совершенно нелепы издевательства россиян о том, что, мол, беларуская мова имеет принцип «как слышится, так и пишется». На латинице этого принципа не видно – так как точно так, на том же принципе основаны другие славянские языки на латинице.

После распада СССР в 1991 году на латиницу вернулись 4 республики – Молдова, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. Пятой в их числе должна быть обязательно и Беларусь, так как ее литературный язык формировался именно на латинице, а сегодня мы должны переводить на нынешний, созданный реформами Сталина, искусственный и исковерканный «беларуский» язык творения основателей беларуской литературы. Это, конечно, абсурдно.

Уверен, что в будущем Беларусь неизбежно вернется к латинице – это необходимо прежде всего для нового, уважительного отношения беларусов к своему языку – равноправному в семье славянских языков. А без языка нет и нации, и страны. Возвращение на латиницу позволит беларусам ощущать себя полноценным центрально-европейским государством в одном ряду с Чехией и Словакией.

При сканировании статьи программа, увы, «съела» специфические значки в беларуской латинице, которые означают особые звуки и «дополняют» буквы s, z, u, l, c.

Итак, вот статья.

-----

DA PYTANNIA AB SPROBACH RESTAURACYI WKL U KANCY XIX - XX STALECCIACH

Zwiartajuczy sia da pytannia ab sprobach restauracyi Wialikaha Kniastwa Litouskaha nalezyc pierad usim akreslic dwa padstawowyja elementy charaktaru WKL, jakija prysutniczali u mazliwych waryjantach adnaulennia, katoryja abodwa zjaulajucca warunkami u rounaj stupieni kaniecznymi u naszym razumienni dla pytannia adnaulennia WKL.

Pierszy warunak - zjednoczannie terytoryjalnaje usich ziemlau WKL u adzinym haspadarstwawym organizmie.

Druhi warunak - restauracyja monarchicznaha ladu u danym haspadarstwawym organizmie, albo razam z im.

Akresliwajuczy pierszy warunak, jon u naszym razumienni u wyznaczanym peryjadzie razhladu musiu uznawac terytoryjalnuju jednasc ziemlau WKL na stan 1772 r. Heta znaczyc u WKL musili b uwajsci ziemli: Smalenskaja, Witabskaja, Mscislauskaja, Mienskaja, Bierasciejskaja, Nawahradzkaja, Trockaja, Wilenskaja, Polackaja i Zmudz. Akreslenyja miezy suc kaniecznym minimum patrabawanniau danaha kryteryjum. Wykreslennie chacia b adnaho iz zhadanych elementau aznaczala b kryudu niedapuszczalna wialikaj kolkasci kolisznich paddanych WKL, pazbaulajuczy ich suwiaziau z integralna, u praciahu wiakou, zluczanaj resztaj.

Istotnym zahrazenniem dla padobnaha pohladu byla nieprawidlowa zrazumielaja ideja wuzkaetnicznaha adradzennia, jakaja mierkawala zburennie tradycyjnych haspadarstwawych organizmau, albo brak ich adbudowy jak u danym wypadku, na karysc etniczna adnarodnych nowatworau. Ideja hetaja naradziuszy sia u XIX stalecci daprawodzila tez da niepieraadolnych pieraszkodau i u sprawie adbudowy WKL i Reczypaspalitaj. Karystali z jaje i polskija endeki, a ich rusinskija, zamojcka- i kryuska-litouskija adnadumcy. Dawialo heta da niabacznaha dahetul zawostrannia stasunkau pamiz pabratymczymi narodami, pasunutaha nawat da fizycznaj eksterminacyi.

Na karysc geopolitycznaj koncepcyi WKL dzieili na paczatku XX staleccia nastupnyja politycznyja sily:

1.«Krajowaja opcyja Litwy i Bielarusi»

2.Polskija niezaleznickija socyjalistyja iz czastkaju ichnych idejowych pabratymcau siarod «ukraincau», «bielarusau» i «litoucau»

3.Czastka «litouskich» nacyjanalistych u swaich paczatkowych planach, bajuczy sia slabasci etniczna balckaj dziarzawy

Treba adznaczyc, szto da opcyi WKL mahli b tez daliczycca i czastka konserwatyunych intelektualau Polszczy, szto wyznawali «Jagelonskuju» ideju u nowapaustalaj Polszczy. Jak i toje, szto polskaja endecyja na Litwie musila brac pad uwahu asabliwasc regijonu i adpawiedna zmiakczac swaju politycznuju rytoryku u paraunanni z «Karonaj».


«Krajowaja opcyja Litwy i Bielarusi»

Krajowuju opcyju Litwy i Bielarusi reprezentawali bujnyja ziemleulasniki, szto pachodzili z terytoryi byloha WKL, zachouwali u swajoj ulasnasci bolszuju czastku terytoryi hetaha haspadarstwa i u politycznym sensie nazywali siabie «palakami». Pawodle dasledczyka «krajowasci» A. Smalanczuka (1) «nаprуkаnсy XVIII i na praciahu XIX stst. «polskaje pytannie» zjaulala sia baracboj politycznaj i kulturnaj elity historycznaj Litwy za adradzennie Reczy Paspalitaj jak niezaleznaha federacyjnaha haspadarstwa.

Heta byu peryjad reczpaspalitauskaha patryjatyzmu, jaki zwyczajna «арrаnаu sia u polskuju wopratku», bo paniaccie «palak» zjaulala sia pierawazna politonimam i stanawaj katehoryjaj. Dla swiadomasci hetaj elity byla charakternaja peunaja padwojnaja swiadomasc: gente Litnuanus (vel Ruthenus), natione Polonus. U miezach litwinstwa, jak skladowaj polskaha (reczpaspalitauskaha) patryjotyzmu u hety czas adbywau sia praces «bielaruskaha» kulturnaha nakapleiinia... Jaszcze bolsz zakonczany wyraz krajowaja ideologija atrymala u «Nacyjanalnym katechizmie» B. Jalawieckaha, jaki ujaulau adkazy na szerah aktualnych pytanniau zyccia kraj.

Usled za R. Skirmuntam jon taksama scwiardzau «adzinstwa krywi litoucau, palakau i bielarusau, а u Inflantach jaszcze i latyszou, jakija nalezac da adzinaj nacyi «litoucau»... Kreuskaja unija, na jaho dumku, taksama paspryjala formawanniu adzinaj polska-bielaruska-litouskaj kultury, szto prywialo da razpausiudzwannia na usioj terytoryi Litwy adzinych zwyczajau i adzinaj nacyjanalnaj etyki...

B. Jalawiecki scwiardzau: «Zychar Palangi, Kouna, Wilkamira, Swiancian albo Wilni, Harodni, Nawaharodka i nawat Miensku zjaulajecca litoucam, niezalezna ad taho, haworyc jon «pa litousku», «pa polsku» abo «pa bielarusku». Uwies uklad jaho zyecia, zwyczajau, sam sens jahonaha istnawannia nastolki pausiudna adnolkawy, szto aprocz mowy ciazka zauwazyc jakuju-niebudz inszuju roznicu. A heta padwiardzaje, szto na usim abszary Litwy zywie adna nacyja, spajanaja na praciahu stalecciau supolnaj krywioju «litoucau», «palakau» i «bielarusau». Peuna ciazka znajsci bolsz jaskrawaje akreslennie faktu prysutnasci adzinaha narodu, wa usialakim razie politycznaha, jaki z peunym czasam moh stac i nacyjonalnym.

Praktycznym krokam da uwasablennia «krajowaj koncepcyi» WKL miela bye dziejnasc «Konstytucyjna-Katolickaj Partyi Litwy i Bielarusi», istnawauszaja u 1905-1907 rr. zasnawalnikam katoraj stau Biskup Wilenski baron Edward von Ropp, jaki pachodziu z Inflantau. Nazal pad ciskam zabarony uladau organizacyja ureszcie razpala sia. U czerwieni 1907 r. byla utworana «Krajowaja Partyja Litwy I Bielarusi», najbolsz aktyunym dziejaczom jakoj byu Stanislau Warikowicz. Warta taksama spynici sia i na pohladach Konstancyi Skirmunt, jakaja wysunula swaju koncepcyju Krajowaj partyi. Wodle jaje Krajowaja partyja pawinna byla zmahaci sia za wyhiczeiinie «bielaruskich» i «litouskich» ziemlau u asobnuju administracyjnuju adzinku iz samauradam. Jaje politycznym centram stawala sia Wilnia, a Kouna i Miensk utwarali dwa kulturnyja centry. Na terytoryi Wilenszczyny, Hrodzienszczyny i Kowienszczyny K. Skirmunt liczyla mahczymym budawac pracu Krajowaj partyi na hlebie katolicyzmu, a na Mienszczynie - na padstawie programnych ustanowak (2). U kastryczniku 1907 г. u jakasci alternatywy papiarednicy byu stworany «Polski Zwiaz Krajowaj Ргасу».

Szto datyczyc haspadarstwawaj oryjentacyi konserwatyunaha skrydla «krajoucau», dyk tutaka my nie widzim jasnaha jaje ujaulennia. «Krajoucy» z pryczyny ichniau «uhadowasci» adnosna maskouskaj administracyi nie mahli wysouwac politycznych patrabawanniau. Pytannie ab autonomii kraju, abo szto de facto WKL, jany adsouwali na niepeunuju pryszlasc. Ich pozycyja byla ista konserwatyunaj z pryczyny walodannia wialikimi abszarami i ulasnasciu na ich. Tym nie mieniej «krajoucam» nalezy sia wialikaja paszana iz starany siodniasznich monarchistych za ich reczaistnuju propagandu litouskaha swietapohladu i padtrymku litouskasci u politycznym sensie na usich terenach byloha WKL.


Polskija niezaleznickija socyjalistyja

Polskija niezaleznickija socyjalistyja, niahledziaczy na ahulnuju szkodnasc swajoj doktryny, tym nie mieniej praz swojeasabliwy «internacyjonalizm» byli bolsz schilnyja da reanimacyi federacyjnaj madeli Reczypaspalitaj. Pry hetym lider bajawoha kryla Polskaj Partyi Socyjalistycznaj - Jozef Pilsudski, jaki pachodziu z Wilenszczyny i u pierszym dowadzie asoby byu zapisany jak «bielarus», zadau pierad usim wykarystac socyjalistycznuju sprawu dla swaich geopolitycznych koncepcyj, ab czym swiedczyc jaho pazniejszaje wykazwannie, szto jon «wyjszau z ciahnika socyjalizmu na prystanku Niezaleznasc», a zrabiuszy zamach stanu u mai 1927 r. faktyczna prawodziu konserwatyunu polityku - «sanacyju», dziela czaho jaho padtrymala wilenskaje ziamianskaje asiarodzdzie, zhurtawanaje wakol S. Cata-Mackiewicza.

U 1919 r. J. Pilsudski buduczy halounakomandujuczym polskich uzbrojenych sil i adnaczasowa «Naczalnikam Polskaha Haspadarstwa» wydau adozwu da nasielnikau byloha WKL, u jakoj miz inszym hawora: «Palazennie biezupynnaj niawoli, jakuju ja, radziuszy sia u hetaj nieszczasliwaj ziamli, dobra wiedaju, pawinno ureszcie byc znisztozeno i uzo raz u hetym jakby Boham zabytym kraju, pawinna zapanawac swaboda i prawo wolnaj, niczym nie zwiazanaj hutarki ab swaich patrebach...»

Koncepcyja J. Pilsudskaha byla ugruntawana na idei zajadnoczannia usich ziemlau WKL u troch kantonach na uzor Szwajcaryi: «litouskim» z centram u Kounie, «polskim» z centram u Wilni i «bielaruskim» z centram u Miensku, pry czym hetaja scislaja federacyja miela znachodzici sia u federacyjnaj unii z Polszczaj. U swajoj koncepcyi J. Pilsudski apirau sia tez na pabratymczyja jamu socyjal-demokratycznyja koly na ziemlach WKL: na Ukrainie - ha Symona Piatluru, na Bielarasi stwaryuszy Bielaruskuju Wajskowuju Kamisyju na czale iz K. Jezawitawym, a pasla na generala S.Bulaka-Balachowicza, jaki uwazau siabie za litwina. Alternatyuny projekt adnaulennia supolnaj haspadarstwawaj isty ziemlau WKL reprezentawali rodnasnyja PPS koly na Litwie i Bielarasi, szto u 1916 r. padpisali, razam z pradsaunikami PPS, deklaracyju ab utwarenni «Konfederacyi Wialikaha Kniazstwa Litouskaha», jakaja usio z nie byla uprawodzana u zyccio.

Koncepcyja J. Pilsudskaha nie znajszla swajho uwasablennia z pryczyny braku hatowasci z boku polskaha abywatelstwa da nowych achwiarau na karysc susiednich ziemlau, szto stala pryczynaj pieramohi minimalistycznaj endeckaj koncepcyi, jakaja mierkawala bezautanamicznaje zaluczennie czastki ziemlau byloha WKL, z pierawahaj katolickaha nasielnictwa u miezy nowaj Polszczy.


Balckaja inicyjatywa u adnaulenni WKL, jakaja zaluczala monarchiczny pryncyp (3)

Nie tolki reprezentanty «slawianskaj» obszczyny byloha WKL, ale i ich «balckija» pabratymcy, asabliwa na paczatku, zastanaulali sia nad mazliwasciu adtwarennia Wialikaha Kniastwa. Najbolsz istotnaj sprobaj u danym kirunku byla inicyjatywa Salomonasa Banaitisa (4), jaki razam z A. Dambrauskas'am-Jakstas'am, J. Kriauciunas'am I jaszcze 6 asobami utwaryli u 1919 Halouny Litouski Nacyjanalny Komitet. Komitet wydau adozwu da abywatelau i sklau «Padstawy Konstytucyi samauradnaha WKL». U adozwie byla hutarka ab 7-miljonnym narodzie, szto zywie na terytoryi troch autonomnych adzinak «Latwii», «Litwy» i «Bielarusi». Zhodna z Konstytucyjaj Wialiki Kniaz stawau sia halounakomandujuczym, kiraunikom wykanauczaj ulady i byu pawinien wyznawac katolicyzm. U wypadku wyhasannia dynastyi ab wybary nowaj mieu decydawac tzw. Wialiki Sojm.


Praciah «Krajowaj opcyi Litwy i Bielarusi» u mizwajennaj Polszczy

Niahledziaczy na widocznaje paharszefinie stasunkau miz tryma apryczonymi narodami historycznaj Litwy: «palakami», «bielarusami» i «litoucami», «krajowaja ideja» praciahwala swajo zyccio u asiarodzdzi wilenskich ziamianau, jakoje reprezentawau znany polski publicysta S. Cat-Mackiewicz. Cat nie byu u pouni swiadomym polityczna «Litwinam», tym nie mieniej wykazwau pohlad ista krajowy, napryklad u kwestyi autonomii dla Wilenskaha Kraju u miezach II Reczypaspalitaj, razumiejuczy pad decentralizacyjaj regijonalizm, albo zachawannie istotnych asabliwasciau kraju. Aprocz taho byu hlybokim konserwatystam, tradycyjanalistam i monarchistam, szto zjaulajecca nadzwyczaj darahoj dla nas jakasciu.

Asabliwa cikawym nam padaje sia razwazannie datyczna minulych dynastyjau, szto kirawali polska-litouskim haspadarstwam, jak i ewentualnyja pretendenty na polska-litouski tron.

Hetak Jagelonau Mackiewicz uwazau za wybitnuju dynastyju, szto wykazwaje rouna jak uwa unutranaj politycy, tak i u znieszniaj, nie tolki duzaje paczuccio sily, ale i adpawiedzialnasci za los haspadarstwa. Mackiewicz dalej kazau: «Adzin wybitny czalawiek moza byc dyktataram, ale jesli talenty, henijusz dziadzicza syn, unuk, praunuk i tak dalej, to my kazam ab wielkaj dynastyi. Mienawita hetak bylo z domam Giedymina» (5). Na dumku Mackiewicza mienawita patomkawie Giedymina, zasieuszy na polskim tronie, patrapili kirawaci sia mieraj i paczucciom sprawiadliwasci, nie traciaczy pry tym autorytetu rouna jak siarod ulasnych paddanych, tak i u Europie.

Datyczna kandydatur Cat pisau: «Nie moulu, kab taho kandydata proklamawac dnies czy zautra. Ale pazautra musie usio z nastac i kazny monarchista budzie czakau jaho z neciarpliwasciu. My musima usio z pakazac realny cel naszaj teoryi, naszaj idei» (6).

Cat razhladau sia za kandydatam u krai mienawita takim, jaki budzie zdolny wykrasac z narodu silu, padniesci haspadarstwa da rangu macarstwa. Pierad usim jon dumau ab dwoch kniazych radzinach - Radziwilach i Sapiehach. Ale uswiedamlau sabie, iz wyluczennie adnoj z ich zauzdy budzie spatykaci sia z niepryjazniu inszaj.

Tamu Cat razhladau sia taksama za suwiazziu Polszczy z wialikszaj czuzaziemnaj politycznaj silaj. My kazam tut ab kandydatach angielskich, wengerskich i nawat italijskich (1925). Kali jon pisau ab «wengerskim» kandydacie, to mieu nadzieju, wieryu, szto regent Wengrau, admiral Miklasz Horty (Miklos Horthy), pakolki toj zrabiu iz swajoj krainy aporu reakcyi i tamu wiernie na tron Habsburgau.

Zreszty za Habsburgami, jak za pryszhlymi polska-litouskimi karalami bylo najbolsz argumentau (7):

1 .Tradycyja Halicyi i Franciszak Jozef, jakoha jon akresliu jak realistu i daswiedczanaha polityka, jaki patrapic byc pryjacielem Polszczy i palakau.

2. Kolis, bo jaszcze u 1876 r. u Lwowie pad prawadyrstwam Kniazia Adama Sapiehi, paustau komitet, szto mieu na mecie pryhatawannie paustannia. Pa jaho pieramozie i wiartanni niezaleznasci Polskim Karalom mieu stac Habsburg.

3. Kandydatura adnaho z Habsburgau, a mienawita Karala Habsburga z Zyuca uzo wysouwala sia, jak ewentualnaja na konferencyi u Spa, dzie Imperator Wilhelm II kazau da kn. Janusza Radziwila ab autonomnaj Polszczy, u jakasci treciaha subjekta federacyi, ziuczanaj z austryjackim zaboram.


Wysnowy

Nazal aniwodnaja z pamianionych inicyjatywau albo idejau nie byla daskanalaja i nie mierkawala adnaulennie tzw. «ancienne regime» u sensie WKL, hzn. nie mierkawala adklikaci sia da WKL nie tolki u kulturowym i swiadomasnym planie, ale i u jurydycznym. Usie sproby byli swajho rodu nowatworami u hetym sensie, chacia na nasz pohlad na paczatku XX staleccia jaszcze istnawau szerah warunkau, jakija dazwalali amal bezbalesna adnawic dziejnasc haspadarstwawych organau WKL i azycciawic restauracyju.

Najblizej da istoty adnaulennia WKL padyjszli wodle naszaha mierkawannia: «opcyja krajowaja» u sensie geopolitycznym, terytoryjalnym; Stanislau Cat-Mackiewicz u sensie politycznaha ustroju i kandydatury ewentualnaha monarchi; «Balckaja inicyjatywa» u wypracoucy konkretnych dokumentau, u danym wypadku konstytucyi i akreslennia zasiahu ulady monarchi. My z iz swajoj starany, udziacznyja da wysilku usich opcyjau, pracawauszych dla kraju, dla naszaha WKL, budziema staraci sia, uliczyuszy zroblenyja pamylki, zrealizawac usio z istuju restauracyju Wialikaha Kniastwa. I niachaj nam u tym dapamoza Pan Boh

Alaksandar Jan Stralcov-Karwacki
-----

(1) Alaksandar Smalanczuk; Pamiz krajowasciu i nacyjanalnaj idejaj. Polski ruch na bielaruskich i litouskich ziemlach. Hrodna, 2001
(2)Alaksandar Smalanczuk; Pamiz krajowasciu i nacyjanalnaj idejaj. Polski ruch na bielaruskich i litouskich ziemlach. Hrodna, 2001
(3) Tut nie spyniajema sia na sprobie usadoulennia Mindauga II na tronie WKL, bo heta patrabuje szyrejszaha razhladu
(4) Konstytucja Wielkiego Ksiestwa Litewskiego 1919 roku; Zenowiusz Ponarski/Bialoruskie Zeszyty Historyczne: N 12/1999; Biaiystok., s.194
(5) Artur Gorski;Wladza polityczna w mysli Stanislawa Cata-Mackiewicza; ARCANA, Krakow 1999.
(6) Artur Gorski;Wladza polityczna w mysli Stanislawa Cata-Mackiewicza; ARCANA, Krakow 1999.
(7) Artur Gorski;Wladza polityczna w mysli Stanislawa Cata-Mackiewicza; ARCANA, Krakow 1999.

-----

МОИ КОММЕНТАРИИ

Хоть и казалось когда-то теоретически возможным объединение в одну страну и одну балтскую нацию беларусов, летувисов и латышей -

(Usled za R. Skirmuntam jon taksama scwiardzau «adzinstwa krywi litoucau, palakau i bielarusau, а u Inflantach jaszcze i latyszou, jakija nalezac da adzinaj nacyi «litoucau»...)

- однако не захотели объединяться друг с другом даже латыши и жемойты (ныне летувисы), хотя жемойты – это лишь отпочкование от латышских племен: примерно в 8-9 веках они вышли с территории нынешней Латвии и заселили земли Жемойтии (нынешней Республики Летува).

Концепт единства маячил долгое время не только из-за действительно, как в статье сказано, единой балтской культуры пусть и разноязычных, но культурно идентичных латышей, беларусов и жемойтов – но и из-за желания продолжить историю WKL, возродить его.

Однако в данном вопросе всегда оставался «нерешенным» главный аспект – а что же понимать под WKL?

«Вопрос Литвы» абсолютно идентичен «Вопросу Руси» - тем баталиями, которые ведут между собой нескончаемо полемисты России и Украины. И точно так ответ на этот вопрос лежит вне теорий этих спорщиков.

«Русью» не были исконно ни народы Украины, ни народы России. «Русью» были только варяги (ободриты Рюрика и готы), которые контролировали пути «из варяг в греки» и занимались сбором дани над местными племенами – отнюдь не варяжскими и не славянскими, отнюдь не русскими.

Аналогично с Литвой. WKL – не является творчеством наших местных племен: ни ятвягов Западной Беларуси, ни кривичей Восточной Беларуси, ни тем более жемойтов Жмуди или латышей. Это величайшее Государство средних веков было создано мигрантами из Полабья, Поморья и Порусья, которые бежали от немецко-польской экспансии и создали себе в Новогрудке «Землю Обетованную» в виде WKL.

Сам феномен «Litwa – WKL» не был СВОИМ для нас, местных (для ятвягов, кривичей, жемойтов, латышей). Он был ВНЕШНИМ и был аккумулятором цивилизационных сил Полабья, Поморья и Порусья. Другой вопрос в том, что эта миграция оказала весьма малое влияние на содержание этноса жемойтов-аукштайтов (летувисов) и еще меньшее на латышей – но зато эта миграция породила нацию литвинов-беларусов.

У литвинов-беларусов осталось весьма мало от ятвягов и кривичей, хотя в статье делается упор на них. На самом деле феномен «Litwa – WKL», при котором в Новогрудок мигрировало огромное число горожан (цеховиков и княжеских дружин с семьями), неузнаваемо изменил среду ятвягов (Западная Беларусь) и кривичей (Восточная Беларусь). Сегодня беларусы – это наполовину потомки именно этих мигрантов.

Сегодня самый близкий в мире беларусам народ (во всех аспектах: генетически, антропологически, лингвистически, по фамилиям на «-ич» и национальным именами, по культуре и обычаям, по прочему) – это только лужицкие сорбы. Что не должно удивлять, так как в XIII веке в Litwu Nawaharodka к нам ушла ПОЛОВИНА ЛУЖИЦКОГО НАРОДА. Они стали – вместе с лютичами-вильцами, русинами-ободритами, русинами-помезанами Святополка и погезанами Миндовга – основой нашей нынешней беларуской нации.

И являлись в свое время единственными и конкретными творцами могущества WKL.

На этом фоне кажутся несерьезными и даже карикатурными попытки возрождения WKL в XVIII, XIX и тем более в XX веках. Суть WKL – это Цивилизация нас как наследников Цивилизации Полабья, Поморья и Порусья. Представленная именно нашим этносом литвинов-беларусов, который – в отличие от жемайтов (летувисов) и латышей – три раза поднимал в царской России свои национально-освободительные восстания. А потому был раздавлен и русифицирован – чего не было в отношении ни жемойтов, ни латышей.

Но эти восстания были только агонией WKL, которое было почти полностью уничтожено как субъект Истории в войне 1654-1667 годов – когда агрессия восточного соседа унесла у нас жизни более половины нашего населения. Причем погибла вся та лучшая часть литвинов, которая и составляла сам смысл понятия Litwa. То есть – погибли все те, кто еще сохранял и вел традицию нашей цивилизационной преемственности WKL от Полабья, Поморья и Порусья.

Если сегодня говорить о том, кто чему является наследник, то все просто.

Единственный наследник Wialikaha Kniastwa Litouskaha – это нация беларусов и их страна Республика Беларусь. Равно, например, Россия – наследник Великого княжества Московского, а Республика Летува – Княжества Жемойтия (Самогития на латыни).

Поэтому, по-беларуски, PYTANNIE AB SPROBACH RESTAURACYI WKL – это чисто внутрибеларуский вопрос. Никого другого он не касается и не имеет отношения ни к жемойтам, ни к латышам, ни к полякам – те только косвенны в этом вопросе.

Это мы сами для себя должны решить вопрос – на Государственном уровне – возвращения к истокам наших дедов, к нашему WKL.
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение ..ANGEL.. » Пн янв 25, 2010 12:50 am

Тяжело читаць на латинице, после того как всю жизнь пользовался кирилицей, особенно без надстрочных знаков как в данном случае. Пан Деружинский вы немоглибы транслитировать статью в кирилицу ?
Аватара пользователя
..ANGEL..
 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: Сб окт 24, 2009 12:15 am
Откуда: ..Скідзель.. ..Гарадзенскі павет.. Гарадзенскае Ваяводства ..Вялікая Літва..

Сообщение Салдат Швейх » Пн янв 25, 2010 9:57 am

Хоць бы да ладу Беларусь давесьці - там можна будзе і пра ВКЛ памарыць!
Наконт лацініцы - не, толькі кірыліца, але мова - "тарашкевіца", мо мадыфікаваная, але толькі "тарашевіца".
А тое, што маскалі сьмяюцца - хай смяюцца. Добра сьмяецца той, хто сьмяецца апошні...
Аватара пользователя
Салдат Швейх
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: Пт дек 11, 2009 3:23 pm
Откуда: Злата Прага

Сообщение каваль » Пн янв 25, 2010 10:27 am

Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение Сяржук з Барысава » Пн янв 25, 2010 11:54 am

каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.


Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.
Аватара пользователя
Сяржук з Барысава
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 9:07 am

Сообщение каваль » Пн янв 25, 2010 12:00 pm

Язык ВКЛ - старорусьский или простая мова. Он же был языком молодой московии. России как таковой тогда и не было. На его основе развился сегодняшний русский язык. Откуда расификация?
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение Topp » Пн янв 25, 2010 12:04 pm

Сяржук з Барысава писал(а):
Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.


+100 :!:
Topp
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: Чт окт 01, 2009 7:49 pm

Сообщение Media » Пн янв 25, 2010 12:33 pm

каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.
Ну вот, даже статут не набеларуском написан :D
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10229
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Сообщение Салдат Швейх » Пн янв 25, 2010 12:39 pm

Сяржук з Барысава писал(а):
каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.


Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.


Мо іерогліфы ці карцінкі прапануеце яшчэ? :lol:
Аватара пользователя
Салдат Швейх
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: Пт дек 11, 2009 3:23 pm
Откуда: Злата Прага

Сообщение Сяржук з Барысава » Пн янв 25, 2010 2:08 pm

каваль писал(а):Язык ВКЛ - старорусьский или простая мова. Он же был языком молодой московии. России как таковой тогда и не было. На его основе развился сегодняшний русский язык. Откуда расификация?


Дык сучасны альфабэт расейскі толькі называецца кірыліца, ён не рускі. На самой справе-гэта пятровіца, а дакладней, альфабэт Пятра 1 у рэдакыі Леніна. Адсюль і расіфікацыя. Можна вярнуцца на альфабэт Статутаў, але мала чаго ў ім арыгінальнага. Ён небеларускі па сваёй сутнасці.
Последний раз редактировалось Сяржук з Барысава Пн янв 25, 2010 2:18 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Сяржук з Барысава
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 9:07 am

Сообщение Сяржук з Барысава » Пн янв 25, 2010 2:12 pm

Салдат Швейх писал(а):
Сяржук з Барысава писал(а):
каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.


Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.


Мо іерогліфы ці карцінкі прапануеце яшчэ? :lol:


Навошта ? На курсы стэнаграфіі хадзілі ? Можна што-небудзь такое падобнае ўжыць.
Аватара пользователя
Сяржук з Барысава
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: Вт дек 26, 2006 9:07 am

Сообщение Салдат Швейх » Пн янв 25, 2010 2:30 pm

Сяржук з Барысава писал(а):
Салдат Швейх писал(а):
Сяржук з Барысава писал(а):
каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.


Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.


Мо іерогліфы ці карцінкі прапануеце яшчэ? :lol:


Навошта ? На курсы стэнаграфіі хадзілі ? Можна што-небудзь такое падобнае ўжыць.


Тады адназначна Беларусі і Мове капцы!..
Аватара пользователя
Салдат Швейх
 
Сообщения: 843
Зарегистрирован: Пт дек 11, 2009 3:23 pm
Откуда: Злата Прага

Сообщение каваль » Пн янв 25, 2010 2:31 pm

Сяржук з Барысава писал(а):
Салдат Швейх писал(а):
Сяржук з Барысава писал(а):
каваль писал(а):Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице.


Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі. Нам трэба перайці на штосці сваё арыгінальнае, напрыклад, на руны ці іншы альфабэт.


Мо іерогліфы ці карцінкі прапануеце яшчэ? :lol:


Навошта ? На курсы стэнаграфіі хадзілі ? Можна што-небудзь такое падобнае ўжыць.

Бред
Аватара пользователя
каваль
 
Сообщения: 2359
Зарегистрирован: Вт дек 22, 2009 12:58 pm

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Пн янв 25, 2010 10:32 pm

..ANGEL.: «Тяжело читаць на латинице, после того как всю жизнь пользовался кирилицей, особенно без надстрочных знаков как в данном случае. Пан Деружинский вы немоглибы транслитировать статью в кирилицу ?»

Читать поначалу непривычно, но я, читая номера газеты «Litwa», весьма быстро освоился. А как раньше беларусы читали издания «Nasha Niwa», «Belarus» и прочие на латинице? Причем издавали их столпы беларуской литературы и науки – Янка Купала, Вацлав Ластовский (будущий академик БССР) и другие. Их не только было привычно читать нашему народу, но и издавать нашим основоположникам литературы и науки.

Так что надо привыкать к своему исконному виду печатного языка, а транслитерировать на кириллицу эту статью – это как раз «портить весь смак». Она органична именно на латинице, к тому же написана на чистейшей беларуской мове.

Каваль: «Язык более менее понятен. Чувствуется близость к западным европейским. Но только как же тогда язык статутау ВКЛ? Ведь именно на нем и строилось ВКЛ. Наверное надо общаться на кириллице».

Вопрос не о том, «на каком языке общаться» (ибо общаться можно на любом из 6-ти языков ООН: русском, китайском, английском, французском и т.д.), а вопрос о ФОРМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА. А эта форма определяется тем, как создавалась национальная литература этого языка. В случае с Беларусью она определялась национальной беларуской литературой на латинице. Так что вопроса тут никакого нет.

Что касается статутов ВКЛ (как и книг Скорины), то они писались на Киевской мове, а не на беларуской (то есть литвинской) мове. Тогда Киевская вера (вера РПЦ Киева) задавала не просто установки на кириллицу, но вообще государствооборот в ВКЛ шел на КИЕВСКОМ ЯЗЫКЕ. И это никакого отношения не имеет к литературному языку, который у нас появляется только в 17-18 веках именно на латинице. То есть, статуты и религиозные издания средних веков – не аргумент в этом вопросе. Для сравнения – до 10-13 веков мы писали на рунике, что истинные истоки нашего письма. Но означает ли это, что и сегодня мы должны возвращаться к рунике?

Сяржук з Барысава: «Кірыліца-гэта сродак расіфікацыі (ад слова Расія), лацініца-сродак паланізацыі».

Это не так.

Кириллица была создана изначально Кириллом для Болгарии и Моравии (Чехии и Словакии). А не для язычников беларусов-литвинов (напомню, что в то время и Рюрик только высаживался в Ладоге, а Киев был городом синагог). Чехи и словаки, для которых создавалась кириллица, отказались от нее. Вы это считаете их «сродкам паланізацыі»?

Поляки к вопросу принятия чехами и словаками латиницы – никакого отношения не имели. Да, как и у нас в древнем Полоцком Государстве, первые Библии появились на кириллице в Чехии и Словакии. Ну и что с этого факта? Чехи и словаки отказались от специально для них созданного алфавита – ДЛЯ НИХ, подчеркиваю, а не для нас. Для нас никто кириллицу не создавал. Кроме того, в эпоху Реформации мы сами стали печатать массово Библию на латинице (наши книгопечатники эпохи Франтишека Скорины – там целая плеяда печатников). Так что на Статуты ВКЛ и книги Скорины – у нас есть аналогичные аргументы.

Но самое главное – сия кириллица не имеет никакого отношения ни к славянам, ни к балтам. Она – это только чуть измененный греческий алфавит, клон греческого алфавита. Но так с какой стати мы клону греческого алфавита приписываем некое «славянское происхождение»?!

Чем греки «ближе славянам», чем римляне? ДА НИЧЕМ. Это просто был спор двух центров власти и религии в Европе в ту эпоху – Западной Римской империи и Восточной Римской империи. Оба – это части той же самой Римской империи, у одной римский алфавит, у второй – греческий. А славяне тут при чем?

Поэтому ваши, дорогой Сяржук з Барысава, представления, что «латиницу изобрели в Кракове», а «кириллицу изобрели в Москве», - это дремучие представления. Латиницу «изобрели» в Риме, а кириллицу – в Греции, точнее – в Константинополе, в нынешней Турции.

Однако мы не римляне, не греки и не турки. Но самое забавное не в том, что вы не можете объяснить «полонизацией» латинский алфавит стран Балтии. Самое забавное – как вы объясните возвращение на латиницу в 1991 году четырех республик СССР - Молдовы, Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана?

Тоже вашей «полонизацией»? Полонизация проникла на Кавказ и в Центральную Азию и совратила умы азиатов???

Ведь, по вашей логике, молдаване, азербайджанцы, узбеки и туркмены по решению Великого и Величайшего Туркменбаши - стали писать на "польском алфавите"...
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9284
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Сообщение DeadlY » Пн янв 25, 2010 10:55 pm

В Молдове пишут кириллицей. Но радости мало, если не знаете румынского, ничего не поймёте.
DeadlY
 

След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron