Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Сообщение merjazhko » Вт дек 07, 2010 10:27 am

Потаённая Меря (Часть Вторая). Галич Мерский. История и современная антропология.

Изображение
Вид на озеро Нерон с валов древнего Галича.

Галич — город в Костромской области. В городе находится административный центр Галичского муниципального района, причём город Галич входит в самостоятельное муниципальное образование в составе Костромской области — городской округ Галич. Город (с 1778 — вторично). Население 18,5 тыс. чел. (2005). Город расположен на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы), в 121 км от Костромы.

Изображение

Достоверная дата основания городского поселения на месте Галича неизвестна, но человек живет на этом месте очень давно, о чем свидетельствует клад высокохудожественных бронзовых изделий культового назначения, хранящийся в настоящее время в коллекции Эрмитажа (Галичский клад), датируется примерно XIII веком до н. э.


Изображение

Унорож

В конце 1 тысячелетия н.э. рядом с Галичским озером, называемым местными жителями Нерон (аналогия с озером Неро) существовало укрепленное городище Унорож (находится при впадении реки Тойги в Вексу, на северо-западе от современного Галича. Сейчас на его месте находится село Унорож). Учёные считают, что это был главный административный центр местной мери.

Изображение
Село Унорож. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на мерянском городище.

Галич Мерский

В 10 веке это центр был перенесен на место нынешнего Галича. Новое укрепление находилась на берегу озера сверху Шемякиной горы на Балчуге и называется сейчас "Городище". Это поселение и стало известно по летописным источникам как Галич Мерский, однако согласно официальной версии город был основан в 1158 или 1159 годах Юрием Долгоруким.

Изображение
Городище в Галиче. Фото начала 20-го века.

Оценить стратегические таланты наших предков и почувствовать сверхчеловеческий труд, вложенный в сооружение этого памятника мерянского инженерного искусства, можно только поднявшись на вершину Шемякиной горы. Преодолевая крутизну склонов, можно представить на гребне оплывших от времени земляных валов деревянные стены, подобно венцу надетые на суровое чело города, а за ними рослых защитников в кожаных нагрудниках или кольчугах, с острыми мечами и сулицами. Чем выше поднимаешься, тем шире открывается горизонт. Гигантской чашей, налитой до краев, лежит внизу озеро, окаймленное малахитовой каемкой берега.

Валы этой крепости сохранились до сих пор. Ближе к озеру располагается посад. От южной стены крепости, постепенно расходясь, спускались к озеру две стены. Концы этих стен соединялись третьей, проходящей у самой кромки озера. В случае осады города или даже его взятия жители могли успеть переплыть на лодках на другой конец озера и уйти в леса. В 1237 году монголо-татары вторглись на территорию Владимиро-Суздальской земли. Во главе полчища завоевателей стоял хан Батый. В феврале 1238 года отряды Бурундая, одного из полководцев Батыя, доскакали и до Галича Мерьского. Один из первых историков Галича П. П. Свиньин ещё в 1831 году утверждал: «Галич, подобно Новгороду, не преклонился перед свирепым Батыем, превратившим землю в пожарище, и не обстоятельства, не чудо отвели от него хищных монголов, а храбрость его защитников». Не прошло и восьми лет после нашествия войск Батыя на Галич, и уже в конце XIII века Галич становится столицей удельного Галичского княжества и считается крупнее и богаче Москвы. После ста лет независимости, в XIV веке, Галич был присоединён к Московскому княжеству после известной борьбы за великое княжение, в которой галицкие князья приняли сторону Твери и в итоге потерпели поражение, хотя поначалу им сопутствовал успех и некоторое время они даже были номинально удельными князьями Московскими.

Галич лежит на корневой мерянской территории. В этих местах долго, до 18 века, сохранялся мерянский язык. До начала 20-го века в Галиче среди рыбаков бытовал елманский язык - профессиональный рыбацкий арго, содержащий мерянскую лексику. Сохранились в Галичской земле и многие мерянские названия - топонимы: Костома, Пундома (Богатая земля), Востошма (Зыбкая земля(песок)), Яхнобол, Тебза, Унорож, Ноля, Челсма, Пема, и гидронимы: Е(р)га (Игривая), Ви(к)га (Прямая), Шача (Родная), Едомша, Шокша, Нея, Ердань (Озёрная), Порнега, Тора, Кистега, Ихтема, Тебза, Вёкса, Ноля, Тойга. Существовала в старину в Галичском уезде и своя Мерская волость. Местные меря не исчезли с лица земли и не потеряли свое народное обличие, об этом свидетельствует распространённый среди современных галичан восточно-балтийский антропологический тип. Эти фотографии красноречиво свидетельствуют - потаённая меря и ныне здравствует.

Изображение

ПОДРОБНЕЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/potajonnaja_merja_chast_vtoraja_galich_merskij_istorija_i_sovremennaja_antropologija/2010-12-06-114
merjazhko
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 1:23 pm

Сообщение gervasij » Ср дек 08, 2010 4:53 pm

Ростов — один из древнейших городов России. В старейшей русской летописи «Повести временных лет», в записи за 862 год о нём идет речь как о существующем городе, которым владел варяг Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к фино-угорскому племени меря; в дальнейшем летопись сообщает, что «в Ростове сиде князь, под Олегом суще».

Все ковыряю палкой песок -Ростов-Росток,Росток,Ростов..... И какая тут связь?
gervasij
 
Сообщения: 3349
Зарегистрирован: Вс авг 09, 2009 1:00 pm
Откуда: Vialikalitva (Belarus)

Сообщение merjazhko » Пт дек 10, 2010 12:33 pm

Культура рязано-окских могильников. Дославянское прото-государство на Оке

Изображение

Вид рязано-окского могильника

В настоящий момент исследование финно-угров Волго-Окского междуречья наметило несколько определённых тенденций. В ареале, лежащем между верховьями Волги по Оке, почти что до её впадения в Волгу и до верховьев Дона. То есть в ойкумене Городецко-дьяковских племен на рубеже 2-3 века нашей эры имеет место явление условно называемое рязано-окским импульсом. На среднею Оку происходит вторжение высоко милитаризованной финно-угорской группировки, которая в течении 3-4 века создаёт то, что мы называем культурой рязано-окских могильников (КРОМ). С 5-го века начинается стремительное распространение рязанно-окских тенденций на описанную ойкумену. Особо четко это выражается в появлении могильников на территории, где их ранее не было. Основным различием КРОМ от соседей является высокая милитаризованность, и, как следствие, наличие предметов престижной общеевропейской моды.
Немаловажным этнически показательным элементом является возникновение и развитие аутентического типа крестовидных фибул. Примечательно что во всей зависимой ойкумене имеют место находки подражания этим фибулам, что также очерчивает границы «провинций».

Важны и хронологические отличия - КРОМ 3-7 век, мещёра, мурома, эрзя, и пр. в основном - 8,9,10.. А. П. Гаврилов, Шилово

Изображение
Вид рязано-окского могильника

Сотрудники Государственного исторического музея относят людей рязано-окской культуры к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах предположительно явившись с востока.

Знаменитая Старая Рязань. Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до возникновения Рязанского княжества, известно единицам.

На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие - маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1.5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках...

Далее читайте здесь - http://merjamaa.ucoz.ru/news/kultura_rj ... -12-08-115
merjazhko
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 1:23 pm

Сообщение merjazhko » Сб дек 11, 2010 11:29 am

любопытная карта, спасибо.
merjazhko
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 1:23 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Сб дек 11, 2010 11:41 am

Еще пара карт:

Будапештский музей

Budapester Museen
Historische Impressionen

Изображение

88-895 - Etelköz ( Etelküzü ) - Covenant of Blood

Изображение

Изображение
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Сб дек 11, 2010 7:17 pm

Изображение

Карта Мерянской земли по антропологическим данным:

Изображение
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Вс дек 12, 2010 1:19 am

черниговская губерния, болезный, в северной своей части немногим не доходила до вашего брянска


Наши..ваши..

"...из курганов древнерусского
времени по г. Псел Суджанского уезда Курской
губернии (раскопки Д.Я. Самоквасова). Похороненное там население вызывает ассоциации не со славянскими популяциями, а с соседними угро-финскими народами. "

См. Богданов А. П. Курганные жители Северянской земли по раскопкам в Черниговской губ.

Изображение
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Вс дек 12, 2010 2:21 am

а тот факт, что венгры в 9 веке прошли на свою новую родину через украинские степи - для тебя, похоже, большая новость?

они даже в киеве на постой останавливались - отсюда топоним "угорьське" там, где аскольдова могила


Хорошо стояли.

Изображение
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Пн дек 13, 2010 3:33 pm

Изображение

а первоисточник той цитатки скромно умалчиваецца


Источник весьма авторитетный. Автор:

http://books.google.ru/books?id=cwPnn7_ ... B9&f=false
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Слуды от Игоря » Пн дек 13, 2010 3:58 pm

Он не угровед, а доктор филологических наук. И место рождения на Западной Украине отнюдь не лишает его права делать вывод, что продвижение в Паннонию через территорию праукраинских племен у венгров заняло 250-300 лет, а не то о чем вы тут бубнили, что мол "галопом по Укропам".

Другой весьма авторитетный источник, тоже украинский, утверждает, что именно венгеры повлияли на то, что у украинцев столь слабое этническое самосознание, т.к. венгерско-тиверский союз весьма успешно долгие годы сдерживал экспансию Руси на южные территории.

Тоже галопом не получается.

Так что меряшке, я думаю пригодится инфа, и он в лучших своих традициях порадует нас новой своей статьей.
Слуды от Игоря
 
Сообщения: 1924
Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 7:10 pm

Сообщение Буревій » Пн дек 13, 2010 5:33 pm

Dir писал(а):а карты чужие, бранка, безграмотной отсебятиной марать нехорошо


Ну, дык это излюбленное занятие Бранки - и на панславе, и на славантре.
Но наш "неБранко" об этом, само собой, не знает. :D
Буревій
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: Сб фев 27, 2010 6:55 pm

Сообщение Буревій » Пн дек 13, 2010 5:34 pm

Нашему "неБранко" все неймется "офигенное" угро-финнство украинцев выпятить... :D
Сердешный, тебя еще раз личиком в работу Балановских ткнуть? Сразу на основании научных данных увидишь на ком более сказались непосредственные контакты с угро-финнами. :lol:
Буревій
 
Сообщения: 887
Зарегистрирован: Сб фев 27, 2010 6:55 pm

Сообщение merjazhko » Вт дек 14, 2010 2:49 pm

Я поехал во Рязань, предкам помолиться...

Изображение

В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в русских деревнях, расположенных по Оке, существовали полные аналоги фино-угорских родовых кладбищ. Небольшие кладбища на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а неподалёку от мест, где обрели вечный покой таинственные предки языческих времён. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Еще можно встретить по берегам Оки остатки от прежних священных дубовых рощ. Местные жители в таких местах нередко находят «мордовочки»-маленькие серебряные монеты и «ужовки»-монисты, сделанные из белой глины, и носимые эрзянками на шее. Кое у кого по Оке они есть и теперь... Еще в начале 20-го века крестьян рязанского Поочья, на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях, обычаях, также и на местном русском наречии остаются и ныне явные отпечатки древней фино-угорской культуры.

Изображение
Оборонительные укрепления «Столичного города»

Изображение
Кладбище на северном мысу Рязанского городища.

Первым пунктом обеих моих летних путешествий на среднюю Оку, была Старая Рязань. Старая Рязань- городище на правом, высоком берегу Оки, напротив города Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани (средневековый Переяславль Рязанский), остатки древнего города Рязань, бывшего в 12-13 веках столицей Рязанского княжества. Старая Рязань является крупнейшим на территории Европы средневековым городищем, не занятым современной застройкой.

На северном мысу Рязанского городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов располагается кладбище. Рядом с ним археологи раскопали святилище рязано-окской культуры. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани - она была основана на месте городища городецкой культуры и языческого святилища рязано-окцев предположительно в 1050-1060-х годах.. Постепенно разрастаясь, город занял территорию Северного городища, обносится рвом и валом, а по валу — деревянными укреплениями («Средний город»). С превращением Рязани в середине 12 века в столицу Рязанского княжества начинает заселяться Южное городище, вокруг которого также были сооружены оборонительные укрепления («Столичный город»).

Изображение
Реконструкция женщины рязано-окской культуры. Шиловский краеведческий музей.

Вообще примечательно, что очень многие российские ученые и краеведы по сегодняшний день готовы идти против научных истин о финно-угорском историческом прошлом Рязанской земли. Они слишком не готовы, как и многие в нашей стране, осознать тот факт, что такие прочные символы русскости, как Рязань и Мещёра, воспетые великим русским поэтом Сергеем Есениным, или великие русские города Золотого кольца глубоко сидят на исходном мощном финно-угорском фундаменте, что самими именами многих своих деревень, городов и земель люди русской культуры обязаны своим предкам - людям эрзянской, мещерской, мерянской культур. Например Б.А. Кутфин, написавший в 1926 году книгу "Материальная культура русской мещеры", категорически отрицал всякую возможность преемственности русской субэтнической группы мещеры и той самой, летописной финно-угорской мещеры. Для этого он придумал изощренный трюк: он решил, что мнение о существовании народа мещера появилось вследствие ошибочного перенесения названия местности Мещёра на "непроясненную археологическую почву". Ну а один из главных шатурских краеведческих сайтов также категорически сторонится мещерского, и шире финно-угорского происхождения названия местности, а значит, и в целом принадлежности в прошлом этой земли не славянскому населению:

"Следующий миф имеет самое прямое отношение к истории нашего края. Кто-то где-то когда-то сказал, что мещёра - финно-угорское племя. В настоящее время наука не располагает ни одним фактом, подтверждающим финно-угорское происхождение племени мещёра. Зато имеется множество фактов, из коих следует, что мещёра - русское племя. Тем не менее до сих пор множество авторов, не приводя ни одного факта и, наоборот, вопреки им продолжает талдычить о «финском» племени мещёра. Редколлегия альманаха, исповедуя научный подход к изучению любой проблемы, считает доказанным русское происхождение племени мещёра."

Существует любопытная книга А. Монгайта "Рязанская земля" 1961 года, в которой на основании археологических данных подробно повествуется об автохтонном, фино-угорском населении рязанских мест, носителей городецкой, рязано-окской, мещёрской культуры, славянизации этих земель и истории Рязанского княжества вплоть до монголо-татарского завоевания.

В книге Монгайта в той части, которая относится к попыткам реконструкции контактов местного финно-угорского населения (мещеры, муромы, мери, эрзи) с пришлым славянским населением, есть ссылка на слова историка В.А. Городцова, считавшего что "между вятичами и финнами были крайне враждебные отношения, о чем свидетельствуют полная культурная разобщенность, отсутствие всяких аналогий в вещах".

Изображение
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Здесь мы то же сталкиваемся с показательной неправдой. Свидетельства в пользу неконфликтности взаимоотношений древних вятичей и древних финно-угров дает именно археология, и прослеживается это в таких тонких моментах, как, например, наличие обоюдного заимствования элементов украшений теми и другими. Даже на коренных славянских землях Киева и Чернигова были в ходу фино-угорские украшения. Их я встретил этой весной в экспозиции ГИМ Украины в Киеве.

Изображение
Фино-угорские древности древнего Киева. Государственный исторический музей Украины.

Говоря о влиянии местного финского населения на русских, Монгайт отмечает что элементами финской культуры, проникшей в среду позднего русского населения, объясняются такие факты, как находка возможно финского бронзового идола в языческом святилище в Старой Рязани или употребление лошадей в пищу, характерное для финских народов Оки и средневекового русского населения Рязанской земли в средние века..

Изображение
Бронзовый идол из Старой Рязани. Рязанский краеведческий музей.

Кроме того, автор считает, что цоканье, встречающиеся в русских говорах Поочья, является следствием финно-угорского языкового влияния. Еще, касаясь влияния финно-угров на русских Рязанщины, Монгайт пишет об "эрзянском шве", который является элементом вышивки эрзян и отмечен у русских Рязанской губернии.


Вид на Оку с городища Старая Рязань.

Но вернемся опять к Старой Рязани. Есть несколько версий названия Рязань: “Ряса”= “топкое, болотистое место” (угорское “ря” означает “топь”, а тюркское “ся” – “местность”. От слова “резана” – резаная арабская монета-дирхем, дескать, торг тут был большой. От глагола “резать” - мол, отрезана от прочей Руси лесами, степями и болотами. Но более вменяемое объяснение от названия мордовского народа эрзя жившего в этих землях, “Рязань” = “Эрзянь”, как и в случае с Арзамасом, (в старину писали "Орземас", "Арземас") которое происходит от старинного эрзянского имени Орземас. В то же время оно созвучно с словами - "эрзя" и "мазы" - хороший, "мастор" - земля.

Изображение
Поклонный камень. Общий вид.

Южная окраина городища Старой Рязани напоминает планировку старых, угро-финских, дьяковских и городецких поселений, так же как и наиболее древняя, северная. Так, еще издалека заметен холм, резко отделенный от основного массива вала. Может это остатки фино-угорского городища или святилища? О последнем вроде бы говорит камень лежащий на дне глубокого, явно из разряда культовых, как Синий камень в Переславле Залесском. Следы поклонения ему видны и сейчас, значит наверняка поклонялись и жители Старой Рязани, и за долго до нее. Вероятно у него молились финские обитатели Старого города, так и не принявшие до конца христианство.

Древние финно-угры почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. У эрзи верховный бог Нишке-паз до сотворения тверди земной плавал по первичному океану на камне. Считалось. что "следы" на почитаемых камнях оставляла Анге-патяй, мать всех младших богов, когда сходила с неба на землю. Эрзя поклонялись им, приносили озкспал (жертвенную пищу), верили в силу духа камня. Конечно, не самого бога они видели в камне. В почитании камней заложена мудрость языческой философии о жизни человека, месте его в природе. В камне заключена информация, или как говорят старики, души умерших предков. Если их почитать, они оказывают помощь почитающему. Если каменные валуны пытаться обидеть, то они отомстят своим обидчикам. Наш предок – пахарь на поле обходил сохой валун, во время пахоты и во время уборки урожая на священном камне жёг родовую свечу и благодарил Нишке-паза, духов поля и конечно умерших прародителей. Вся обширная финно – угорская земля богата культовыми камнями.

Тонкое восприятие природы, образность мышления родило у предков удивительную мудрую философию: в камне находится Жизнь.

Одно из старинных христианских поучений призывает язычников: «Не нарицайте себе бога ... в камении». К камням часто совершали паломничества и желающие телесно-духовного исцеления, они оставляли свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты) около камней или развешивали рядом на деревьях. Осколки таких камней, а также вода, собирающаяся в их углублениях, считались целебными. У священных камней совершали поминальные и охранительные ритуалы. Иногда камни опахивали, если случался мор и падеж скота.

Село Тырново.Гео-аномальная зона "Пьяный лес"

Следующей остановкой стало старинное село Тырново, стоящее на мещерско и эрзянском пограничье, на правом берегу Оки, рядом с дорогой Шилово-Касимов.

Г. Тырново в Болгарии, с. Тырново в Молдавии, четыре села Тырново в приокских землях... Что это? Наследия древних булгар? Про дунайскую Булгарию и волжскую Булгарию всем известно, но откуда и когда в приокских землях появились эти топонимы? Пытаясь ответить на эти вопросы с помощью публикаций историков, я понял, что «белых пятен» в нашей еще очень много. Село Тырново ранее называлось Тырнова Слобода и упоминается в исторических источниках в с 1629 г.

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ucoz.ru/news/ja_poekhal ... -12-14-116
merjazhko
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 1:23 pm

Сообщение merjazhko » Чт дек 16, 2010 11:56 am

Вятич кривичу мерянин...

Изображение

В журнале «Российская археология» 2009 (№2) (а вообще гораздо раньше) прошло сообщение об обнаружении массового захоронения (около 100 человек) на Стрелке в Ярославле; предположительно, это свидетельство татаро-монгольского нападения на город (1237 год).
Не было бы это сообщение чем-то выдающимся, если бы не одна деталь. Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».

Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.

Подробнее - http://merjamaa.ucoz.ru/news/vjatich_kr ... -12-15-117[/img]
merjazhko
 
Сообщения: 106
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 1:23 pm

Сообщение timax » Чт дек 16, 2010 3:58 pm

merjazhko писал(а):Вятич кривичу мерянин...

Погибшие были названы «кривичами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови».

Очень занятно, что в разных публикациях, при совпадении прочих деталей, национальность указывается по-разному.



Интересно было бы взглянуть на "эталонного кривича", из какого ни будь захоронения 13-го века, прежде чем печатать всякого рода - великодержавную чушь.
PS. В качестве кривичевского "мерила", к примеру, можно предложить фейс, действующего премьера России и его окружения.
:wink:
Аватара пользователя
timax
 
Сообщения: 3374
Зарегистрирован: Чт июл 26, 2007 11:12 am
Откуда: Менск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 231