Chronicon Russiae Albae

Модераторы: goward, Vadim Deruzhinsky, Andrey Ladyzhenko

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение lietuvaitis » Чт янв 24, 2013 11:02 am

Наверное такую карту, где в Легенде описанно, что такая Белая Русь.

https://www.raremaps.com/gallery/enlarge/27926
lietuvaitis
 
Сообщения: 4173
Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 12:01 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение psv-777 » Чт янв 24, 2013 12:33 pm

Ну да,карта 1740г. :roll:
В пояснениях:Русь Литовская ,она же Белая-Новогрудок(это там где Миндовг княжил и короновался :lol: )Минск,Полоцк,Витебск и Мстиславль.Литва партикулярная-Вильно ,Троки(а как же Самогития :?: :lol::shock: Брест.
От так-Новогрудок-Русь,зато Брест самая что ни на есть Литва :lol: :lol: :lol:
Ох уз эти сказацники :roll:
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Media » Чт янв 24, 2013 12:36 pm

Тут ведь главное не что и где, а сам факт наличия Белой Руси.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение skorynapiterski » Чт янв 24, 2013 1:13 pm

Кот писал(а):История, Михаил, повернулась так, что Белая Русь стала именно тем, на что указывали ошибающиеся неграмошные идиоты... :roll:
А тех, кто не ошибались (насчет "виртуала"!!!), почему-то не заметили :mrgreen:

Ну так 500 лет понадобилось Москве и не только. :lol: Но замечание справедливо. Правда вы по прежнему сильно не отличаете украинцев и беларусов друг от друга. :mrgreen: и от себя.
Последний раз редактировалось skorynapiterski Чт янв 24, 2013 1:28 pm, всего редактировалось 1 раз.
skorynapiterski
 
Сообщения: 3445
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение psv-777 » Чт янв 24, 2013 1:23 pm

Media писал(а):Тут ведь главное не что и где, а сам факт наличия Белой Руси.

Браво-на КАРТЕ действительно не важно что и где :roll: .Главное ,что Африка-ЕСТЬ.А где уже не важно :lol:
psv-777
 
Сообщения: 7479
Зарегистрирован: Вс мар 22, 2009 1:30 am
Откуда: Менск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Media » Чт янв 24, 2013 1:25 pm

psv-777 писал(а):Браво-на КАРТЕ действительно не важно что и где :roll: .Главное ,что Африка-ЕСТЬ.А где уже не важно :lol:
Слив зачитан.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение skorynapiterski » Чт янв 24, 2013 1:27 pm

psv-777 писал(а):Ну да,карта 1740г. :roll:
В пояснениях:Русь Литовская ,она же Белая-Новогрудок(это там где Миндовг княжил и короновался :lol: )Минск,Полоцк,Витебск и Мстиславль.Литва партикулярная-Вильно ,Троки(а как же Самогития :?: :lol::shock: Брест.
От так-Новогрудок-Русь,зато Брест самая что ни на есть Литва :lol: :lol: :lol:
Ох уз эти сказацники :roll:

Но согласитесь, что из обилия Русей( Литовская, Белая, Черная и др) на нашей территории
осталась только Белая. Надо же как-то было отличать русинов Киева(Корона), Полоцка (ВКЛ)
и Москвы(...затрудняюсь одним названием не ограничишься) Так что - рация есть.
Одно можно сказать что в то время полюса уже определились.
ПС Судя по всему региональное деление типа Русь, Литва, Полесье и Поднепровье было к месту и теперь.
Последний раз редактировалось skorynapiterski Чт янв 24, 2013 1:43 pm, всего редактировалось 1 раз.
skorynapiterski
 
Сообщения: 3445
Зарегистрирован: Пт апр 25, 2008 10:48 am
Откуда: Minsk

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Mihail Mitin » Чт янв 24, 2013 1:38 pm

Кот писал(а):
Кот, Вы как то все -таки определитесь со своим восприятием


Михаил, вы до сих пор, видимо, так и не смогли сменить методологию, и остались в узеньких рамках свидомии, поэтому требуется определенность от себя, а потом по шаблону и от других))) Это тупик.

От себя я же по-моему довольно внятно написал, но если не понятно, попробую еще раз.
Белая Русь несмотря на то, что было понятие меняющееся, и каждый под ним понимал лишь то, что хочет, в итоге всё же остановилось, закрепилось за определенной местностью, и стало вместо виртуала из "мемуаров"... сперва субъектом переговоров, а потом и в титул было включено, и в политическое деление страны, и этнографическая группа русских определена как белорусы и т.д.

Поэтому если брать НЕ церковных деятелей:

в 1623 жалоба в суд,
потом 1632 Старовольский,
потом переговоры о мире,
потом титул царя,
потом 1661 Мейерберг,
потому 1666 Котошихин....

Вот все таки не понятно : утверждаете, что понятие «Белая Русь» - виртуал, а приводите в доказательство доводы, по определению – физические (как Вам кажется).
Что значит «в итоге всё же остановилось, закрепилось за определенной местностью», если «мемуаристы» продолжали видеть ее в других местах ? :shock:
Давно что то не развивалось на форуме боевое знамя lietuvaitis-а (в 1623 жалоба в суд) :P
И Вы, его – подняли. В связи с данным документом, пару вопросов :
1.Про какой суд идет речь ?
2. Как данная жалоба противоречит моей теории ?
Mihail Mitin
 
Сообщения: 4594
Зарегистрирован: Вс дек 21, 2008 11:10 pm
Откуда: Минск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Mihail Mitin » Чт янв 24, 2013 1:42 pm

Media писал(а):
Mihail Mitin писал(а):Для того, что бы «иметь часть» Белой Руси необходима мелочь : иметь территорию с подобным названием. :P А история подобного названия территории – не знает, ибо это название – виртуальное, аналогичное – «Святая Русь (Россия)», т.е. ареал РПЦ.

А как Вы понимаете " иметь территорию с подобным названием" ? Как это должно выглядеть?

Мои слова шли ответом Коту на его вопрос :

Кот писал(а):Так, Михаил, Вы может внятно дадите ответ с "религиозной" точки зрения:

1.почему когда кляты москаль Тишайшай не был государем никакой "Белыя России", когда Москва даже часть этой Белой Руси не имели, …..

Смысл вопроса (утверждения) Кота состоял в том, что ТОЛЬКО с захватом ВКЛ, Алекс. Мих-ч СМОГ добавить в свой титл – «Белой Руси (России)», что является доказательством того, что какая то территория ВКЛ уже имела официальное подобное название.
Вот я и написал, что на территории ВКЛ административной единицы с подобным названием – не существовало. Ведь, для включения в титл, это, просто, необходимо быть каким то княжеством, царством и т.п. Вот по этому поводу, не мешает вспомнить выражение Августина Майерберга:
«Титул, разумеется, большой, но по Московскому обычаю в него вкралось много напрасных, ложных и независимых владений.»
Mihail Mitin
 
Сообщения: 4594
Зарегистрирован: Вс дек 21, 2008 11:10 pm
Откуда: Минск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Media » Чт янв 24, 2013 1:52 pm

Mihail Mitin писал(а):Вот я и написал, что на территории ВКЛ административной единицы с подобным названием – не существовало. Ведь, для включения в титл, это, просто, необходимо быть каким то княжеством, царством и т.п. Вот по этому поводу, не мешает вспомнить выражение Августина Майерберга:
«Титул, разумеется, большой, но по Московскому обычаю в него вкралось много напрасных, ложных и независимых владений.»

То есть, если нет в титуле написано "Белой Руси", значит её нет. Спасибо, понял.
Аватара пользователя
Media
 
Сообщения: 10197
Зарегистрирован: Ср июн 25, 2008 12:53 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение lietuvaitis » Чт янв 24, 2013 3:04 pm

psv-777 писал(а):Ну да,карта 1740г. :roll:
В пояснениях:Русь Литовская ,она же Белая-Новогрудок(это там где Миндовг княжил и короновался :lol: )Минск,Полоцк,Витебск и Мстиславль.Литва партикулярная-Вильно ,Троки(а как же Самогития :?: :lol::shock: Брест.
От так-Новогрудок-Русь,зато Брест самая что ни на есть Литва :lol: :lol: :lol:
Ох уз эти сказацники :roll:

А какая разница 1740 или 1640 г.? Карта ВКЛ. Карта с указанами территорялнами делениями, поэтому Жемайтия указано как отдельная территория.
lietuvaitis
 
Сообщения: 4173
Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 12:01 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение lietuvaitis » Чт янв 24, 2013 3:15 pm

Mihail Mitin писал(а):Давно что то не развивалось на форуме боевое знамя lietuvaitis-а (в 1623 жалоба в суд) :P
И Вы, его – подняли. В связи с данным документом, пару вопросов :
1.Про какой суд идет речь ?
2. Как данная жалоба противоречит моей теории ?

Вся ваша теория один воздушный пузир, вы хоть и стали сейчас "придерживаться" мнение, что это якобы религиозный термин. Но все это делайте с опиской, что он или создан москолями или принадлежит москалям. Совершено не замечая, что московских источников, которые его применяли к себе нет, зато ВКЛ полно, так и хочется после этого задаться вопросом, незужели такая тежолая была рука Москвы, что она уже в 1623 г. так нагнетало белорусов из Полоцка, Витебска, Минска, Могилева, что они именовали эти земли Белой Русью?
lietuvaitis
 
Сообщения: 4173
Зарегистрирован: Пт дек 29, 2006 12:01 pm

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт янв 24, 2013 4:20 pm

Mihail Mitin: «Смысл вопроса (утверждения) Кота состоял в том, что ТОЛЬКО с захватом ВКЛ, Алекс. Мих-ч СМОГ добавить в свой титл – «Белой Руси (России)», что является доказательством того, что какая то территория ВКЛ уже имела официальное подобное название.
Вот я и написал, что на территории ВКЛ административной единицы с подобным названием – не существовало. Ведь, для включения в титл, это, просто, необходимо быть каким то княжеством, царством и т.п.»


Абсолютно верно!

Взглянем на то, как были представлены земли нынешней Беларуси и нынешней Летувы на Большом гербе Российской империи. Титул императора – а далее соответствующий титулу герб.

Князь Самогитский: в золотом поле чёрный медведь с червлёными глазами и языком. Титул и герб касается территории Республики Летува четко в границах 1918-1939 гг., то есть до передачи ей нашей Виленщины.

Князь Белостокский: щит рассечён, в первом червлёном поле выходящий серебряный орёл, во втором золотом поле лазуревый всадник с мечом на чёрном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, на круглом серебряном щите всадника червлёный восьмиконечный крест. (Белосточчину, этнически и исторически беларускую землю, Сталин отдал Польше после Второй мировой войны по непонятным причинам; в Речи Посполитой Белосточчина была частью ВКЛ (с самого создания ВКЛ), а не Польского королевства.)

Великий князь Литовский: в червлёном поле серебряный всадник с мечом на серебряном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, на щите всадника восьмиконечный крест. Территория: Минщина, Гродненщина, Виленщина, Гомельщина.

Князь Полоцкий: в серебряном поле всадник в чёрном вооружении на чёрном коне, покрытом червлёным ковром с золотой каймой, держащий червлёный меч с золотой рукоятью, на серебряном щите всадника восьмиконечный крест.

Князь Витебский: в червлёном поле всадник с мечом на коне, на щите всадника восьмиконечный крест.

Кроме того, «Погоня» по сей день фигурирует как герб бывших (этнически беларуских) городов ВКЛ - Невеля, Себежа (Псковская область) и Велижа (Смоленская область) и их районов, а в Украине «Погоня» присутствует на гербе Житомирской области.

Подведем итог. В царской России (на Большом гербе Российской империи) «Погоня» означает только и конкретно этнически беларуские земли. Земля жемойтов (нынешних летувисов), то есть Ковенская губерния и она же Самогития на латыни или Жмудь по-польски, имеет другой герб – «Медведь».

Теперь по поводу предположения кота, что впервые «государь Белой Руси» якобы попало к Алексею Романову по факту его оккупации ВКЛ. Это неправда. Первым этот титул использовал Иван третий, подписывая письма в Рим во время подготовки брака с Софьей Палеолог (Карамзин их привел): великий князь Белой Руси, то есть Московии. Однако при Петре этот титул исчезает. Почему? Да потому что он означал РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛАДЕНИЕ, то есть – по московской несторианской вере – духовное при обожествлении правителя. А Петр провел церковную реформу на европейский манер и ввел слово РОССИЯ в 1721. Отпала нужда в старой формуле московских деспотов.

Что касается Алексея Романова, то при нем Белой Русью продолжала именоваться собственно Московия и захватываемые ею земли нынешней Украины и Беларуси. А термином «Великая Россия» исторически назывались земли Новгородской и Псковской Республик (а не Московия), что отражено на многих древних картах.

Ну а название «Литовская Русь» на некоторых картах в отношении Полоцка и Витебска – это такая же нелепая тарабарщина, как «Английская Германия» или «Германская Франция». Ясно, что надо как-то обозначить ПОГРАНИЧНОСТЬ территории. Но Полоцк нельзя описываться категориями Киева и Вильни – он нечто ОСОБОЕ со своей собственной древней Государственностью. При этом Полоцкое Государство не являлось Русью (не входило в Киевскую Русь, только на 70 лет было русскими-украинцами оккупировано), но зато входило в орбиту Ятвы ятвягов и других балтских народов, владело частью Латвии – что уже никакая не Русь, и выбирались там на правление вечем ятвяжские князья из нынешней Западной Беларуси (например Гинвилл и Тотвилл).

В этом плане правильно было на карте написать: КРИВА или КРИВИЯ КРИВИЧЕЙ. Их язык, кстати, Нестор не перечисляет среди «русских». Так какая они «русь»? Максимум по православной вере. Но в эпоху Реформации Полоцк стал главный центром ПРОТЕСТАНТИЗМА в Восточной Европе.

И вот я хочу спросить Летувайтиса: как главный центр ПРОТЕСТАНТИЗМА может быть какой-то «русью», пусть и «литовской»??? Разве где-то была Протестантская Русь???
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9354
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Vadim Deruzhinsky » Чт янв 24, 2013 4:39 pm

Приведу главу из своей книги «Тайны беларуской истории»

Что такое «Белая Русь»?

Многие беларуские авторы сегодня употребляют в пафосе статей о Родине термин «Белая Русь». Это словосочетание вообще активно используется – от названия водки до названия правительственного санатория РБ в Сочи. Но на самом деле термины «Беларусь» и «Белая Русь» - вовсе не тождественны, а абсолютно разные по содержанию, ибо наша территория никогда не была «Русью», а была только Литвой, а «Белой Русью» именовалась в прошлом только Московия. Видеть в слове «Беларусь» нечто как часть Руси – это то же самое, что видеть «Русь» в словах Боруссия и Пруссия: корень «Русь» в них присутствует в своем значении именно Руси, но Русью они никогда не были.

Новое название нам навязывалось с востока – в результате агрессий соседа против нас.


ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ «БЕЛАЯ РУСЬ»?

На известной карте 1507 года, которую, например, приводит беларуский историк Е.Е. Ширяев в книге «Беларусь: Русь Белая, Русь Черная и Литва в картах» (Минск, Наука и техника, 1991), про Московию сказано, что она имеет второе название «Белая Русь» (Russia Alba sive Moscovia, что означает «Белая Русь или Московия»).

Об этом старом названии Москвы прекрасно знал Карамзин. Он привел в своей «Истории государства Российского» письма, которые слал в Рим Иван III перед своим браком с униаткой Софьей Палеолог в 1472 году. Кстати, Иван III тогда обманул папу Римского, обещая с этим браком принять униатство, но остался при своей вере – тогда еще не русской и не православной, а общеордынской (Московская вера стала русской православной только при Годунове в 1589 году). Так вот в своих письмах в Рим Иван III подписывался как «князь Белой Руси». Это, напомню, был конец 1460-х – начало 1470-х годов, когда Московия еще состояла в Орде и не являлась самостоятельным государством.

Это, кстати, опровергает домыслы иных беларуских историков о том, что, дескать, термин «Белая Русь» появился потому, что эти земли не были под татарами (эта нелепость везде в школьных учебниках и энциклопедиях). Как видим, как раз ИМЕННО ОДНА «Белая Русь» и была под татарами. А первыми правителями «Белой Руси» были московские князья, а Москва – беларуским городом, московиты – беларусами. И правильно Ивана III называть беларуским князем, ибо он САМ СЕБЯ таковым и называл в переписке с Европой.

Московия на данной карте выступает не как титульное русское образование, а как некая колония большой истинной Руси-России (включающей Украину, Псков, Новгород, Тверь), обретая уточнение «Русь Белая». Именно в этом аспекте и следует искать ответ на вопрос, почему Московия названа на карте Белой Русью.

Откуда взялось вообще деление Руси по цветам белый, черный и красный? Татары Орды по своей национальной традиции именовали стороны света цветами: черный, синий, красный и белый. Соответственно сторонам света у них были названия для своих частей Орды, где Московия именовалась как Западная Орда «Белой Ордой». На момент создания карты в 1507 году (второй год правления сына Ивана III Василия III) Московия только-только обрела статус «независимой» части Орды и стала активно захватывать в Орде власть. Вполне логично предположить, что украинцы (тогда именовавшиеся русинами и Русью), видели в Московии старые владения своих киевских князей и именовали их тоже «Русью» - но для смыслового отделения эту колонию называли, как было принято, с некоей «приставкой». Какой? Такой приставкой как раз и могло быть именование Московии «Белой Русью» - ибо она была Белой Ордой на протяжении трех веков. То есть, не надо было ничего изобретать: термин «Белая» был закреплен за Московией в течение трех веков ее пребывания в Орде. В переписке с Ордой Иван III себя именовал князем «Белой Орды», в переписке с Европой – князем «Белой Руси».

С укреплением своего значения Москва раздает своим соседям цвета В ТОЧНОСТИ по национальным нормам Орды в отношении названий Орд по цветам сторон света! Не появилось у нас никаких оранжевых, зеленых, желтых и прочих Русей. А появились только с подачи Москвы Руси Белая, Красная и Черная – означающие у татар географически запад, север и юг и равнозначные аналогичным названиям Орд. Восточной Синей Руси не возникло в этом ряду просто потому, что восточнее Москвы Руси не было.

Подтверждение тому, что именно Московия, а вовсе не территория нынешней Беларуси, на протяжении всей средневековой истории называлась «Белой Русью», мы находим в книге Александра Гваньини (Alexander Gwagninus) «Описание Московии». Он родился в Италии в 1538 г., объездил всю Восточную Европу, автор многих книг. Полное название данной книги звучит так:

«Описание Московии. Полное и правдивое описание всех областей, подчиненных монарху Московии, а также описание степных татар, крепостей, важных городов и, наконец, нравов, религии и обычаев народа. Присоединены, кроме того, и добросовестно описаны важные деяния и недавняя великая тирания нынешнего монарха Московии Иоанна Васильевича».

Начинает свою книгу он так:

«Я намерен, благосклонный читатель, описать Московию и пределы ее, коими она замкнута; я полагаю, что прежде всего надлежит мне рассказать, откуда берет она свое наименование. Это – некая область в центре Белой (как называют там) Руссии, лежащая на северо-востоке, от которой получают наименование Московии и все прочие области Руссии, лежащие вокруг (хотя и названные совершенно различными именами); жители их на местном языке называются московитами, и сам монарх областей Руссии именуется великим князем Московии. Далее, московиты были вначале малым и незначительным народом русских, но теперь уже благодаря прибавлению многих государств к Руссии, частично присоединенных на правах законного наследования, частично подчиненных силой или хитростью, она начала сильно расти за счет завоеванных и захваченных областей соседних народов, так что может считаться обширнейшей державой».

Как видим, с первых строк книги автор указывает, что Москва – центр Белой Руси, а также Белой Русью являются далее им перечисляемые «области вокруг» в лице Пермии, Мордовии, Рязани-Эрзя, Суздаля – и прочие все финские территории ныне Центральной России. То есть, это и есть – в понимании московитов того времени – Белая Русь.

Современные российские переводчики книги на русский язык тут нашли – вполне верно – явное несовпадение с нынешним пониманием термина «Белая Русь» и потому поспешили дать такой пространный комментарий к этому абзацу:

«Гваньини под Белой Руссией понимает западно-русские, прежде всего смоленские, земли Московского государства».

Что является ложью: любой из нас умеет читать и видит у автора – тот конкретно называет Москву лежащей В ЦЕНТРЕ Белой Руси. Зачем же перевирать автора, навязывая ему под понятием «Белая Русь» Смоленск, про который он, кстати, дальше пишет, что тот как раз не является «Белой Русью», а только захвачен у Литвы?

Но самое замечательное в том, что любые обвинения Гваньини в «незнании», что такое Белая Русь, – просто смехотворны. Дело в том, что он в третьей четверти XVI века служил в армии ВКЛ, участвовал в войнах с Московией и был КОМЕНДАНТОМ ВИТЕБСКА. Обращаю особо внимание: являясь комендантом Витебска, он при этом не считал его беларуским и лежащим в Белой Руси – даже намека на такое понимание тогда не было ни у него, ни у жителей Витебска. То есть, в XVI веке земли нынешней Беларуси никто не считал «Белой Русью», это название относилось только к Московии.

Далее в комментарии:

«Название встречалось как у его предшественников (Амброджо Контарини - gran Rossia bianca, Матвея Меховского - alba Russia), так и у поздних авторов. Е. Е. Замысловский пишет: "У Мюнстера в описании Руссии находим и название Alba Russia - область близ Танаиса и Меотийских болот, подвластную великому князю московскому. Иовий всю Московию называет Белой Руссией. А Фра-Мауро, подразделяя всю Руссию на Белую, Черную и Червонную (Russia bianca, negra, rossa), замечает, что "это различие не имеет иной причины, как ту, что часть России по ею сторону Белого моря называется Белою, другая, что по ту сторону реки Черной, называется Черною, а та, что по ту сторону реки Червонной, называется Червонною". Предполагается, что под именем Белого моря Фра-Мауро разумел Байкальское озеро. На карте его встречается также название Великой России" (Замысловский Е. Е. Описание Литвы, Самогитии, Руссии и Московии - Себастиана Мюнстера. - ЖМНП, 1880, № 9Е. С. 75-76)».

Тут тоже нагромождение нелепиц (типа «предполагается, что Белое море – Байкал»), призванных скрыть конкретику сообщаемого: что ВСЕ древние авторы, писавшие о Московии, называли ее Белой Русью. Это нынешние российские комментаторы (как и советские) находили только «казусом», оставляя без объяснения. Но что же это за «казус» (ошибка или заблуждение, подмена понятий), если сами правители Московии себя именовали «князьями Белой Руси»?

Далее в книге Гваньини пишет:

«Московия, по-местному называемая Москвой, обширнейший город, столица и метрополия всей Белой Руссии, подвластной великому князю московитов, вместе с областью или княжеством получила название от протекающей здесь местной реки, называемой Москвою».

Так при чем тут Смоленск? Автор ясно указывает: Москва – «столица и метрополия всей Белой Руссии». Какие еще могут быть «разночтения»?


СМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

А теперь давайте обратим внимание на странную судьбу фигурирования термина «Белая Русь» в титулах московских правителей. Вначале в их титулах эта «Белая Русь» активно присутствует (например, в титулах Ивана III – освободившегося от Орды и ранее равно называвшегося в Орде «князем Белой Орды», затем Василия III, Ивана IV Грозного, Бориса Годунова и далее в титулах первых Романовых).

А дальше ЗАГАДКА: термин «самодержец Белой Руси» исчезает у Петра I, а вместо него появляется «самодержец России». Но ответ очевиден: усилиями Петра Московия – Белая Русь меняет свое название на «Россия». И с этой поры вплоть до Николая II (до краха царизма в феврале 1917 года) в титулах царей России больше нет упоминания, что они «самодержцы Белой Руси», хотя остаются в них самодержцами Малой Руси и Великой (новгородской). Термин сей замен на термин «российский самодержец». А что касается территории нынешней Беларуси, то она, например, в титуле Николая II названа в двух частях: Восточная Беларусь – «князь Витебский», а вся Центральная и Западная Беларусь – «Великий князь Литовский» (для нынешней Республики Летува у него был титул «князь Самогитский»).

Подчеркиваю: никакой «Белой Руси» со времен Петра I в титулах российских монархов БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО.

В книге Гваньини:

«Преимущественно, ввозятся в Московию из Литвы, Руссии и Польши, а также купцами других стран следующие товары: сукно всякого сорта и цвета, шелк и шелковые одежды, затканные золотом или серебром, драгоценные камни, золотые нитки, жемчуг и всякого рода драгоценные металлы».

Тот факт, что авторы прошлого ЧЕТКО разделяли настоящую Русь (Украину) от вовсе не Руси – Московии, конечно, крайне раздражает нынешних российских историков. Ведь именно под царским давлением России исконная Русь поменяла свое название на «Окраина». И комментаторы и тут нашли нужным «вставить свое»:

«Названия Московия и Руссия могут быть неравнозначны; Матвей Меховский (1457-1523), польский историк и географ, например, различает их особенно четко: Руссия - страна, восточный край которой прилегает к реке Танаису и Меотийским болотам, т.е. юго-западная Россия; Московия – земли к северо-востоку от Дона и Азова».

Что значит «могут быть неравнозначны»? Они и были тогда абсолютно разными по значению. Подмена исторических понятий произошла значительно позже, только в период всевластия в Восточной Европе Российской империи, а вот в то время Александр Гваньини, считавшийся главным экспертом для Запада по Восточной Европе, совершенно верно и четко показывал существовавшие тут реалии.

Его другая книга, изданная в Кракове в 1578 г. на латыни, называется «Sarmatiae Europeae descriptio, quae regnum Poloniae, Letyaniam, Samogitiam, Russiam, Massoviam, Prussian, Pomeraniam, Livoniam, et Moschoviae, Tartariaeque partem complectitur». Один перевод ее названия уже одиозно разрушает все «карточные дома» ложных исторических оценок, построенных российским великодержавием.

Переведем:

«Самогития Европейская, что включает королевства Польское, Литовское, Самогитское, Русское, Мазовецкое, Прусское, Померанское, Ливонское и также Московию с частично Тартарией»

Раскроем содержание этой географии Восточной Европы. В данной книге-энциклопедии Польша – это нынешняя Малая Польша (столица Краков), Литва – нынешняя Республика Беларусь (тогда имевшая столицу в Вильно), Самогития – нынешняя Республика Летува жемойтов и аукштайтов (столицу в то время не могу назвать – какой-то их небольшой городок, ибо Вильно и Ковно этнически относились к беларусам-литвинам). Русь – нынешняя Украина (столицы Руси в то время – Киев и Львов), Мазовия – ныне Великая Польша (столица Варшава), Пруссия – столица Королевец (переименованная в полной кальке на немецкий как Кенигсберг), Померанское королевство – государство славян Полабья и западных балтов Поморья (главный город – Старгород, ныне Ольденбург, плюс остров Руген-Русин, населенный русинами), Ливония – ныне Латвия (столица Рига), Московия – ныне Россия (столица Москва), Тартатрия – ныне тоже Россия (захваченные Московией у Орды все ее земли).

Как видим, большинство существовавших в то время геополитических центров Восточной Европы ныне совершенно изменили свой облик: Мазовия стала Польшей, Самогития невесть почему считается «Литвой», а сама наша Литва – вдруг «Беларусью», Русь стала «Украиной», а Московия и Тартария – «Россией». Если бы Александр Гваньини неким чудесным образом перенесся бы в наше время, то не поверил бы своим глазам – и посчитал, что все у нас стало с ног на голову. Во всяком случае, являясь комендантом Витебска, он и вообразить не мог, что этот литовский город кто-то вздумает называть «беларуским» - это казалось тогда совершеннейшей дикостью.

Вот хотя бы один – но весьма для нас важный вопрос. Что считать Литвой? Во всех своих книгах Гваньини указывает: литовцы – это славянский этнос, они говорят на славянском языке – в отличие от живущих их севернее жемойтов и аукштайтов, которые говорят не на литовском языке, а на своем, родственном языку Ливонии. Но сегодня, как мы знаем, жемойты и аукштайты Республики Летува как раз иное нашли: что их жемойтско-аукштайтский язык якобы и является «литовским языком», хотя что в нем «славянского» - вот вопрос.
Эта проблема вполне ясно понимается и российскими комментаторами к книге Гваньини. Например, вот автор писал:

«Слово czar в русском языке означает «царь» (rex), а czarstvo - «царство» (regnum), и этим наименованием московиты называют своего государя: «царь всей Руссии». Прочие же славяне, как например, поляки, богемцы, ЛИТОВЦЫ и другие, язык которых отличается от русского, называют царя другим именем, именно, «кроль» или «король», или «краль», а именем czar, как они считают, называется только император».

Тут, конечно, сразу бросается в глаза: «Прочие же славяне, как например, поляки, богемцы, ЛИТОВЦЫ…» Российские комментаторы только и нашли, что сказать:

«Странное отнесение литовцев к славянам встречается и у других иностранцев, писавших о России, например, у Горсея, который считал, что литовский язык близко подходит к славянскому, и назвал последний самым богатым и изящным в мире».

Но, простите, тут речь у авторов идет именно о беларуском языке, который они в эпоху Литвы и называли литовским. И что тут «странного» в отнесении литовцев к славянам, если в книге 1578 г. Гваньини среди субъектов Восточной Европы называет наш нынешний этнос беларусов – Литвой, а нынешний этнос Республики Летува – самогитами (жемойтами)?

У Гваньини литовцы – это именно и конкретно только нынешние беларусы. Вот, например, типичная цитата из его книги о Московии:

«Когда литовцы неожиданно захватили весьма могучую крепость, называемую НА ИХ ЯЗЫКЕ Борском…»

Хочется спросить: это где же ныне в языке Летувы Борск может называться Борском? В их языке он обязательно должен иметь «-ис» или «-ас» на конце. Да и исторически понятно, что Борск захватывали хоругви нынешней Беларуси, а вовсе не хоругви с Жемойтии или Аукштайтии. При этом Гваньини пишет об этом как УЧАСТНИК событий – ибо сам воевал в войсках ВКЛ, при этом своих собратьев по оружию – нынешних беларусов – называл этнически именно ЛИТОВЦАМИ, а вовсе не беларусами из Москвы: наши предки как раз и воевали с «белорусцами-московитами».

Но вернемся к термину «Белая Русь». В конце книги Гваньини снова повторяет:

«Иные также называют государя Московии белым Цезарем (Caesar), в особенности его подданные, то есть царем или императором белой Руссии. Ведь как было сказано выше, Руссия, подчиненная московскому князю, называется белой, а та, которой правит король польский (хотя он владеет и частью белой), называется черной Руссией. Я полагаю, что государь московский потому называется белым царем, что жители всех областей, подчиненных его власти, большей частью носят белые одежды и шапки».

Конечно, эта мысль Гваньини насчет одежд и шапок кажется несерьезной. Объяснение насчет Черной Руси как «польской» относится – тут нет никаких сомнений – именно и только к Руси Галицкой и Волынской (то есть Красной, которую на иных картах именуют как раз Черной). Именно эта Русь не входила в состав ВКЛ и входила в состав Польши. А упоминание о том, что польский король владеет и частью белой Руссии, я бы все-таки относил не к Смоленску, как это делают комментаторы, а к другим территориям, которые входили тогда в состав ВКЛ: скорее всего тут подразумевались Чернигов и Новгород-Северский. Книга «Описание Московии» была издана в 1578 году, через 9 лет после создания союзного беларуско-польского государства Речь Посполитая, и именно о восточных территориях ВКЛ, спорных с Московией, и говорит автор – а вовсе не о землях нынешней Беларуси. Например, Витебск Гваньини четко и конкретно именует только Литвой, в нем живут литовцы, которые говорят на своем литовском (то есть беларуском) славянском языке.

В рамках своих пространных объяснений российские комментаторы и тут нашли нужным вставить «свое слово» в спорный момент:

«Рассуждение о причине наименования "белый царь" взято у Герберштейна и, очевидно, фантастично, но, во всяком случае, более реально, чем объяснение Флетчера: "В 1059 г. на венгерском престоле сидел некий Бела (это же имя имели и некоторые другие венгерские короли), от него и называется "белым" царский дом в России, тем более, что царь Иван Васильевич считал своими предками не русских, а германцев; русские же полагают, что венгры – часть германского народа" (Дж. Флетчер. О государстве русском. СПб., 1905. С. 12- 13)».

Действительно, странно. Но вот тот факт, что Иван Грозный находил предками московитов вовсе не славян, а венгров, – вполне ясен. Ибо сами нынешние русские (то есть московиты) – это и есть славянизированные финно-угры, и поэтому понятны устремления Орды тюрок и финно-угров в Венгрию (куда мигрировали с Волги народы угров и булгары), а затем и Москвы как наследницы Орды на ее власть.

Ошибкой, конечно, было в то время (когда еще не было лингвистического анализа) считать угров предками германцев – но вот Иван Грозный был в плену этой ошибки. Однако определение Московии как этнически вовсе не славянского государства – а именно финно-угорского – было верным. Москва к славянам никакого отношения никогда не имела: это страна окающих финнов, и само ее название – чисто финское, от народа мокша (самоназвание Moks). Финские самоназвание Moks с прибавкой Va (вода) дали название реки этого этноса – Моксва, от чего и стал называться город Москва (в языке киевлян сочетание «кс» было трудноговоримым и заменилось на привычное «ск»).

Но тут на другое обращаю внимание: российские комментаторы и здесь находят, что «Рассуждение о причине наименования "белый царь" взято у Герберштейна и, очевидно, фантастично». Что же тут «фантастичного», если Карамзин приводит документы, которые Иван III подписывает титулом «князь Белой Руси»? И самое непонятное: с чего это все средневековые авторы, писавшие о Московии как о Белой Руси, вдруг считаются российскими комментаторами «фантастами»? Зачем им надо было этой «фантастикой» заниматься? В чем смысл?

Да, видимо, только в том, что они, несчастные, никак не могли знать, что в 1840 году царизм, озабоченный постоянными восстаниями литвинов, решит их переименовать в «белорусов». Конечно, после такого «эпохального события» все факты о том, что беларусами в прошлом именовались вовсе не беларусы, а только одни московиты, - кажутся «странными» или «фантастическими». То есть, московские историки сегодня очень хотят видеть всю средневековую историческую литературу «фантастикой».

Однако вот ведь по-настоящему странно: согласно самим же оценкам всех российских историков, Александр Гваньини не ошибся ни в одном факте относительно того, что тогда происходило в Московии. Но только одно они называют «фантастикой»: когда Гваньини пишет о Московии как метрополии Белой Руси, когда он называет Московию государством вне исконной Руси (ныне Украины) и когда он называет литовцев (беларусов) славянами, а их Литву – славянским государством. Это потому в нынешней России и не признается, что противоречит ее выдуманным великодержавным концепциям – и о себе, и о своих соседях. Мол, «фантастика» вовсе не то, что они в царизме выдумали, а то, что было реальностью во время Александра Гваньини.

Но, полагаю, фантастами являются вовсе не средневековые авторы, а нынешние их комментаторы, которые не хотят в упор признавать то, что было основой представлений в то время.


ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Московию называли «Белой Русью» все историки того времени – при этом ни в коей мере не относя это название к землям нынешней Беларуси. Вот еще несколько примеров.

Амброджо Контарини (1474-1477) в книге «Путешествие в Персию» говорит об Иване III как о великом князе «Великой Белой Руси», il duca Zuane, signer della gran Rossia Bianca:

«Итак, 26 сентября 1476 г. мы, с пением молитвы «Тебе бога хвалим» и вознося благодарения Богу, который избавил нас от множества бед и опасностей, вступили в город Москву, принадлежащий великому князю Иоанну, властителю Великой Белой Руси».

Франческо да Колло в книге «Доношение о Московии» (1518-1519) писал уже о сыне Иване III – Василии III (отце Ивана Грозного):

«Престол сего великого Господина Василия, императора и Государя всея Руси и великого Князя находится в городе Московии, окружность которого – три с половиной лиги…. Имеет сей князь под господством и полною властью своею одну и другую Русь целиком, то есть черную и белую, кои суть царства громаднейшие. Черная, которая именуется Русью Королевской, почти непрерывно ведет войну против Южной Ливонии и весьма часто ведет сражения на замерзшем море. Белая же Русь ведет войну против Ливонии Северной и весьма часто сражается в северном Ливонском море, иногда же на озере Пейбус (Чудское озеро), замерзающем со стороны сей Белой Руси. И одна и другая Русь вместе ведут войну против Короля Польского и Великого Герцога Литовского и против Самогитов, Прусов и Курляндцев».

Как видим, тут Белая Русь – сама Московия, а Черная Русь – Псковское государство. Что замечательно наглядно изображено на знаменитой карте Олафа Магнуса «Carta Marina» (более известной изображениями всяких диковинных морских чудовищ в левой ее части). В правой нижней части обозначены две половины Московии – Руссия Белая (на территории нынешней Ленинградской области) и Руссия черная (точно в районе Пскова). Вся нынешняя Беларусь на карте названа Литвой, а нынешняя Республика Летвува – Самогитией (Жемойтией).

Климент Адамс в книге «Английское путешествие к московитам» (1553 г.) сразу указывает:

«Московия, называемая и Белою Русью, есть обширнейшая страна».

Эти цитаты можно продолжать и дальше. Казалось бы – все ясно: Белая Русь – это и есть сама Московия, и сей термин к нынешней Беларуси никакого отношения не имеет. Нет же – историки все равно пытаются доказать обратное.

В какой-то мере можно простить, когда советские историки находили, что «к Руси в XVI веке» относили на территории нынешней Беларуси ее восточные области. На самом деле, как мы выше убедились, НИ В ОДНОМ документе той эпохи территории нынешней восточной Беларуси не называются «Белой Русью», а термин сей касается только Московии. Нет же, где-то выцарапали тот факт, что в привилее короля Стефана Батория рижским купцам от 1581 года «Белая Русь» фигурирует как название одной из провинций Речи Посполитой (наряду с Литвой, Жемойтией и пр.). Однако где доказательства, что это имеет хоть какое-то отношение к землям нынешней Беларуси? Наоборот, содержание документа выдает, что речь идет именно об этнических землях МОСКОВИТОВ, то есть финно-угров Московии, захваченных у Москвы. Напомню, что в то время спорными считались все земли Московии, ранее входившие в состав ВКЛ – до Можайска.

Советских историков можно понять – им надо было как-то обосновать власть Москвы над нашей страной, обосновать власть метрополии над колонией в рамках российского и потом советского колониализма. Но именно поэтому совершенно чудовищным видится уже у современных беларуских историков (вовсе не промосковских, а патриотов Отечества) повторение этого же нелепого мифа – да еще и с попытками его «обосновать».

Вот, например, что пишет известнейший современный беларуский историк, имя которого не называю из-за своих симпатий к нему:

«Появилось и название «беларусцы». Так называли себя жители этнической Беларуси с конца XVI в.: «литвин беларусец Ошмянского повета», «литовка беларуска Мстиславского повета», «беларусец Лидского повета», «витебчанин беларусец посадский человек» и т.д. Слова «литвин», «литовский» означали тут принадлежность к государству, а «беларусец – этно-религиозное самоопределение».

Уважаемый историк стал жертвой самой наивной ошибки: он полагает, что термин «Белая Русь» якобы относится только к ныне беларуским землям (игнорируя тот факт, что он является синонимом Московии и московитов-беларусцев). А потому первые эпизодические упоминания в летописях ВКЛ термина «беларусец» - он относит именно к якобы «зарождению нашего самоназвания беларусы». Что является непростительной научной ошибкой, ибо под самоназванием «беларусец» тогда в документах ВКЛ именовались вовсе не беларусы, а БЕЖЕНЦЫ из Московии, из настоящей Белой Руси. Коих было тогда, кстати, огромное количество: крестьяне Московии – Белой Руси – беларусцы массово бежали из Московии в ВКЛ, где не было кровожадного крепостного права.

Доказать ошибку историка не составляет никакого труда: в хорошо известных московских списках сотен тысяч плененных беларусов в войнах с Московией (главным образом – в войне 1654-1667 гг.) ВСЕ ДО ОДНОГО беларусы (с нашими именами и фамилиями на «-ич») именуются только как ЛИТВИНЫ, и нет в этих списках НИ ОДНОГО беларусца. Потому что «беларусец» в то время – это и есть московит (или принявший московскую веру человек).

Поэтому те выписки, которые приводит историк (типа «витебчанин беларусец посадский человек»), касаются только московитов, поселившихся у нас, и тогда синонимами были слова «московит» и «беларусец». Что, кстати, можно увидеть и в произведениях Симеона Полоцкого, который часто название «московиты» заменяет равным по его смыслу «беларусцы».

Что же касается нашего народа, то вот факт – даже в 1950 годах этнографы, опрашивая крестьян Минской области (тогда это 70% населения области), нашли, что НИКТО тут не называет себя «беларусами»: были только два ответа – литвин или тутейший (местный). Так что уж заикаться о далеком XVI веке, видя там «ростки самоназвания беларусец»?

Не было такого.

И самое интересное – с середины XVII века термин «беларусец» не имел ЭТНИЧЕСКОГО содержания московита, а означал уже коллаборациониста, принявшего московскую веру и присягнувшего московскому богоцарю. Например, в войне 1654-67 гг. «беларусцами» называли всех подряд: литвинов, жемойтов, украинцев, евреев и поляков – а стоило им отказаться от московской веры и вернуться к своей, как они и переставали именоваться Москвой «беларусцами».
Аватара пользователя
Vadim Deruzhinsky
Модератор
 
Сообщения: 9354
Зарегистрирован: Вс дек 24, 2006 8:15 pm
Откуда: Минск

Re: Chronicon Russiae Albae

Сообщение Mihail Mitin » Чт янв 24, 2013 9:35 pm

Кот писал(а):
1.Про какой суд идет речь ?


Про жалобу Лаврентия не помню имени.. от 1623 года, из сборника "из истории философской мысли беларуси".. как-то так.. кароч документ из сборника документов... Там человек жаловался на притеснение, и перечислял где оно происходит.. Была там и белая русь с указанием городов внутри: по-моему витебск, орша, полоцк, мстиславль и т.д.
Вспомнили? Я могу найти конечно, если не помните.
2. Как данная жалоба противоречит моей теории ?


А я так и не понял, признаюсь, в чем фишка "теории"? Противоречит она не теории, а попытке локализовать белую русь исключительно к примеру в Москве... Особенно в это время (ведь в 1637 Афанасию она почудилась в Москве)... И противоречит она взгляду о том, что белая русь не могло употребляться в политическом, территориальном смысле а якобы только в "религиозном". Это непосредственно следует из "однородных членов предолжения" в жалобе

Где я пытаюсь «локализовать белую русь исключительно к примеру в Москве…» ?
Пытаетесь «канать» под Lietuvaitis-а ? Это его «фишка», может и засудить Вас за нарушение авторских прав на шулерство. :roll: :lol:
Документ то я помню : Lietuvaitis с ним долго носился по форуму.
Поэтому и спросил у Вас. У Вас КОНКРЕТНЫЙ (а не отписка) ответ есть ? Так в чем моя ошибка (неправота и т.д.) ?

Кот писал(а):От она радимая (1623):

Изображение

Найдите 10 отличий от старовольской локализации, как говорицца...

Десять отличий не нашел, ограничился одним :
Изображение
Синим – по жалобе
Синий + красный – по Старовольскому.
:shock:
Mihail Mitin
 
Сообщения: 4594
Зарегистрирован: Вс дек 21, 2008 11:10 pm
Откуда: Минск

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

cron