Еще когда в 1970 году я начала собирать материал для книги «Жаворонки над Хатынью», была удивлена, - говорит Елена КОБЕЦ-ФИЛИМОНОВА. - Жители близлежащих деревень боялись говорить о трагедии всю правду.
От старшего научного сотрудника Музея истории Великой Отечественной войны Аллы Ванькевич я узнала, что Иосифа Каминского во время сожжения Хатыни в деревне не было. Того самого Каминского, который, по официальной версии, был единственным из хатынцев, кто чудом спасся из охваченного пламенем сарая. Именно он, держащий на руках убитого сына, стал прототипом скульптурной композиции «Непокоренный человек».
После трагедии он поселился в соседней деревне Козыри, женился во второй раз. При встрече с ним я надеялась, что он мне расскажет правду о событиях тех дней, но жена его все время его контролировала, не давала и рта раскрыть. И все-таки кое-что он мне рассказал. Например, о том, что партизаны, придя в деревню, заставили его зарезать овцу.
- Я iм нiколi не дарую за авечку! - сказал он мне. - Немцы нiчога у нас не забiралi, а партызаны забiралi!
А из рассказа партизан я уже знала, что Каминский за день до пожара отпросился в лес за хворостом, чтобы осмолить овцу. Как пошел, так и не пришел. Если бы признали, что Каминский во время карательной акции не был в деревне, то пришлось бы рассказывать и о партизанах. А конфликт партизан с местными жителями советская идеология категорически отрицала.
Алла Ванькевич писала о Каминском в 1993 году в «Народной газете»:
- … Каминский возвратился в пылающую деревню, когда каратели уже отъезжали. Увидев бегущего человека, они послали вдогонку автоматную очередь. Раненый в руку Каминский упал. Каратели не пожелали удостовериться в его гибели, уехали.
Однако, Елена Кобец-Филимонова после опроса жителей соседних деревень убеждена в том, что Каминский вернулся в Хатынь на другой день после пожара.
Работая над темой Хатыни, я обратилась к архивным документам Института истории партии при ЦК КПБ, - продолжает писательница. - Но там меня сразу предупредили, чтобы я не писала о том, что в Хатыни были партизаны. По указанию центра партизаны не должны были останавливаться в деревнях, чтобы не подвергать опасности мирных жителей. Но они остановились в деревне и навлекли беду на Хатынь. Сначала устроили засаду на дороге, возле которой работали лесорубы из деревни Козыри. После боя немцы этих людей расстреляли. А партизаны ушли в Хатынь. По их следам в деревню и пришли каратели. В беседах со мной партизаны из бригады «Народные мстители» не отрицали, что в трагедии есть и их вина.
Из хатынцев, которых немцы жгли в сарае, выжили шесть человек, - говорит Елена Кобец-Филимонова. - Одним из них был Антон Барановский. 22 марта 1943 года ему было 12 лет. Мальчишке удалось выбежать из сарая, он был ранен в ногу. Барановский никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни. Открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев сжигавших людей. Но в 1969 году, спустя пять месяцев после открытия мемориального комплекса, Антон погиб при загадочных обстоятельствах. Антону Барановскому устроили вторую Хатынь, из которой он спастись уже не смог.
В последний месяц своей жизни он работал в Оренбурге. Ночью барак, в котором он жил, загорелся именно со стороны его комнаты. Антон умер от удушья.
Как видим даннная писательница и не скрывает,что тогда на нее давило КГБ.Так же у нее небыло НИКАКИХ сомнений,что жителей сожгли нацисты.