Вернемся к сути открытой темы.
Kryviec: «А таксама варта чарговым разам нагадаць, што беларуская гісторыя і традыцыя нібы тое карэнне пераплятаецца з літоўскай, іх немагчыма падзяліць, не пашкодзіўшы жыццёвага суладдзя першапачаткаў. Са старога літоўскага дуба ападае лісце і жалуды, з іх узрастае і беларускае дрэва, камель якога ўжо іншы, ён па-свойму прадзіраецца ў неба. Але ўсё адно растуць і ўзнаўляюцца пад тутэйшым небам дубы, ствараючы разам святы гай. Літва ёсць гэткай супольнай святыняй, а ўсе, хто яе шануе — літвіны».
Переведу эту концепцию на русский язык для небеларуских форумчан: Kryviec постулирует, что литвины – это равно беларусы и жемойты, а Литва – это вместе Беларусь и Жемойтия.
Эту концепцию выдумал вовсе не Kryviec (он же Аляксей Дзермант,
http://kryuja.org/), а еще Вацлав Устинович Ластовский, автор первой книги по истории Беларуси – «Короткой истории Беларуси» (Вильно, 1910).
Да, в этом концепте есть своя логика и суть: возвернуть былое единство (как было в ВКЛ) нас и жемойтов. Но есть и «перегибы». Во-первых, в ВКЛ Жмудь была только туземной колонией Литвы (а суть ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭТНОСА ЛИТВЫ составляли мы, а не жемойты). Во-вторых, с 1918 года Республика Летува (не имея в своем составе даже Вильни) своровала у нас не только название «Литва» (что пусть дискуссионно) – но НАШ ГЕРБ «Погоня», хотя ее исторический герб – «Медведь».
Это уже недружественный шаг, а еще более недружественным является коллаборационизм с великодержавными концепциями Москвы, в которых все наследие исторической Литвы передается одним жемойтам. А литвины-беларусы опущены раком в позу «младшего брата» московитов. Что сегодня у нас на Форуме активно защищает Летувайтис и другие его жемойтские коллеги.
В таком свете концепт Аляксея Дзерманта кажется оторванным от реалий не просто дня, а всего ХХ века (был актуален только в дореволюционные времена в концепциях В.У. Ластовского, который считал невозможным существование необъединенных в одну страну Жемойтии и Беларуси, сия утопия тогда воплотилась у Ленина в лице мертворожденной Республики ЛитБел).
На мой взгляд, вся история ХХ века и суверенного существования государства Жмуди под украденным названием «Республика Летува» (хотя это полностью в своих границах – Княжество Самогития) – опровергает эти утопии Ластовского и его последователя Дзерманта.
Сия «Республика Летува» не явила никаких потуг мыслить КАТЕГОРИЯМИ ЛИТВЫ, то есть ВКЛ. Никаких потуг быть центром для беларусов-литвинов, никаких потуг возродить ВКЛ как самую большую и самую мощную в течение веков страну в Восточной Европе. А самих литвинов-беларусов (бывшую титульную нацию ВКЛ, составлявшую 90% ее населения) – жмуды с вожделением отдали царизму для его этнических экспериментов, а потом – ЦК КПСС. Почему?
Да потому что сия Жмудь – никогда не была Литвой, а была только туземной колонией Литвы – колонией ИНОРОДЦЕВ, подчеркиваю, по отношению к Литве. Как бы она сегодня «Литвой» ни называлась – она есть только туземная Жмудь (по-польски в Речи Посполитой), Жемойтия (в ВКЛ), Самогития (на латинском). А никакая ни Литва – ибо имеет не более отношения к славной истории Литвы, чем «ромеи» цыгане к истории Великого Рима.
Я это убедительно доказал в своей книге «Тайны беларуской истории», которую Аляксей Дзермант (ник Kryviec) стал чернить на своих сайтах, так ее и не прочитав: на сайте ARCHE поместил заметку «Дзеружынскі дастаўляе» с подзаголовком «Думка пра новую кнігу журналіста Вадзім Дзеружынскага "Тайны беларуской истории"», где написал:
«Калі чытаеш гэтага журналіста, не ведаеш, ці то смяяцца, ці то плакаць. Маё стаўленне да яго - дужа неадназначанае. З аднаго боку ён нібы таран прабівае нейкую сцяну ў свядомасці беларусаў. Але потым у гэты пралом ліецца ўсё што заўгодна, у тым ліку проста псеўдагістарычныя памыі. Напэўна, такая пісаніна патрэбная, камусці нават яна пойдзе на карысць».
Как оказалось, моя книга разбивает не только идеи западнорусизма и полонизма, но и концепт про «литовское единство жемойтов и беларусов» (то есть концепт Аляксея Дзерманта). Могу только посочувствовать этому разочарованию: сей концепт давно, с 1920-х, показал свою полную ошибочность, что доказала вся наша история века. Этот концепт – заблуждение Ластовского. Причем, он от него во многом отошел перед своей смертью, будучи одним из руководителей Академии Наук БССР (расстрелян в застенках НКВД в 1938 году).